Естественные монополии и их роль в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить концепцию развития и перспектив реформирования естественных монополий в России.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе ставились следующие задачи:
- изучить экономическую сущность естественных монополий и их роль в экономике России;
- проанализировать историю создания и функционирования крупнейших естественных монополий РФ: РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД»;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Естественные монополии и их роль в экономике России 5
1.1. Сущность и причины возникновения естественных монополий 5
1.2. Необходимость регулирования деятельности естественных монополий и механизм их реформирования 10
Глава 2. История возникновения и развития естественных монополий в России 18
2.1. Становление и реформирование РАО «ЕЭС России» 18
2.2. Развитие ОАО «Российские железные дороги» 22
2.3. История создания и развития ОАО «Газпром» 27
Глава 3. Tенденции и Перспективы реформирования естественных монополий в РФ 34
3.1. Промежуточные итоги реформирования естественных монополий в России 34
3.2. Перспективы реформирования естественных монополий в России 40
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Введение 3
Глава 1. Естественные монополии и их роль в экономике России 5
1.1. Сущность и причины возникновения естественных монополий 5
1.2. Необходимость регулирования деятельности естественных монополий и механизм их реформирования 10
Глава 2. История возникновения и развития естественных монополий в России 18
2.1. Становление и реформирование РАО «ЕЭС России» 18
2.2. Развитие ОАО «Российские железные дороги» 22
2.3. История создания и развития ОАО «Газпром» 27
Глава 3. Tенденции и Перспективы реформирования естественных монополий в РФ 34
3.1. Промежуточные итоги реформирования естественных монополий в России 34
3.2. Перспективы реформирования естественных монополий в России 40
Заключение 46
Список использованной литературы 49

Работа содержит 1 файл

Естественные монополии в России, курсовая.docx

— 282.37 Кб (Скачать)

Экономические преобразования «Газпрома» являются положительными, так как достигаются основные цели: повышаются финансовые результаты хозяйственной деятельности; происходит пересмотр структуры корпорации с выделением непрофильных активов. Но при этом остаются нерешёнными ряд вопросов: высокие расходы на административный аппарат управления; монополизм в отрасли; несвоевременные расчёты с должниками (дебиторами); риск снижения доли на европейском рынке.

В ОАО «РЖД» завершается последний (3-ий) этап реструктуризации по модели построения монопольного рынка с  наличием конкуренции. Есть положительные  результаты по ряду важных экономических  показателей: с 2004 г. по 2010 г. грузооборот увеличился на 21,2%, а пассажирооборот на 25,5%; произошла оптимизация количества персонала; вырос доход от пассажирских перевозок при снижении затрат.

Развитие  получили конкурентные отношения в  сфере железнодорожных перевозок, в результате чего с 2003 г. по 2010 г. доля общих перевозок, осуществляемых независимыми операторами, выросла с 28,7% до 48,5%. Парк грузовых вагонов частных собственников составляет 416 тыс. единиц, в то время как «РЖД» владеет 991,9 тыс. грузовых вагонов. При этом частные грузовые перевозчики выполняют наиболее рентабельные перевозки: 73,5% перевозок нефтепродуктов, 55,7% руды и др. Независимые операторы выполняют 0,3% общего пассажирооборота в дальнем следовании. [19] Пригородные перевозки являются нерентабельными, поэтому их выполняет только «РЖД».

Стоит отметить, что «РЖД» в период реформы  столкнулись с рядом трудностей: в тариф закладывается инвестиционная составляющая, что вызывает увеличение темпов роста тарифов, так как  объём инвестиций в значительной мере формируется за счёт собственных средств «РЖД»; рост доходов от пассажирских перевозок был обусловлен ростом тарифов; темп роста производительности труда обусловлен интенсификацией труда, а в 2010 г. производительность труда выросла на 1,8%, тогда как в 2007 г. рост этого показателя составлял 8,9%. [19]

Переход к конкурентному развитию естественно  монопольных рынков не означает, что  эффект будет гарантированно положительным. Как показывает опыт разных стран, результаты реформ могут быть отрицательными, при условии, что реформой не были учтены специфические особенности  отдельных отраслей и государство, как верховный контроллер экономики, не оказывало своевременных превентивных мер для сохранения стабильности на рынке. Именно это произошло в энергетической и транспортной отраслях России, где реформирование естественных монополий привело к преимущественно отрицательным результатам, либо ожидаемые результаты не было достигнуты, поскольку при проведении реформы в большей степени учитывались интересы собственников предприятий и частных лиц, а не интересы государства и потребителей услуг естественных монополий.

3.2. Перспективы реформирования  естественных монополий в России

Проведенный анализ показал, что, в большинстве  своем, реформирование естественных монополий  в России не привело к ожидаемым  результатам.

Уровень конкуренции  в естественно монопольных отраслях остается крайне низким. Не получило в России достаточного развития государственно-частное партнерство: нет ни контрактного права, ни специальной законодательной базы. Пока не функционирует закон о концессионных соглашениях.

Таким образом, предстоит проделать еще большую работу: помимо принятия законодательных актов необходимо создать полноценную институциональную среду, сформировать соответствующий блок в системе органов исполнительной власти, ведающий надзором и контролем в сфере концессионных отношений.

В России такая  работа во многом подменяется усилением  прямой регулирующей роли государства  и сохранением в государственной  собственности значительной части  активов естественных монополий. При  этом концепции их реформирования разрабатываются  менеджментом самих государственных  корпораций и нередко преимущественно  отвечают именно его интересам в  ущерб интересам основного собственника – государства (что особенно заметно  в реформировании РАО ЕЭС и  ОАО «Газпром»). В результате в  рамках монополий возникает внутренний конфликт: их менеджмент заинтересован  в либерализации тарифов, а государство  вынуждено проводить жесткую  тарифную политику в целях как  сдерживания инфляции, так и поддержания  платежеспособности населения.

Государственная стратегия должна строиться с  учетом особых условий функционирования естественных монополий в России, которые не повторяются ни в одной  стране мира и связаны с:

- большой  протяженностью территории, которая  обуславливает, с одной стороны,  роль естественных монополий  как экономического механизма  государственной интеграции, а с  другой, - неизбежно высокие транспортные  затраты;

- суровыми  климатическими условиями на  большей части территории, что  обуславливает неизбежно более  высокую энергоемкость экономики;

- стратегическим  значением продукции естественных  монополий для национальной безопасности, геополитическим влиянием и обеспечением  экспортного потенциала страны;

- низким  уровнем технологий, в том числе  энергосберегающих, и экономической  эффективности на предприятиях-потребителях  продукции естественных монополий,  а также жилищно-коммунального  хозяйства на фоне низкой платежеспособности;

- историческим  размещением предприятий (в том  числе - крупных), экономически обусловленным  распределением промышленного производства  с ориентацией на источники  энергии.

Нетрудно  предугадать, что проведение реформы  без учета перечисленных факторов с одновременным осуществлением ускоренной интеграции в мировую  экономику на либеральных принципах  будет способствовать остановке  существенно большей доли промышленности, население же и ЖКХ перестанут платить за энергию, бюджет истощится, топливно-энергетический комплекс будет  переориентирован исключительно на внешний рынок.

Поэтому подход к реформам должен быть строго взвешенным, основанным на точных расчетах. Прямой перенос какой-либо зарубежной модели на российскую почву просто недопустим. Более того, технологические особенности  каждой из отраслей естественных монополий  требуют особого подхода. Очевидно, что естественно-монопольные и  потенциально конкурентные виды деятельности в каждой из них должны быть разделены  настолько, насколько это целесообразно  в существующих условиях.

Исследование  показывает, что реформа РАО «ЕЭС России» была неэффективной и  не привела к ожидаем результатам. Так, вертикально интегрированные  компании разрушаются полностью, системному оператору все полномочия предоставляются  раньше, чем он становится независимым, нарушаются права собственников  сетей, производителей и потребителей электроэнергии, происходит резкий рост регулируемых тарифов. Тем не менее, останавливать уже начавшуюся реформу  электроэнергетики нельзя, хотя задачи создания конкурентного рынка электроэнергии, модернизации отрасли, привлечения  частных инвестиций, ликвидации перекрестного  субсидирования необходимо решать в  ближайшее время.

Принятая  Программа реформирования железнодорожного транспорта значительно менее прогрессивна по сравнению с программой реформирования электроэнергетики. Здесь, как и в реформе электроэнергетики, существует большая опасность тенденциозной, однобокой реализации преобразований в интересах исключительно монополиста. Становится очевидным стремление железнодорожников снять с себя максимальный объем обязательств, ущемляя при этом права пользователей услуг железных дорог. Таким образом, и этот законопроект нуждаются в серьезной доработке.

Правительство еще не приняло окончательного решения  относительно путей реформы газовой  отрасли, заняв самую взвешенную из возможных позиций - сначала провести инвентаризацию имущества и просчитать эффективность различных вариантов  преобразований. Очевидно, в сегодняшних  условиях государству может быть не выгодна реформа газовой отрасли  и самого "Газпрома". В первую очередь, из-за значимого положения "Газпрома" для бюджета страны, его налоговой составляющей (более 30% налоговых доходов федерального бюджета), которую проще контролировать через единую, нераздробленную структуру. Кроме того, предварительные оценки показывают, что разделение "Газпрома" на конкурирующие компании принесет больше вреда, чем пользы, и для  самой отрасли с учетом ее высокой  капиталоемкости. Важным также представляется для государства и монопольное  право "Газпрома" на экспорт газа - как значимый фактор влияния на экономические и политические процессы в Европе.

Достаточно  сильные стимулы для повышения  эффективности газовой отрасли  уже создаются существующей конкуренцией с зарубежными газовыми компаниями и относительно жесткими ограничениями  по росту тарифов на внутреннем рынке. В этих условиях сохраняющееся в  отрасли централизованное управление позволяет реализовать все преимущества монополии, оптимизировав финансовые и материальные потоки, поскольку  положительный эффект масштаба продолжает действовать на всех стадиях производства.

Но главное  заключается в том, что сохранение централизованного управления в  газовой отрасли позволяет государству  контролировать внутренние цены на газ, которые являются критическим параметром, определяющим сбалансированность экономики  на период ее модернизации и технического перевооружения, на что потребуется  порядка 10-15 лет.

Таким образом, при желательности разделения "Газпрома" в долгосрочной перспективе, на ближайшее  десятилетие этот процесс нецелесообразен. Те же отдельные недостатки, которые, так или иначе, возникают вследствие монополизма "Газпрома", должны устраняться  путем совершенствования государственного регулирования и стимулирования конкуренции со стороны независимых  поставщиков газа за счет создания механизма недискриминационного доступа  к транспортной сети.

Дальнейшее  реформирование естественных монополий должно быть направлено, в первую очередь, на развитие системы их регулирования. В настоящий же момент определяющее значение имеет политика государства по централизованному установлению тарифов на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки.

Ряд экспертов  утверждает, что заниженные цены на газ и электроэнергию в России, будучи необоснованной диспропорцией, подает инвесторам неверные сигналы  и делает невыгодным поставку этих энергоносителей на внутренний рынок. Необходимо уравнять внутренние цены с мировыми. Однако расчеты показывают, что цена 1 кВт-ч электроэнергии в  России, выраженная по паритету покупательной  способности, в 2010 г. была даже выше, чем в Европейском Союзе (5,9 центов против 5,5 центов). Не следует забывать и о том, что цены на газ на внутреннем рынке, которые формируют также и цены на электроэнергию, определяются текущими затратами на его добычу и транспортировку. В ситуации, когда доходы занятых в газовой отрасли и так самые высокие в России, поднимать цены выше роста обоснованных затрат - значит, еще в большей степени перераспределить национальный доход в пользу газовиков. Инвестиции же в основном должны осуществляться не напрямую из тарифов, а за счет привлеченного капитала, и окупать себя не сразу при освоении, а в будущих периодах.

Можно выделить несколько основных положений реформирования естественных монополий в будущем:

  1. Создание конкурентных рынков, функционирующих без вмешательства государства, по видам деятельности не относящихся к естественно-монопольным.
  2. Совершенствование системы ценообразования. Регулирования уровня и структуры цен (тарифов) на сохраняющихся неконкурентных рынках в данной сфере на основе анализа обоснованности текущих и капитальных затрат субъектов естественных монополий и ограничения диверсификации их деятельности.
  3. Организация контроля над финансовыми потоками.
  4. Усиление государственного регулирования инвестиционных программ и контроля над их выполнением.
  5. Совершенствование нормативной базы регулирования. Дальнейшая разработка нормативной базы, регулирующей взаимоотношения между участниками рынка, правил определения цен (тарифов), введения единых правил доступа к ресурсам на недискриминационной основе.

Таким образом, для развития естественных монополий нужно не поднимать тарифы, а заниматься созданием условий для снижения издержек и оптимизации работы отраслевых рынков, совершенствования управления. Решение всех проблем, накопившихся в этой сфере, невозможно без непрерывного диалога между властью, естественными монополиями, их потребителями, акционерами, конкурентами, зарубежными партнерами - т. е. всеми заинтересованными сторонами.

 

Заключение

Естественные  монополии представляют собой состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены другими товарами. Естественная монополия может возникнуть только в том случае, когда эффективное производство и распределение любого объема продукции или услуги возможно лишь при наличии одной фирмы – производителя.

В Российской Федерации можно выделить три  крупнейших компании – естественные монополии: ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Газпром», и группа компаний, образованных после реформирования РАО «ЕЭС России». Данные компании по состоянию на 2010 год обеспечивают 12% ВВП страны.

Государственная политика в отношении регулирования  деятельности субъектов естественных монополий должна включать два основных направления: совершенствование государственного ценового регулирования продукции  и услуг естественных монополий; проведение реструктуризации субъектов  естественных монополий путем разделения естественно-монопольных и потенциально конкурентных сфер деятельности.

Информация о работе Естественные монополии и их роль в экономике России