Формы и методы регулирования национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы государственного регулирования экономики, осуществляемого с помощью административно-правового механизма.
Задачами курсовой работы являются:
1) изучить систему нормативных правовых актов, регулирующих экономические отношения в Республике Беларусь;
2) проанализировать систему и компетенцию органов государственного регулирования экономики;
3) исследовать формы и методы государственного регулирования экономики;
4) определить понятие и сущность государственного регулирования экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………
5

Необходимость государственного регулирования в условиях рыночной экономики………………………………………………….
Экономические функции государства……………………………….
Объекты и цели государственного регулирования экономики…...
Формы и методы государственного регулирования экономики….

5
6
9
11
2. ЦЕЛИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………….
20
3. НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ГОСУАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………………………

23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 35

Работа содержит 1 файл

экономика курсач.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

     Другим  инструментом регулирования является ограничение движения капитала, или  барьеры в международной торговле. Такие действия правительства могут  быть необходимы для достижения стабильности на валютном рынке тех стран, где низка кредитоспособность правительства.

     Последним инструментом регулирования валютного  курса является прямая интервенция  на валютном рынке. Успех валютных интервенций  зависит от их интенсивности, а также  от доверия к официальным монетарным органам.

     Таким образом, государство для реализации целей своей экономической политики использует вышеперечисленные методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ЦЕЛИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
 

     Республика  Беларусь находится в процессе перехода к гражданскому демократическому обществу со смешанной социально ориентированной  экономикой.

       Стратегия развития Беларуси базируется на таких принятых основополагающих документах как: Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь; Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015г.; Основные направления социально-экономического развития страны на период до 2010г.; Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.

     До 2011 года в Республике Беларусь действовало три программы социально-экономического развития за 1996-2000, 2001-2005, 2006-2010, а в настоящее время вступила в действие программа на 2011-2015 годы.

     Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь в предыдущие годы было дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, оптимизации государственного управления. Для ее достижения в области экономики в 2006-2010 гг. были реализованы следующие направления: 
• рост реальных денежных доходов населения; 
• повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;

• инновационная  направленность развития экономики, технико-технологическое  перевооружение и реструктуризация производств и на этой основе повышение  уровня конкурентоспособности экономики; 
• расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также с ЕС.[11]

     Основными задачами социально–экономического развития Беларуси на прошедшую пятилетку являлись:

  • создание макроэкономических условий для устойчивого социально–экономического развития и роста эффективности реального сектора экономики прежде всего на основе улучшения качественных ее параметров;
  • техническое перевооружение и модернизация экономики, реструктуризация предприятий на базе внедрения современных технологий, машин и оборудования;
  • создание необходимых условий для оздоровления населения, повышения уровня его образования и культуры на основе приоритетного развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма;
  • снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и население;
  • доведение к концу пятилетия среднемесячной заработной платы работников народного хозяйства до уровня, эквивалентного 500 долл. США;
  • повышение уровня пенсий по возрасту до 48%, стипендий – до 25–30% от средней заработной платы в народном хозяйстве;
  • улучшение экологической ситуации, осуществление действенных мер по преодолению последствий чернобыльской катастрофы;
  • обеспечение комплексности социально–экономического развития областей, районов и городов, стабилизации ситуации в проблемных регионах.

     Для реализации поставленных задач были использованы следующие формы и методы регулирования экономики:

     - государственного экономического  прогнозирования и программирования, для чего создавались программы  социально-экономического развития  РБ на пятилетки, разрабатывалась национальная стратегия развития РБ;

     -  бюджетно-налоговая система, в  рамках которой были проведены  реформы всей системы применяемых  налогов и сборов. Подготовлен  и введен в действие Налоговый  кодекс РБ;

     - денежно-кредитная политика, которая обеспечила укрепление финансовой устойчивости банковской системы. Развитие финансово-кредитной системы страны обеспечивается за счет привлечения отечественных и зарубежных инвестиций;

     - валютная политика;

     - таможенная политика.

     В процессе реализации программы социально-экономического развития было достигнуто:

     - Валовой внутренний продукт в расчете на душу населения по паритету покупательской способности увеличится за текущее пятилетие почти на 70 процентов, а производительность труда на одного занятого в экономике — с 19,2 тыс. долларов США в 2005 году до 26,2 тыс. долларов США в 2010 году.

     - Мировой финансово–экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально–экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2 процента, реальной заработной платы — 100,1 процента) и снижение промышленного производства (98 процентов к уровню 2008 года).

     - Беларусь существенно продвинулась  по пути создания инновационной экономики. На 1 августа 2010 г. создано 105 новых производств, модернизировано и реконструировано 255 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции. В настоящее время республика экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, железнодорожные вагоны, автобусы, зерноуборочные комбайны, полированное стекло, микроволновые печи, автоматические стиральные машины.

     - Ускоренными темпами осваивается  выпуск новой высококачественной  продукции, что сказалось на увеличении экспорта промышленных товаров, которые в настоящее время поставляются более чем в 140 стран мира. Объем экспортных поставок увеличится в 2010 году по сравнению с 2005 годом в 3 раза.

     - Укрепляется национальная продовольственная безопасность: достигнута полная самообеспеченность по стратегическим видам продуктов питания, а в общем объеме потребления продовольствия импорт составляет менее 10 процентов.

     - Сельское хозяйство становится  существенным источником пополнения  валютных резервов страны. Объем экспорта продовольствия за пятилетие увеличится в 2 раза и составит в 2010 году около 3 млрд. долларов США.

     - В результате развития предприятий,  использующих в своей деятельности  местное сырье и ресурсы, решаются  вопросы занятости населения и улучшения его жизни в малых и средних городских поселениях, где за последние 4 года создано более 120 тыс. новых рабочих мест.

     - Обеспечена устойчивость белорусского  рубля. Изменение его курса  не выходило за установленные  основными направлениями денежно–кредитной политики границы. Уровень золотовалютных резервов вырос с 1 января 2006 г. по 1 октября 2010 г. в 4,6 раза.

     - Целенаправленная государственная  политика по повышению уровня  жизни населения позволила увеличить  реальные денежные доходы населения за текущее пятилетие в 1,75 раза. Реальная заработная плата возросла на 59 процентов, реальная пенсия по возрасту — на 58 процентов.[6,12,14]

     В результате, по последним данным Программы  развития ООН, по обобщающему показателю уровня социально–экономического развития стран — индексу развития человеческого потенциала Беларусь заняла 68–е место из 182 государств, опередив все страны СНГ, и вошла вместе с Россией и Казахстаном в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.[7,17]

     Вместе  с тем в ходе реализации Программы социально–экономического развития Республики Беларусь в истекшей пятилетке не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые оказывают сдерживающее влияние на динамичное социально–экономическое развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики, выражающаяся в высоких импортоемкости, материалоемкости и энергоемкости выпускаемой продукции, относительно низкой производительности труда и, как следствие, недостаточной конкурентоспособности продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям. По–прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле.  
 

 

      3. НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ГОСУАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  

     Республика  Беларусь в своей социально–экономической  политике на предстоящее пятилетие  исходит из преемственности целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основном будет сохранена в перспективе.

     Вместе  с тем для динамичного развития требуется более активное совершенствование и модернизация действующих организационно–экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики, которые позволят повысить эффективность, устойчивость и конкурентоспособность существующей модели развития Республики Беларусь.[3,14]

     Основные  направления совершенствования национальной модели социально ориентированной экономики РБ предусматривают:

     - формирование национальной инновационной системы;

     -создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличения притока инвестиций в экономику;

     - развитие государственно–частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы;

     - расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально–экономических проблем.

     Главная цель — рост благосостояния и улучшение  условий жизни населения на основе совершенствования социально–экономических  отношений, инновационного развития и  повышения конкурентоспособности национальной экономики. Для достижения  поставленных целей была разработана программа социально-экономического развития РБ на предстоящую пятилетку. Ее реализация предусматривает повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7 — 1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП — в 1,62 — 1,68 раза, производительности труда — в 1,63 — 1,68 раза, объемов промышленного производства — в 1,54 — 1,6 раза, сельского хозяйства — в 1,39 — 1,45 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 — 21 процента в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие — в 1,9 — 1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест. 
Реализация поставленной цели будет достигнута на основе всестороннего использования потенциала сильного государства, концепция которого успешно претворяется в жизнь в нашей стране. Именно оно выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований.

     При этом потребуется концентрация ресурсов на следующих приоритетных направлениях социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы.

     В предстоящем пятилетии предусматривается  переход от экономики директив к  экономике инноваций, основанной на деловой инициативе, личной заинтересованности в создании и повсеместном внедрении новых технологий и производств.

Информация о работе Формы и методы регулирования национальной экономики