Формы и методы регулирования национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы государственного регулирования экономики, осуществляемого с помощью административно-правового механизма.
Задачами курсовой работы являются:
1) изучить систему нормативных правовых актов, регулирующих экономические отношения в Республике Беларусь;
2) проанализировать систему и компетенцию органов государственного регулирования экономики;
3) исследовать формы и методы государственного регулирования экономики;
4) определить понятие и сущность государственного регулирования экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………
5

Необходимость государственного регулирования в условиях рыночной экономики………………………………………………….
Экономические функции государства……………………………….
Объекты и цели государственного регулирования экономики…...
Формы и методы государственного регулирования экономики….

5
6
9
11
2. ЦЕЛИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………….
20
3. НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ГОСУАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………………………

23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 35

Работа содержит 1 файл

экономика курсач.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

     Антимонопольное регулирование.

     Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который  выступает как средство поддержания  государством баланса между конкуренцией* и монополией*, как средство установления официальных «правил игры» на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

     Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

     Макроэкономическая  стабилизация.

     Другое  не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

     Равновесие  в экономической системе, которое  устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика.[5; с.121]

     Согласно  общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.

     Размещение  ресурсов.

     Наряду  с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.

     Перераспределение доходов.

     Не  менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.[4; с.134]

     Деятельность  государства, как субъекта имущественных  отношений.

     Традиционным  объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности.

     В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые  для функционирования рыночной экономики.

     Значительный  вес в государственной собственности  составляют смешанные корпорации, где  государственное участие в капитале может и не быть подавляющим (составлять менее 50%), однако оно обеспечивает общественный контроль за деятельностью компании.

     Источником  формирования государственной собственности  выступают национализация и собственно государственное предпринимательство  т.е. строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на коммерческих началах.

      Таким образом, для каждой страны существуют определенные условия, которые вызывают необходимость государственного вмешательства  в экономику и  выполнения им определенных функций. В реальной практике все функции государства взаимосвязаны и действуют в комплексе. 

     1.3. Объекты и цели государственного регулирования экономики. 

     Объекты государственного регулирования - первичные звенья сферы производства и услуг, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, то есть то, на что направлено внимание государственных органов для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

     Основными объектами, на которые направлено воздействие государства в сфере экономики, являются: [15; с.236]

 - процессы разгосударствления, приватизации, демонополизации;

 - структура форм собственности;

 - социальная, отраслевая, секторная, региональная и воспроизведённая структура народного хозяйства;

 - экономический цикл, процесс воспроизводства;

 - государственный сектор экономики;

 - условия и источники накопления капитала

 - денежное обращение;

 - цены, антиинфляционные процессы;

 - конкурентная среда;

 - предпринимательство;

 - инвестиции, НИОКР;

 - социальная сфера, трудовые отношения, механизм защиты населения;

 - занятость, кадры;

 - платежный баланс;

 - внешнеэкономическая деятельность страны;

 - окружающая среда.

     Определяя объекты своего воздействия, государство формулирует и цели, которые оно ставит перед собой. Множество объектов воздействия обуславливает и множество целей, разнообразных по своему характеру.

     Совокупность  целей представляет собой определенную систему, включающую основную, генеральную цель, а также конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического или социального процесса и способствующие достижению главной цели.

     Основной, главной целью государственного регулирования экономики является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе. Непосредственным следствием этой главной цели выступает формирование стартовых условий и потенциала экономического роста, а на этой основе-повышение благосостояния народа. Данная цель более конкретно трансформирует всеобщую главную цель. Взаимообусловленная совокупность главной и конкретных целей получила название «дерево целей»:

     1) Обеспечение экономической стабильности, выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний:

     - регулирование отраслевой и региональной структуры национальной экономики;

     - обеспечение экономического роста;

     - поддержка устойчивости национальной валюты;

     - обеспечение полной занятости;

     - внешнеэкономическое равновесие.

     2) Обеспечение рамочных условий  функционирования народного хозяйства:

     - обеспечение территориальной целостности;

     - обеспечение правовой основы функционирования экономики;

     - поддержка внутреннего порядка.

     3) Обеспечение социальной стабильности:

     - социальная обеспеченность различных слоев населения;

     - предоставление социальных услуг;

     - обеспеченность населения общественными благами.

     4) Координация хозяйственной деятельности:

     - обеспечение информацией о конъюнктуре  рынка, перспективах развития народного хозяйства;

     - разработка мотивационного механизма, системы поощрения и санкций.

     5) Поддержка конкурентной среды:

     - создание экономических, правовых условий, правил системы конкурентных отношений, защита конкурентной среды;

     - борьба против недобросовестной конкуренции;

     - борьба с монополизмом;

     - разработка стратегических и тактических мер развития предпринимательской активности (финансовых,налоговых,таможенных и др.);

     - поддержка мелкого и среднего предпринимательства.

     6) Управление государственным сектором  в экономике:

     - управление государственными предприятиями;

Информация о работе Формы и методы регулирования национальной экономики