Формы и методы регулирования национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы государственного регулирования экономики, осуществляемого с помощью административно-правового механизма.
Задачами курсовой работы являются:
1) изучить систему нормативных правовых актов, регулирующих экономические отношения в Республике Беларусь;
2) проанализировать систему и компетенцию органов государственного регулирования экономики;
3) исследовать формы и методы государственного регулирования экономики;
4) определить понятие и сущность государственного регулирования экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………
5

Необходимость государственного регулирования в условиях рыночной экономики………………………………………………….
Экономические функции государства……………………………….
Объекты и цели государственного регулирования экономики…...
Формы и методы государственного регулирования экономики….

5
6
9
11
2. ЦЕЛИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………….
20
3. НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ГОСУАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………………………

23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 35

Работа содержит 1 файл

экономика курсач.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

   АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ  ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 

     Кафедра экономической теории  
 

Специальность _______Государственное управление и  экономика________________

Специализация____________Экономист - менеджер____________________________ 
 
 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 
 
 
 
 
 

     Автор работы

     m09e1g1-216                                               Медведская М.В.

       

     Руководитель

     Старший преподаватель                           Чернавина Наталья Алексеевна

                               
 

     ВИТЕБСК 2011 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 

  ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………  
5
 
    1. Необходимость государственного регулирования в условиях рыночной экономики………………………………………………….
    2. Экономические функции государства……………………………….
    3. Объекты и цели государственного регулирования экономики…...
    4. Формы и методы государственного регулирования экономики….
 
5

6

9

11

2. ЦЕЛИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………….  
20
3.   НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ГОСУАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………………………  
 
23
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 32
  СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 35
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

                                  

     Формирование  действенной системы государственного регулирования экономики в переходный период является одной из наиболее сложных и важных проблем, которая  связана, с одной стороны, со спецификой нашей национальной экономики, и даже с национальными традициями и психологией людей, а с другой - с особенностями переходного периода.[1] При этом государственное регулирование экономики носит не узкоспециализированный, а общеэкономический характер. Оно распространяется на макро- или микроэкономику, охватывает все отрасли народного хозяйства, рассматривает проблемы экономического развития государства не в сухо абстрактной форме, а в их преломлении к конкретной дейст­вительности.

     Особенностью государственного регулирования экономики является соединение многообразных форм и методов регулирования в единую, целостную систему, основной блок которого составляет административно-правовое регулирование. Методы административно-правового регулирования формируются как на основе действующей административно-правовой системы, так и на достижениях экономических наук. Основываясь на экономической теории и действующей правовой системе, административно-правовое регулирование экономики имеет определенные особенности, которые обуславливают актуальность изучения выбранной темы.

     Итак, во-первых, требует не только представления, но и тщательного анализа складывающейся системы государственного регулирования  экономики, последствий ее функционирования и единства количественных и качественных сторон.

     Во-вторых, оно связано с изучением путей  совершенствования системы государственного регулирования, направленных на удовлетворение потребностей общества, эффективное  использование имеющихся ресурсов.

     В-третьих, учитывая, что система административно-правового регулирования в Республике Беларусь находится на стадии становления, при ее изучении, наряду с анализом действующего механизма регулирования, необходимо обращаться к опыту государственного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой.

     В-четвертых, административно-правовое регулирование  требует обращения к ранее  действовавшей системе регулирования  экономики в республике в советский  период, выделения из нее наиболее действенных и оправдавших себя элементов регулирования, возможностей их использования в условиях становления рыночных отношений.

     Эти особенности предполагают большую  работу по изучению ранее действовавшего в республике механизма государственного регулирования экономики, его сильных  и слабых сторон.

     Логика изложения и структура курсовой работы позволяют сформировать достаточно целостное представление о реально складывающейся системе административно - правового регулирования экономики Республики Беларусь переходного к рынку периода на всех уровнях управления, во всех отраслях общественного производства и социальной сфере, позволит творчески подойти к изучению проблем государственного регулирования современного этапа.

     Целью данной работы является изучение системы  государственного регулирования экономики, осуществляемого с помощью административно-правового механизма.

     Задачами  курсовой работы являются:  

     1) изучить систему нормативных правовых актов, регулирующих экономические отношения в Республике Беларусь;

     2) проанализировать систему и компетенцию органов государственного регулирования экономики;

     3) исследовать формы и методы государственного регулирования экономики;

     4) определить понятие и сущность государственного регулирования экономики.  

     Предметом исследования является административно-правовое регулирование отраслей и сфер национальной экономики Республики Беларусь.

     Для написания работы анализировались  и сопоставлялись нормативно-правовые акты Республики Беларусь в области  регламентации экономических отношений  в государстве, исследовались учебники, учебные пособия, монографии белорусских, публикации в периодических изданиях. 
 
 
 
 

    1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
    1. . Необходимость государственного регулирования в условиях рыночной экономики.
 

     Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.

     К причинам, вызывающим необходимость вмешательства государства в рыночную экономику, относятся:

  1. Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка;
  2. Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, т. е. существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой;
  3. Необходимость государственного регулирования определяется задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство устанавливает минимальные размеры заработной платы, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;
  4. Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство;
  5. Вмешательство государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка нацеливают экономическое развитие, прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом.
  6. Развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. Поэтому монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства.[2; с.97]
  7. Поддержание убыточных или производств с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, без которых общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, обороноспособность страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.) [2; с.34].

          Таким образом, участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы, является границей государственного регулирования. 

    1.2.     Экономические функции государства.

     Конкретные  для каждой страны условия, вызывающие необходимость государственного вмешательства  в экономику, а также его цели определяют и формируют содержание. Есть общие для всех стран факторы, которые исторически определяют экономические функции государства. К таким факторам относятся:

  1. тип экономической  системы;
  2. цели развития экономически данной системы;
  3. экономический потенциал и система отношений собственности;
  4. степень развития рыночных отношений;
  5. характер межнациональных отношений и уровень развития регионов;
  6. место данного государства в мировом хозяйстве и международном разделении труда.

     К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие:

     - создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

     - антимонопольное регулирование;

     - проведение политики макроэкономической  стабилизации;

     - воздействие на размещение ресурсов;

     - деятельность в сфере распределения  доходов;

     - деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

     Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все  функции взаимосвязаны и действуют  в комплексе. Рассмотрим эти функции  государства:

     Создание  и регулирование правовой основы функционирования экономики.

     Прежде  всего, на государстве лежит ответственность  за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также  контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических  агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.[9]

Информация о работе Формы и методы регулирования национальной экономики