Формирование зарабртной платы на неконкурентном рынке (монопсонии)

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 06:00, курсовая работа

Описание работы

Специфика современной жизни требует от экономиста глубокого анализа протекающих на рынке процессов. В этом анализе большую помощь может оказать изучение основ экономической теории. Курс экономической теории имеет большое мировоззренческое значение, поскольку вводит в круг знаний, описывающих как рациональное поведение самостоятельных, ответственных субъектов, так и непосредственное практическое применение.

Содержание

Введение ……………...…………………...
1 Неконкурентный рынок
2 Модель монопсонии
3 Определение заработной платы на различных рынках труда.
4 Формирование заработной платы в условиях монопсонии
5 Взаимосвязь заработной платы и производительности труда
6 Формирование заработной платы с учетом профсоюзов
7 Сравнительный анализ формирования заработной платы на различных рынках труда.
Заключение…………………………………………………
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Формирофание заработной платы, монопсония.doc

— 325.00 Кб (Скачать)

О L * m L * c L

Рисунок 4.2 - Цена и занятость труда монополиста монопсониста

 

      Фирма — монополист на рынке благ и монопсонист на рынке труда. График такой ситуации (рис. 4.2) весьма похож на ситуацию монопсонии на рынке тру­ да (рис. 4.1) с той разницей, что теперь линия MRP L не совпадает с линией VMP L , а лежит ниже ее. Поэтому теперь занятость и заработная плата определя­ ются при пересечении линий MRP L и MFC L Итак, в этом случае заработная плата и занятость еще ниже, чем в двух предыдущих ситуациях.

     В случае монополистамонопсониста труд подвергается двойной эксплуатации.

     Следует вывод: как в условиях монополии отсутствует кривая предложения монополиста, так и в условиях монопсонии отсутствует кривая спроса для монопсониста.

      Совершенная конкуренция на рынке труда является скорее исключением, чем правилом. Для большинства таких рынков характерна несовер­шенная конкуренция, крайний случай которой — монопсония, или монополия, покупателя. Монопсония — ситуация, когда фир­ма выступает как монополист на рынке, где она является поку­пателем. Такая ситуация на рынке труда возможна в небольших городах, где одно крупное предприятие может оказаться практи­чески единственным работодателем. Поскольку в условиях монопсонии один наниматель представляет большую часть спроса на данный вид труда, то фирма-работодатель диктует ставку за­работной платы. Ставка заработной платы, которую фирма вы­плачивает работникам, находится в прямой зависимости от их нанятого количества.

      В отличие от совершенно конкурентной фирмы монопсонисту соответствует восходящая кривая предложения. Фирма-монопсонист будет вынуждена платить более высокую ставку зара­ботной платы, чтобы заполучить больше работников. Иными словами, дли фирмы-монопсониста предельные, издержки ресур­са будут превышать его цену (MRС > W) Издержки на дополни­тельного работника превысит заработную плату этого работника на величину, необходимую для доведения зарплаты ранее наня­того персонала до ее нового высокого уровня. Новая ставка за­работной платы должна выплачиваться и дополнительному ра­ботнику, и всем ранее нанятым. На графике подобная ситуация отразится так, что кривая предельных издержек пройдет выше кривой предложения труда (см. рисунок).

Рисунок 4.3 – Монопсонический рынок труда

      При прочих равных условиях монопсонист максимизирует свою прибыль путем найма меньшего количества рабочих и при этом выплачивает ставку заработной платы меньше, чем в усло­виях конкуренции.

     В целях максимизации прибыли фирма будет следовать пра­вилу: MRC = MRP. Пересечение кривых предельных издержек (рис. 4.3) (MRС) и предельной доходности ресурса (MRP) обусловит ры­ночное равновесие фирмы-монопсониста. При этом число заня­тых составит LM, а ставка заработной платы — WM. Ставка зара­ботной платы в этой ситуации определяется кривой предложения труда. В случае если бы данный график иллюстрировал совер­шенную конкуренцию, равновесие установилось бы в точке пе­ресечения кривых спроса и предложения труда. В результате ко­личество занятых составило бы Lск, а заработная плата — wск.

 

 5  Взаимосвязь заработной платы и производительности труда

   Необходимо заострить внимание на относительно тесную вза­имозависимость в длительном периоде между ре­альной почасовой заработной платой и выпуском продукции в трудо-час. Учитывая, что реаль­ный доход и фактический объем производства - это два способа видения одного и того же, то неудивительно, что реальный доход (общий зарабо­ток) на одного рабочего может расти приблизите­льно такими же темпами, что и объем производства на одного рабочего. Выпуск большего фактического объема производства в час означает распределение большего реального дохода на каждый отработан­ный час. Самый простой случай - это классический пример с Робинзоном Крузо на необитаемом остро­ве. Количество кокосовых орехов, которое он может собрать, или рыбы, которую он может поймать за час, и есть его реальная заработная плата.

    Монополия и монопсония — это крайние случаи несовершенной конкуренции. Чаще встречается олигополия (от греч. «олигос» — немногий, «полео» — продаю) — основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов и олигопсония (от греч. «олигос» — малочисленный и «опсония» — покупка) — превышение продавцов над покупателями. Примером олигополии могут служить три гиганта автомобильной промышленности США — «Дженерал моторе», «Форд» и «Крайслер», которые вместе производят свыше 90% всей продукции.

     Олигополии используют новый способ борьбы за покупательский спрос — неценовую конкуренцию. В этом случае борьба идет на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов.

    Неценовая конкуренция меняет рыночный механизм регулирования взаимосвязи цен и стоимости. Если на рынке господствует цена, установленная олигополией, то цена не может совершать прежнее движение вокруг стоимости товара. Величина стоимости изменяется в соответствии с уровнем зафиксированной цены продуктов, в зависимости от остроты конкуренции увеличиваются или снижаются расходы олигополии на повышение качества товара, содержание сети обслуживания потребителей, рекламу и др. Затраты на изготовление и сбыт продукции монополий и олигополии меняются быстрее и оказываются более гибкими, чем рыночная цена.

     Дуополия — это рыночная структура, когда на рынке действуют две фирмы, взаимодействие между которыми определяет объем производства в отрасли и рыночную цену. Стабильность равновесия на таком рынке достигается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам (т.е. достигается конкурентное равновесие). В условиях дуополии фирмы конкурируют, понижая цену и увеличивая объем выпуска. Эта ситуация описана равновесием Бертрана.

 

6 Формирование заработной платы с учетом профсоюзов

      До сих пор мы полагали, что рабочие активно конкурируют при продаже своих услуг. Однако многие современные рынки труда характеризуются наличием сильных и организованных союзов работников. Профсоюзы — объединения работников, об­ладающие правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов. При анализе экономи­ческой деятельности профсоюзов исходят из того, что их целью является максимизация заработной платы и занятости. Рассмот­рим несколько моделей рынка труда с участием профсоюзов.

    Предположим, что профсоюз сформировался на конкурентном рынке труда и ведет переговоры с относительно большим числом нанимателей. Для достижения своей цели — максимизации заработной платы сво­их членов — в условиях конкурентного рынка труда профсоюзы могут способствовать росту спроса на труд или сокращению предложения труда. В первом случае происходит рост как ставки заработной платы, так и занятости, во втором — рост ставки заработной платы при сокращении занятости. Очевидно, что наиболее желательным является первый вариант.

Рисунок 5.1 – Прфсоюзы на рынке труда: стимулирующие роста спроса на труд (а) и сокращение предложения труда (б)

 

     Роста спроса на труд профсоюзы добиваются через рост спроса на продукт (реклама, политическое лобби и т. д.); рост производительности труда (лучшее использование оборудования, улучшение качества продукции и т. д.); повышение цен на ресурсозаменители (повышение минимальной ставки заработной платы и т. д.). Необходимо отметить, что возможности воздейст­вия профсоюзов на спрос на труд являются весьма ограничен­ными. Сокращения предложения труда профсоюзы добиваются как законодательным путем (сокращение или запрет детского труда или сверхурочных работ, понижение пенсионного возраста и обязательный уход на пенсию; ограничение иммиграции рабочей силы, лицензирование профессий и т. д.), так и путем внут­ренней профсоюзной политики (например, ограничение приема членов).

     Предположим, что профсоюз сформировался на неконкурентном рынке труда. Рассмотрим крайнюю ситуа­цию, когда профсоюз оказался в роли монополиста. Как покупатели факторов производства обладают монопсонической властью, так и продавцы этих факторов могут иметь моно­польную власть. Монопольная власть профсоюза позволяет ему сократить число занятых с LCK до LM и увеличить, таким образом, заработную плату с WСК до WM.

Рисунок 5.2 – Монопольное предложение труда профсоюзом

 

    Кривая спроса на рабочую силу (DL) отражает предельные до­ходности фирм, конкурирующих за приобретение рабочей силы на данном рынке труда. Кривая предложения рабочей силы (SL) показывает, как работники предлагали бы свой труд, если на рынке не существовало бы монопольной власти профсоюза. В условиях совершенной конкуренции равновесная ставка зара­ботной платы составила бы   W ск и было бы нанято   Lск рабочих. Поскольку профсоюз обладает монопольной властью, то профсо­юз может выбрать любую ставку заработной платы и соответст­вующее количество труда. Если бы профсоюз максимизировал количество нанятых работников, то он выбрал бы ситуацию, соответствующую конкурентному равновесию.      Если же профсоюз намерен максимизировать ставку заработной платы, то он пойдет путем ограничения количества своих членов. Профсоюз выбирает количество нанимаемых работников таким образом, чтобы его предельный доход (дополнительная заработная плата) равнялся дополнительным издержкам по привлечению его членов к рабо­те. На рисунке это соответствует ситуации, когда кривая предель­ного дохода (mr) пересекает кривую предложения. В результате в условиях монопольной власти профсоюза будет нанято LM работ­ников, заработная плата которых составит Wm.

      На современных рынках труда часто сильные и органи­зованные профсоюзы сталкиваются с не менее сильными и орга­низованными работодателями. Рассмотрим ситуацию двусторон­ней монополии, когда монополия покупателя рабочей силы (монопсония) противостоит монополии продавца рабочей силы (профсоюз-монополист). Такая ситуация может возникнуть то­гда, когда представители профсоюза и компании, нанимающей работников определенной квалификации, встречаются для веде­ния переговоров о заработной плате.

     Двусторонняя монополия на рынке труда — ситуация, когда работодатель является единственным покупателем труда (монопсонистом), а продавец труда (профсоюз) обладает монопольной властью.

Рисунок 5.3 – Двусторонняя монополия на рынке труда

 

       Кривая  SL представляет собой предложение труда, а кри­вая DL - спрос фирмы на рабочую силу. Если бы на рынке труда существовала совершенная конкуренция, то равновесная ставка заработной платы составила бы Wск, а количество нанятых работников  - L ск.  На неконкурентном рынке труда монопсониче­ский наниматель, руководствуясь правилом MRP= MRC, будет стремиться к установлению заработной платы WH, которая ниже конкурентной равновесной ставки, нанимая при этом LM работ­ников. Ставка заработной платы не может опуститься ниже это­го уровня, поскольку и так является наихудшим для работников вариантом. Профсоюз рассматривает кривую спроса DL как от­ражение политики фирмы по найму работников в зависимости от ставки заработной платы. Кривая MR на графике характери­зует дополнительную зарплату, которую профсоюз обеспечивает своим членам по мере роста численности нанимаемых работни­ков. Кривая SL отражает для профсоюза предельные издержки на персонал. Профсоюз будет настаивать на какой-то сверхравно­весной конкурентной ставке заработной платы WП. При этом ставка заработной платы не может подняться выше, так как ина­че для монопсониста предельные издержки труда превысят пре­дельные доходы от него. Таким образом, при незначительном различии в численности нанимаемых работников прослежива­ются существенные различия в оплате труда в политике проф­союза и фирмы-работодателя. Нельзя сказать определенно, какая из этих двух возможно­стей (WM или WП) реализуется. Скорее всего, результат будет промежуточным и ставка заработной платы установится где-то между WM и WП. Сторона, обладающая большей силой и более эффективной стратегией, будет способна принудить оппонента принять ставку заработной платы более близкую к той, на кото­рой она настаивает. Возможно, что монопольная сила профсою­за компенсирует монопсоническую силу фирмы, в результате чего ставка заработной платы и занятость могут оказаться соци­ально желаемыми и будут соответствовать ситуации конкурент­ного рынка.

         Профсоюзы выступают на рынках труда в качестве монополистов, имеющих возможность воздействовать на заработную плату.
  Они повышают плату следующими методами:
  1. Сокращая предложение труда путем установления иммиграционных барьеров, применения женского и детского труда, ограничения продолжительности рабочего времени с помощью законодательства,

ограничения членства в профсоюзах.

  2. Оказывая давление при заключении коллективных договоров, предусматривающих повышение заработной платы.

  3. Рекламируя определенные товары путем лоббирования производства этих товаров в целях увеличения спроса на них и соответствующего повышения спроса на труд. Повышению спроса на труд также способствует политика профсоюзов, защищающих какую-либо национальную отрасль и настаивающих на установлении высоких импортных таможенных пошлин.
  На рынке монопсонии число нанимаемых работников зависит от уровня заработной платы.

     Монопсоническнй наниматель будет стремиться к установлению заработной платы Wm, ниже конкурентной равновесной ставки, а профсоюз будет настаивать на какой-то сверхравновесной конкурентной ставке заработной платы - Wu. Нельзя сказать вполне определенно, какая из этих двух возможностей реализуется. Логически - результат промежуточный, в том смысле, что экономическая теория не объясняет, какой будет в итоге ставка. заработной платы. Нам следует ожидать, что заработная плата установится где-то между Wm и Wu. Кроме того, сторона, обладающая в ходе заключения трудового соглашения большей силой и более эффективной стратегией, будет способна склонить оппонента принять ставку заработной платы более близкую к той, на которой она настаивает

 

7 Сравнительный анализ формирования заработной платы на различных рынках труда и минимальная заработная плата

 

     Мы рассматриваем заработную плату раньше, чем цены на другие ресурсы, так как для большей части семейных бюджетов ставка заработной платы является самой важной ценой в экономике; это единственный (и большей частью главный) источник дохода. В действительности, около 3/4 национального дохода составляет заработная плата и жалование.

      Основной целью при анализе заработной платы является то, чтобы:

1) найти механизм установления общего уровня ставок з/платы

2) показать, как определяются ставки заработной платы на конкретных рынках труда с применением нескольких репрезентативных моделей рынков труда;

3) проанализировать влияние профсоюзов на структуру и уровень заработной платы;

4) выяснить экономический эффект минимума заработной платы;

Информация о работе Формирование зарабртной платы на неконкурентном рынке (монопсонии)