Формы и методы регулирования национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы государственного регулирования экономики, осуществляемого с помощью административно-правового механизма.
Задачами курсовой работы являются:
1) изучить систему нормативных правовых актов, регулирующих экономические отношения в Республике Беларусь;
2) проанализировать систему и компетенцию органов государственного регулирования экономики;
3) исследовать формы и методы государственного регулирования экономики;
4) определить понятие и сущность государственного регулирования экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………
5

Необходимость государственного регулирования в условиях рыночной экономики………………………………………………….
Экономические функции государства……………………………….
Объекты и цели государственного регулирования экономики…...
Формы и методы государственного регулирования экономики….

5
6
9
11
2. ЦЕЛИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………….
20
3. НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ГОСУАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………………………

23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 35

Работа содержит 1 файл

экономика курсач.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

     Основной  целью модернизации экономических  институтов и механизмов государственного регулирования является создание стимулов для экономического роста на основе либерализации условий экономической  деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности, формирования благоприятного бизнес–климата.

     Постепенное снижение роли государственных органов  в прямом управлении деятельностью  организаций даст возможность сместить акценты на косвенные и индикативные инструменты государственного регулирования, перейти к стратегическому планированию, формированию и реализации отраслевых инновационных стратегий и государственной научно–технической политики.

     Необходимо  изменение системы мотивации  деятельности организаций, создание заинтересованности в повышении эффективности производства и максимизации прибыли.

     В течение пятилетия будет осуществлен  переход от административных методов  к использованию рыночных стимулов.

     Будут созданы благоприятные условия  для деятельности юридических лиц всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей на основе:

     -преимущественного  использования уведомительных порядков  ведения бизнеса;

     -упрощения  и обеспечения стабильности законодательства, регулирующего предпринимательскую  деятельность;

     -уменьшения  «контрольной нагрузки» на бизнес, исключения излишних проверок  коммерческих организаций. Для  прибыльно работающих организаций,  не использующих государственную  поддержку и исполняющих обязательства  перед государственным бюджетом, будет ограничено количество проверок, осуществляемых контролирующими органами. При этом налоговым органам будет разрешено проводить не более одной проверки в пять лет;

     -соразмерности  применяемых административных взысканий  и экономических нарушений;

     -повышения  эффективности налоговой системы и придания ей в первую очередь стимулирующего характера;

     -поддержания  полноценной конкурентной среды  и создания механизмов государственно–частного  партнерства;

     -формирования  равных партнерских отношений  с бизнесом и обеспечения благоприятных условий для работы субъектов хозяйствования;

     -гармонизации  национального законодательства  с международными нормами и  правилами в целях интегрирования  Беларуси в мировую экономику.

     Основные  цели бюджетно–налоговой политики на предстоящее пятилетие — повышение конкурентоспособности применяемой в Беларуси налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.

     Основные  задачи включают:

    • совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;
    • радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;
    • оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;
    • концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально–экономического развития страны;
    • повышение эффективности управления государственным долгом.

     Направлениями реализации бюджетно–налоговой политики являются:

    • снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;
    • упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования;
    • повышение эффективности управления государственными финансами;
    • диверсификация финансовых инструментов заимствований и повышение эффективности использования государственных займов;
    • совершенствование системы управления долгом в органах местного управления и самоуправления.

     Реализация  указанных направлений бюджетно–налоговой политики позволит довести долю налоговых  доходов консолидированного бюджета  в ВВП до 25,4 процента, уменьшить дефицит консолидированного бюджета до 1,5 процента от ВВП.

     Денежно–кредитная политика будет содействовать созданию условий для поддержания стабильных темпов роста в экономике.

     Главными  задачами являются обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики.

     Направления реализации этих задач предусматривают:

     -постепенный переход в рамках привязки к корзине иностранных валют к более гибкому формированию обменного курса по мере повышения внутренней и внешней сбалансированности экономики в целях поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и ограничения инфляционных процессов;

     -формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны;

     -совершенствование системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условиях формирования цены ресурсов, что позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы;

     -поддержание процентных ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте, а также доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

     В результате названных действий будет  обеспечена стабильность курса белорусского рубля к корзине валют в коридоре плюс (минус) 10 процентов, ставка рефинансирования Национального банка будет снижена до 6 — 8 процентов к концу пятилетия. Предполагается, что к 2015 году прирост индекса потребительских цен не превысит 5 — 6 процентов.

     Совершенствование финансовой системы, повышение ее надежности и инвестиционного потенциала требуют  развития финансового рынка.

     Основные  цели — формирование конкурентоспособного и информационно прозрачного  финансового рынка, повышение его  емкости за счет роста капитализации, притока внутренних и внешних инвестиций его участников, а также обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры.

     Для обеспечения устойчивого экономического роста в республике и привлечения  внешних и внутренних инвестиций предусматривается дальнейшее развитие финансовых институтов: банковской сферы, страхования, рынка ценных бумаг и производных финансовых инструментов, лизинговых и небанковских кредитно–финансовых организаций, инвестиционных и иных фондов. Созданы достаточные предпосылки для развития основных элементов инфраструктуры финансового рынка и формирования в Беларуси биржевой и депозитарной систем, отвечающих мировым стандартам.

     При этом главными задачами банковского  сектора будут повышение его  устойчивости и эффективности, рост потенциала и совершенствование банковских инструментов.

     Для решения задач банковского сектора  необходимы:

     -расширение спектра банковских услуг и повышение их качества, внедрение современных стратегий продаж банковских услуг на розничном и корпоративном сегментах банковского рынка;

     -совершенствование институциональной структуры банковского сектора за счет снижения его концентрации, привлечения частных инвесторов, оптимизации филиальной сети банков, развития банковской инфраструктуры;

     -повышение информированности населения и организаций об условиях предоставления банковских услуг, новых банковских продуктах, рисках банковской деятельности;

     -улучшение качественных параметров деятельности банков, обеспечивающих способность противостоять внутреннему и внешнему дестабилизирующему воздействию и адекватно выполнять свои функции в экономике (снижение проблемных активов банков до 4 процентов);

     -обеспечение жесткого контроля за сохранностью частных вкладов граждан Республики Беларусь, своевременностью и полнотой выполнения банками обязательств перед вкладчиками;

     -совершенствование пруденциальных требований и надзорных процедур на всех уровнях надзорного процесса путем внедрения международных стандартов, развития методов надзора, ориентированного на оценку и ограничение рисков, а также методов надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе;

     -повышение требований к допуску на рынок банковских услуг;

     -дальнейшая либерализация валютного законодательства, совершенствование деятельности банков в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

     Развитие  национальной платежной системы  будет направлено на повышение ее надежности и безопасности. Решение  данных задач базируется на совершенствовании нормативной правовой базы, ценовой политики, организационной и программно–технической инфраструктуры автоматизированной системы межбанковских расчетов Национального банка, внедрении новейших информационных технологий и банковских услуг, развитии и совершенствовании систем стандартизации и сертификации. Коэффициент доступности автоматизированной системы межбанковских расчетов для банков к концу 2015 года будет не ниже 99,5 процента от ее дневного фонда рабочего времени.

     Развитие  сектора страхования будет направлено на повышение емкости, надежности, конкурентоспособности, эффективности национального страхового рынка и уровня капитализации страховых организаций.

     Для этого потребуется:

     -стимулирование развития добровольных видов страхования, особенно относящихся к страхованию жизни;

     -совершенствование национальной системы страхования экспортных рисков;

     -развитие инфраструктуры страховых организаций, в том числе в малых и средних городах;

     -повышение качества страховых услуг и внедрение новых страховых продуктов, востребованных на рынке;

     -внедрение современных, соответствующих международным принципам стандартов надзора и регулирования страховой деятельности.

     Ожидается, что страховые взносы на душу населения  возрастут более чем в 6 раз, отношение активов сектора страхования к ВВП к концу пятилетия достигнет 2 процентов.

     Развитие  сектора ценных бумаг и производных  финансовых инструментов будет направлено на превращение его в эффективный  механизм перераспределения ресурсов и аккумулирования денежных средств на инвестиционные проекты.

     Предполагается:

     -формирование ликвидного и прозрачного рынка ценных бумаг и его наполнение разнообразными финансовыми инструментами;

     -развитие институтов финансового посредничества на рынках ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

     -совершенствование системы регулирования и надзора за рынком ценных бумаг в соответствии с принципами Международной организации комиссий по ценным бумагам и стандартам Европейского союза;

     -обеспечение условий для развития интеграционных процессов, способствующих совершенствованию и расширению сфер взаимодействия национальных рынков ценных бумаг и производных финансовых инструментов с мировыми финансовыми институтами и структурами.

     Развитие  сектора производных финансовых инструментов в Республике Беларусь будет основано на создании условий для обращения на национальном рынке всего спектра производных финансовых инструментов, активно используемых в мировой практике, а также участии национальных резидентов в схемах заимствования на иностранных рынках с использованием данных инструментов.

Информация о работе Формы и методы регулирования национальной экономики