ГАТТ, ВТО и его роль в развитии международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:29, дипломная работа

Описание работы

Курс на создание открытой экономики, провозглашенный в Казахстане с началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово-экономических отношений с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую. Эта задача была главной и в процессе формирования стратегии внешнеэкономической деятельности Казахстана, ее децентрализации и либерализации, политического и институционального обеспечения. Между тем процесс формирования новой глобальной структуры мирохозяйственных отношений, основанной, прежде всего на существенно обновленной (в результате “уругвайского” раунда Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) многосторонней системе международной торговли, продолжается и ускоряется. Абстрагирование Казахстана от участия в этом процессе способно лишь усугубить его и без того трудное положение. Поэтому в рамках осуществляемой в стране экономической реформы одной из важнейших задач является присоединение Казахстана к системе ГАТТ.

Содержание

Введение

Глава 1. Формирование многосторонней системы международной

торговли.

1.1. История развития ГАТТ

1.2. Основные принципы функционирования ГАТТ

Глава 2. Основы реформирования системы многосторонних

торговых отношений.

2.1. Итоги деятельности ГАТТ

2.2. Создание ВТО

Глава 3. Перспективы вступления Казахстана в ВТО.

3.1. Глобализация экономики Казахстана

3.2. Процесс вступления Казахстана в ГАТТ/ВТО

3.3. Проблемы вступления Казахстана в ГАТТ/ВТО.

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ГАТТ, ВТО и его роль в развитии международной торговли.docx

— 112.56 Кб (Скачать)

     Статья VI запрещает квалифицировать освобождение от пошлин или сборов аналогичных  товаров, когда они предназначены  для потребления в стране происхождения  или экспорта, как субсидирование, а, следовательно, и взимать по этим причинам рассматриваемые пошлины.

     Таможенная  оценка. Статья VII касается оценки товаров для взимания таможенных пошлин. Она устанавливает общие для всех стран-участниц принципы определения таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товара должна основываться на его фактической стоимости и не может определяться на базе произвольных или фиктивных оценок или стоимости товара отечественного происхождения. Под фактической стоимостью понимается цена, по которой этот или аналогичный товар продается или предлагается к продаже в такое время и в таком месте, которое определяется законами страны импортера.

     В результате “токийского” раунда ГАТТ появилось Соглашение о применении Статьи VII ГАТТ (Кодекс по таможенной оценке). Его положения широко применяются  в международной торговле. Принцип  таможенной оценки, положенный в основу этого Соглашения, заключается в  использовании так называемой цены сделки. Цена сделки - это цена, которая  реально уплачена за импортируемый  товар. В эту цену может включаться ряд дополнительных расходов покупателя (комиссионные, брокерские, расходы  на лицензионное вознаграждение, стоимость  упаковки, оплата услуг, предоставляемых  экспортером). В случае невозможности  определения цены сделки для таможенных целей могут последовательно  применяться четыре других способа: 1) цена идентичного товара; 2) цена аналогичного товара; 3) цена за единицу идентичного  или аналогичного товара, везенного  в то же время; 4) расчетная цена товара.

     Статья IX Соглашения указывает на необходимость  использования курса валют, опубликованного  компетентными органами страны-импортера, который должен, насколько это, возможно, реально отражать соотношение паритетов  валют по текущим коммерческим операциям.

     Количественные  ограничения. В соответствии со Статьей XI ГАТТ общим правилом является отказ от применения “любых запретов или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов и других сборов”.11 Это общее правило, однако, сопровождается целым рядом исключений и оговорок, разрешающих применение количественных ограничений: 1) в случае ограничения экспорта в целях предотвращения нехватки продовольствия; 2) в случае ограничений в связи с применением стандартов и правил о классификации, сортировке и реализации товаров, обращающихся в международной торговле; 3) в случае ограничений на импорт любого сельскохозяйственного товара или продукта рыболовства, необходимых для проведения правительственных мероприятий по корректировке положения на соответствующих рынках отечественных товаров (в целях устранения перепроизводства); 4) в случае ограничений в целях равновесия платежного баланса.12

     Важным  является положение ГАТТ, закрепленное в Статье XIII, которое устанавливает  недискриминационное применение количественных ограничений, то есть в отношении  количественных ограничений применяется  режим наибольшего благоприятствования.

     Субсидии. ГАТТ в принципе отвергает практику субсидирования, как производства, так и экспорта. Хотя в Соглашении не содержится прямого запрета на применение субсидий, оно увязывается с определенными требованиями.

     Во-первых, каждая страна-участница обязана  письменно уведомлять о любых  субсидиях, которые оказывают воздействие  на масштабы торговли прямо (субсидирование экспорта) или косвенно (субсидирование производства), а также консультироваться  по вопросам применения субсидий, если того требуют другие участники Соглашения. Во-вторых, страны не должны применять  субсидии на экспорт сырьевых товаров  таким образом, чтобы в результате их применения страна получила необоснованно  высокую долю на мировом рынке  данного товара. Как и в ряде других статей ГАТТ для оценки величины обоснованной доли используются данные за предшествующий период, а также  принимаются во внимание такие факторы, как повышение производительности, улучшение качественных характеристик.

     В ходе переговоров “токийского” раунда ГАТТ было разработано Соглашение о  толковании и применении статей VI, XVI и XXIII ГАТТ (Кодекс о субсидиях), часть II которого целиком посвящена субсидиям. В частности, конкретизированы критерии, дающие основания договаривающимся сторонам требовать отмены субсидий, применяемых одной из них, более  подробно разработана процедура  консультаций, урегулирования споров и применения, ответных мер в случае, когда доказано, что субсидия не соответствует положениям Статьи XVI. К числу запрещенных субсидий Кодексом, в частности, отнесены: прямые правительственные субсидии фирме или отрасли промышленности, зависящей от экспортных заказов; программы удержания валюты или любая аналогичная практика, которая предусматривает надбавки (премии) за экспорт; обеспеченные или санкционированные правительством льготные транспортные или фрахтовые расходы; предоставление правительством на льготных условиях (по сравнению с производством на внутренний рынок) товаров и услуг, необходимых для производства товаров на экспорт; различные виды льгот при налогообложении; предоставление экспортных кредитов по заниженным ставкам.

     Несмотря  на то, что за неправомочное применение субсидий ГАТТ предусматривает определенные санкции, вопросы субсидирования являются наиболее острыми в переговорной практике участников Соглашения.

     Чрезвычайные  меры в отношении  импорта отдельных  товаров. Статья XIX ГАТТ устанавливает правила использования “защитных мер” при импорте отдельных товаров. Она предусматривает, что “если в результате непредвиденных обстоятельств и выполнения, взятых на себя какой-либо Договаривающейся Стороной обязательств, включая тарифные уступки, какой-либо товар импортируется на территорию этой Договаривающейся Стороны в таких возросших количествах и при таких условиях, что они причиняют или угрожают причинить серьезный ущерб отечественным производителям аналогичных или непосредственно конкурирующих с ним товаров, Договаривающаяся Сторона имеет право в отношении этого товара приостановить обязательство полностью или частично, или аннулировать уступку, или внести в нее изменения в такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для предотвращения или устранения ущерба”.13 Реализация права стран-участниц на чрезвычайные меры в отношении импорта отдельных товаров должна осуществляться на основе принципа наибольшего благоприятствования.

     Общие исключения. Статьи XX и XXI ГАТТ образуют группу исключений общего для всех стран-участниц характера. Применяя их страны должны соблюдать два условия: во-первых, такие меры должны применяться на недискриминационной основе, и, во-вторых, они не должны иметь характер скрытых ограничений торговли. При соблюдении этих условий ничто в Соглашении не должно трактоваться как препятствие принятию или осуществлению какой-либо страной-участницей мер: необходимых для защиты общественной морали; необходимых для охраны жизни и здоровья человека, животных и растений; относящихся к импорту или экспорту золота и серебра; необходимых для обеспечения соблюдения законов и постановлений (не находящихся в противоречии с положениями ГАТТ), в том числе о выполнении таможенного законодательства, законодательства о торговых монополиях, об охране патентов, торговых марок и авторских прав; относящихся к товарам, производимым трудом лиц, находящихся в заключение; принимаемых для охраны национальных сокровищ художественной, исторической или археологической ценности; относящихся к предотвращению истощения природных ресурсов, если подобные меры проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства и потребления; связанных с ограничением экспорта отечественных материалов, необходимого для обеспечения этими материалами отечественной обрабатывающей промышленности; существенных для приобретения или распределения товаров, дефицитных для отдельных районов или повсеместно.

     Важное  значение для обеспечения национальной безопасности стран-участниц ГАТТ имеют  положения Статьи XXI.14

     Ничто в ГАТТ не должно быть истолковано:

     - как требование к какой-либо  стране-участнице предоставлять  такую информацию, раскрытие которой  она может рассматривать как  противоречащее интересам ее  безопасности, или

     - как требование к какой-либо  стране-участнице, препятствующее  предпринимать такие действия, которые  она считает необходимыми для  охраны существенных интересов  своей безопасности а) в отношении  расщепляемых материалов или  материалов, из которых они получаются, б) в отношении торговли оружием,  боеприпасами и военной техникой, в) если эти действия предпринимаются  в военное время или других  чрезвычайных обстоятельствах, или

     - как требование к какой-либо  стране-участнице, препятствующее  предпринимать какие-либо действия  во исполнение ее обязательств  на основании Устава ООН для  сохранения международного мира  и безопасности.

     Таможенные  союзы и зоны свободной  торговли. Статья XXIV ГАТТ устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться страны-участницы Соглашения, создавая таможенные союзы и зоны свободной торговли. Статья определяет таможенный союз как замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри таможенного союза и создании единого внешнего таможенного барьера. Зона свободной торговли определяется как группа стран, взаимно отменивших таможенные пошлины на все или часть товаров. Статья содержит важное положение, говорящее о том, что целью создания таможенного союза или зоны свободной торговли “должно быть облегчение торговли между их территориями, а не создание барьеров в торговле для других стран-участниц”.15 Страны-участницы ГАТТ могут на сессиях или на Совете этой организации проанализировать, соответствуют ли созданные таможенный союз или зона свободной торговли критериям ГАТТ, и будет ли их создание содействовать развитию международной торговли. Эти положения ГАТТ послужили основой решений в связи с созданием ЕЭС, ЕАСТ и ряда других зон свободной торговли.

     На  основе ГАТТ и в значительной мере по инициативе ГАТТ в рамках Совета по таможенному сотрудничеству и  в других международных организациях разработан ряд конвенций, регламентирующих многие стороны действия таможенно-тарифных систем. Эти положения смыкаются  с положениями ГАТТ, создавая единую систему норм, требований и правил, на основе которых функционирует  современная международная торговая система. Более того, национальные торгово-политические системы стран-участниц ГАТТ и многие области их внутреннего экономического механизма построены на положениях ГАТТ. 
 
 
 
 
 
 

 

      Глава 2. ОСНОВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ  МНОГОСТОРОННИХ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. 

     2.1. Итоги деятельности ГАТТ. 

     В течение первых трех десятилетий  существования ГАТТ его деятельность была почти исключительно сосредоточена  на либерализации международной  торговли путем взаимного снижения уровня таможенно-тарифной защиты. В  результате средневзвешенный уровень  импортных таможенных тарифов промышленно  развитых стран снизился с 40-50% в  конце 40-х годов до 8-10% к началу 70-х годов. Это в свою очередь  стало важным фактором стимулирования экономического роста и развития международной торговли в послевоенные годы: за период с 1950 года по 1975 год мировой  экспорт в текущих ценах увеличился в 14,5 раза.16

     Однако  одновременно со снижением таможенных тарифов все более заметным явлением в мировой торговле становились  нетарифные ограничения, т.е. различного рода административные меры, затрудняющие доступ иностранных товаров на внутренний рынок. По этой причине в ходе “токийского” раунда многосторонних торговых переговоров 1973 - 1979 годов (седьмого по счету) сфера  регулирования ГАТТ была значительно  расширена благодаря заключению отдельных соглашений (всего 12), регламентирующих вопросы правил таможенной оценки, технических барьеров в торговле, импортного лицензирования, введения антидемпинговых и компенсационных  пошлин, процедуру правительственных  закупок. В результате проведенных  в те же годы тарифных переговоров  средневзвешенная ставка таможенных тарифов  развитых стран-членов ГАТТ была еще  раз понижена, составив 4-5%. В ходе “токийского” раунда переговоров  по инициативе ведущих развитых стран, прежде всего США и ЕС, было заключено  и принципиально новое, “секторальное” соглашение по торговле гражданской авиатехникой, в соответствии с которым страны-члены соглашения полностью либерализовали торговлю гражданскими самолетами, их компонентами, запасными частями, навигационным оборудованием, устранив в данной области как тарифные, так и нетарифные протекционистские меры.

     Тем не менее, множество нерешенных вопросов осталось в международной торговле и после “токийского” раунда. Более  того, со времени его окончания  стали накапливаться новые проблемы.

     Глобализация  мировой экономики, включая валютно-финансовую сферу, научно-техническая революция  привлекли внимание к такому феномену, как международная торговля услугами. Долгое время предоставление услуг (например, гарантийный ремонт) воспринималось как нечто сопутствующее (и способствующее) традиционной торговле товарами. Однако национальные исследования, появившиеся  в ряде стран в начале 80-х годов, однозначно свидетельствовали о  возрастающей самостоятельной роли сферы услуг в экономике (телекоммуникации, банковское и страховое дело, перевозки, туризм) и ее значительном экспортном потенциале. По оценкам, в настоящее  время в стоимостном выражении  около 20% мировой торговли и 60% производства приходится на сферу услуг. Между  тем отсутствие общепризнанных правил в международной торговле услугами (а компетенция ГАТТ распространялась только на торговлю товарами) привело  к значительному разнобою в национальных нормативных документах, системах статистической отчетности, в количественных и качественных оценках и др. Все это, очевидно, стало тормозом на пути международного обмена услугами.

Информация о работе ГАТТ, ВТО и его роль в развитии международной торговли