Естественные монополии в РФ и методы регулирования их деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

При выборе темы для курсовой работы внимание было остановлено на вопросе: какую роль в современной рыночной экономике играют естествен-ные монополии для обеспечения устойчивого развития национальной эконо-мической системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………………3
1. Естественные монополии в условиях рыночной экономики
России и методы регулирования их деятельно-сти………………….……7
1.1 Сущность естественных монопо-лий………………………….…….…..7
1.2 Естественные монополии в России. Суть и характер
проводимых ре-форм………………….…………………………………10
1.2.1 Газовая промышлен-ность…………………………………….….11
1.2.2 Железнодорожный транспорт…………………………………...15
1.2.3 Электроэнергети-ка…………………………………………….….20
1.3 Методы регулирования деятельности естественных монопо-лий....26
1.4 Государственный контроль в сферах деятельности естественных
монопо-лий………………………………..…………………………….…28
1.5 Функции и полномочия органов регулирования естественных
монопо-лий………………………………………………………………...30
2. Пути и задачи совершенствования механизма государственного
регулирования цен в естественных монополи-ях………………….…….36
2.1 Задачи дальнейшего развития системы государственного
регулирования деятельности естественных монопо-лий…………...37
2.2 Меры в области ценовой политики и изменения в системе цен…..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………………...46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…..48

Работа содержит 1 файл

ГРЭ.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

     В том же 2004 году началось создание новых  межрегиональных компаний. В последние месяцы 2004 года были созданы (прошли государственную регистрацию) первые три ОГК и две ТГК. В тот же период (в октябре 2004 года) Совет директоров ОАО РАО «ЕЭС России» принял решение об учреждении четырех МРСК. В 2004 году также была практически сформирована новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления: функции региональных диспетчерских управлений были переданы (за некоторым исключением) от АО-Энерго Системному оператору.

     В 2005 году процесс реформирования охватил  большинство АО-Энерго, причем значительная их часть к концу года была разделена. В этом же году учреждено большинство  оставшихся межрегиональных компаний: к марту зарегистрирована последняя  из семи ОГК, к августу – тринадцать из четырнадцати ТГК, созданы четыре МРСК.

     В декабре 2007 – январе 2008 года закончено  формирование целевой структуры  всех тепловых ОГК и ТГК, завершен первый этап консолидации ОАО «ГидроОГК». Закончен процесс выделения сетевых компаний. На базе реорганизованных АО-Энерго созданы все 56 магистральных сетевых компаний.

    В 2007 году, в соответствии с решением совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» о переконфигурации МРСК от 27 апреля 2007 года и распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2007 года № 1857-р, число МРСК увеличено до 11 (без учёта МРСК Дальнего Востока).11

    Необходимо  отметить, что до сих пор среди  российских экспертов нет единого  мнения относительно обоснованности и  целесообразности расчленения ОАО РАО "ЕЭС России". Многие аналитики сходятся во мнении относительно того, что децентрализация электроэнергетики России и практически полная ликвидация естественной монополии, отрицательно скажется на надежности электроэнергетической системы страны. Надежды на поток инвестиций в отрасль после ее реформирования к настоящему времени совершенно не оправдались. Поэтому все чаще звучат мнения относительно повышения тарифов (то есть, по существу, ответственность за провал реформы отрасли хотят повесить на потребителя). Безусловно, очень удобно сейчас во всем винить мировой экономический кризис, не анализируя собственные ошибки и не пытаясь их исправить своими собственными силами. Государство, как инициатор проведения необдуманных преобразований отрасли, должно, во-первых, взять на себя ответственность за ошибки и, во-вторых, немедленно вмешаться в пока неуправляемый процесс разложения. Тем более, что первый сигнал уже прозвучал (трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС).  

1.3 Методы государственного  регулирования деятельности 

естественных монополий

 

     Государственное регулирование деятельности естественных монополий при установлении или изменении тарифов имеет целью достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий с учетом социальных факторов. Устанавливаемые или регулируемые цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) применяются лишь  в предусмотренных законом случаях.12 Исключительное право на установление тарифов и (или) их предельного уровня имеют органы регулирования естественных монополий (в настоящее время это Федеральная служба по тарифам).

     Единая  политика цен на услуги субъектов  естественных монополий остается прерогативой Правительства РФ. Тарифы устанавливаются исходя из обоснованности затрат естественных монополистов на производство товаров (услуг). При этом учитываются издержки реализации услуг, налоги, потребность в инвестициях, стоимость основных производственных средств. Важно понимать, что тарифы должны устанавливаться индивидуально для каждого конкретного субъекта, а не для определенного вида деятельности.

     Назначение  государственно-правового регулирования  – соблюсти, а при необходимости  уравновесить баланс интересов субъектов естественных монополий и потребителей.

     Высокая экономическая эффективность естественных монополий говорит о нецелесообразности их дробления, но с другой стороны их бесконтрольная деятельность способна нанести значительный ущерб обществу. В силу этого государство не должно самоустраняться от регулирования деятельности естественных монополий.

     Суть  любого регулирования состоит в  упорядочении деятельности участников социального общения, прежде всего в установлении для них определенных правил поведения, в данном случае – в рыночных отношениях. Регулирование является основной формой воздействия государства на естественные монополии. Специфика регулирования проявляется в методах воздействия и функциях, которыми наделены Федеральные антимонопольные органы.

     Специально созданные федеральные органы исполнительной власти по регулированию деятельности естественных монополий по своим структуре, функциям, полномочиям и порядку их осуществления имеют много сходного с федеральными антимонопольными органами. Они устанавливают цены на продукцию монополии и определяют состав потребителей продукции, которым монополия обязана поставлять свою продукцию.

     Главным антимонопольным органом в РФ в настоящее время является Федеральная  антимонопольная служба. 

     1.4 Государственный  контроль в сферах деятельности

     естественных монополий 

     Государственный контроль осуществляется за действиями, которые могут сдерживать экономически оправданный переход товарного  рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного  рынка.

     Предварительный государственный контроль.

     Требуется представить в Федеральную антимонопольную  службу ходатайство о даче согласия на совершение соответствующей сделки. Контролю подлежат три группы сделок естественных монополистов:

     1) сделки, в результате которых  субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров (в отношении которых применяется регулирование), если их балансовая стоимость больше 10% собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

     2) инвестиции субъекта естественной  монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование, если инвестиции превышают 10% собственного капитала субъекта естественной монополии;

     3) продажа, аренда и другие сделки, если хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения, пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется тарифное регулирование, если их стоимость превышает 10% собственного капитала субъекта естественной монополии.

     Перечисленные сделки государством фактически не контролируются. Это обусловлено тем, что практически все естественные монополисты обладают крупными активами, и даже значительные капиталовложения или расходы, как правило, не превышают 10% стоимости этих активов.

     Последующий государственный  контроль.

     Требуется представить уведомление о совершенной сделке в 30-дневный срок. Для осуществления контроля орган регулирования вправе запрашивать у хозяйствующих субъектов информацию о лицах, располагающих более 10% голосов в их уставных капиталах. Контролю подлежат две группы сделок:

     1) лицо (группа лиц) приобретает  акции (доли) в уставном (складочном) капитале субъекта естественной монополии, в том числе по договорам поручения, доверительного управления, залога, в размере более 10% общего числа голосов;

     2) субъект естественной монополии приобретает более 10% общего количества голосов в уставном капитале другого хозяйствующего субъекта.13

     Существуют  и другие способы государственного воздействия на деятельность субъектов естественной монополии. Один из них – ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, поскольку любое государственное воздействие возможно только после включения организации в соответствующий раздел реестра. Этим реестр субъектов естественной монополии отличается от реестра хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определенного товара превышает 35%.14 
 
 

     1.5 Функции и полномочия  органов регулирования

     естественных  монополий 

     В соответствии с действующим законодательством  органы регулирования естественных монополий имеют право:

  • направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений Федерального закона «О естественных монополиях», в том числе об устранении их последствий, о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в заключенные договоры изменении, о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной ими в результате действий, нарушающих настоящий Федеральный закон;
  • направлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или об изменении принятых ими актов, не соответствующих указанному Федеральному закону, и (или) о прекращении его нарушений;
  • принимать решения о наложении штрафа на субъект естественной монополии;
  • привлекать к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
  • обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или с нарушением Федерального закона «О естественных монополиях»;
  • осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами.15

     Только  органы регулирования естественных монополий наделены полномочиями принимать решение о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из реестра. Формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль, является первой исходной функцией органов регулирования естественных монополий.

     Органы  регулирования естественных монополий  принимают обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении регулирования, о применении к субъекту естественной монополии предусмотренных законодательством конкретных методов регулирования, в том числе об установлении цен (тарифов). Определяющую роль при этом играет решение о применении методов регулирования, которое влечет включение субъекта естественной монополии в реестр и введение механизма контроля.

     Федеральным законом «О естественных монополиях»  установлены два специфических  метода регулирования деятельности естественных монополий (применение иных методов не допускается):

     1. Органы регулирования естественных  монополий могут применять ценовое  регулирование, осуществляемое посредством  определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

     Во  многих странах цены естественных монополий на первом этапе либерализации прямо регулировались государством. Но в условиях высокой инфляции и резких изменений относительных цен пересмотр тарифов и цен не поспевал за ростом издержек, и была принята на вооружение практика регулирования ценообразования по различным формулам. Одновременно с этим стала осуществляться приватизация или коммерциализация естественных монополистов.

     Государство не вправе использовать ценовое регулирование  в рыночных отношениях, так как согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. И только в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Такое исключительное право предоставлено органам регулирования естественных монополий. Этот метод логично вытекает непосредственно из понятия естественной монополии, существенный элемент которого – "неэластичные" цены на ее товары. Само ценовое регулирование осуществляется путем установления либо фиксированной цены, либо предельного уровня цен (тарифов), либо предельных коэффициентов изменения цен (тарифов) на товары, производимые (реализуемые) субъектом естественной монополии.

Информация о работе Естественные монополии в РФ и методы регулирования их деятельности