ГАТТ, ВТО и его роль в развитии международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:29, дипломная работа

Описание работы

Курс на создание открытой экономики, провозглашенный в Казахстане с началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово-экономических отношений с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую. Эта задача была главной и в процессе формирования стратегии внешнеэкономической деятельности Казахстана, ее децентрализации и либерализации, политического и институционального обеспечения. Между тем процесс формирования новой глобальной структуры мирохозяйственных отношений, основанной, прежде всего на существенно обновленной (в результате “уругвайского” раунда Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) многосторонней системе международной торговли, продолжается и ускоряется. Абстрагирование Казахстана от участия в этом процессе способно лишь усугубить его и без того трудное положение. Поэтому в рамках осуществляемой в стране экономической реформы одной из важнейших задач является присоединение Казахстана к системе ГАТТ.

Содержание

Введение

Глава 1. Формирование многосторонней системы международной

торговли.

1.1. История развития ГАТТ

1.2. Основные принципы функционирования ГАТТ

Глава 2. Основы реформирования системы многосторонних

торговых отношений.

2.1. Итоги деятельности ГАТТ

2.2. Создание ВТО

Глава 3. Перспективы вступления Казахстана в ВТО.

3.1. Глобализация экономики Казахстана

3.2. Процесс вступления Казахстана в ГАТТ/ВТО

3.3. Проблемы вступления Казахстана в ГАТТ/ВТО.

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ГАТТ, ВТО и его роль в развитии международной торговли.docx

— 112.56 Кб (Скачать)

     Оппозиция свободной торговле базируется на двух противоположных идеях - и что  характерно, неверны обе. Первая заключается  в том, что свободная торговля понижает уровень жизни в развитых странах, стимулируя утечку рабочих  мест и создавая торговый дефицит. Вторая - в том, что свобода торговли расширяет  экономическую пропасть между богатыми и бедными странами. Для того чтобы  и то, другое было правдой, богатые  страны должны терять рабочие места  и одновременно становиться еще  богаче, тогда как развивающиеся  страны должны приобретать рабочие  места, развиваться быстрее и  одновременно становиться еще беднее. Предположим, что вы свободно торгуете с другими странами, то есть без  тарифов и ограничений. Наибольшим спросом будет пользоваться именно тот продукт страны, который она  производит лучше и дешевле, чем  все остальные. В результате потребители всех стран-партнеров имеют самые лучшие товары по самой сходной цене. Но это самая простая и понятная ситуация. А что произойдет, если все остальные страны введут высокие тарифы на импорт, и только вы останетесь без таможенных барьеров? Не получится ли так, что ваша промышленность, не имея возможности экспортировать, захиреет под наплывом дешевого и качественного импорта? Парадокс свободной торговли состоит в том, что даже в этом случае ваша страна окажется в самом выгодном положении. Прежде всего, теперь только ваши потребители будут иметь доступ ко всем самым дешевым и качественным товарам на рынке. А ваша собственная промышленность под максимальным давлением конкурентов перестроится настолько, что, в конечном счете, станет эффективнее и рентабельнее, чем конкуренты. Примером может служить Новая Зеландия, которая, являясь страной-импортером сельхозпродукции и, имея очень низкие тарифы, породила внутреннюю конкуренцию, и сейчас эта страна является примером громадного роста. А вот дела в других странах будут обстоять гораздо хуже. Их население теперь должно за все платить больше, в том числе за отечественные товары - ибо в отсутствие конкурентного стимула цены неизбежно поднимутся. Их промышленность будет обречена на застой.

     Существует  также мнение, что ущерба отечественной  промышленности нанесено, не будет, и  Казахстан только выиграет от вступления по следующим причинам: во-первых, из-за того, что казахстанская промышленность сегодня насыщена большим количеством  импортных комплектующих и потому несет потери от пошлин на ввозимую продукцию; во-вторых, соотношение низкой цены и плохого качества, которое  демонстрирует отечественная промышленность, не может предложить ни одна иностранная  фирма, ибо дорожит своей репутацией. При этом низкий курс тенге, десятикратно лучшая защита, чем любые импортные  пошлины. 
    Для Казахстана большое значение имеет условие ведения торговли между участниками ВТО на недискриминационной основе, в связи с большой вовлеченностью нашей республики в мировой экспорт нефти, нефтепродуктов, природного газа, электроэнергии и угля. Вступление в ВТО обеспечит нам режим наибольшего благоприятствования с 144 странами-участницами и даст ряд преимуществ в области лицензирования экспорта, стандартов, применения антидемпинговых и компенсационных пошлин и в целом будет способствовать росту внешнеэкономической активности государства.

     Присоединение к ВТО является неотъемлемым шагом  на пути интеграции в мировое сообщество в качестве полноправного участника  многосторонней торговой системы и  вывода законодательства республики на современный международный уровень.

     Что же касается негативных сторон, то можно  предположить, что краткосрочные  потери, которые несут вновь вступающие страны при сокращении тарифов, будут  с лихвой компенсированы долгосрочными  доходами от вхождения в мировой  рынок. ВТО дает нам только правила  торговли и благоприятную среду, т.е. даются возможности, а как отдельная  страна будет развивать свой экспорт, зависит от нее самой. Если правительство  будет вести грамотную политику и будут эффективно использоваться ресурсы, то будет и повышение  экспорта. Казахстан обладает всем необходимым для того, чтобы стать  в XXI веке в числе лидеров мирового развития.

     Гигантские  природные ресурсы, научный потенциал, квалифицированная рабочая сила - все это может сделать нас  вполне конкурентоспособными в глобальной экономике.

     Хотелось  бы закончить мысль словами Генерального Секретаря ООН, который сказал, что "в сегодняшнем неспокойном  мире больше всего проигрывает тот, кто остался незащищенным от глобализации. Это те, кто остался за бортом:".29 

     3.2 Процесс вступления Казахстана  в ГАТТ/ВТО. 

     В основополагающих документах Генерального соглашения по тарифам и торговле не содержится отказа во вступлении в  эту организацию любой стране мирового сообщества. Статья XXXIII Соглашения гласит: “Правительство, не участвующее  в этом Соглашении, или правительство, действующее от имени отдельной  таможенной территории, обладающей полной автономией в ведении своих внешних  коммерческих связей или других дел, предусмотренных этим соглашением, может вступить в это соглашение от своего имени или от имени той  территории на условиях, которые будут  согласованы между таким правительством и Договаривающимися Сторонами”.30 Причем решение о вступлении может быть принято большинством в две трети стран-участниц Соглашения.

     Сама  процедура вступления в ГАТТ состоит  из нескольких общих моментов:

     После получения заявления на имя Генерального директора ГАТТ Совет представителей образует рабочую группу для изучения заявления на базе основных документов, представленных правительством страны-заявительницы, включая, в частности, описание режима внешней торговли, доказательства соответствия внешнеторговой политики и законодательства страны принципам и нормам Генерального соглашения: “Меморандум о внешнеторговом режиме”.

     Правительство страны, желающей стать участницей ГАТТ, отвечает на полученные от государств-членов вопросы, касающиеся не только внешнеторгового  режима, но и большинства аспектов экономической жизни - макроэкономической политики, финансовой и кредитной  систем, механизма налогообложения.

     Рабочая группа, изучив все вопросы, представляет в Совет доклад с рекомендациями и, возможно, проект протокола о присоединении  страны-заявительницы.

     Страны-члены  ГАТТ обсуждают доклад или проект протокола, на основании которого на своей очередной сессии выносят  решение. В правовом плане протокол о присоединении может рассматриваться  как своеобразное соглашение между  вступающей страной и государствами-участниками  Соглашения.

     По  подобной схеме развивались взаимоотношения  Казахстана с ГАТТ. СССР в 1986 году заявил о своем намерении присоединиться к ГАТТ. В 1990 году СССР получает в  ГАТТ статус наблюдателя.31 Практика установила, что страны наблюдатели могут присутствовать на сессиях ГАТТ, а при определенных условиях - на заседаниях органов ГАТТ. Они могут делать заявления и участвовать в дискуссии. Правительства стран-наблюдателей на регулярной основе получают основные документы и материалы ГАТТ. Положения Генерального соглашения, однако, не распространяются на страны-наблюдатели, и они не несут каких-либо обязательств перед договаривающимися сторонами.

     Советскому  Союзу получил статус наблюдателя  для участия на регулярной основе в ежегодных сессиях договаривающихся сторон ГАТТ, в сессиях Совета ГАТТ и в сессиях других открытых органов  ГАТТ. Казахстан наряду с 16 государствами  нечленами ГАТТ и 28 международными организациями обладает этим статусом. Статус наблюдателя при Совете ГАТТ дает право участвовать в работе всех прочих незакрытых органов ГАТТ, исключая Комитеты по бюджету, финансовым и административным вопросам, а также  комитеты и советы, созданные в  итоге “токийского” раунда многосторонних торговых переговоров.

     В январе 1996 года РК подала официальную  заявку в секретариат ВТО, с тех  пор состоялись 4 заседания рабочей  группы и 4 раунда двусторонних встреч. В стране проведена значительная работа по преобразованию законодательной базы в соответствии с правилами ВТО, снижены тарифы на импорт промышленных и сельскохозяйственных товаров.

     В прошлом году работа значительно  активизировалась. В настоящее время  переговоры ведутся с 15 странами, с  каждой из них непосредственно оговариваются  условия вступления. Вполне возможно, что Казахстан станет членом ВТО  уже в ближайшие год-два. Однако есть ли смысл форсировать события? Не повторим ли мы горький опыт Киргизии? 

       В июне 1996 года Межведомственная  комиссия (МВК) подготовила и направила  в секретариат ВТО меморандум  о внешнеторговом режиме Казахстана  и другие обязательные документы. 

     В течение прошлого года в Женеве состоялось два заседания рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО. На них особое внимание обращалось на вопросы, касающиеся таможенных пошлин, косвенного налогообложения экспортно-импортных  операций, закона о таможенном деле, регулирования естественных монополий, процессов приватизации в республике, планов правительства по изменению  действующих и принятию новых  законов в парламенте.

     Особое  место в вопросе вступления Казахстана в ВТО занимает согласование подходов стран - участниц Таможенного союза. На сегодняшний день все государства, входящие в союз, уже приступили к этой работе, однако нельзя не отметить тот факт, что они находятся  на разных этапах вступления в ВТО.

     На  заседании правительства РК был  представлен план мероприятий по вступлению РК во Всемирную торговую организацию. Он предусматривает следующее: разработку мер по защите внутреннего  рынка, определение условий по доступу  на рынок республики иностранных  товаров и услуг, принятие новых  законов в соответствии с соглашениями ВТО, внесение изменений и дополнений в действующее законодательство для приведения его в соответствие с международными нормами и правилами, проведение переговоров по вступлению в ВТО.

     Кроме того, во время работы заседания  был утвержден новый состав Межведомственной комиссии, рабочим органом было определено Агентство по стратегическому планированию и реформам РК. На Межведомственную комиссию была возложена очень ответственная  роль - определить стратегию и тактику  переговоров, обсудить политические и  экономические аспекты вступления в ВТО, а также согласовать  в рамках Таможенного союза темпы  вступления в организацию.

     По  итогам же обсуждения на заседании, а  также с учетом замечаний и  предложений будут приняты соответствующие  постановления правительства РК.32 

     Конечно же, множество вопросов посвящено  тарифам, таможенному режиму и намерениям правительства твердо следовать  процессам либерализации торговли, включая ликвидацию нетарифных мер  применительно как к импорту, так и экспорту товаров.

     Другие  вопросы касаются отношений Республики Казахстан с другими странами СНГ, выполнения Казахстаном положений  Соглашения по интеллектуальной собственности, равно как и политики в области  сферы обслуживания.

     На  первый взгляд этот список может испугать, но лучше подойти к его рассмотрению с ясным пониманием того, что требуется  для ответов на эти вопросы. Кроме  того, важно подчеркнуть, что  Секретариат  Всемирной торговой организации  готов оказать необходимую техническую  и организационную помощь Казахстану. Об этом сообщил генеральный директор ВТО Майк Мур на встрече с министром  экономики и торговли РК Мажитом  Есенбаевым, которая состоялась в  Женеве в рамках очередного раунда двухсторонних переговоров по условиям вступления республики в эту международную организацию.33

     По  информации МИД РК, контрпартнерами  по переговорам выступили Европейский  союз и 12 стран-членов рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО: Япония, Канада, Австралия, Швейцария, Польша, Болгария, Пакистан, Латвия, Грузия, Бразилия, Куба и Мексика.34

     “Переговоры были сосредоточены на предметном обсуждении условий доступа на казахстанские  рынки товаров и услуг, мер  поддержки отечественного сельского  хозяйства”, говорится в сообщении.

     При этом подчеркивается в информации МИД  РК, казахстанская делегация “закрепила ранее достигнутые договоренности”  и “получила заверения в поддержке  вхождения Казахстана в ВТО”.

     Главным итогом работы казахстанской делегации  в Женеве, подчеркивается в сообщении, стала “открывшаяся перспектива  перевода переговорного процесса на практические рельсы с последующим  активным вовлечением в него всех основных партнеров по переговорам”. Следующий тур двусторонних переговоров  по вступлению Казахстана в ВТО состоится  в апреле текущего года. 35

       В рамках возможностей ВТО  техническое содействие странам,  подавшим заявки, имеет приоритетное  значение”.36 Это могут быть курсы обучения или семинары в данном государстве или предоставление экспертной помощи в области проведения торговой политики, соответствующей принципам ВТО. Программа подготовки дает возможность государственным служащим проходить в ВТО курс интенсивного обучения.

     Таким образом, путь Казахстана в ГАТТ/ВТО  связан с длительным и нелегким процессом  разработки условий участия России в мировой торговле. Прежде всего, следует отметить, что система  ГАТТ/ВТО создавалась десятилетиями. Сейчас это огромная, разветвленная структура, к которой отдельные страны приспосабливались последовательно и постепенно. Перед Казахстаном же стоит задача внедрения всей совокупности системы ГАТТ/ВТО в течение короткого промежутка в несколько лет. 

Информация о работе ГАТТ, ВТО и его роль в развитии международной торговли