Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 18:58, реферат
Одной из отличительных способностей преуспевающего бизнесмена является умение создавать (генерировать) новые идеи бизнеса. Однако термин «новизна» имеет спорный характер. Обратимся к классификации, разработанной Г.С.Альтшуллером, основателем науки – Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). В его книге [3] предложено пять уровней задач:
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Методы генерации идей ……………………………………………………6
1.1. Метод аналогий……………………………………………………………6
1.2. Морфологический ящик……………………………………………………..7
1.3. Оператор РВС………………………………………………………………..9
1.4. Мозговая атака…………………………………………………………….10
2. Технология творчества - ТРИЗ…………………………………………….10
3. Комплексный подход и экраны мышления…………………………….16
4. Базы идей……………………………………………………………………19
4.1. 1000 идей для бизнеса……………………………………………………19
4.2. Контрольные вопросы и контрольные списки……………………….19
4.3. Интернет – кладовая идей……………………………………………..20
4.4. Информационные брокеры……………………………………………20
5. Бизнес-мышление…………………………………………………………20
5.1. «Найти потребность»…………………………………………………..20
5.2. Создание потребностей……………………………………………...23
6. Защита авторских прав…………………………………………………..25
7. Как стать гениальным?…………………………………………………..26
8. Проблемы бизнес - идей………………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………..30
Список использованных источников………………………………………32
Приложения …………………………………………………………………34
Основатель этого метода – американский астроном Фриц Цвикки.
Сущность этого метода заключается в построении многомерных таблиц (морфологических ящиков), в которых осями берутся основные показатели данной совокупности объектов [1, с.52].
При морфологическом методе – до выбора – нужно построить многомерную таблицу, на одной оси которой надо отложить одни показатели (внешний вид: длина, толщина и т.д.), на другой оси – химический состав (дерево, железо, стекло и т.д.), на третьей – другие показатели. Такой ящик охватит почти все мыслимые комбинации. Их может быть тысячи и миллионы, в зависимости от количества осей. В этом один из главных недостатков морфологического метода. Наиболее эффективно применение этого метода при решении задач общего плана (проектирование новых машин, решений).
Задача. Придумать новые свойства для карандаша и стиральной резинки, чтобы эта продукция была бы новой или оригинальной.
Берем карандаш. Запишем три основных его свойства: твердый, деревянный, длинный.
Берем стиральную резинку. Запишем три основных ее свойства: мягкая, маленькая, гибкая.
Теперь заполняем таблицу 1.
Таблица 1
Морфологический ящик
Карандаш
Стиральная резинка Твердый
Мягкая мягкая - твердый мягкая - деревянный мягкая - длинный
Маленькая маленькая - твердый маленькая - деревянный маленькая - длинный
Гибкая гибкая -
твердый гибкая - деревянный гибкий - длинный
Получилось девять вариантов. Какие могут быть бизнес - идеи?
1. Карандаш –
резинка. С одной стороны
2. Резинка стиральная
очень мягкая и очень твердая
(два вида резинок –
3. Мягкий –
твердый карандаш. Мягкость и
твердость стержня (набор
4. Мягкая резинка сделанная под цвет дерева (дизайн).
5. Очень длинная
мягкая резинка (для особо
6. Очень маленькая резинка (одноразовая).
7. Очень маленький карандаш (карманный).
8. Стиральная резинка диаметром и длиной с карандаш.
9. Карандаш, который легко гнется, но не ломается (для детей).
Мы получили девять идей, которые используются или можно использовать для получения прибыли.
Размеры данной матрицы могут быть 3х3, 4х4, 5х5 и т.д. Можно взять третий объект для анализа и его свойства, тогда получится матрица размерами: 3х3х3, 4х4х4, 5х5х5 и так далее.
Приведем пример использования морфологического анализа в рекламе. Данный пример рассматривался на семинаре Викентьева И.Л. «Рекламные кампании и акции PR», проходивший 22-24 марта 2002 г. в Москве.
Задача –
придумать новый рекламный
Алгоритм работы:
1. Взять систему для совершенствования.
2. Назвать два – три основных параметра и выразить понятия (менее очевидные): чем ощущается, форма, материал.
3. Обман сознания. Какие бывают формы, чувства, материалы?
Материал: жидкость, силикон, нефть, навоз.
Ощущения: тактильные, нос, вкус, интуиция, равновесие.
Форма: мёбиус, аморфные, многомерные, облако.
4. Выбираем произвольные формы.
Возникли интересные идеи:
Компаунд – к полу слегка приклеиваются ноги посетителей возле стенда.
Баллоны с потолка – в виде лабиринта (на баллонах надписи).
Елочка – иллюзия продирания сквозь ветки.
Лента Мёбиуса в виде треугольника, квадрата.
Сформулируем выводы.
1. Метод морфологического
ящика прост и надежен, легко
программируемый, но при
2. Появившиеся
варианты в результате
3. Данный метод
можно использовать в любых
областях человеческой
1.3. Оператор РВС
Оператор РВС – «размер – время – стоимость» - один из методов подавления психологической инерции.
Меняя в воображении размеры объекта, его стоимость и время работы – мы раскрепощаем свое сознание и возможно ожидаем появление новых бизнес – идей.
Пример – простой карандаш.
Оператор «размер». Большой – средний – маленький.
Очень большой карандаш (как сувенир, карандаш – дирижабль для рекламных целей, карандаш – стенд – указатель на магазин канцелярских товаров).
Очень маленький карандаш – для детей, для органайзеров, в деловые папки и блокноты как сопутствующий товар.
Оператор «время». Длительный период – средний период – маленький период.
Включение в
состав стержня химического
Одноразовый карандаш.
Оператор «стоимость». Очень дорого – доступно – дешево – бесплатно.
Дорогая сувенирная продукция.
Карандаш как подарок в рекламных целях или благотворительных акциях.
Вывод.
Оператор «РВС» позволяет взглянуть на объект с разных точек зрения.
1.4. Мозговая атака
Принцип этого метода заключается в попытке раскрепостить мышление человека и заставить генерировать любые, даже бредовые, идеи. Обычно «мозговую атаку» или «мозговой штурм» используют в коллективе, но можно работать и одному человеку.
Процедуру «мозговой атаки» можно разбить на два или три этапа. Рекомендуется иметь под рукой бумагу, ручку или диктофон. Этапы включают в себя: генерирование идей, анализ идей, выбор ключевых идей.
На первом этапе задается какой-то вопрос, например: «Как можно улучшить работу нашего магазина?» Далее, в течение 15-20 минут, человек или группа начинает предлагать различные варианты. Действует только одно правило: «Запрещено критиковать и отвергать идеи». Цель первого этапа предложить и зафиксировать как можно больше идей, создать некую избыточность.
На втором этапе каждая идея анализируется, рассматривается ее целесообразность, возможность применения в конкретных условиях. В результате из 100 – 200 идей отбирается 10 – 20 пригодных к применению.
На третьем этапе происходит выбор наиболее эффективных идей.
Принцип «мозговой атаки» прост в эксплуатации. Главное – заставить забыть на время про критиков и дать волю своему воображению, и только успевай записывать.
Для решения несложных бизнес - задач этот метод очень эффективен, но для создания принципиально новых бизнес – идей он мало эффективен.
2. Технология творчества - ТРИЗ
Существует и эффективно работает технология генерирования идей – ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач). Основатель этой теории – Альтшуллер Генрих Саулович. Идея создания ТРИЗ возникла в 1946 г. Первая статья напечатана в 1956 г. (Г. Альтшуллер, Р. Шапиро «Вопросы психологии», 1956, №6). Первая книга по ТРИЗ (Г. Альтшуллер «Как научиться изобретать») опубликована в 1961 г.
Основные идеи ТРИЗ [1,2,3,4]:
1. С древнейших времен изобретения делаются методом проб и ошибок.В условиях современной научно-технической революции этот метод неэффективен и связан с огромными потерями времени, сил, средств.
2. Технические
системы развиваются по
3. Идеальная
техническая система - когда системы
нет, а ее функция выполняется.
4. Пытаясь обычными
(уже известными) путями изменить
техническую систему, инженер,
улучшая один показатель, ухудшает
другой. Изобретатель обязан
5. Разработана
и применяется программа
6. При работе
по АРИЗ исходные условия
7. АРИЗ - программа
для работы человека, поэтому
АРИЗ включает специальные
8. Для устранения противоречий, выявленных при анализе задачи, АРИЗ включает фонд приемов. Создан также фонд физических эффектов. Ведется разработка фондов химических и геометрических эффектов.
9. Регулярное
применение АРИЗ развивает
10. Минимальная
техническая система (как атом
в физике) включает два
11. По мере
развития ТРИЗ накапливаются
стандарты - вепольные формулы
решения некоторых типовых
12. Основные идеи
ТРИЗ могут быть перенесены
на научное творчество,
13. Идеи ТРИЗ могут быть перенесены и в другие виды творчества, например, в искусство. Теория творчества (ТРИЗ) появилась впервые именно в технике только потому, что в технике уже существовал патентный фонд, позволяющий выявить законы развития технических систем. В других видах человеческой деятельности надо сначала создать «патентные фонды».
Итак, что же представляет собой современная ТРИЗ?
Ее фундамент - учение о законах развития технических систем. Например, законом является переход от развития системы к развитию надсистемы: систему можно развивать до определенного предела, дальнейшее развитие становится невыгодным и заменяется развитием надсистемы. При изучении ТРИЗ знакомство с каждым законом сопровождается решением многих задач, это вырабатывает творческие навыки. Законы играют роль компаса, позволяя уверенно определять направление развития системы. К сожалению, не всегда можно решить задачу прямым применением законов развития систем. Дело в том, что задачи очень часто ставятся неправильно, запутанно, неполно и т.д. В ТРИЗ существует специальный механизм, позволяющий откорректировать, уточнить условия задач: стандарты на решение типовых задач. В списке стандартов - 77 типичных групп задач. Для каждой группы указана правильная форма постановки задачи и общая формула решения. Описание каждого стандарта включает характерные примеры, это облегчает решение новых задач. Систему стандартов можно сравнить с магазином готовой одежды: каждый стандарт рассчитан на определенную «фигуру» задачи. А если «фигура» нестандартная?Теория имеет специальный механизм для решения нестандартных задач - Алгоритм решения изобретательских задач (сокращено - АРИЗ). АРИЗ - это программа последовательного анализа и решения особо трудных задач. Программа разбивает процесс решения примерно на 60 шагов. Трудно прыгнуть сразу на пять метров; но очень легко подняться по лестнице, шаг за шагом, по ступенькам. АРИЗ и является подобной «лестницей». Задача постепенно перерабатывается, выявляется спрятанное в глубине задачи противоречие, выясняется причина противоречия. Шаг за шагом идет продвижение к ответу. При этом АРИЗ заставляет выполнять дерзкие, необычные мысленные операции. И ответы, которые дает АРИЗ, часто оказываются неожиданными для человека, решающего задачу...