Формы и методы регулирования национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы государственного регулирования экономики, осуществляемого с помощью административно-правового механизма.
Задачами курсовой работы являются:
1) изучить систему нормативных правовых актов, регулирующих экономические отношения в Республике Беларусь;
2) проанализировать систему и компетенцию органов государственного регулирования экономики;
3) исследовать формы и методы государственного регулирования экономики;
4) определить понятие и сущность государственного регулирования экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………
5

Необходимость государственного регулирования в условиях рыночной экономики………………………………………………….
Экономические функции государства……………………………….
Объекты и цели государственного регулирования экономики…...
Формы и методы государственного регулирования экономики….

5
6
9
11
2. ЦЕЛИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………….
20
3. НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ГОСУАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………………………

23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 35

Работа содержит 1 файл

экономика курсач.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

     Планируется дальнейшее расширение разновидностей производных финансовых инструментов (форвардных, контрактных, фьючерсов, опционов, варрантов, конвертируемых ценных бумаг, операций СВОП, РЕПО).

     Посредством развития лизинга предусматривается решение следующих задач: модернизация и техническое развитие производственного сектора экономики, создание условий для ускоренного развития стратегически важных отраслей, приобретение высокотехнологичного оборудования, стимулирование притока капитала в производственную сферу, продвижение продукции отечественных производителей на зарубежные рынки.

     Развитие  инвестиционных фондов будет направлено на создание эффективного механизма  инвестирования средств в национальную экономику. Это потребует:

     -внедрения принципа единства стандартов инвестирования применительно ко всем формам институциональных инвесторов;

     -разработки нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность инвестиционных компаний, управляющих компаний;

     -определения основных принципов взаимодействия национальных и зарубежных инвестиционных фондов и компаний;

     -создания институтов коллективных инвесторов в форме инвестиционных фондов различных видов (открытых, закрытых, инвестиционных, паевых, пенсионных, венчурных, инновационных).

     Внедрение на финансовом рынке механизмов в  виде компенсационных (гарантийных) фондов будет важным элементом системы  защиты законных прав и интересов  инвесторов.

     Создание  и развитие указанных фондов направлено на снижение инвестиционных рисков (прежде всего риска банкротства финансовых организаций и риска недобросовестного исполнения обязанностей при оказании услуг инвесторам), выравнивание условий совершения инвесторами операций с финансовыми активами. Особенно благоприятную роль они должны сыграть в части финансовой поддержки предпринимательства.

     Основными задачами ценовой политики являются переход к рыночным механизмам ценообразования, совершенствование механизмов государственного ценового регулирования в целях  стимулирования структурной перестройки экономики, повышения качества и конкурентоспособности продукции.

     Антимонопольная политика будет направлена на:

     -достижение эффективного функционирования товарных рынков;

     -предотвращение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

     Для ее реализации потребуется:

     -совершенствование нормативной правовой базы в части предупреждения, ограничения и предотвращения нарушений антимонопольного законодательства, монополистической деятельности органов государственного управления, а также юридических лиц, в том числе занимающих доминирующее положение на рынках;

     -гармонизация законодательства в сферах естественных монополий и конкурентной политики в рамках формирования Единого экономического пространства;

     -организация контроля над монополистической деятельностью в целях -недопущения возникновения и усиления доминирующего положения на товарных рынках и ограничения конкуренции;

     -совершенствование государственного регулирования деятельности юридических лиц, доминирующих на товарных рынках.

     В результате будет сформирована экономика, основанная на добросовестной конкуренции  и свободном ценообразовании, что  создаст адекватные стимулы для  структурной перестройки и роста  эффективности производства.

     Главным результатом реализации Программы  социально–экономического развития Республики Беларусь станет рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе модернизации экономических отношений, инновационного развития, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.

     Будет предпринят комплекс эффективных мер для того, чтобы страна не позднее 2015 года вошла в число пятидесяти стран с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала. 
В предстоящей пятилетке предусматривается обеспечить увеличение ВВП на 62 — 68 процентов, индекса промышленного производства — на 54 — 60 процентов, продукции сельского хозяйства — на 39 — 45 процентов, производства услуг — в 1,96 — 2 раза, инвестиций в основной капитал — в 1,9 — 1,97 раза.

     Национальная  социально ориентированная модель экономики в значительной мере обновится за счет широкого встраивания в нее институтов частной собственности и свободного от административных барьеров предпринимательства. Будут созданы все базовые условия для организации и развития «собственного дела».

     Все это позволит Республике Беларусь к 2015 году войти в тридцатку стран  с наиболее благоприятными условиями  ведения бизнеса, в том числе  привлекательными и для зарубежных инвестиций.

     Будет обеспечена стабильность курса белорусского рубля и сохранность частных вкладов.

     Экономика сохранит свою социальную ориентацию. Это значит, что, как бы ни было трудно, государство всегда будет стоять на защите интересов людей, гарантируя поддержку тем, кто не может без  нее справиться.

     Таким образом, в результате реализации намеченных планов Республика Беларусь в очередной раз наглядно продемонстрирует свою приверженность курсу социального государства и неизменность политики, направленной на улучшение качества жизни своих граждан. 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В данной курсовой работе мною освещены такие темы, как: понятие

государственного  регулирования экономики, цели, задачи и формы, подробно рассмотрены объекты  и инструменты государственного регулирования экономики. Также освещены методы регулирования национальной экономики.

         В работе раскрыта необходимость государственного регулирования в условиях рыночной экономики, экономические функции государства, объекты, цели, формы и методы  государственного регулирования экономики. Также дается характеристика экономической ситуации в Республике Беларусь на данном этапе, а завершается работа разделом, характеризующим совершенствование и модернизацию действующих организационно-экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики Республики Беларусь. Исходя из вышеизложенного, мною были сделаны следующие выводы.

     Экономика страны — это сотни миллионов различных компонентов (включая людей, машины, оборудование, сырье, материалы, инструменты и др.), находящихся в постоянном взаимодействии. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления.

     Важнейшая экономическая задача государственных  органов - обеспечить условия разработки и реализации государственной инвестиционной и научно-технической политики в стране,  способствующей техническому перевооружению производства и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках.

     Государственное регулирование экономики направлено на развитие предпринимательства и создание конкурентной среды с целью максимального повышения эффективности производства в соответствии с интересами государства и потребностями населения. Усилия центральных и местных органов власти концентрируются поэтому на развитии реального сектора экономики, призванного обеспечивать страну материальными ресурсами. Государство берет на себя функции предпринимательства в основном не только и не столько ради регулирования рыночных отношений. Государственные органы призваны решать те задачи, которые неуправляемый рынок решить не способен. Государство должно установить порядок, при котором предприниматели, действуя в условиях рынка, вынуждены и заинтересованы делать именно то, что выгодно не только им самим, но и обществу в целом. Речь идет о таком порядке, который учитывал бы общие потребности и закономерности рынка в реальных социально-экономических условиях страны. При этом самостоятельность субъектов рынка сочеталась бы с интересами общества. Таким образом, государство превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную продуктивную работу входящих в систему субъектов. Государство, исходя из своих социальных, политических, экономических и других интересов, должно ставить цели перед бизнесом и стимулировать его в достижении этих целей.

     Рыночная  экономика не способна автоматически  регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества и каждого гражданина. Прерогативой государства является обеспечение правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что является основой для развития предпринимательства и экономики.

     На  государство возлагаются следующие  основные задачи: создание правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства.

     Объекты государственного регулирования экономики  совершенно различны, но охватывают практически все сферы экономической деятельности.

     Среди методов государственного регулирования  не встречаются совершенно непригодные или абсолютно неэффективные.  Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации целесообразного его применения. Экономические и административные методы имеют некоторое сходство, и в то же время существенно отличаются друг от друга.

     Административные  приемы заметно сужают свободу экономического выбора, а порой вообще сводят ее к нулю. Экономические же методы нисколько не ограничивают свободу выбора, а иной раз даже расширяют ее.

     Вмешательство государства в рыночную экономику  необходимо в случаях, когда имеют  место так называемые «провалы»  рынка. Государство должно вмешиваться в экономику в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть позитивными и негативными. Существуют признаки условий и предпосылок: безработица, инфляция, дефицит бюджета.

     Высшей  формой государственного регулирования  является государственное экономическое программирование. Его задача – комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.

     Программы разрабатываются специальным государственным  органом или министерствами экономики и финансов. Как правило, программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов.

     Современные рыночные отношения требуют опоры  на государственные методы регулирования. И очевидно, что роль государства в управлении экономикой  с каждым годом будет повышаться.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Базылев  Н.И. и др. Экономическая теория / Базылев Н.И., Базылева, М .И. - Мн.: Книжный Дом, 2004. - 608 с.

2. Вабищевич С.С. Внешне-экономическая деятельность в РБ: правовые перспективы. - Мн.: Молодежное научное общество, 2005. - 232 с.

3. Золин  И. Социально-экономическое развития: стратегия государственного регулирования// Проблемы теории и практики  управления.-2010.-№1.-С. 25-31.

4. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник.- М.: Дело, 2002.- 472 с.

5. Лемешевский И.М. Макроэкономика (экономическая теория. Часть 3). - Мн.: ФУ Аинформ, 2004. -576 с.

6. Новикова И.В. От государственного регулирования к частно-государственному партнерству//Проблемы управления.- 2008.-№2.-С. 50-57.

7. Тур  А.Н. Инструменты и механизмы  государственного регулирования экономики РБ в условиях мирового экономического кризиса// Проблемы управления.- 2009.-№3.-С. 182-187.

8 Экономика Беларуси: учебник/Под ред. В.Н.Шимова.-Минск, БГЭУ, 2009.- 751 с.

9. Национальный статистический комитет Республики Беларусь– www.belstat.gov.by.

10. Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь www.president.gov.by

11. Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-сентябре 2009 г.: стат. доклад. // Мин-во статистики и анализа Республики Беларусь: www.belstat.gov.by.

12. Статистический Ежегодник Республики Беларусь, 2009

13. Чубрик А. 10 лет роста ВВП/ Мн.: Право и экономика. 2005. Электронная версия – 21 с.

14. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.- Мн., 2006.

15. Экономика Беларуси: учебник/Под ред. В.Н.Шимова.-Минск, БГЭУ, 2009.- 751 с.

16. Экономика Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей: учебное пособие / Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский государственный экономический университет. - Минск: БГЭУ, 2006. - 253 с.

Информация о работе Формы и методы регулирования национальной экономики