Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:29, дипломная работа
Курс на создание открытой экономики, провозглашенный в Казахстане с началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово-экономических отношений с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую. Эта задача была главной и в процессе формирования стратегии внешнеэкономической деятельности Казахстана, ее децентрализации и либерализации, политического и институционального обеспечения. Между тем процесс формирования новой глобальной структуры мирохозяйственных отношений, основанной, прежде всего на существенно обновленной (в результате “уругвайского” раунда Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) многосторонней системе международной торговли, продолжается и ускоряется. Абстрагирование Казахстана от участия в этом процессе способно лишь усугубить его и без того трудное положение. Поэтому в рамках осуществляемой в стране экономической реформы одной из важнейших задач является присоединение Казахстана к системе ГАТТ.
Введение
Глава 1. Формирование многосторонней системы международной
торговли.
1.1. История развития ГАТТ
1.2. Основные принципы функционирования ГАТТ
Глава 2. Основы реформирования системы многосторонних
торговых отношений.
2.1. Итоги деятельности ГАТТ
2.2. Создание ВТО
Глава 3. Перспективы вступления Казахстана в ВТО.
3.1. Глобализация экономики Казахстана
3.2. Процесс вступления Казахстана в ГАТТ/ВТО
3.3. Проблемы вступления Казахстана в ГАТТ/ВТО.
Заключение
Список использованной литературы
В 1951 году был создан Межсессионный Комитет, в функции которого входило обсуждение и составление повестки дня Сессии, рассмотрение срочных и непредвиденных вопросов, проведение консультаций по платежно-балансовым проблемам. В связи с растущей нагрузкой в 1958 году третья функция Межсессионного Комитета была передана специально созданному Комитету по платежному балансу. Однако, несмотря на существование Межсессионного Комитета, определенный межсессионный “вакуум” в ГАТТ в тот период еще сохранялся. Поэтому, в соответствии с решением Договаривающихся Сторон от 4 июня 1960 года, вместо Межсессионного Комитета был создан Совет Представителей ГАТТ.
Совет стал оперативно-представительным органом, который собирался около девяти раз в год в период между Сессиями для решения неотложных задач и выполнения всей текущей работы. Совет состоял из представителей всех стран-участниц Соглашения, а его председатель избирался на 1 год на Сессии Договаривающихся Сторон.
Среди полномочий Совета следует выделить следующие: определение состава повестки дня для Сессии Договаривающихся Сторон, учреждение вспомогательных органов и определение условий их деятельности, наблюдение и контроль за работой различных комитетов, групп и других вспомогательных органов.
С самого начала деятельности ГАТТ получила распространение практика формирования временных рабочих групп в составе нескольких человек для изучения конкретных проблем и подготовки соответствующих докладов. Кроме того, для углубленного рассмотрения важных вопросов и обычно на постоянной основе создавались специальные комитеты. В большинстве случаев членство в них открыто для всех Договаривающихся Сторон. Следует упомянуть некоторые из них, действующие на постоянной основе: Комитет по торговым ограничениям, Комитет по торговым уступкам, Бюджетный комитет. С введением в ГАТТ Раздела IV был также учрежден комитет “Торговля и развитие”. Комитеты по торговым переговорам создавались временно для наблюдения за ходом многосторонних торговых переговоров.
Особое значение имеет жюри экспертов, также входящее в организационную структуру ГАТТ, основная задача которого - осуществление профессионального наблюдения за процессом разрешения споров в ГАТТ.
В 1965 году вместо существовавшей до этого должности Ответственного Секретаря была учреждена новая должность Генерального Директора ГАТТ. Генеральный директор стоит во главе Секретариата и руководит работой этого органа. Он является главным должностным лицом, назначаемым Договаривающимися Сторонами, выступает своеобразным арбитром в спорах меду сторонами, в случае неуспешных переговоров по мирному урегулированию возникших споров.
Таким
образом, Генеральное соглашение по
торговле и тарифам, являясь многосторонним
межправительственным договором, как
международно-правовой инструмент включает
первоначальный текст Соглашения вместе
с приложениями и списками тарифных
уступок; многочисленные протоколы
и решения договаривающихся сторон,
изменяющие, дополняющие и уточняющие
первоначальный текст Соглашения; кроме
того, ряд соглашений, появившихся
в 1979 году в итоге многосторонних
торговых переговоров “токийского”
раунда, интерпретируют его отдельные
статьи, распространяют действие положений
ГАТТ на новые области или
Наконец,
следует отметить одну из важнейших
тенденций развития ГАТТ - ее институционализацию,
создание разветвленной сети постоянных
органов, что в значительной мере
способствовало превращению ГАТТ, несмотря
на первоначально временный статус, в
действенный многосторонний механизм
регулирования международной торговли.
1.2.
Основные принципы
Исходной посылкой, на которой строится договорная система ГАТТ, является стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы.5 Достижение этих целей обеспечивается соблюдением ряда принципов и норм, лежащих в основе Генерального соглашения:
-
недискриминация в торговле, которая
обеспечивается взаимным
-
использование преимущественно
тарифных средств защиты
-
прогрессивное снижение
- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
-
разрешение торговых споров
Остановимся кратко на некоторых статьях ГАТТ, в которых закреплены изложенные выше принципы, а также другие основополагающие положения.
Режим
наибольшего
Режим
наибольшего
“В
отношении таможенных пошлин и сборов
всякого рода, налагаемых на ввоз или
вывоз, или в связи с ними, или
на перевод за границу платежей за
импорт или экспорт, а также в
отношении метода взимания таких
пошлин и сборов, и в отношении
всех правил регулирования и формальностей
в связи с ввозом или вывозом,
любое преимущество, льгота, привилегия
или изъятие из-под действия законов,
предоставляемые любой
ГАТТ
содержит ряд исключений из режима
наибольшего
Национальный режим. Принцип национального режима сформулирован в Статье III ГАТТ, которая устанавливают равные условия конкуренции импортных и национальных товаров, требуя от стран-участниц предоставления товарам иностранного происхождения того же режима, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю. Особенно подробно в этой статье регламентируется использование в торгово-политических целях внутренних налогов и сборов. Трактовка и развитие целого ряда положений, касающихся национального режима, содержится в протоколах о присоединении к ГАТТ и в Соглашении о режиме государственных закупок, появившемся в итоге ”токийского” раунда.
Таможенно-тарифное регулирование. При создании ГАТТ предполагалось, что основным, а в перспективе единственным инструментом регулирования экспорта и импорта стран-участниц будут таможенно-тарифные средства (хотя на практике это еще не всегда так). Статья XI ГАТТ оговаривает, что “ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы или на ввоз или продажу для экспорта любого товара, предназначаемого для территории другой страны-участницы, никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов”7.
ГАТТ
содержит ряд положений, регулирующих
на многосторонней основе таможенно-тарифную
политику. В Соглашении, прежде всего,
говорится о намерении стран,
подписавших его, добиваться путем
переговоров снижения таможенных пошлин
и других ограничений в международной
торговле. Статья I Соглашения устанавливает,
что в отношении таможенных пошлин
и формальностей страны-
Правила проведения переговоров о снижении таможенных пошлин, а также процедура подготовки и изменения списков тарифных уступок определяются статьями XXVII и XXVIII. Когда какое-либо государство присоединятся к ГАТТ, на него распространяются все существующие тарифные льготы. Поэтому вступающее в ГАТТ государство должно провести с другими странами переговоры, выдвинув встречные предложения о снижении ставок собственного таможенного тарифа. Затем эти тарифные уступки консолидируются в списке тарифных уступок, который становится частью Генерального соглашения.
Статья V провозглашает свободу транзита через территорию каждой из участвующих стран и освобождает транзитные товары от таможенных пошлин и транзитных сборов.
За
время существования ГАТТ статьи,
касающиеся таможенно-тарифных вопросов,
значительно расширились за счет
многочисленных поправок и дополнений.
Наиболее важные изменения связаны
с включением новых статей XXXVI и XXXVII,
в которых признается право развивающихся
стран повышать таможенные пошлины
для защиты своей экономики, а
также фиксируется
Антидемпинговые и компенсационные пошлины. Статья VI ГАТТ определяет демпинг как торговую операцию, состоящую в том, что товары одной страны поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной стоимости этих товаров. Соглашения о толковании этой статьи (а также статей XVI, XXIII, посвященных субсидиям) были подписаны в ходе “токийского” раунда ГАТТ (Кодекс о субсидиях и Антидемпинговый Кодекс). Смысл рассматриваемой статьи заключается в создании юридических оснований для принятия странами-участницами защитных мер против “нечестной практики” компаний или правительств стран экспортеров. При этом еще в период разработки Генерального Соглашения было достигнуто понимание, что Статья VI ГАТТ относится только к ценовому демпингу. В целях устранения демпинга, который “причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленности Договаривающейся Стороны,9” любая страна-участница, осуществив предварительное расследование факта демпинга, может налагать на любой поступающий в порядке демпинга товар антидемпинговую пошлину в размере, не превышающем демпинговую разницу. Последняя определяется как разница между демпинговой ценой товара и его “нормальной ценой”, которая рассчитывается в соответствии с положениями Антидемпингового Кодекса. Обычно это цена, по которой аналогичный товар продается в стране-экспортере. Термин “аналогичный товар” трактуется как “продукт, подобный во всех отношениях рассматриваемому продукту, а в случае отсутствия такового, другой продукт, свойства которого имеют близкое сходство со свойствами рассматриваемого продукта, хотя и не подобны им во всех отношениях”.10
В
соответствии со Статьей VI ГАТТ компенсационная
пошлина может налагаться на импортируемые
товары в размере, эквивалентном
дотации или субсидии, которая
представлена прямо или косвенно
на производство или экспорт этих
товаров в стране происхождения
или экспорта, причем в случае явного
применения экспортных субсидий Кодекс
по субсидиям и компенсационным
пошлинам разрешает вводить
Информация о работе ГАТТ, ВТО и его роль в развитии международной торговли