Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:58, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить концепцию развития и перспектив реформирования естественных монополий в России.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе ставились следующие задачи:
- изучить экономическую сущность естественных монополий и их роль в экономике России;
- проанализировать историю создания и функционирования крупнейших естественных монополий РФ: РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД»;
Введение 3
Глава 1. Естественные монополии и их роль в экономике России 5
1.1. Сущность и причины возникновения естественных монополий 5
1.2. Необходимость регулирования деятельности естественных монополий и механизм их реформирования 10
Глава 2. История возникновения и развития естественных монополий в России 18
2.1. Становление и реформирование РАО «ЕЭС России» 18
2.2. Развитие ОАО «Российские железные дороги» 22
2.3. История создания и развития ОАО «Газпром» 27
Глава 3. Tенденции и Перспективы реформирования естественных монополий в РФ 34
3.1. Промежуточные итоги реформирования естественных монополий в России 34
3.2. Перспективы реформирования естественных монополий в России 40
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Введение 3
Глава 1. Естественные монополии и их роль в экономике России 5
1.1. Сущность и причины возникновения естественных монополий 5
1.2. Необходимость регулирования деятельности естественных монополий и механизм их реформирования 10
Глава 2. История возникновения и развития естественных монополий в России 18
2.1. Становление и реформирование РАО «ЕЭС России» 18
2.2. Развитие ОАО «Российские железные дороги» 22
2.3. История создания и развития ОАО «Газпром» 27
Глава 3. Tенденции и Перспективы реформирования естественных монополий в РФ 34
3.1. Промежуточные итоги реформирования естественных монополий в России 34
3.2. Перспективы реформирования естественных монополий в России 40
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Экономические преобразования «Газпрома» являются положительными, так как достигаются основные цели: повышаются финансовые результаты хозяйственной деятельности; происходит пересмотр структуры корпорации с выделением непрофильных активов. Но при этом остаются нерешёнными ряд вопросов: высокие расходы на административный аппарат управления; монополизм в отрасли; несвоевременные расчёты с должниками (дебиторами); риск снижения доли на европейском рынке.
В
ОАО «РЖД» завершается
Развитие
получили конкурентные отношения в
сфере железнодорожных
Стоит
отметить, что «РЖД» в период реформы
столкнулись с рядом
Переход
к конкурентному развитию естественно
монопольных рынков не означает, что
эффект будет гарантированно положительным.
Как показывает опыт разных стран, результаты
реформ могут быть отрицательными,
при условии, что реформой не были
учтены специфические особенности
отдельных отраслей и государство,
как верховный контроллер экономики,
не оказывало своевременных
Проведенный анализ показал, что, в большинстве своем, реформирование естественных монополий в России не привело к ожидаемым результатам.
Уровень конкуренции
в естественно монопольных
Таким образом, предстоит проделать еще большую работу: помимо принятия законодательных актов необходимо создать полноценную институциональную среду, сформировать соответствующий блок в системе органов исполнительной власти, ведающий надзором и контролем в сфере концессионных отношений.
В России такая
работа во многом подменяется усилением
прямой регулирующей роли государства
и сохранением в
Государственная стратегия должна строиться с учетом особых условий функционирования естественных монополий в России, которые не повторяются ни в одной стране мира и связаны с:
- большой
протяженностью территории, которая
обуславливает, с одной
- суровыми
климатическими условиями на
большей части территории, что
обуславливает неизбежно более
высокую энергоемкость
- стратегическим
значением продукции
- низким
уровнем технологий, в том числе
энергосберегающих, и
- историческим
размещением предприятий (в
Нетрудно
предугадать, что проведение реформы
без учета перечисленных
Поэтому подход к реформам должен быть строго взвешенным, основанным на точных расчетах. Прямой перенос какой-либо зарубежной модели на российскую почву просто недопустим. Более того, технологические особенности каждой из отраслей естественных монополий требуют особого подхода. Очевидно, что естественно-монопольные и потенциально конкурентные виды деятельности в каждой из них должны быть разделены настолько, насколько это целесообразно в существующих условиях.
Исследование
показывает, что реформа РАО «ЕЭС
России» была неэффективной и
не привела к ожидаем результатам.
Так, вертикально интегрированные
компании разрушаются полностью, системному
оператору все полномочия предоставляются
раньше, чем он становится независимым,
нарушаются права собственников
сетей, производителей и потребителей
электроэнергии, происходит резкий рост
регулируемых тарифов. Тем не менее,
останавливать уже начавшуюся реформу
электроэнергетики нельзя, хотя задачи
создания конкурентного рынка
Принятая Программа реформирования железнодорожного транспорта значительно менее прогрессивна по сравнению с программой реформирования электроэнергетики. Здесь, как и в реформе электроэнергетики, существует большая опасность тенденциозной, однобокой реализации преобразований в интересах исключительно монополиста. Становится очевидным стремление железнодорожников снять с себя максимальный объем обязательств, ущемляя при этом права пользователей услуг железных дорог. Таким образом, и этот законопроект нуждаются в серьезной доработке.
Правительство
еще не приняло окончательного решения
относительно путей реформы газовой
отрасли, заняв самую взвешенную
из возможных позиций - сначала провести
инвентаризацию имущества и просчитать
эффективность различных
Достаточно
сильные стимулы для повышения
эффективности газовой отрасли
уже создаются существующей конкуренцией
с зарубежными газовыми компаниями
и относительно жесткими ограничениями
по росту тарифов на внутреннем рынке.
В этих условиях сохраняющееся в
отрасли централизованное управление
позволяет реализовать все
Но главное
заключается в том, что сохранение
централизованного управления в
газовой отрасли позволяет
Таким образом,
при желательности разделения "Газпрома"
в долгосрочной перспективе, на ближайшее
десятилетие этот процесс нецелесообразен.
Те же отдельные недостатки, которые,
так или иначе, возникают вследствие
монополизма "Газпрома", должны устраняться
путем совершенствования
Дальнейшее реформирование естественных монополий должно быть направлено, в первую очередь, на развитие системы их регулирования. В настоящий же момент определяющее значение имеет политика государства по централизованному установлению тарифов на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки.
Ряд экспертов утверждает, что заниженные цены на газ и электроэнергию в России, будучи необоснованной диспропорцией, подает инвесторам неверные сигналы и делает невыгодным поставку этих энергоносителей на внутренний рынок. Необходимо уравнять внутренние цены с мировыми. Однако расчеты показывают, что цена 1 кВт-ч электроэнергии в России, выраженная по паритету покупательной способности, в 2010 г. была даже выше, чем в Европейском Союзе (5,9 центов против 5,5 центов). Не следует забывать и о том, что цены на газ на внутреннем рынке, которые формируют также и цены на электроэнергию, определяются текущими затратами на его добычу и транспортировку. В ситуации, когда доходы занятых в газовой отрасли и так самые высокие в России, поднимать цены выше роста обоснованных затрат - значит, еще в большей степени перераспределить национальный доход в пользу газовиков. Инвестиции же в основном должны осуществляться не напрямую из тарифов, а за счет привлеченного капитала, и окупать себя не сразу при освоении, а в будущих периодах.
Можно выделить несколько основных положений реформирования естественных монополий в будущем:
Таким образом, для развития естественных монополий нужно не поднимать тарифы, а заниматься созданием условий для снижения издержек и оптимизации работы отраслевых рынков, совершенствования управления. Решение всех проблем, накопившихся в этой сфере, невозможно без непрерывного диалога между властью, естественными монополиями, их потребителями, акционерами, конкурентами, зарубежными партнерами - т. е. всеми заинтересованными сторонами.
Естественные монополии представляют собой состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены другими товарами. Естественная монополия может возникнуть только в том случае, когда эффективное производство и распределение любого объема продукции или услуги возможно лишь при наличии одной фирмы – производителя.
В Российской Федерации можно выделить три крупнейших компании – естественные монополии: ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Газпром», и группа компаний, образованных после реформирования РАО «ЕЭС России». Данные компании по состоянию на 2010 год обеспечивают 12% ВВП страны.
Государственная
политика в отношении регулирования
деятельности субъектов естественных
монополий должна включать два основных
направления: совершенствование
Информация о работе Естественные монополии и их роль в экономике России