Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:23, курсовая работа
При выборе темы для курсовой работы внимание было остановлено на вопросе: какую роль в современной рыночной экономике играют естествен-ные монополии для обеспечения устойчивого развития национальной эконо-мической системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………………3
1. Естественные монополии в условиях рыночной экономики
России и методы регулирования их деятельно-сти………………….……7
1.1 Сущность естественных монопо-лий………………………….…….…..7
1.2 Естественные монополии в России. Суть и характер
проводимых ре-форм………………….…………………………………10
1.2.1 Газовая промышлен-ность…………………………………….….11
1.2.2 Железнодорожный транспорт…………………………………...15
1.2.3 Электроэнергети-ка…………………………………………….….20
1.3 Методы регулирования деятельности естественных монопо-лий....26
1.4 Государственный контроль в сферах деятельности естественных
монопо-лий………………………………..…………………………….…28
1.5 Функции и полномочия органов регулирования естественных
монопо-лий………………………………………………………………...30
2. Пути и задачи совершенствования механизма государственного
регулирования цен в естественных монополи-ях………………….…….36
2.1 Задачи дальнейшего развития системы государственного
регулирования деятельности естественных монопо-лий…………...37
2.2 Меры в области ценовой политики и изменения в системе цен…..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………………...46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…..48
Таким образом, в отраслях естественных монополий необходимо осуществить ряд преобразований, которые будут способствовать решению описанных выше проблем:
Эффективное
корпоративно-акционерное
Использование заемного капитала также может привести к росту эффективности корпоративно-акционерного управления, так как кредиторы будут заинтересованы в финансовом оздоровлении предприятия:
Ясно, что не все из предложенных выше мероприятий могут быть реализованы в ближайшем будущем. Вместе с тем, движение в данном направлении позволит сформировать конкурентную среду там, где это возможно и необходимо, и осуществлять эффективное государственное регулирование только в тех сферах, в которых без него нельзя обойтись. Это принесет бесспорные выгоды всем: потребителям – в виде низких цен; нерегулируемым предприятиям – в форме большей либерализации рынка; регулируемым предприятиям – через установление стабильного режима регулирования, благоприятствующего новым инвестициям и техническому развитию.
С другой стороны, до тех пор, пока соответствующие меры не будут приняты, невозможно организовать эффективное государственное регулирование, что обусловит консервацию неэффективности и высоких издержек, низкую стоимость акций на фондовом рынке, недоинвестирование и конфликтные отношения между предприятиями и органами регулирования.
Функции органов регулирования и методология, которой они будут руководствоваться в процессе регулирования, в значительной степени зависят от масштабов реорганизации отраслей естественных монополий. Там, где будут действовать свободные силы рынка, основной задачей органов регулирования станет разработка «правил игры» с целью развития и поддержания конкуренции. Но при отсутствии необходимого реструктурирования государственное регулирование будет развиваться в направлении все более дорогостоящего и навязчивого контроля за действиями и издержками предприятий, то есть именно того типа регулирования, от которого стремятся уйти другие страны.17
Основными задачами политики государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий являются:
Реализация ценовой и тарифной политики в сфере регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий является важнейшим условием, способным повлиять на темпы и пропорции экономического развития.
Динамика цен (тарифов) оказывает существенное влияние: на финансовое состояние потребителей, поэтому от нее в немалой мере будет зависеть формирование технологической структуры инвестиций в российской экономике и их отраслевое распределение; на формирование внутренней экономической конъюнктуры, уровень конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках.
Параметры
повышения цен (тарифов) на продукцию
(услуги) субъектов естественных монополий
не должны приводить к резкому
росту издержек потребителей, ухудшению
их финансового положения и
В то же время от ценовой и тарифной политики в существенной степени зависит эффективность функционирования, и тем самым уровень доходов и накоплений в субъектах естественных монополий. Последние годы монополии испытывают значительный дефицит инвестиционных ресурсов. Использование же устаревших мощностей оборачивается значительными потерями, сбоями в работе, что обусловливает дефицит производимых ими ресурсов для потребителей.
Объемы производимой продукции в отраслях естественных монополий в настоящее время составляют примерно 15% от ВВП, доля прибыли – четверть. Их роль в формировании доходной части бюджета весьма значительна.
Энергетической стратегией Российской Федерации до 2020 года предусматривается повышение реального уровня внутренних цен на газ (с темпами, превышающими инфляцию). Увеличение цен на газ направлено на рост предложения газа на внутреннем рынке, особенно со стороны независимых производителей, в целях избежания в будущем дефицита газа для удовлетворения внутреннего потребления и на повышение эффективности использования газа, прежде всего в качестве топлива.
Намеченное поэтапное повышение внутренних цен на газ, по мнению экспертов, позволит постепенно рационализировать использование топливных ресурсов в России, сделать более привлекательным вложение капитала в газовый бизнес, повысить заинтересованность независимых производителей в росте объемов добычи газа и создать предпосылки для развития конкурентного рынка газа. Цены на газ будут регулироваться методом установления предельного уровня цены. Использование данного метода регулирования цен в России будет стимулировать снижение издержек производителей газа.
В
части ценообразования
Рост тарифов на железнодорожные перевозки грузов практически не должен превышать целевой уровень инфляции для соответствующих лет, учитывая, что в ценах на сырьевые и промежуточные товары доля транспортной составляющей значительна.
Предусматривается поэтапное выделение из открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») тех видов деятельности, которые могут осуществляться другими хозяйствующими субъектами. Основой конкурентного рынка должно стать постепенное изменение соотношения долей грузового вагонного парка, находящегося в собственности ОАО «РЖД» и в собственности грузовых операторских компаний. Кроме того, предусматривается сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых.
Необходимо сформировать механизм определения тарифов на услуги естественных монополий на основе экономически обоснованных издержек и синхронизировать этот процесс с подготовкой федерального и региональных бюджетов, обеспечить предсказуемость и прозрачность ценовой (тарифной) политики, недопущение резких изменений цен с целью снижения инфляционных ожиданий экономических агентов и рисков ведения бизнеса в России. Пересмотр цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий должен проводиться не чаще одного раза в год на основе анализа бюджетов субъектов естественных монополий (в том числе инвестиционных программ) с учетом резервов снижения издержек и повышения эффективности их функционирования.
В настоящее время на территории Мурманской области действует Закон Мурманской области «О государственном регулировании цен на территории Мурманской области» от 28.05.2004 № 483-01-ЗМО с изменениями, внесенными законами Мурманской области от 20.12.2004 № 547-01-ЗМО, от 24.11.2006 № 806-01-ЗМО. Закон затрагивает ценовую политику региональных естественных монополий и направлен на государственное регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги с целью сдерживания роста тарифов, экономии бюджетных средств и средств населения. В соответствии с законом пересматривать тарифы и цены региональные естественные монополии могут только тогда, когда действующие тарифы и цены уже не смогут обеспечивать производителям нужный уровень рентабельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, существование естественной монополии в рыночной экономике обусловлено эффективностью производства в той или иной специфической отрасли. Опыт, однако, показывает, что злоупотребление монопольным положением в форме завышения издержек или вздувания прибыли нередко оказывает крайне отрицательное влияние на весь рынок в целом.
Монопольные силы проявляются, прежде всего, со стороны достаточно мощных производителей и их объединений. Их воздействие на экономику страны неоднозначно. С одной стороны, они ограничивают разрушительное действие сил конкуренции. С другой, поскольку подобное регулирование часто подчиняется узким целям тех сил, которые его осуществляют, оно может вести к застойным явлениям. Абсолютная монополия крупных производителей при подавлении конкурентных сил сдерживает научно-технический прогресс и тормозит развитие производства.
Информация о работе Естественные монополии в РФ и методы регулирования их деятельности