Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:05, курсовая работа
Целью данной работы является изучение системы государственного регулирования экономики, осуществляемого с помощью административно-правового механизма.
Задачами курсовой работы являются:
1) изучить систему нормативных правовых актов, регулирующих экономические отношения в Республике Беларусь;
2) проанализировать систему и компетенцию органов государственного регулирования экономики;
3) исследовать формы и методы государственного регулирования экономики;
4) определить понятие и сущность государственного регулирования экономики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………
5
Необходимость государственного регулирования в условиях рыночной экономики………………………………………………….
Экономические функции государства……………………………….
Объекты и цели государственного регулирования экономики…...
Формы и методы государственного регулирования экономики….
5
6
9
11
2. ЦЕЛИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………….
20
3. НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ГОСУАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………………………
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 35
- Государственные налоги и сборы - устанавливаемые Налоговым Кодексом РБ и обязательные к уплате на всей территорииРБ. К ним относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; государственная пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы.
- Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым Кодексом РБ и вводимые в действие законами субъектов РБ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РБ. К ним относятся: налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.
- Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в действие нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. К ним относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.
Денежно–кредитная политика - является важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы, осуществляемой Центральным банком. Денежно – кредитная политика государства должна быть направлена, прежде всего на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета, создания финансовых условий выхода из кризиса. [10].
В процессе реализации денежно – кредитных способов регулирования экономики тесно переплетаются прямые экономические и косвенные методы.
К инструментам прямого экономического воздействия относятся:
Меры,
связанные с целевым
Установление так называемых кредитных «потолков» есть не что иное, как ограничение объёмов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности.
Прямой контроль за уровнем процентных ставок связан с установлением Центральным Банком ставки рефинансирования (нормы процента – платы за кредит, выдаваемый ЦБ РБ с коммерческих банков), с определением нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков в Центральном Банке.
Более широко используется косвенные методы денежно – кредитного регулирования:
- продажа – скупка государственных ценных бумаг.
Большинство
современных экономистов
Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП.
Эта
цель достигается с помощью
В том или ином случае проводником монетарной политики является Центральный Банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении.
Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средства обращения (иначе, деловой, операционный или спрос на деньги для совершения сделок) и как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).
- операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг;
-
политика учетной ставки, т.е.
регулирования процента по
-
изменение норматива
В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.
Операции на открытом рынке проводятся Центральным Банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Суть их заключается в том, что ЦБ размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке.
Политика учетной ставки (дисконтная политика). Учетная ставка - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем Центральный Банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные трудности.
Учетную ставку устанавливает ЦБ. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения.
Среди инструментов монетарной политики, политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики Центрального Банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке. [15; с. 357]
Изменение
нормы обязательных резервов банков.
Механизм этого инструмента кредитно-
-
если центральный банк
-
при уменьшении нормы
Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы.
Также для воздействия на экономику используют регулирование валютного курса. Устойчивость и сила национальной валюты - ключевой фактор снижения инфляции, достижения макроэкономической стабилизации и экономического роста. Положение национальной валюты имеет ключевое значение для развития и процветания экономики и общества. Наиболее высокий уровень инфляции наблюдается в странах, где определение курса национальной валюты предоставлено «рыночным силам».
В мире существуют три основных режима валютного курса - фиксированный, плавающий и ограниченно плавающий.
В режиме фиксированного обменного курса, доминировавшем в прошлом столетии, учреждения, проводящие денежную политику, фиксируют относительную цену отечественной и иностранной валюты. Для поддержки паритетного курса Центральный Банк берет обязательство покупать или продавать иностранную валюту по данному курсу.
В режиме плавающего курса учреждения, проводящие денежную политику, не принимают обязательств по его поддержанию на заданном уровне. Колебания спроса и предложения денег отражаются в изменениях валютного курса. Если Центральный Банк совсем не покупает и не продает иностранную валюту, то такой режим называется «чистым» плаванием. Если же Центральный Банк осуществляет валютные операции, то такой режим называется ограниченно плавающим.
По мнению известного западного экономиста П. Кругмана, «неконтролируемый рынок не может использовать всю имеющуюся информацию и, таким образом, устанавливает валютный курс на экономически неверном уровне; так как это может неблагоприятно сказаться на потреблении и инвестициях и ухудшить экономическую активность, рынок должен быть защищен от самого себя».
Официальное регулирование валютного курса основано на том мнении, что официальные власти лучше, чем рынок, справляются с нахождением долгосрочного равновесного значения валютного курса.
Вообще, валютная политика должна быть направлена на решение следующих задач:
-
сглаживание резких
-
остановка волны чрезмерной
-
прекращение тренда на
-
установление целевого
-
сопротивление валютным
-
стимулирование начала
Валютный курс представляет собой цену, относящуюся к двум странам, поэтому валютная политика одной стороны может иметь серьезные последствия для других стран. В целях недопущения манипулирования своей валютой МВФ выработал ряд рекомендаций, которым его члены должны следовать при разработке своей валютной политики:
-
он должен избегать
-
он может осуществлять
-
при проведении своих
Существуют
различные инструменты
Информация о работе Формы и методы регулирования национальной экономики