ГАТТ, ВТО и его роль в развитии международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:29, дипломная работа

Описание работы

Курс на создание открытой экономики, провозглашенный в Казахстане с началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово-экономических отношений с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую. Эта задача была главной и в процессе формирования стратегии внешнеэкономической деятельности Казахстана, ее децентрализации и либерализации, политического и институционального обеспечения. Между тем процесс формирования новой глобальной структуры мирохозяйственных отношений, основанной, прежде всего на существенно обновленной (в результате “уругвайского” раунда Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) многосторонней системе международной торговли, продолжается и ускоряется. Абстрагирование Казахстана от участия в этом процессе способно лишь усугубить его и без того трудное положение. Поэтому в рамках осуществляемой в стране экономической реформы одной из важнейших задач является присоединение Казахстана к системе ГАТТ.

Содержание

Введение

Глава 1. Формирование многосторонней системы международной

торговли.

1.1. История развития ГАТТ

1.2. Основные принципы функционирования ГАТТ

Глава 2. Основы реформирования системы многосторонних

торговых отношений.

2.1. Итоги деятельности ГАТТ

2.2. Создание ВТО

Глава 3. Перспективы вступления Казахстана в ВТО.

3.1. Глобализация экономики Казахстана

3.2. Процесс вступления Казахстана в ГАТТ/ВТО

3.3. Проблемы вступления Казахстана в ГАТТ/ВТО.

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ГАТТ, ВТО и его роль в развитии международной торговли.docx

— 112.56 Кб (Скачать)

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Дипломная работа

     На  тему: ”ГАТТ, ВТО  и его роль в  развитии международной  торговли” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 

Глава 1. Формирование многосторонней системы  международной 

торговли.

1.1. История  развития ГАТТ

1.2. Основные  принципы функционирования ГАТТ

Глава 2. Основы реформирования системы многосторонних

торговых  отношений.

2.1. Итоги  деятельности ГАТТ 

2.2. Создание  ВТО

Глава 3. Перспективы вступления Казахстана в ВТО.

3.1. Глобализация экономики Казахстана

3.2. Процесс  вступления Казахстана в ГАТТ/ВТО

3.3. Проблемы  вступления Казахстана в ГАТТ/ВТО.

Заключение

Список  использованной литературы

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Курс  на создание открытой экономики, провозглашенный  в Казахстане с началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово-экономических отношений  с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики  технологию, кредиты, инвестиции в обмен  на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию  перерабатывающей промышленности, в  том числе наукоемкую. Эта задача была главной и в процессе формирования стратегии внешнеэкономической  деятельности Казахстана, ее децентрализации  и либерализации, политического  и институционального обеспечения. Между тем процесс формирования новой глобальной структуры мирохозяйственных  отношений, основанной, прежде всего  на существенно обновленной (в результате “уругвайского” раунда Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) многосторонней системе международной  торговли, продолжается и ускоряется. Абстрагирование Казахстана от участия  в этом процессе способно лишь усугубить  его и без того трудное положение. Поэтому в рамках осуществляемой в стране экономической реформы  одной из важнейших задач является присоединение Казахстана к системе  ГАТТ.

     Именно  этой проблеме посвящена настоящая  работа. Основные цели работы - общий  анализ системы многосторонней торговли, основанной на принципах и механизме  ГАТТ, характеристика проблем и перспектив Казахстана в связи с его вступлением  в ГАТТ/ВТО.

     Хотя  сегодня стоит вопрос о вступлении Казахстана во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) заменившую с 1 января 1995 года Генеральное  Соглашение  по тарифам и торговле, переговорный процесс, в который  вступила наша страна, в большей  мере затрагивает традиционную проблематику ГАТТ, поскольку в соответствии с  положением Заключительного Акта “уругвайского” раунда страны, которые принимали  участие в переговорах, но на момент подписания Заключительного Акта (15 апреля 1994 года) не являлись членами ГАТТ, для вступления в ВТО должны пройти процедуру вступления в ГАТТ. Поэтому в рамках настоящей работы, состоящей из трех глав, введения и заключения, во-первых, рассматривается собственно Генеральное Соглашение по тарифам и торговле. Так, первый параграф Главы 1 посвящен истории возникновения ГАТТ и основным тенденциям его развития. Во втором параграфе анализируются основополагающие принципы ГАТТ, на базе которых строится многосторонняя система международной торговли.

     Принимая  во внимание тот факт, что, вступив  в силу в январе 1948 года, Генеральное  Соглашение за время своего существования  претерпело существенные изменения, отражающие его динамичное развитие, во-первых, как многостороннего торгового  договора, и, во-вторых, как механизма  регулирования международных торговых отношений, особого внимания заслуживает  рассмотрение вопроса о результатах  деятельности ГАТТ (Глава 2. Параграф 2.1.), важнейшим среди которых является создание принципиально новой международной  организации - ВТО (Глава 2. Параграф 2.2.).

     Глава 3 непосредственно связана с проблемой  присоединения Казахстана к системе  ГАТТ/ВТО. Очевидно, что при решении  вопроса о вступлении в ВТО  недостаточно руководствоваться лишь успешным опытом участия в этой организации  других стран. В связи с этим первый параграф Главы 3 посвящен перспективам вступления Казахстана в ВТО. Механизм вступления в систему ГАТТ/ВТО, а  также прогресс Казахстана в этом направлении составляют основное содержание второго параграфа. Глава 3 завершается  параграфом, в котором подробно рассматриваются  проблемы, требующие решения в  контексте вступления Казахстана в  ГАТТ/ВТО.

     В процессе написания настоящей работы была использована различная литература, посвященная проблемам функционирования системы ГАТТ/ВТО, а также вопросам, связанным с присоединением Казахстана к этой системе. Прежде всего, следует отметить работу А.И.Магомедовой и Е.З.Хасановой “ГАТТ: правовая природа и структура”, опубликованную в издательстве Санкт-Петербургского государственного университета в 1992 году. Наряду с вопросами, вошедшими в название монографии, в работе подробно рассмотрены тенденции развития ГАТТ и проблема приобретения им статуса международной организации.

     В работе кандидата экономических  наук Чернышева С.В. “Механизм регулирования  международной торговли: нормы и  правила ГАТТ”, вышедшей в 1991 году в  издательстве Всесоюзного Научно-исследовательского Конъюнктурного Института МВЭС РФ дан  постатейный анализ положений ГАТТ, а также приведены комментарии  западных специалистов.

     Наряду  с монографиями в настоящей дипломной  работе были использованы материалы  периодических изданий. В частности, статьи, опубликованные в журналах “Континент”, “МЭ и МО”, “Международная жизнь”, “США: экономика, политика, идеология” и газете “Деловая неделя” за период с 1996 по 2002 годы, а также их электронные  издания.

       Полный список использованной  литературы приведен в конце  работы.

 

      Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОСТОРОННЕЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ. 

     1.1. История развития ГАТТ. 

     Для того чтобы в полной мере представить  современную ситуацию, сложившуюся  в сфере международных торговых отношений, а также оценить достигнутое в ходе многосторонних торговых переговоров, необходимо хотя бы кратко обратиться к истокам многосторонней торговой системы ГАТТ.

     “Великая  депрессия” 1929-1933 годов наглядно показала назревшую необходимость координации  вопросов макроэкономической политики на многостороннем уровне. Специалисты  справедливо полагают, что отсутствие в предвоенные годы международных  институтов, которые определили бы “правила игры” в международной  торговле и валютно-финансовой сфере, с наступлением тяжелых времен подтолкнуло  отдельные страны к сепаратным действиям, значительно усугубив мировой экономический  кризис. Так, в условиях приближающегося  спада в США для защиты от конкурирующего импорта и стабилизации экономики  был принят Закон Холи-Смута, по которому средний уровень таможенных пошлин был сначала поднят до 44,7%, а в 1932 году достиг 59,1%. За этим последовало  значительное повышение ставок в  тарифах большинства западных стран, что имело пагубные последствия  для мировой экономики: за 1929-1932 годы объем мировой торговли сократился почти на 60%.1

     Уже в 1944 г. на валютно-финансовой конференции  ООН в Бреттон-Вудсе (США) для решения  задач стабилизации международной  валютной сферы, выравнивания платежных  балансов и финансового содействия в развитии экономики были созданы  Международный Валютный Фонд (МВФ) и  Всемирный Банк.

     Серьезные и порой небезуспешные попытки  международного регулирования торговых отношений предпринимались еще  до второй мировой войны. В качестве примеров можно назвать Конвенции  об упрощении таможенных формальностей (Женева, 1923 год), о Международном  Торговом Арбитраже (1924 год), об охране промышленной собственности и другие.2 Однако они не были системными и не всегда доводились до конца.

     Послевоенный  период отмечен усилиями, направленными  на создание универсальной Международной  Торговой Организации (МТО), которая  наряду с МВФ и Всемирным банком должна была стать третьим “столпом”  в создавшейся системе. В функции  МТО входило бы регулирование  на многостороннем уровне социально-экономических  проблем, включая вопросы торговой политики, экономического развития, занятости, ограничительной деловой практики, инвестиций, международных товарных соглашений. Эти проблемы обсуждались  на конференциях в Лондоне и Женеве в 1946-1947 годах. На женевской конференции (август - октябрь 1947 года) в ходе работы над Уставом МТО - так называемой Гаванской хартией - 23 страны, представленные на конференции, в том числе США, Канада, Великобритания, Франция, Индия, Бразилия, другие, менее развитые страны, начали переговоры о взаимном снижении довоенного уровня таможенных тарифов, серьезно сдерживающих развитие международных  экономических связей. Результатом  первого раунда переговоров стали 45 тысяч тарифных уступок, затронувших  около 20% мировой торговли (в сумме  на 10 млрд. Долларов).3 Действенность этих уступок обеспечивалась целым рядом торгово-политических статей Гаванской хартии, содержавших правила по взаимной торговле, которые участвовавшие страны обязались соблюдать. Свод этих правил с приложенным к нему списком согласованных тарифных уступок получил название Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) и на временной основе (до завершения процесса ратификации Устава МТО будущими странами-членами) вошел в силу в январе 1948 года.

     Первоначально текст Соглашения состоял из трех разделов. Раздел I, состоящий из двух статей, содержал в себе основные положения  о режиме наибольшего благоприятствования (наиболее благоприятствуемой нации) и  списки взаимных уступок. Раздел II был  посвящен торговой политике и представлял  собой своеобразный кодекс правил международной  торговли. Раздел III содержал положения  о таможенных союзах, зонах свободной  торговли и о применении Соглашения в их отношении. В 1965 году текст ГАТТ был дополнен Разделом IV “Торговля  и развитие”, который был внесен в Соглашение по требованию развивающихся  стран.

     В то время, когда ГАТТ было лишь протоколом о результатах первого раунда тарифных переговоров, проводившихся  в рамках обсуждения Устава МТО, и  временным сводом правил, действующих, как предполагалось, до вступления в силу Гаванской Хартии, вопрос о каких бы то ни было учредительских проблемах и статусе не стоял  на повестке дня. Несмотря на то, что  Генеральное Соглашение содержало  в себе основные положения, во многом схожие с положениями раздела  Устава МТО, посвященного вопросам торговой политики, постоянным институтом должна была стать МТО. Устав МТО включал  в себя детально разработанные положения  о конференциях МТО, исполнительном органе, комиссиях, Генеральном директоре  и об оплачиваемом персонале. Кроме  того, Устав предусматривал продуманную  процедуру разрешения споров. Что  же касается Генерального Соглашения, то оно не обладало тогда учредительными положениями ни в отношении постоянных органов, ни в отношении урегулирования разногласий.

     Но  когда стало ясно, что усилия по созданию МТО не увенчаются успехом (что и подтвердилось отказом  США в 1950 ратифицировать Гаванскую  хартию), в рамках ГАТТ были созданы  практически все предусмотренные Уставом органы и разработан механизм разрешения споров.

     Высшим  органом ГАТТ была определена Сессия Договаривающихся Сторон. Собирались Сессии, как, правило, ежегодно, каждая страна-участница имела на них  один голос, однако решения обычно принимались  на основе консенсуса, а не путем  голосования. Первая Сессия была созвана  в марте 1948 года Генеральным Секретарем ООН; в дальнейшем же, с 1949 года, право  созывать Сессии, руководить их работой  получил Председатель (Ответственный  Секретарь) Сессии Договаривающихся Сторон, избираемый странами-участницами.4

     Сессия  Договаривающихся Сторон осуществляет нормотворческие функции. Высший орган  ГАТТ обладает исключительной компетенцией давать авторитетные толкования положений  Соглашения. В компетенцию этого  органа входит также предоставление странам-участницам права “временно  и в исключительных случаях” приостанавливать то или иное обязательство по Генеральному Соглашению. Сессия Договаривающихся Сторон обладают исключительными полномочиями выносить решения о проблемах, возникающих  между странами-участницами, о соответствии их торговой политики нормам ГАТТ. В  сферу компетенции высшего органа ГАТТ вошло также утверждение  бюджета ГАТТ.

     В 1954 году была окончательно оформлена  и преобразована в Секретариат  Временная Комиссия МТО, действовавшая  с марта 1948 года и осуществлявшая организационно-техническое обслуживание деятельности ГАТТ. Состоящий в первые годы из трех-четырех специалистов Секретариат со временем превратился  в крупный орган, имеющий структурные  подразделения (юридический, экономический  отделы, аналитические подразделения  и др.). На секретариат была возложена  подготовительная работа, распространение  среди стран-участниц всей необходимой  информации, изучение и прогнозирование экономического развития и торговой политики стран-участниц.

Информация о работе ГАТТ, ВТО и его роль в развитии международной торговли