ГАТТ, ВТО и его роль в развитии международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:29, дипломная работа

Описание работы

Курс на создание открытой экономики, провозглашенный в Казахстане с началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово-экономических отношений с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую. Эта задача была главной и в процессе формирования стратегии внешнеэкономической деятельности Казахстана, ее децентрализации и либерализации, политического и институционального обеспечения. Между тем процесс формирования новой глобальной структуры мирохозяйственных отношений, основанной, прежде всего на существенно обновленной (в результате “уругвайского” раунда Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) многосторонней системе международной торговли, продолжается и ускоряется. Абстрагирование Казахстана от участия в этом процессе способно лишь усугубить его и без того трудное положение. Поэтому в рамках осуществляемой в стране экономической реформы одной из важнейших задач является присоединение Казахстана к системе ГАТТ.

Содержание

Введение

Глава 1. Формирование многосторонней системы международной

торговли.

1.1. История развития ГАТТ

1.2. Основные принципы функционирования ГАТТ

Глава 2. Основы реформирования системы многосторонних

торговых отношений.

2.1. Итоги деятельности ГАТТ

2.2. Создание ВТО

Глава 3. Перспективы вступления Казахстана в ВТО.

3.1. Глобализация экономики Казахстана

3.2. Процесс вступления Казахстана в ГАТТ/ВТО

3.3. Проблемы вступления Казахстана в ГАТТ/ВТО.

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ГАТТ, ВТО и его роль в развитии международной торговли.docx

— 112.56 Кб (Скачать)

     3.3. Проблемы вступления Казахстана  в ГАТТ/ВТО. 

     Интеграция  стала необратимым процессом, и  желание многих стран вступить в  ВТО объективно соответствует мировой  тенденции глобализации. Основная цель ВТО - либерализация мировой торговли путем ее регулирования тарифными  методами с последовательным снижением  уровня импортных пошлин, устранением  различных нетарифных и иных препятствий  в международном обмене товарами и услугами. Однако не всегда и не всем вхождение в ВТО приносит процветание, поэтому желающим необходимо определиться с тем насколько  ожидаемый эффект перевесит негативные последствия членства в организации.

     И здесь показателен пример Китая, который более полутора десятка  лет готовился к вступлению в  эту многостороннюю торговую систему. Итоги этих лет впечатляющи: по производству электроэнергии, цветных металлов, сахара, химических волокон и удобрений  Китай вошел в число крупнейших производителей, а по абсолютным показателям  производства зерна, хлопка, растительного  масла, цемента, пряжи занял первое место в мире. По объемам торговли - девятое. Причем более 85% экспорта страны приходится на промышленную продукцию, товары первичной переработки составляют лишь 13%.37

     Вместе  с тем, Китай методично добивался  уступок ВТО в различных сферах взаимоотношений. Но даже такой длительный подготовительный период не гарантирует  Поднебесной безоблачного будущего. Так, по мнению многих экспертов, присоединение  Китая к ВТО приведет к тому, что в ближайшее пятилетие в стране ежегодно около 1,5 млн. фермеров будут терять работу (хотя согласованные размеры субсидий на сельское хозяйство составят 8,5% ВВП). Снижение тарифов поставит под угрозу сотни тысяч рабочих мест в автомобильной промышленности. Высокие таможенные пошлины на импорт (в частности, на многие американские товары они превышают 25%) позволяют сегодня поддерживать конкурентоспособность такой высокотехнологичной продукции как компьютеры. Однако лидеры Китая полагают, что вхождение в ВТО оживит слабеющий экспорт (доля китайских товаров на мировых рынках возрастет как минимум вдвое - до 7%), привлечет дополнительные инвестиции, и это позволит компенсировать возможные потери.

     Безусловно, вступление Казахстана в ВТО также  имеет свои плюсы и минусы. Сторонники вхождения утверждают, что в этом случае у казахстанских предприятий  появятся стимулы для повышения  эффективности производства, возможности  защиты от антидемпинговых исков. К  примеру, пакет соглашений этой организации  включает в себя такие положения  как генеральное соглашение по тарифам  и торговле, соглашения по сельскому  хозяйству, текстильным изделиям и  одежде, антидемпинговым процедурам, защитным мерам, договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров и т.д. Эти соглашения и  открытость экономики будут способствовать развитию внутреннего рынка новых  технологий, что, в свою очередь, позволит отечественному производству стать  конкурентоспособным на мировом  рынке.

     Вместе  с тем, анализ мировой экспортной структуры показывает, что в ней  преобладают готовые товары (87%), доля сырья составляет лишь 13%, резко  растет экспорт услуг.38 В Казахстане экспортно-импортная структура совершенно иная: в экспорте львиную долю составляют сырьевые товары, в импорте - готовая продукция и услуги.

     В первом полугодии 2001 г. при увеличении объема внешнеторгового оборота  на 19,5% к соответствующему периоду  прошлого года темпы роста импорта  превысили темпы роста экспорта почти в 8 раз, что ведет к снижению положительного сальдо внешнеторгового  оборота. Так, если в январе - июне 2000 г. оно сложилось в размере $2019,7 млн., то за аналогичный период текущего года составило всего $1263,9 млн. Торговое сальдо со странами СНГ оказалось  отрицательным и составило -409,5 млн. долл., тогда как в аналогичном  периоде прошлого года -22,8 млн. долл., увеличившись, таким образом, почти  в 18 раз!39

     Поэтому противники вхождения в ВТО считают, что это несет угрозу экономической  безопасности страны и предлагают сначала  создать эффективную экономику. Несомненно, вступление Казахстана в  ВТО при крайне низкой доли экспорта готовой продукции и услуг  сильно ударит по неконкурентоспособным  отраслям и предприятиям. Очевидно, что в первую очередь это негативно  отразится на пищевой промышленности, машиностроении. Поток импорта раздавит, в частности, только становящееся на ноги производство нефтегазового оборудования. Отмена таможенных пошлин приведет и  к сокращению доходов от транзита товаров.

     По  мнению ряда экспертов, глобализация (а, ВТО, несомненно, является одним из эффективных ее инструментов) превращает конкуренцию из средства оздоровления слабых в средство их уничтожения, поскольку  лишает неразвитые страны не просто доходов - самой возможности развития. Опыт показывает, что вступление в ВТО  открывает внутренний рынок этих стран, прежде всего товарам, закрывая его, таким образом, для инвестиций (именно этим и объясняется факт замедления развития стран после  вступления их в эту организацию).

     В этой связи туманной остается перспектива  встраивания отечественных предприятий  в транснациональные технологические  цепочки. Во-первых, предприятия, технологический  уровень которых соответствует  потребностям ТНК, уже включены в их состав и вступление Казахстана в ВТО практически никак на них не отразится. Во-вторых, так или иначе, войдя в состав ТНК, эти предприятия так и не ощутили бурного притока инноваций и инвестиций.

     Потери  же казахстанских экспортеров от антидемпинговых расследований (в  частности, по экспорту урана, антидемпинговым  санкциям США по казахстанской горячекатаной  стали) по сравнению с общим объемом  экспорта не настолько велики, чтобы  стать одним из приоритетов государственной  политики: в этом отношении стране значительно проще и выгоднее сократить (например, вдвое) невозвращение  экспортной выручки.

     Как уже отмечалось, вхождение в ВТО  требует длительного подготовительного  периода. История же независимого Казахстана показывает, что наши попытки (как, впрочем, и России) получить уступки аналогичные  китайским по разным причинам не удаются. А бороться есть за что. Так, уровень  импортного тарифа после присоединения  к ВТО должен способствовать конкурентоспособности  отечественных товаров. Поэтому  большинство стран перед вступлением  ужесточают защиту собственных рынков: после вступления в Организацию  повысить импортные тарифы уже невозможно. Казахстан поступает наоборот.

     Вместе  с тем, защита отечественных товаропроизводителей (особенно в аграрном секторе экономики) должна сочетаться с режимом благоприятствования  прямым иностранным инвестициям  и защитой внутреннего рынка  от экспансии недобросовестных торговых партнеров, что будет способствовать созданию как можно большего количества рабочих мест в республике.

     Кроме того, для присоединения к ВТО  Казахстану придется отменять жизненно необходимые трансферты регионам и  низкие тарифы на услуги естественных монополий, поскольку согласно требованиям  ВТО они будут рассматриваться  как субсидирование экспорта. Понятно, что ничего хорошего нам это не принесет.

     Еще одной проблемой становится региональная интеграция. В условиях глобализации все большее число стран ориентируется  именно на нее. В качестве примеров можно назвать в Европе - ЕС, в  Америке - НАФТА (объединяющая Канаду, США и Мексику), у нас - ЕврАзЭС. Набирает силу ШОС.

     В условиях усиления регионального протекционизма перестает быть редкостью пренебрежение  правилами ВТО и игнорирование  ее решений. В такой ситуации Казахстан, вступив в ВТО и открыв себя глобальной конкуренции, гарантированно получит лишь потери, поскольку не сможет предложить практически ничего кроме сырья. Положение усугубится и вступлением в ЕС (куда идет основной поток казахстанского экспорта) ряда стран Восточной Европы (еще  часть отечественного экспорта). Все  это неминуемо приведет к негативным последствиям для экономики Казахстана: сокращение экспорта, рост импорта  и выплата внешних долгов сократят золотовалютные запасы республики и  создадут угрозу масштабной девальвации. Выход будет один - новые внешние  займы с крайне тяжелыми экономическими и политическими последствиями  для страны.

     Таким образом, вывод становится однозначным: нам не следует торопиться, поскольку  сегодня поспешное вхождение  в ВТО создает крайне высокую  угрозу экономической безопасности страны. Китайская пословица гласит: "Дверь может быть открыта в  ту или иную сторону, но никогда в  обе одновременно". Поэтому необходимо еще не один раз все тщательно  взвесить, сопоставив возможные позитивные и негативные последствия этого  ответственного шага. Кроме того, странам  СНГ вступать в ВТО следует  не по одиночке, как это происходит сейчас, а группами, предварительно согласовав экономические параметры  внутри существующих интеграционных объединений (например, ЕврАзЭС).

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Особенно  важным итогом перестройки экономики  и режима торговли становится обновление многосторонней системы торговли Казахстана через ВТО. Успешное завершение “уругвайского” раунда ГАТТ, которое ознаменовалось решением о создании ВТО, вдохнуло новую  жизнь и придало силы концепции, основанной на принципах либеральной  торговой системы. Важность этой концепции  для Казахстана сегодня трудно переоценить. ВТО предлагает Казахстану перспективу  полной интеграции в глобальную торговую систему. Укрепленные и расширенные  правила, более эффективный механизм решения спорных вопросов и новые  возможности для развития торговли, предоставляемые ВТО, могут явиться  существенной внешней поддержкой программы  реформ экономики Казахстана.

     Казахстанское правительство признало это, сделав официальную заявку на присоединение  к ВТО. Сам процесс вступления в эту организацию должен сыграть  важную роль в поддержке экономической  либерализации, а решительное начало должно убедить иностранных инвесторов в казахстанской приверженности реформам. Усилия по вступлению в ВТО  и меры, связанные с ними, пойдут в одном направлении с казахстанскими экономическими реформами, нацеленными  на построение свободного рынка, открытость и конкуренцию. Все это подведет реформы вплотную к благоприятному международному уровню и, по завершении процесса вступления, вознаградит совокупностью  новых возможностей торговли, недоступных  за пределами системы ВТО.

     Подводя итог рассмотрению реформы внешнеторговой политики в Казахстане в рамках проблемы присоединения Казахстана к системе  ГАТТ/ВТО, обобщим стоящие перед  ним цели:

     1. Приоритетное применение ценовых  методов и механизмов в регулировании  внешней торговли. В регулировании  импорта основным инструментом  должны стать таможенные тарифы. В отношении экспорта существующие экспортные квоты должны быть постепенно заменены на экспортные пошлины, которые соотносились бы с разницей между внутренней и мировой ценой.

     2. Упразднение правительственных  закупок. После отмены централизованного  импорта, практика централизованного  экспорта должна быть также  исключена, равно как и разрешительные  процедуры для экспортеров.

     3. Приоритет многостороннего подхода  к внешнеэкономическим отношениям.

     4. Расширение экспорта и диверсификация  его географической и товарной  структуры. Основным приоритетом  здесь является устранение существующих  экспортных барьеров, в частности  лицензирования и различных экспортных  пошлин.

     5. Формирование адекватной системы  защитных мер в отношении импорта.  Недавнее увеличение импортных  пошлин свидетельствует о тревожной  тенденции к установлению неприемлемо  жестких защитных мер в отдельных  секторах. Протекционистское давление  этих секторов должно быть  преодолено путем принятия ограничительных  обязательств в отношении уровня  ставок таможенных тарифов, а  также обязательств по их последовательному  снижению.

     6. Отказ от использования инструментов  регулирования внешней торговли  в других, не связанных с этой  сферой деятельности, целях. В  частности, поддержание приемлемого  уровня бюджетных поступлений  не может осуществляться за  счет увеличения ставок таможенных  тарифов и других, связанных с  торговлей, налогов и сборов.

     Таким образом, анализ показывает, что прогресс реформы внешнеторговой политики тесно  связан с макроэкономической стабилизацией  и с прогрессом, достигнутым в  процессе перехода к рыночным принципам  ведения хозяйства. Однако следует  отметить, что успех реформы внешнеэкономической  сферы должен со своей стороны  способствовать улучшению общей макроэкономической ситуации, а, следовательно, и скорейшей реализации поставленных перед общеэкономической реформой. Торговая политика может и должна играть в Казахстане стратегическую роль и с точки зрения структурной перестройки хозяйства.

     Казахстан, несомненно, по всем параметрам занимает равное место среди наиболее значительных государств, желающих вступить в ВТО. Несмотря на то, что Казахстану, безусловно, удалось сдвинуться в этом отношении  с “мертвой точки”, процесс его  превращения в полноправного  участника международных экономических  отношений еще потребует значительных усилий. Трудности, с которыми придется столкнуться Казахстану в этом направлении  очевидны, равно как и его способность  преодолеть эти трудности.

Информация о работе ГАТТ, ВТО и его роль в развитии международной торговли