Финансовый рынок Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, когда происходит обмен произведенными общественными продуктами, эквивалентность которого для участников процесса обмена устанавливается с помощью стоимостных оценок.
Актуальность данной работы заключается прежде всего в том, что большинство стран мира это унитарные государства (в т.ч. и Япония), финансово-кредитная система которых отличается простотой и мобильностью по сравнению финансово-кредитных систем федераций, примером которой является Россия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
1. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК……………………………………………………… 4
1.1. Определение финансового рынка…………………………………….. 4
1.2. Общая характеристика мирового финансового рынка ……………… 5
2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ………………………………………. 7
2.1. Общая характеристика финансовой системы Японии………………. 7
2.2. Особенности финансовой системы Японии…………………………… 9
2.3. Банковская система Японии…………………………………………… 18
3. ФОНДОВЫЙ РЫНОК ЯПОНИИ……………………………………………… 26
3.1. Фондовые биржи Японии……………………………………………….. 26
3.2. Рынок акций Японии…………………………………………………….. 27
3.3. Рынок долговых ценных бумаг……………………………………….. 39
3.4. Роль инвестиционных институтов в формировании фондового рынка Японии …………………………………………………………….……………… 43
3.5. Развитие системы регулирования фондового рынка Японии ………. 45
3.6. Особенности акционерного капитала в Японии………………………. 48
4. РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ Японии………………………………………. 52
5. РЫНОК ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ……………………………………… 55
5.1 Рынок драгметаллов как составляющая финансового рынка……….. 55
5.2 Функции рынка драгоценных металлов………………………………. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………. 65

Работа содержит 1 файл

КР - Финансовый рынок Японии.docx

— 364.42 Кб (Скачать)

Введение заявительной, а  не разрешительной системы при учреждении компании по ценным бумагам как раз должно было способствовать ликвидации олигополии ведущих инвестиционных домов. Тому же должно было содействовать и разрешение заниматься данным бизнесом банковским дочерним компаниям. Судя по всему, эта цель была достигнута. Все компании являются членами Японской ассоциации дилеров фондового рынка (Japan Securities Dealers Association).

В 1997 г. финансовая система  Японии вошла в полосу самого тяжелого за послевоенный период финансового кризиса. Доля «плохих кредитов» в кредитном портфеле крупнейших банков Японии достигала в 2000-2002 гг. 8-9%. Банкротство потерпели ряд крупных финансовых учреждений: банков, страховых компаний и компаний по ценным бумагам. В ноябре 1997 г. прекратили операции Sanyo Securities, один из городских банков Hokkaido Takushoku Bank и Yamaichi.

В марте 1998 г. стало ясно, что даже крупнейшие японские банки не смогут обойтись без государственной поддержки. В результате парламент (Diet) принял закон о выделении 30 трлн иен на поддержку банков. Позже, в ноябре того же года, парламент удвоил цифру финансовой поддержки банкам до 60 трлн иен, что составляло 12% ВВП. Из этой суммы 25 трлн (208 млрд долл.) были предназначены для укрепления капитальной базы городских банков, что примерно в два раза выше суммы помощи, которая была оказана за десять лет до этого в США ссудо-сберегательной системе. Для контроля над процессом реструктуризации в банковском секторе был создан Комитет по возрождению финансового сектора (КФС). Почти все японские банки воспользовались государственной помощью. Она выразилась в укреплении их капитала путем покупки государством привилегированных акций или облигаций с правом конвертации в обыкновенные акции при несоблюдении банками требований по оздоровлению (если по истечении определенного периода - от 3 месяцев до 7,5 лет (в зависимости от банка) - они не решат свои проблемы).

Банки долгосрочного кредита - Японский банк долгосрочного кредита, а также Японский кредитный банк были временно национализированы.

В 2000-2002 гг. прошла серия слияний, в результате которой японские банки снова превратились в крупнейшие в мире.

В сентябре 1999 г. американская компания Ripplewood Holdings получила разрешение от КФС на покупку Японского банка долгосрочного кредита. Это был первый случай приобретения одного из ведущих банковских учреждений страны иностранной фирмой.

В целом за 1992-2007 гг. японские банки списали примерно 100 трлн иен безнадежных кредитов(!). К 2007 г. доля плохих кредитов в кредитном портфеле банков снизилась до 1,5%.

 

2.3. Банковская система Японии

 

Рождение банковской системы  Японии (БСЯ) датируется 1868 г. После  окончания добровольной изоляции Японии была введена в обращение иена как национальная валюта. В качестве одной из важнейших частей экономической  системы страны, которая могла  обеспечить защиту от экспансионистских  устремлений колониальных властей, должна была послужить банковская система, создававшаяся по образцу европейских. При этом использовались элементы банковских систем различных стран.

Создаваемые банки использовались как инструмент государственной  экономической политики. В тот  период группы предприятий находились во владении семенных кланов (zaibatsu), и в рамках каждой группы координирующие функции и функции финансирования выполнял один банк. Предпринятая по окончании Второй мировой войны попытка американских оккупационных властей расчленить эти хозяйственные группы в соответствии с Антимонопольным актом 1947 г. оказалась неудачной.

После распродажи части пакетов  акций, которые находились в руках  отдельных семей, через многосторонние участия возникли новые хозяйственные  группы (keiretsu), ядро которых опять-таки составлял банк. При восстановлении своей экономики японцами была взята за основу американская сегментированная банковская система с некоторыми модификациями. Секторы «коммерческие банки», «инвестиционные банки», «банки долгосрочного кредитования» и «банки, осуществляющие доверительные операции», были разделены. Однако в период изменения банковского законодательства в 1981 г. границы между институциональными группами стали размываться. С апреля 1993 г. институты, действующие в отдельных секторах, имеют право создавать дочерние структуры, которые осуществляют функции институтов из других секторов либо присоединяют подобного рода институты. В отдельных случаях требуется все же получение лицензии в министерстве финансов.

В результате так называемого  периода «экономики мыльных пузырей» (Bubble Economy) в японской банковской системе возник кризис, который привел к процессам концентрации и изменения структуры в пользу крупных финансовых институтов. Законом о реформировании финансовой системы были инициированы слияния банков долгосрочного кредитования и Банка Токио.

Во главе банковской системы  Японии стоит Центральный банк - Банк Японии, 55% акций которого принадлежит  государству. Частные акционеры  в управлении банком не участвуют. Уставный капитал Банка Японии составляет 100 млн. иен. К основным функциям Банка  Япония, помимо денежной эмиссии (это  его монопольное право), относится  денежно-кредитное регулирование  экономики, в том числе осуществление  международных расчетов, проведение операций на валютном рынке, а также  кассовое обслуживание казначейства.

Банк действует на базе закона 1942 года, который поставил его  под жесткий правительственный  контроль и дал министру финансов право изменять политику Банка Японии. В 1949 году был создан Политический комитет (Комитет по выработке политики). Он стал тем новым органом, который  определял высшие интересы государства  в финансовой и денежно-кредитной  сферах. Из 7 членов комитета 5 имеют  право голоса: Президент, назначаемый  кабинетом на пятилетний срок, и  по одному представителю от городских  и региональных банков, промышленности и сельского хозяйства (все они  назначаются на 4 года). Два члена, не имеющие права голоса, - представители  министерства финансов и Управления экономического планирования.

Вопросы, находящиеся в  ведении Политического комитета, определяются законом о Банке (ст. 13, п. 3). Комитет вырабатывает принципиальный курс банковской деятельности и управления Банком Японии. Его прерогативой являются изменение уровня процентной ставки, определение и изменение видов  и условий векселей, учитываемых  Банком Японии, а также видов, условий  и оценочной стоимости залогов  кредитования. Он определяет и изменяет виды, условия и стоимость объектов при операциях на открытом рынке  и время начала и окончания  операций.

Политический комитет  по согласованию с министерством  финансов решает вопрос об изменении  максимального процента на рынке  на основании Временного закона о  регулировании процентов, с разрешения министерства Финансов устанавливает  коэффициенты резерва на основании  Закона о системе резервных вкладов. Комитет принимает решения по бюджету Банка Японии, однако при  этом необходимо разрешение министра финансов. По согласованию с ним  же Банк Японии отчитывается перед  парламентом.

Банк Японии возглавляется  президентом банка и директоратом, в который входят вице-президенты банка, советники президента, инспектор  по надзору за ведением дел и директор.

Банк Японии лицензирует  банковскую деятельность, устанавливает  минимальный размер уставного капитала банка, выдает разрешения на изменение  фирменного наименования банка, слияние  банков, создание и ликвидацию филиалов. Для обеспечения банком устойчивой ликвидности важное значение имеет установление уровня коэффициентов, свидетельствующих о риске ликвидности. Такими коэффициентами являются норма собственного капитала, в соответствии с которой определяются доля собственности капитала банка во всем совокупном капитале; норма ликвидных активов, показывающая соотношение капитала и долговых обязательств на определенное время; норма недвижимости, используемая в коммерческих целях; ограничения на предоставление крупных кредитов. Банк Японии устанавливает для банков обязательства по предоставлению отчетных документов об их деятельности.

Инструменты денежно-кредитной  политики Банка Японии претерпели значительную эволюцию. В течение нескольких послевоенных десятилетий такие классические инструменты, как установление учетной  ставки процента, норм обязательных резервов, операции на открытом рынке ценных бумаг, не играли ведущей роли, уступая  прямому количественному лимитированию кредита в условиях искусственно заниженного уровня процента. В середине 1970-х гг. положение в экономике Японии коренным образом изменилось, вслед за высокими темпами экономического роста пришел глубокий и продолжительный кризис. Со сменой фазы экономического цикла существенно возросло значение кредитно-денежного регулирования экономики, что обусловлено, в частности, усилением позиций государства в кредитной системе.

Денежно-кредитное регулирование  в стране осуществляется через Банк Японии, Министерство финансов, Федерацию  экономических организаций («Кейданрэн»). Основные методы регулирования: установление нормы ссудного процента, административные меры, проводимые совместно с правительством через денежно-кредитную систему, система обязательных резервов, операции на открытом рынке и с иностранной валютой. Если до 1970-х гг. преобладали административные формы регулирования, то в дальнейшем их значение понизилось, а роль рыночно-стоимостных методов возросла. В связи с общим переходом к неоконсервативному экономическому курсу в кредитно-банковской сфере (закон 1981 года) государственный административный контроль за деятельностью банков был несколько ослаблен. Тем не менее, в руках государства осталось кредитование отраслей и объектов с высоким предпринимательским риском и низкой рентабельностью, а принятые меры означали не упразднение системы государственного регулирования, а лишь ее частичную перестройку.

Ослабление напряженности  на рынке ссудного капитала, его  интернационализация, а также появление  альтернатив в виде растущего  фондового рынка в значительной степени ликвидировали объективную  экономическую основу административного  регулирования и заставили Банк Японии пересмотреть свое отношение  к традиционному классическому  инструментарию. Возросла гибкость процентных ставок, учетная ставка была увеличена  до рыночного уровня. С 1971 года Банк Японии начал операции на вексельном рынке, а в дальнейшем приступил  к активным операциям с облигациями  государственных займов, перейдя  к системе открытой подписки на них. Был сформирован рынок ценных бумаг правительства и начаты массовые операции на других рынках краткосрочного капитала.

Банк Японии называют «банком  банков», он является партнером по заключению сделок для частных кредитно-финансовых учреждений, предприятий и отдельных лиц. Он принимает на хранение вклады от частных финансовых учреждений, что называется системой резервных депозитов (введена с 1957 года). Финансовые учреждения, присоединившиеся, к этой системе, обязаны сдавать на хранение в Банк Японии на свои текущие счета определенную сумму резервных депозитов. В тех случаях, когда у финансовых учреждений не хватает наличности) они обращаются в Банк Японии, который предоставляет им ссуды. Процент по ним определяется уровнем официальной процентной ставки.

Государственные финансовые институты принимают участие  в реализации государственных инвестиционных программ и программ кредитования. Почтовый банк в правовом отношении  не считается банком. Его функции  были расширены в 1988 г. в процессе смягчения налогообложения определенных видов вкладов (maruyu). Он принимает денежные взносы по депозитным ставкам, превышающим уровень регулировавшихся прежде минимальных уровней ставок, и в основном предоставляет эти средства другим финансовым институтам, государственным предприятиям через Бюро трастового фонда (Trust Fund Bureau).

Институты и группы институтов. Помимо Банка Японии и государственных  финансовых институтов в банковскую систему Японии входят коммерческие банки, банки долгосрочного кредитования, инвестиционные банки, трастовые банки  и кооперативные банки. Наряду с  названными институтами и группами институтов к японской финансовой системе  причисляют, при более широком  определении, общества страхования  жизни, общества мелкого кредита, общества финансирования ценных бумаг, а также  общества финансирования жилищного  строительства и некоторые другие. В целом структуру японской финансовой системы можно представить следующим  образом (рис.2).

Характерные особенности  современной финансовой и банковской системы Японии заключаются в  следующем:

1. Коммерческие банки  подразделяются на два основных  класса: городские банки и локальные.  Они различаются размером и  клиентурой. Городские банки в  основном обслуживают крупные  предприятия краткосрочными кредитами  и имеют широкую филиальную  сеть. Свои ресурсы они также  формируют за счет крупных вкладчиков. Локальные банки, напротив, ведут деятельность в определенных регионах (префектурах), обслуживая в основном мелкие и средние предприятия, коммунальные службы. Пассивы этих банков образуются преимущественно за счет частных лиц.

Рисунок 2 – Финансовая система  Японии

2. В Японии особенно  развиты крупные конгломераты  банков и предприятий. Наиболее  известные из них входят в  группы keiretsu. Во главе этих групп стоит городской банк, объединяя вокруг себя крупные промышленные предприятия.

Взаимоотношения между банком и предприятиями строятся па кооперативной  основе. Банк предоставляет большинство  видов финансовых услуг и выполняет  координирующие функции. Следует заметить, что существовавшие до Второй мировой  войны группы zaibatsu были построены по холдинговому типу, т. е. банк не только выполнял указанные выше роли, но и осуществлял управление акциями всей группы.

Информация о работе Финансовый рынок Японии