Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:23, курсовая работа
При выборе темы для курсовой работы внимание было остановлено на вопросе: какую роль в современной рыночной экономике играют естествен-ные монополии для обеспечения устойчивого развития национальной эконо-мической системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………………3
1. Естественные монополии в условиях рыночной экономики
России и методы регулирования их деятельно-сти………………….……7
1.1 Сущность естественных монопо-лий………………………….…….…..7
1.2 Естественные монополии в России. Суть и характер
проводимых ре-форм………………….…………………………………10
1.2.1 Газовая промышлен-ность…………………………………….….11
1.2.2 Железнодорожный транспорт…………………………………...15
1.2.3 Электроэнергети-ка…………………………………………….….20
1.3 Методы регулирования деятельности естественных монопо-лий....26
1.4 Государственный контроль в сферах деятельности естественных
монопо-лий………………………………..…………………………….…28
1.5 Функции и полномочия органов регулирования естественных
монопо-лий………………………………………………………………...30
2. Пути и задачи совершенствования механизма государственного
регулирования цен в естественных монополи-ях………………….…….36
2.1 Задачи дальнейшего развития системы государственного
регулирования деятельности естественных монопо-лий…………...37
2.2 Меры в области ценовой политики и изменения в системе цен…..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………………...46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…..48
В том же 2004 году началось создание новых межрегиональных компаний. В последние месяцы 2004 года были созданы (прошли государственную регистрацию) первые три ОГК и две ТГК. В тот же период (в октябре 2004 года) Совет директоров ОАО РАО «ЕЭС России» принял решение об учреждении четырех МРСК. В 2004 году также была практически сформирована новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления: функции региональных диспетчерских управлений были переданы (за некоторым исключением) от АО-Энерго Системному оператору.
В 2005 году процесс реформирования охватил большинство АО-Энерго, причем значительная их часть к концу года была разделена. В этом же году учреждено большинство оставшихся межрегиональных компаний: к марту зарегистрирована последняя из семи ОГК, к августу – тринадцать из четырнадцати ТГК, созданы четыре МРСК.
В декабре 2007 – январе 2008 года закончено формирование целевой структуры всех тепловых ОГК и ТГК, завершен первый этап консолидации ОАО «ГидроОГК». Закончен процесс выделения сетевых компаний. На базе реорганизованных АО-Энерго созданы все 56 магистральных сетевых компаний.
В 2007 году, в соответствии с решением совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» о переконфигурации МРСК от 27 апреля 2007 года и распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2007 года № 1857-р, число МРСК увеличено до 11 (без учёта МРСК Дальнего Востока).11
Необходимо отметить, что до сих пор среди российских экспертов нет единого мнения относительно обоснованности и целесообразности расчленения ОАО РАО "ЕЭС России". Многие аналитики сходятся во мнении относительно того, что децентрализация электроэнергетики России и практически полная ликвидация естественной монополии, отрицательно скажется на надежности электроэнергетической системы страны. Надежды на поток инвестиций в отрасль после ее реформирования к настоящему времени совершенно не оправдались. Поэтому все чаще звучат мнения относительно повышения тарифов (то есть, по существу, ответственность за провал реформы отрасли хотят повесить на потребителя). Безусловно, очень удобно сейчас во всем винить мировой экономический кризис, не анализируя собственные ошибки и не пытаясь их исправить своими собственными силами. Государство, как инициатор проведения необдуманных преобразований отрасли, должно, во-первых, взять на себя ответственность за ошибки и, во-вторых, немедленно вмешаться в пока неуправляемый процесс разложения. Тем более, что первый сигнал уже прозвучал (трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС).
Государственное регулирование деятельности естественных монополий при установлении или изменении тарифов имеет целью достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий с учетом социальных факторов. Устанавливаемые или регулируемые цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) применяются лишь в предусмотренных законом случаях.12 Исключительное право на установление тарифов и (или) их предельного уровня имеют органы регулирования естественных монополий (в настоящее время это Федеральная служба по тарифам).
Единая политика цен на услуги субъектов естественных монополий остается прерогативой Правительства РФ. Тарифы устанавливаются исходя из обоснованности затрат естественных монополистов на производство товаров (услуг). При этом учитываются издержки реализации услуг, налоги, потребность в инвестициях, стоимость основных производственных средств. Важно понимать, что тарифы должны устанавливаться индивидуально для каждого конкретного субъекта, а не для определенного вида деятельности.
Назначение
государственно-правового
Высокая
экономическая эффективность
Суть любого регулирования состоит в упорядочении деятельности участников социального общения, прежде всего в установлении для них определенных правил поведения, в данном случае – в рыночных отношениях. Регулирование является основной формой воздействия государства на естественные монополии. Специфика регулирования проявляется в методах воздействия и функциях, которыми наделены Федеральные антимонопольные органы.
Специально созданные федеральные органы исполнительной власти по регулированию деятельности естественных монополий по своим структуре, функциям, полномочиям и порядку их осуществления имеют много сходного с федеральными антимонопольными органами. Они устанавливают цены на продукцию монополии и определяют состав потребителей продукции, которым монополия обязана поставлять свою продукцию.
Главным
антимонопольным органом в РФ
в настоящее время является Федеральная
антимонопольная служба.
1.4 Государственный контроль в сферах деятельности
естественных
монополий
Государственный
контроль осуществляется за действиями,
которые могут сдерживать экономически
оправданный переход товарного
рынка из состояния естественной
монополии в состояние
Предварительный государственный контроль.
Требуется
представить в Федеральную
1) сделки, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров (в отношении которых применяется регулирование), если их балансовая стоимость больше 10% собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
2)
инвестиции субъекта
3)
продажа, аренда и другие
Перечисленные сделки государством фактически не контролируются. Это обусловлено тем, что практически все естественные монополисты обладают крупными активами, и даже значительные капиталовложения или расходы, как правило, не превышают 10% стоимости этих активов.
Последующий государственный контроль.
Требуется представить уведомление о совершенной сделке в 30-дневный срок. Для осуществления контроля орган регулирования вправе запрашивать у хозяйствующих субъектов информацию о лицах, располагающих более 10% голосов в их уставных капиталах. Контролю подлежат две группы сделок:
1) лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) в уставном (складочном) капитале субъекта естественной монополии, в том числе по договорам поручения, доверительного управления, залога, в размере более 10% общего числа голосов;
2) субъект естественной монополии приобретает более 10% общего количества голосов в уставном капитале другого хозяйствующего субъекта.13
Существуют
и другие способы государственного
воздействия на деятельность субъектов
естественной монополии. Один из них –
ведение реестра субъектов естественных
монополий, в отношении которых осуществляются
государственное регулирование и контроль,
поскольку любое государственное воздействие
возможно только после включения организации
в соответствующий раздел реестра. Этим
реестр субъектов естественной монополии
отличается от реестра хозяйствующих
субъектов, доля которых на рынке определенного
товара превышает 35%.14
1.5 Функции и полномочия органов регулирования
естественных
монополий
В
соответствии с действующим
Только органы регулирования естественных монополий наделены полномочиями принимать решение о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из реестра. Формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль, является первой исходной функцией органов регулирования естественных монополий.
Органы регулирования естественных монополий принимают обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении регулирования, о применении к субъекту естественной монополии предусмотренных законодательством конкретных методов регулирования, в том числе об установлении цен (тарифов). Определяющую роль при этом играет решение о применении методов регулирования, которое влечет включение субъекта естественной монополии в реестр и введение механизма контроля.
Федеральным законом «О естественных монополиях» установлены два специфических метода регулирования деятельности естественных монополий (применение иных методов не допускается):
1.
Органы регулирования
Во многих странах цены естественных монополий на первом этапе либерализации прямо регулировались государством. Но в условиях высокой инфляции и резких изменений относительных цен пересмотр тарифов и цен не поспевал за ростом издержек, и была принята на вооружение практика регулирования ценообразования по различным формулам. Одновременно с этим стала осуществляться приватизация или коммерциализация естественных монополистов.
Государство не вправе использовать ценовое регулирование в рыночных отношениях, так как согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. И только в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Такое исключительное право предоставлено органам регулирования естественных монополий. Этот метод логично вытекает непосредственно из понятия естественной монополии, существенный элемент которого – "неэластичные" цены на ее товары. Само ценовое регулирование осуществляется путем установления либо фиксированной цены, либо предельного уровня цен (тарифов), либо предельных коэффициентов изменения цен (тарифов) на товары, производимые (реализуемые) субъектом естественной монополии.
Информация о работе Естественные монополии в РФ и методы регулирования их деятельности