Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:23, курсовая работа
При выборе темы для курсовой работы внимание было остановлено на вопросе: какую роль в современной рыночной экономике играют естествен-ные монополии для обеспечения устойчивого развития национальной эконо-мической системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………………3
1. Естественные монополии в условиях рыночной экономики
России и методы регулирования их деятельно-сти………………….……7
1.1 Сущность естественных монопо-лий………………………….…….…..7
1.2 Естественные монополии в России. Суть и характер
проводимых ре-форм………………….…………………………………10
1.2.1 Газовая промышлен-ность…………………………………….….11
1.2.2 Железнодорожный транспорт…………………………………...15
1.2.3 Электроэнергети-ка…………………………………………….….20
1.3 Методы регулирования деятельности естественных монопо-лий....26
1.4 Государственный контроль в сферах деятельности естественных
монопо-лий………………………………..…………………………….…28
1.5 Функции и полномочия органов регулирования естественных
монопо-лий………………………………………………………………...30
2. Пути и задачи совершенствования механизма государственного
регулирования цен в естественных монополи-ях………………….…….36
2.1 Задачи дальнейшего развития системы государственного
регулирования деятельности естественных монопо-лий…………...37
2.2 Меры в области ценовой политики и изменения в системе цен…..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………………...46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…..48
В Российской Федерации регулируются следующие сферы действия естественных монополий:
В качестве примера рассмотрим газотранспортирующую компанию. Технология этой отрасли предполагает очень высокие постоянные затраты на то, чтобы проложить и поддерживать в рабочем состоянии газопровод, компрессорное и прочее оборудование. Вместе с тем, если это оборудование уже установлено, предельные затраты на доставку дополнительной единицы газа достаточно малы. Аналогично электроснабжение потребителей обеспечивает компания, которая предварительно вложила большие постоянные затраты в создание электрических сетей, установку трансформаторов и другого оборудования. Однако, чтобы доставить потребителю дополнительный киловатт-час электроэнергии (в пределах имеющихся мощностей), требуются незначительные предельные затраты. Таким образом, именно высокие постоянные и низкие предельные затраты отличают естественные монополии. В то же время, ценообразование по предельным затратам может привести к их убыточности.
Какой же может быть политика в отношении естественных монополий? Прежде всего, нежелательно предоставлять их самим себе, поскольку «слишком малый выпуск» будет результатом монопольно высоких цен. Было бы неправильным также ожидать, что естественные монополии станут производить товар и услуги при ценах, установленных на уровне предельных затрат, из-за возникающих убытков. В различных странах эту проблему решают по-разному. В одних естественные монополии остаются частными компаниями, но регулируются специальными органами, как, например в США. В других они управляются непосредственно государством или, как, например, во Франции, получают относительно самостоятельный статус в рамках общественного сектора экономики.
В России особое место среди фирм, обладающих рыночной властью, занимают естественные монополии. Они возникают в тех сферах экономики, где оптимальный масштаб производства, обеспечивающий минимизацию издержек, близок к величине спроса. Естественная монополия складывается в отраслях с растущей экономией на масштабах производства, что подразумевает снижение издержек производства по мере увеличения объема выпуска. Данная ситуация наиболее характерна для таких отраслей, как энергоснабжение, водоснабжение, канализация, почтовые и транспортные услуги. В России естественными монополиями контролируются значительные доли национального рынка.
Для
наглядности функционирования естественных
монополий в условиях российского
рынка рассмотрим крупнейшие из них. С
точки зрения активной роли государства
в деятельности естественных монополий
немалый интерес представляют осуществляемые
в настоящее время реформы в монопольных
отраслях экономики.
1.2.1
Газовая промышленность
РАО «Газпром» было создано в феврале 1993 года путем преобразования Государственного газового концерна, в 1999 году оно преобразовано в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. «Газпром» – крупнейший кредитор российской экономики. Ему принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа. В настоящее время крупнейшими проектами ОАО «Газпром» в области разработки новых месторождений являются: «Ямал», «Северный поток», «Южный поток», «Штокман», «Сахалин-2».5
Уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов определяет устойчивость позиций «Газпрома» на мировом рынке. В создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны Западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии «Газпром» имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. «Газпром» создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологический, финансовый и научно-технический потенциал компаний. Так, объединение с группой «Wintershall» (дочернем предприятии концерна «BASF») дает «Газпрому» возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.
Входящие в систему «Газпрома» как крупные, так и менее значимые предприятия фактически остаются его производственными подразделениями, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. С правовой точки зрения – это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления.
К сфере естественной монополии относится транспортировка газа по магистральным и газораспределительным трубопроводам. Магистральные газопроводы входят в газотранспортную систему ОАО «Газпром» и предназначены для транспортировки газа от места добычи до газораспределительных сетей. В России 90% всего газа добывается на севере Западной Сибири, а основные потребители расположены в основном в европейской части. Единственно возможным способом доставки природного газа является трубопроводный транспорт. Субъектами естественной монополии в этой сфере являются газотранспортные организации (магистральные трубопроводы) и газораспределительные организации (владельцы распределительных сетей).
В
настоящее время
Представляется целесообразным уделить некоторое внимание проблемам реформирования газотранспортной системы Российской Федерации. Основные положения реализуемой в настоящее время концепции реформирования приведены ниже.
По
мнению авторов концепции
При создании рынка газа необходимо использовать преимущества сложившейся технологической системы диспетчеризации и управления Единой системой газоснабжения, исключив при этом корпоративный монополизм. С этой целью предлагается выделить в составе ОАО «Газпром» Центральное производственно-диспетчерское управление (ЦПДУ) в 100% дочернюю компанию – ОАО «Ространсгаз» с целью создания равных условий доступа к газотранспортной системе для всех субъектов газового рынка и реализации эффективного и надежного функционирования системы магистрального транспорта и хранения газа в интересах всех участников рынка.
Функции ОАО «Ространсгаз»:
Для обеспечения сбалансированных действий субъектов газовой отрасли на регулируемой и нерегулируемой части газового рынка, развития рынка в целом, требуется создание и эффективное функционирование независимого координирующего органа. С этой целью предполагается создание некоммерческой организации «Координатор рынка газа». При создании Координатора рынка газа предполагается использовать потенциал и опыт самих участников рынка. Координатор рынка газа может быть создан в форме некоммерческого партнерства с участием производителей и потребителей газа, представителей государства, структур, обеспечивающих функционирование газового рынка, в том числе, ОАО «Ространсгаз».
Функции Координатора рынка газа:
Ключевым
условием при создании Координатора
рынка газа является соблюдение с
самого начала принципа не доминирующего
участия в нем субъектов рынка, обладающих
основными объемами газа. В качестве критерия
целесообразно использовать принцип участия
по величине добычи/потребления природного
газа в определенном объеме, исходя из
принципа: один участник – один голос.
1.2.2
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации, он осуществляет около 85% грузооборота и около 40% пассажирооборота всех видов транспорта.
Основная продукция отрасли (перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями – железными дорогами. Как следствие, возникает необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса.
В России показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках, в 2,5-3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России же убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах).
В целом в сфере железнодорожного транспорта полностью отсутствует внутриотраслевая конкуренция, что обусловлено особой организационной структурой. Параллельные железнодорожные линии контролируются одной и той же железной дорогой. Грузовые и пассажирские перевозки дальнего следования, как правило, выполняет один и тот же оператор.
Основными проблемами железнодорожного транспорта России являются существенный износ основных производственных фондов и убыточность пассажирских перевозок в дальнем и пригородном сообщениях.
Сфера
железнодорожных перевозок
Информация о работе Естественные монополии в РФ и методы регулирования их деятельности