Естественные монополии в РФ и методы регулирования их деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

При выборе темы для курсовой работы внимание было остановлено на вопросе: какую роль в современной рыночной экономике играют естествен-ные монополии для обеспечения устойчивого развития национальной эконо-мической системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………………3
1. Естественные монополии в условиях рыночной экономики
России и методы регулирования их деятельно-сти………………….……7
1.1 Сущность естественных монопо-лий………………………….…….…..7
1.2 Естественные монополии в России. Суть и характер
проводимых ре-форм………………….…………………………………10
1.2.1 Газовая промышлен-ность…………………………………….….11
1.2.2 Железнодорожный транспорт…………………………………...15
1.2.3 Электроэнергети-ка…………………………………………….….20
1.3 Методы регулирования деятельности естественных монопо-лий....26
1.4 Государственный контроль в сферах деятельности естественных
монопо-лий………………………………..…………………………….…28
1.5 Функции и полномочия органов регулирования естественных
монопо-лий………………………………………………………………...30
2. Пути и задачи совершенствования механизма государственного
регулирования цен в естественных монополи-ях………………….…….36
2.1 Задачи дальнейшего развития системы государственного
регулирования деятельности естественных монопо-лий…………...37
2.2 Меры в области ценовой политики и изменения в системе цен…..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………………...46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…..48

Работа содержит 1 файл

ГРЭ.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, в отраслях естественных монополий  необходимо осуществить ряд преобразований, которые будут способствовать решению описанных выше проблем:

  • регулируемые и нерегулируемые виды деятельности должны быть отделены друг от друга настолько, насколько это возможно в существующих экономических, социальных и политических условиях. Разделение бухгалтерских счетов и балансов является минимальным требованием, но лучшим решением может стать создание самостоятельных предприятий по каждому виду деятельности, которые бы действовали на основе открытой контрактной системы. В первую очередь надо отделить производственные функции от транспортных и распределительных. Следует выделить вспомогательные виды деятельности (ремонт, строительство, машиностроение и т.д.), которые хотя обычно и имеют специализированную направленность, но могут осуществляться на конкурентных принципах. Таким же образом можно преобразовать предприятия социальной инфраструктуры (например, передать их в муниципальную собственность);
  • регулируемые виды деятельности должны характеризоваться открытостью и доступностью информации для органов регулирования, что позволит устанавливать цены (тарифы) на уровне, достаточно высоком для обеспечения нормальной рентабельности и соответственно привлечь новые инвестиции;
  • потенциально конкурентные сегменты отраслей должны быть выделены и реорганизованы в целях формирования реальной конкурентной среды. При этом следует отметить нецелесообразность и практическую неосуществимость реструктуризации ряда существующих монопольных структур на данном этапе развития социально-экономических отношений в России. Однако уже в настоящее время должны быть созданы условия для возникновения и развития независимых частных и государственных компаний, которые конкурировали бы с предприятиями-монополистами. Такие компании будут строить свои отношения с потребителями на прямых договорных отношениях, а регулированию будет подвергаться размер платы за пользование сетями монопольных структур. Для этого необходим свободный и преимущественный доступ этих компаний к сетевой структуре соответствующих отраслей. Так, всем производителям электроэнергии и природного газа необходим открытый, носящий недискриминационный характер доступ к транспортным системам, а междугородным и международным телефонным операторам – открытый и равный доступ к сетям общего пользования. Задачей органов регулирования является обеспечение такого свободного доступа для потенциальных участников рынка. Процедуры лицензирования, определяющие барьеры для входа на соответствующие рынки, также должны быть открытыми и недискриминационными;
  • в дальнейшей перспективе при условии стабилизации экономики России представляется возможной более глубокая реструктуризация потенциально конкурентных сфер отраслей естественных монополий с ликвидацией существующих холдинговых компаний и образованием нескольких конкурирующих производителей;
  • должен быть реконструирован механизм корпоративно-акционерного управления компаниями, работающими в системе естественных монополий. В настоящее время федеральное правительство владеет контрольными пакетами акций, но зачастую его роль как собственника является номинальной, и администрация осуществляет управление предприятиями без учетов интересов собственника. В рыночных экономиках держатели акций или их представители, совет директоров оказывают решающее влияние на выработку стратегии развития предприятия. Такой механизм позволяет регулирующим органам участвовать в процессе принятия решений через определение разрешенного уровня цен (или нормы прибыли на вложенный капитал). Низкий уровень корпоративно-акционерного управления уменьшает возможность органов регулирования влиять на поведение предприятий.

     Эффективное корпоративно-акционерное управление предполагает, что собственники предприятий обладают большой заинтересованностью в ориентации управления компании на максимизацию доходности и величины акционерного капитала при существующих условиях регулирования. Конечно, приватизация оказывает определенное влияние на корпоративно-акционерное управление. Однако как после полной приватизации, так и до ее проведения корпоративно акционерное управление может стать более эффективным лишь при условии привлечения стратегических инвесторов посредством продажи или передачи больших пакетов акций тем лицам или организациям, которые будут заинтересованы в жестком контроле за работой менеджеров.

     Использование заемного капитала также может привести к росту эффективности корпоративно-акционерного управления, так как кредиторы будут заинтересованы в финансовом оздоровлении предприятия:

  • инвестиционный процесс необходимо привести в соответствие с требованиями рыночной экономики. Почти во всех отраслях естественных монополий финансирование инвестиций производится преимущественно за счет роста тарифов. В настоящее время отраслевые инвестиционные и стабилизационные фонды не являются эффективным средством финансирования инвестиций и зачастую используются нерационально. Тарифное финансирование инвестиций должно быть резко сокращено, и компании должны стимулироваться или даже принуждаться к использованию заемного и акционерного капитала;
  • должно быть прекращено перекрестное субсидирование льготных пользователей за счет предприятий, применяемое во всех отраслях естественных монополий. Субсидии, которые будут признаны необходимыми (например, для малообеспеченных слоев населения), должны предоставляться из федерального или местных бюджетов, а не за счет других потребителей соответствующих ресурсов и услуг;
  • во всех отраслях естественных монополий следует сократить издержки и повысить эффективность хозяйствования, для чего сформировать стимулы к ликвидации малоиспользуемых и малоэффективных производств, а также к сокращению излишней занятости. Однако, не следует полагать, что в самой природе естественной монополии заложена "склонность" к излишней занятости.
 

      Ясно, что не все из предложенных выше мероприятий могут быть реализованы в ближайшем будущем. Вместе с тем, движение в данном направлении позволит сформировать конкурентную среду там, где это возможно и необходимо, и осуществлять эффективное государственное регулирование только в тех сферах, в которых без него нельзя обойтись. Это принесет бесспорные выгоды всем: потребителям – в виде низких цен; нерегулируемым предприятиям – в форме большей либерализации рынка; регулируемым предприятиям – через установление стабильного режима регулирования, благоприятствующего новым инвестициям и техническому развитию.

     С другой стороны, до тех пор, пока соответствующие  меры не будут приняты, невозможно организовать эффективное государственное регулирование, что обусловит консервацию неэффективности и высоких издержек, низкую стоимость акций на фондовом рынке, недоинвестирование и конфликтные отношения между предприятиями и органами регулирования.

     Функции органов регулирования и методология, которой они будут руководствоваться в процессе регулирования, в значительной степени зависят от масштабов реорганизации отраслей естественных монополий. Там, где будут действовать свободные силы рынка, основной задачей органов регулирования станет разработка «правил игры» с целью развития и поддержания конкуренции. Но при отсутствии необходимого реструктурирования государственное регулирование будет развиваться в направлении все более дорогостоящего и навязчивого контроля за действиями и издержками предприятий, то есть именно того типа регулирования, от которого стремятся уйти другие страны.17

2.2 Меры в области  ценовой политики  и изменения в  системе цен

 

     Основными задачами политики государственного регулирования  цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий являются:

  • проведение оптимальной тарифной политики, стимулирующей экономию энергоресурсов и обновление производственных мощностей у потребителей их продукции, создающей условия для надежного функционирования субъектов естественных монополий;
  • совершенствование механизмов регулирования цен, направленных на создание барьеров для неоправданного роста издержек субъектов естественных монополий и установления завышенных цен.

     Реализация  ценовой и тарифной политики в сфере регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий является важнейшим условием, способным повлиять на темпы и пропорции экономического развития.

     Динамика  цен (тарифов) оказывает существенное влияние: на финансовое состояние потребителей, поэтому от нее в немалой мере будет зависеть формирование технологической структуры инвестиций в российской экономике и их отраслевое распределение; на формирование внутренней экономической конъюнктуры, уровень конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках.

     Параметры повышения цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий  не должны приводить к резкому  росту издержек потребителей, ухудшению  их финансового положения и снижению инвестиционного потенциала, а также к повышению уровня инфляции на потребительском рынке. Ввиду этого возможности повышения цен (тарифов) на продукцию и услуги естественных монополий ограничены.

     В то же время от ценовой и тарифной политики в существенной степени зависит эффективность функционирования, и тем самым уровень доходов и накоплений в субъектах естественных монополий. Последние годы монополии испытывают значительный дефицит инвестиционных ресурсов. Использование же устаревших мощностей оборачивается значительными потерями, сбоями в работе, что обусловливает дефицит производимых ими ресурсов для потребителей.

     Объемы  производимой продукции в отраслях естественных монополий в настоящее  время составляют примерно 15% от ВВП, доля прибыли – четверть. Их роль в формировании доходной части бюджета весьма значительна.

     Энергетической  стратегией Российской Федерации до 2020 года предусматривается повышение реального уровня внутренних цен на газ (с темпами, превышающими инфляцию). Увеличение цен на газ направлено на рост предложения газа на внутреннем рынке, особенно со стороны независимых производителей, в целях избежания в будущем дефицита газа для удовлетворения внутреннего потребления и на повышение эффективности использования газа, прежде всего в качестве топлива.

     Намеченное  поэтапное повышение внутренних цен на газ, по мнению экспертов, позволит постепенно рационализировать использование топливных ресурсов в России, сделать более привлекательным вложение капитала в газовый бизнес, повысить заинтересованность независимых производителей в росте объемов добычи газа и создать предпосылки для развития конкурентного рынка газа. Цены на газ будут регулироваться методом установления предельного уровня цены. Использование данного метода регулирования цен в России будет стимулировать снижение издержек производителей газа.

     В части ценообразования предусматривается  также: создание условий для формирования равного доступа к системе  магистральных газопроводов всех участников рынка; развитие инфраструктуры внутреннего  рынка для перехода на реализацию газа по рыночным ценам; создание условий для формирования конкуренции в тех сегментах газового рынка, где это возмож-но и экономически целесообразно, что обеспечит в перспективе снижение издержек, повышение эффективности и качества услуг субъектов рынка.

     Рост  тарифов на железнодорожные перевозки грузов практически не должен превышать целевой уровень инфляции для соответствующих лет, учитывая, что в ценах на сырьевые и промежуточные товары доля транспортной составляющей значительна.

     Предусматривается поэтапное выделение из открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») тех видов деятельности, которые могут осуществляться другими хозяйствующими субъектами. Основой конкурентного рынка должно стать постепенное изменение соотношения долей грузового вагонного парка, находящегося в собственности ОАО «РЖД» и в собственности грузовых операторских компаний. Кроме того, предусматривается сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых.

     Необходимо  сформировать механизм определения тарифов на услуги естественных монополий на основе экономически обоснованных издержек и синхронизировать этот процесс с подготовкой федерального и региональных бюджетов, обеспечить предсказуемость и прозрачность ценовой (тарифной) политики, недопущение резких изменений цен с целью снижения инфляционных ожиданий экономических агентов и рисков ведения бизнеса в России. Пересмотр цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий должен проводиться не чаще одного раза в год на основе анализа бюджетов субъектов естественных монополий (в том числе инвестиционных программ) с учетом резервов снижения издержек и повышения эффективности их функционирования.

      В настоящее время на территории Мурманской области действует Закон Мурманской области «О государственном регулировании цен на территории Мурманской области» от 28.05.2004 № 483-01-ЗМО с изменениями, внесенными законами Мурманской области от 20.12.2004 № 547-01-ЗМО, от 24.11.2006 № 806-01-ЗМО. Закон затрагивает ценовую политику региональных естественных монополий и направлен на государственное регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги с целью сдерживания роста тарифов, экономии бюджетных средств и средств населения. В соответствии с законом пересматривать тарифы и цены региональные естественные монополии могут только тогда, когда действующие тарифы и цены уже не смогут обеспечивать производителям нужный уровень рентабельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Итак, существование естественной монополии  в рыночной экономике обусловлено  эффективностью производства в той или иной специфической отрасли.  Опыт, однако, показывает, что злоупотребление монопольным положением в форме завышения издержек или вздувания прибыли нередко оказывает крайне отрицательное влияние на весь рынок в целом.

     Монопольные силы проявляются, прежде всего, со стороны достаточно мощных производителей и их объединений. Их воздействие на экономику страны неоднозначно. С одной стороны, они ограничивают разрушительное действие сил конкуренции. С другой, поскольку подобное регулирование часто подчиняется узким целям тех сил, которые его осуществляют, оно может вести к застойным явлениям. Абсолютная монополия крупных производителей при подавлении конкурентных сил сдерживает научно-технический прогресс и тормозит развитие производства.

Информация о работе Естественные монополии в РФ и методы регулирования их деятельности