Естественные монополии в РФ и методы регулирования их деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

При выборе темы для курсовой работы внимание было остановлено на вопросе: какую роль в современной рыночной экономике играют естествен-ные монополии для обеспечения устойчивого развития национальной эконо-мической системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………………3
1. Естественные монополии в условиях рыночной экономики
России и методы регулирования их деятельно-сти………………….……7
1.1 Сущность естественных монопо-лий………………………….…….…..7
1.2 Естественные монополии в России. Суть и характер
проводимых ре-форм………………….…………………………………10
1.2.1 Газовая промышлен-ность…………………………………….….11
1.2.2 Железнодорожный транспорт…………………………………...15
1.2.3 Электроэнергети-ка…………………………………………….….20
1.3 Методы регулирования деятельности естественных монопо-лий....26
1.4 Государственный контроль в сферах деятельности естественных
монопо-лий………………………………..…………………………….…28
1.5 Функции и полномочия органов регулирования естественных
монопо-лий………………………………………………………………...30
2. Пути и задачи совершенствования механизма государственного
регулирования цен в естественных монополи-ях………………….…….36
2.1 Задачи дальнейшего развития системы государственного
регулирования деятельности естественных монопо-лий…………...37
2.2 Меры в области ценовой политики и изменения в системе цен…..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………………...46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…..48

Работа содержит 1 файл

ГРЭ.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

     В Российской Федерации регулируются следующие сферы действия естественных монополий:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги транспортных терминалов, портом, аэропортов;
  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи.4

    В качестве примера рассмотрим газотранспортирующую компанию. Технология этой отрасли  предполагает очень высокие постоянные затраты на то, чтобы проложить и поддерживать в рабочем состоянии газопровод, компрессорное и прочее оборудование. Вместе с тем, если это оборудование уже установлено, предельные затраты на доставку дополнительной единицы газа достаточно малы. Аналогично электроснабжение потребителей обеспечивает компания, которая предварительно вложила большие постоянные затраты в создание электрических сетей, установку трансформаторов и другого оборудования. Однако, чтобы доставить потребителю дополнительный киловатт-час электроэнергии (в пределах имеющихся мощностей), требуются незначительные предельные затраты. Таким образом, именно высокие постоянные и низкие предельные затраты отличают естественные монополии. В то же время, ценообразование по предельным затратам может привести к их убыточности.

    Какой же может быть политика в отношении  естественных монополий? Прежде всего, нежелательно предоставлять их самим себе, поскольку «слишком малый выпуск» будет результатом монопольно высоких цен. Было бы неправильным также ожидать, что естественные монополии станут производить товар и услуги при ценах, установленных на уровне предельных затрат, из-за возникающих убытков. В различных странах эту проблему решают по-разному. В одних естественные монополии остаются частными компаниями, но регулируются специальными органами, как, например в США. В других они управляются непосредственно государством или, как, например, во Франции, получают относительно самостоятельный статус в рамках общественного сектора экономики.

1.2 Естественные монополии в России. Суть и характер

проводимых  реформ.

 

    В России особое место среди фирм, обладающих рыночной властью, занимают естественные монополии. Они возникают в тех сферах экономики, где оптимальный масштаб производства, обеспечивающий минимизацию издержек, близок к величине спроса. Естественная монополия складывается в отраслях с растущей экономией на масштабах производства, что подразумевает снижение издержек производства по мере увеличения объема выпуска. Данная ситуация наиболее характерна для таких отраслей, как энергоснабжение, водоснабжение, канализация, почтовые и транспортные услуги. В России естественными монополиями контролируются значительные доли национального рынка.

    Для наглядности функционирования естественных монополий в условиях российского рынка рассмотрим крупнейшие из них. С точки зрения активной роли государства в деятельности естественных монополий немалый интерес представляют осуществляемые в настоящее время реформы в монопольных отраслях экономики. 

1.2.1 Газовая промышленность 

    РАО «Газпром» было создано в феврале 1993 года путем преобразования Государственного газового концерна, в 1999 году оно преобразовано в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. «Газпром» – крупнейший кредитор российской экономики. Ему принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа. В настоящее время крупнейшими проектами ОАО «Газпром» в области разработки новых месторождений являются: «Ямал», «Северный поток», «Южный поток», «Штокман», «Сахалин-2».5

    Уникальность  ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов определяет устойчивость позиций «Газпрома» на мировом рынке. В создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны Западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии «Газпром» имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. «Газпром» создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологический, финансовый и научно-технический потенциал компаний. Так, объединение с группой «Wintershall» (дочернем предприятии концерна «BASF») дает «Газпрому» возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.

    Входящие  в систему «Газпрома» как крупные, так и менее значимые предприятия фактически остаются его производственными подразделениями, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. С правовой точки зрения – это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления.

     К сфере естественной монополии относится транспортировка газа по магистральным и газораспределительным трубопроводам. Магистральные газопроводы входят в газотранспортную систему ОАО «Газпром» и предназначены для транспортировки газа от места добычи до газораспределительных сетей. В России 90% всего газа добывается на севере Западной Сибири, а основные потребители расположены в основном в европейской части. Единственно возможным способом доставки природного газа является трубопроводный транспорт. Субъектами естественной монополии в этой сфере являются газотранспортные организации (магистральные трубопроводы) и газораспределительные организации (владельцы распределительных сетей).

     В настоящее время устанавливаются  тарифы на перемещение и передачу газа по магистральным газопроводам на территории Российской Федерации.

     Представляется  целесообразным уделить некоторое  внимание проблемам реформирования газотранспортной системы Российской Федерации. Основные положения реализуемой в настоящее время концепции реформирования приведены ниже.

     По  мнению авторов концепции реформирования газовой отрасли, для организации  свободного рынка газа необходим  ряд организационных и структурных  преобразований, обеспечивающих равные условия для всех участников рынка. Главной задачей при этом является создание условий свободной конкуренции. В соответствии с принятой концепцией, необходимо обеспечить равенство условий при получении доступа всех производителей газа к газотранспортной системе ОАО «Газпром» и введение единых тарифов на транспортировку газа для всех субъектов газового рынка. Естественно, монопольные виды деятельности и, в первую очередь, транспортировка газа должны контролироваться государством, что невозможно без ясного понимания ценообразования и структуры издержек производства.

     При создании рынка газа необходимо использовать преимущества сложившейся технологической системы диспетчеризации и управления Единой системой газоснабжения, исключив при этом корпоративный монополизм. С этой целью предлагается выделить в составе ОАО «Газпром» Центральное производственно-диспетчерское управление (ЦПДУ) в 100% дочернюю компанию – ОАО «Ространсгаз» с целью создания равных условий доступа к газотранспортной системе для всех субъектов газового рынка и реализации эффективного и надежного функционирования системы магистрального транспорта и хранения газа в интересах всех участников рынка.

     Функции ОАО «Ространсгаз»:

  • обеспечение надежности функционирования единой системы газоснабжения;
  • диспетчеризация транспорта газа (необходимо постепенное разделение диспетчерской и производственной составляющей, в настоящее время объединяемых в ЦПДУ ОАО «Газпром»);
  • заключение контрактов на транспорт газа со всеми пользователями услуг по транспорту газа, в том числе и с ОАО «Газпром»;
  • обеспечение оптимизации транспортных схем;
  • коммерческая балансировка газа в системе, осуществляемая на рыночных и недискриминационных принципах;
  • разработка текущих и на перспективу до двух лет планов работы газотранспортной системы с учетом деятельности всех производителей газа;
  • обеспечение доступа пользователей к газотранспортной сети при работе краткосрочного рынка газа;
  • участие в обосновании перспективных планов (на период более двух лет) работы газотранспортной сети с учетом запросов всех пользователей.
  • передача компании ОАО «Ространсгаз» естественно-монопольного вида деятельности - транспорта и хранения природного газа с переводом ей на баланс всех основных фондов по транспортировке и хранению. Цель передачи - обеспечение экономически обоснованной и эффективной системы оплаты услуг по транспортировке газа, контролируемой государством.

     Для обеспечения сбалансированных действий субъектов газовой отрасли на регулируемой и нерегулируемой части газового рынка, развития рынка в целом, требуется создание и эффективное функционирование независимого координирующего органа. С этой целью предполагается создание некоммерческой организации «Координатор рынка газа». При создании Координатора рынка газа предполагается использовать потенциал и опыт самих участников рынка. Координатор рынка газа может быть создан в форме некоммерческого партнерства с участием производителей и потребителей газа, представителей государства, структур, обеспечивающих функционирование газового рынка, в том числе, ОАО «Ространсгаз».

     Функции Координатора рынка газа:

  • разработка правил и нормативных документов, действующих на нерегулируемом секторе рынка (сетевого кодекса); 
  • разработка системы взаимоотношений между субъектами газового рынка;
  • внесение в органы исполнительной власти необходимых предложений по развитию рынка;
  • согласование тарифов, устанавливаемых ФЭК России на основании представления ОАО «Ространсгаз».
  • участие в создании торговых площадок, газовых бирж, помощь в проведении региональных тендеров на поставку газа и т.д.;
  • контроль за публичностью осуществления взаимодействия субъектов газового рынка, исполнением правил и нормативных документов;
  • участие в разработке планов стратегического развития отрасли.

     Ключевым  условием при создании Координатора рынка газа является соблюдение с  самого начала принципа не доминирующего участия в нем субъектов рынка, обладающих основными объемами газа. В качестве критерия целесообразно использовать принцип участия по величине добычи/потребления природного газа в определенном объеме, исходя из принципа: один участник – один голос. 

1.2.2 Железнодорожный транспорт 

    Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации, он осуществляет около 85% грузооборота и около 40% пассажирооборота всех видов транспорта.

    Основная  продукция отрасли (перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями – железными дорогами. Как следствие, возникает необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса.

    В России показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых  по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках, в 2,5-3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России же убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах).

     В целом в сфере железнодорожного транспорта полностью отсутствует внутриотраслевая конкуренция, что обусловлено особой организационной структурой. Параллельные железнодорожные линии контролируются одной и той же железной дорогой. Грузовые и пассажирские перевозки дальнего следования, как правило, выполняет один и тот же оператор.

     Основными проблемами железнодорожного транспорта России являются существенный износ основных производственных фондов и убыточность пассажирских перевозок в дальнем и пригородном сообщениях.

     Сфера железнодорожных перевозок включает в себя большое количество разных услуг, подлежащих самостоятельному регулированию (плата за перевозки пассажиров в дальнем следовании, сборы и платы за дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов и пр.). Чем больше монопольный сектор на железных дорогах, тем труднее контролировать его затраты и исчислять обоснованные тарифы. А без этого невозможно реализовать экономические стимулы к сокращению затрат. Поэтому в центре споров относительно путей реформирования ФАЖТ стоит вопрос: что оставлять в ведении монополиста и регулировать решениями антимонопольного ведомства, а что отпустить в рынок. Руководители ФАЖТ полагают, что к монопольному сектору следует отнести практически всю инфраструктуру: путь и путевое хозяйство, системы и устройства электроснабжения, сигнализации и связи, станции, пункты технического обслуживания подвижного состава, локомотивное хозяйство, информационные и диспетчерские системы, но главное – основной парк железнодорожных вагонов.

Информация о работе Естественные монополии в РФ и методы регулирования их деятельности