Финансовый анализ предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Предприятие осуществляет свою производственно-торговую деятельность на рынке самостоятельно, но в условиях конкуренции. Рыночные регуляторы вместе с конкуренцией создают единственный механизм ведения хозяйства, которое вынуждает производителя учитывать интересы и спрос потребителя. Предприятия вступают между собой в конкурентные отношения. Тот, кто проигрывает, становится банкротом. Чтобы этого не произошло, предприятие должно постоянно следить за ситуацией на рынке, обеспечивать себе высокую конкурентоспособность.

Содержание

1. РОЛЬ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ 4
2. ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 7
2.1 Данные предприятия – форма №1 10
2.2 Отчет о финансовых результатах и их использование – форма №2 11
2.3. Дополнения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах – форма №3, 4, 5. 11
3. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 14
3.1.Анализ финансовых результатов предприятия 17
3.2 Горизонтальный и вертикальный анализ баланса 20
3.3 Система показателей деловой активности и эффективности деятельности предприятия 25
3.4.Анализ использования основных фондов 27
3.5. Анализ показателей рентабельности 32
3.6.Анализ финансовой устойчивости 36
3.7.Анализ ликвидности предприятия 40
3.8.Общий вывод по анализу деятельности предприятия…………………………….44
4. АНАЛИЗ ПОТОКА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа полная.docx

— 118.68 Кб (Скачать)

       Результаты  анализа позволяют заинтересованным лицам и организациям принимать  управленческие решения на основе оценки текущего финансового положения  и деятельности предприятия за предшествующие годы.

       Детализация процедурной стороны методики анализа  финансового состояния зависит  от поставленных целей, а также различных  факторов информационного, временного, методического, кадрового и технического обеспечения. Аналитическая работа может проводится в два этапа:

       - предварительная оценка или экспресс - анализ финансового состояния;

       - детализированный анализ финансового  состояния. 

       3.1.Анализ финансовых  результатов предприятия

       В условиях рыночных отношений целью  предпринимательской деятельности является получение прибыли. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования фирмы по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития фирмы и укрепления ее финансовых отношений со всеми участниками предпринимательской деятельности. 
       Прибыль обеспечивает фирме возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников фирмы.      Прибыль является также основным источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности деятельности фирмы, степени ее надежности и финансового благополучия.

       Прибыль является конечным финансовым результатом  деятельности фирмы. Фирма может произвести большой объем продукции, однако если она не будет реализована или реализована по цене, не обеспечивающей получение прибыли, то фирма окажется в тяжелом финансовом состоянии. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Поэтому одна из важнейших составных частей анализа финансового состояния фирмы — анализ финансовых результатов ее деятельности. Однако различных пользователей бухгалтерской отчетности интересуют только определенные показатели финансовых результатов.

       Анализ  финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов:

  • исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период;
  • исследование структуры соответствующих показателей и их изменений;
  • изучение динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов;
  • выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественная оценка.

     Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности предприятия.

       Общий финансовый результат отчетного  периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг); реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от другой финансовой деятельности; прочих внереализационных операций.

       При анализе динамики показателей прибыли  в первую очередь оценивается  рост показателей прибыли за анализируемый  период, затем отмечаются положительные  и негативные изменения в динамике финансовых результатов. 
           При анализе структуры прибыли отчетного периода необходимо проанализировать удельный вес ее отдельных составляющих. Позитивным считается высокий удельный вес прибыли от продаж продукции. На предприятиях, испытывающих финансовые трудности, в составе прибыли до налогообложения, как правило, высока доля внереализационных доходов. Такие предприятия обеспечивают самофинансирование реализацией собственного имущества или сдачей его в аренду.

         Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение; объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Таблица 3.1Анализ динамики показателей прибыли (форма №2)

 
 
Показатели
 
Базисный  год (2008)
 
Отчетный  год (2009)
Изменения
Абсолютное  тыс.руб. Относительное в % к базисному году
Выручка от продаж товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и др.) 70524 41032 -29492 -41,82
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. 63768 37276 -26492 -41,54
Валовая прибыль 6756 3756 -3000 -44,40
Расходы (коммерческие, управленческие) 0 0 0 0
Прибыль (убыток) от продаж 6756 3756 -3000 -44,40
Прочие  доходы и % к получению 0 0 0 0
Прочие  расходы и % к уплате 13406 8515 -4891 -36,48
Прибыль (убыток) до налогообложения 958 961 3 0,31
Налог на прибыль 48 0 -48 -100
Чистая  прибыль 910 961 51 5,60
 

       Анализ  динамики показателей прибыль ООО «Грушевское» показывает, что выручка от продаж, товаров, услуг в отчетном периоде на 29492 тыс.руб. меньше чем в базисном, что составило 41,82%.Прибыль от продаж по сравнению с базисным периодом в 2009 году уменьшилась на 3 тыс.руб. Прибыль до налогообложения в отчетном году составляет 961 тыс.руб., что на 3 тыс.руб. больше чем в базисном периоде. Чистая прибыль после уплаты всех налогов в отчетном периоде равна 961 тыс.руб., что на 51 тыс.руб. больше чем в базисном периоде, что составляет 5,60%.  

       3.2 Горизонтальный  и вертикальный анализ баланса

       Различают горизонтальный и вертикальный финансовый анализ, с помощью которых можно  получить наиболее общее представление  об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений.

       Горизонтальный  анализ позволяет выявить тенденции  изменения отдельных статей доходов  и расходов и их групп по документам бухгалтерской отчетности. В основе этой разновидности анализа лежит  исчисление базисных темпов роста доходов  и затрат по статьям баланса или  статей отчета о прибылях и убытках.

       Горизонтальный  анализ отчетности заключается в  построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых  абсолютные показатели дополняются  относительными темпами роста. Степень  агрегированности показателей определяется аналитиком. Как правило, берутся  базисные темпы роста за ряд лет, что позволяет анализировать  не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения.

       Горизонтальный  и вертикальный анализы взаимодополняют  друг друга. Поэтому на практике нередко  строят аналитические таблицы, характеризующие  как структуру отчетной бухгалтерской  формы, так и динамику отдельных  ее показателей. Оба эти вида анализа  особенно ценны при межхозяйственных сопоставлениях, поскольку позволяют  сравнивать отчетность совершенно разных по роду деятельности и объемам производства предприятий.

       В ходе горизонтального анализа определяются абсолютные и относительные изменения  величин различных статей баланса  за определенный период, а целью  вертикального анализа является вычисление удельного веса нетто.

       В основе вертикального анализа лежит  представление данных бухгалтерской  отчетности в виде относительных  величин, характеризующих структуру  обобщающих итоговых показателей. Обязательным элементом анализа служит построение динамических рядов значений этих величин, что позволяет отслеживать и  прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств  и источников их покрытия.

       Вертикальный  анализ показывает структуру средств  предприятия и их источников. Можно  выделить две основные черты, обусловливающие  необходимость и целесообразность проведения вертикального анализа:

  • переход к относительным показателям позволяет проводить межхозяйственные сравнения экономического потенциала и результатов деятельности предприятий, различающихся по величине используемых ресурсов и другим объемным показателям;
  • относительные показатели в определенной степени сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднять их сопоставление в динамике.

       Вертикальному анализу можно подвергать либо исходную отчетность, либо модифицированную отчетность.

       Все, что имеет стоимость, принадлежит  предприятию и отражается в активе баланса, называется его активами. Актив  баланса содержит сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, т.е. о вложении его  в конкретное имущество и материальные ценности, о расходах предприятия  на производство и реализацию продукции  и об остатках свободной денежной наличности. Каждому виду размещенного капитала соответствует отдельная  статья баланса.

       Главным признаком группировки статей актива баланса считается степень их ликвидности (быстрота превращения  в денежную наличность). По этому  признаку все активы баланса подразделяются на долгосрочные или основной капитал  и текущие (оборотные) активы.

Таблица 3.2.1.Сравнительный  аналитический баланс активов (форма  №1)

Статья На начало года Структура На конец  года Структура Абсолютное  отклонение Отклонение  по структуре Темп прироста
Внеоборотные  активы 55477 37,56 69927 42,21 14450 4,65 26,05
Оборотные активы, в т.ч. 92237 62,44 95744 57,79 3240 -4,65 3,51
Основные

средства

51775 3505 60732 36,66 8957 1,61 17,30
Прочие  внеоборотные активы 3702 2,51 3351 5,04 -4649 2,53 -125,58
Запасы, в т.ч. 64009 43,33 76383 46,11 12374 2,78 19,33
Животные  на выращивании и откорме 15062 10,20 16320 9,85 1258 -0,35 8,35
Сырье и материалы 9582 6,49 11383 6,87 1801 0,38 18,79
Готовая продукция 10446 7,07 3175 1,92 -7271 -5,15 -69,61
Незавершенное производство 28919 1958 39808 24,03 10889 4,45 37,65
Расходы будущих периодов - - 5697 3,44 5697 3,44 -
НДС по приобретенным ценностям 2549 1,73 - - -2549 -1,73 -100
Дебиторская задолженность 8155 5,52 12461 7,52 4306 2 52,80
Краткосрочные финансовые вложения 10277 6,96 2795 1,69 -7482 -5,27 -72,80
Денежные  средства 7247 4,91 4105 2,48 -3142 -2,43 43,36
Баланс 147714 100 165671 100 17957 0 12,16
 

       По  аналитическому балансу актива ООО  «Грушевское» на начало года имеет  валюту баланса 147714 тыс. руб., а на конец  года увеличилась и составила 165671 тыс.руб.

       Внеоборотные  активы на конец года увеличились  на 14450 тыс. руб. и составили 69927 тыс. руб. Оборотные активы увеличились на 3240 тыс.руб. и составили на конец года 95744 тыс.руб. Дебиторская задолженность увеличилась на 4306 тыс.руб. и составила на конец года 12461 тыс.руб. Увеличение размера дебиторской задолженности явилось причиной увеличения стоимости оборотных активов.

       Сведения, которые приводятся в пассиве  баланса, позволяют определить, какие  изменения произошли в структуре  собственного и заемного капитала, сколько привлечено в оборот предприятия  долгосрочных и краткосрочных заемных  средств, т.е. пассив показывает, откуда взялись средства, кому обязано за них предприятие.

Таблица 3.2.2Сравнительный аналитический баланс пассива (форма №1)

Статья На начало года Структура На конец  года Структура Абсолютное  отклонение Относительное отклонение Темп прироста
Собственный капитал в т.ч. 27270 18,46 28231 17,04 961 -1,42 3,52
Уставный  капитал 19610 13,28 19610 11,84 0 -1,44 0
Нераспределенная  прибыль 7660 5,19 8621 5,20 961 0,01 12,55
Долгосрочные  обязательства 23080 15,62 33174 20,02 10094 4,4 0,09
Займы и кредиты 1500 1,02 12183 7,35 10683 6,33 712,2
Прочие  долгосрочные обязательства 21580 14,61 20991 12,67 -589 -1,94 -2,73
Краткосрочные обязательства 97364 65,91 104266 62,94 6902 -2,97 7,09
Займы и кредиты 51983 35,19 46283 27,94 -5700 -7,25 -10,97
Кредиторская  задолженность в т.ч. 45381 30,72 44373 26,78 -1008 -3,94 -2,22
Поставщики  и подрядчики 17299 11,71 7699 4,65 -9600 -7,06 -55,49
Задолженность перед персоналом организации 1070 0,72 1368 0,83 298 0,11 27,85
Задолженность перед государственными внебюджетными  фондами 922 0,62 481 0,29 -441 -0,33 -47,83
Задолженность по налогам и сборам 1709 1,16 1263 0,76 -446 -0,4 -26,10
Прочие  кредиторы 24381 16,51 335662 20,26 9181 3,75 37,66
Доходы  будущих периодов 0 0 13610 8,22 13610 8,22 0
Баланс 147714 100 165671 100 17957 0 12,16

Информация о работе Финансовый анализ предприятий