Естественные монополии и их роль в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить концепцию развития и перспектив реформирования естественных монополий в России.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе ставились следующие задачи:
- изучить экономическую сущность естественных монополий и их роль в экономике России;
- проанализировать историю создания и функционирования крупнейших естественных монополий РФ: РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД»;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Естественные монополии и их роль в экономике России 5
1.1. Сущность и причины возникновения естественных монополий 5
1.2. Необходимость регулирования деятельности естественных монополий и механизм их реформирования 10
Глава 2. История возникновения и развития естественных монополий в России 18
2.1. Становление и реформирование РАО «ЕЭС России» 18
2.2. Развитие ОАО «Российские железные дороги» 22
2.3. История создания и развития ОАО «Газпром» 27
Глава 3. Tенденции и Перспективы реформирования естественных монополий в РФ 34
3.1. Промежуточные итоги реформирования естественных монополий в России 34
3.2. Перспективы реформирования естественных монополий в России 40
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Введение 3
Глава 1. Естественные монополии и их роль в экономике России 5
1.1. Сущность и причины возникновения естественных монополий 5
1.2. Необходимость регулирования деятельности естественных монополий и механизм их реформирования 10
Глава 2. История возникновения и развития естественных монополий в России 18
2.1. Становление и реформирование РАО «ЕЭС России» 18
2.2. Развитие ОАО «Российские железные дороги» 22
2.3. История создания и развития ОАО «Газпром» 27
Глава 3. Tенденции и Перспективы реформирования естественных монополий в РФ 34
3.1. Промежуточные итоги реформирования естественных монополий в России 34
3.2. Перспективы реформирования естественных монополий в России 40
Заключение 46
Список использованной литературы 49

Работа содержит 1 файл

Естественные монополии в России, курсовая.docx

— 282.37 Кб (Скачать)

 

Глава 2. История  возникновения и развития естественных монополий в России

2.1. Становление и реформирование РАО «ЕЭС России»

РАО «ЕЭС России»  на сегодняшний день фактически прекратило свое существование. Тем не менее, на протяжении длительного периода  времени РАО «ЕЭС России» играло значительную роль в экономике Российской Федерации, в настоящее время  процесс его реформирования находится  в стадии завершения, и изучение этого процесса является необходимым  для понимания деятельности естественных монополий в стране.

Российское  открытое акционерное общество энергетики и электрификации "ЕЭС России" было создано в 1992 году в соответствии с указами Президента Российской Федерации Бориса Ельцина от 15 августа 1992 года № 923 и от 5 ноября 1992 года № 1334. В уставной капитал Компании было передано имущество и акции  тепловых электростанций и ГЭС, магистральные  линии электропередачи, система  диспетчерского управления, пакеты акций  региональных энергетических компаний и отраслевых научно-проектных и  строительных организаций.

Таким образом, холдинг РАО "ЕЭС России" владел до 2008 г. 72% установленной мощности всех электростанций России и 96% протяженности  всех линий электропередачи. В течение 15 лет энергокомпании холдинга РАО "ЕЭС России" обеспечивали не менее 70% выработки электроэнергии и треть  производства тепла в стране. В 2007 году энергокомпании Холдинга произвели 706,0 млрд кВт.ч. электроэнергии. [29]

С момента  создания Компании основные активы холдинга РАО "ЕЭС России" были объединены в региональные вертикально интегрированные  энергокомпании. 72 АО-энерго и АО-электростанции осуществляли производство, передачу по сетям и сбыт электроэнергии и  тепла практически во всех субъектах  Российской Федерации.

 

До 2000 года уровень  оплаты услуг компании со стороны  потребителей оставался крайней  низким – не более 85%, из них менее 20% - "живыми" деньгами, а остальное  – векселя, зачеты, бартер. [29] Регулирование деятельности естественных монополий в отношении РАО «ЕЭС России» осуществлялось путем установления государством твердых тарифов на электроэнергию. На начало 1998 года задолженность потребителей превышала 100 миллиардов рублей, что, в свою очередь, привело к стремительному росту кредиторской задолженности предприятий холдинга РАО "ЕЭС России". Отсутствие финансирования осложняло текущую деятельность энергокомпаний - не хватало топлива, задерживались зарплаты персоналу, было заморожено строительство практически всех новых энергообъектов, сокращены объемы ремонтов.

В 1998 году Председателем  Правления РАО "ЕЭС России" был назначен Анатолий Чубайс. Путем лоббирования интересов предприятия, тарифы на электроэнергию были существенно повышены, что привело к финансовому оздоровлению компании. К 2000 году Компании удалось достичь 100%-ного уровня оплаты электроэнергии и тепла со стороны потребителей, урегулировать свою задолженность перед бюджетами и бизнес-партнерами. [29] Была устранена угроза банкротств ряда региональных энергокомпаний Холдинга, погашены долги по заработной плате, остановлен отток квалифицированных кадров.

В то же время, единственным источником финансирования инвестиционной деятельности Компании оставались тарифы, находившиеся под  госрегулированием. Их уровень лишал  энергетиков возможности обновления производственной базы, строительства  новых электростанций и сетей. В  отрасли стал стремительно нарастать  износ и выбытие основных фондов активов.

Наметившийся  с 2000 года экономический рост в России повлек за собой и рост энергопотребления. Спрос на электроэнергию в России ежегодно увеличивался на 2-4%. В период с 2000 по 2007 год он вырос на 15,7% - с 851,2 до 985,2 млрд кВтч. [29] Стало очевидно, что отрасль нуждается в масштабных инвестициях, в том числе, частных. Для притока частных инвестиций необходимо было провести реформу всего электроэнергетического сектора. С 2005 года началось комплексное реформирование компании.

В ходе реформы  региональные АО-энерго были в основном разделены на энергокомпании по видам  деятельности на генерирующие, распределительные, сбытовые и сервисные. Со временем они  были объединены в рамках межрегиональных  компаний – ОГК, ТГК, МРСК, а энергосбытовые компании стали самостоятельно работать в каждом регионе. Созданы две  главные инфраструктурные организации - Федеральная сетевая компания, объединяющая магистральные электросети, ЕНЭС и Системный оператор, осуществляющий диспетчерское управление ЕЭС России.

В процессе реформы РАО «ЕЭС» была ликвидирована  вертикальная интеграция генерирующей и сетевой деятельности. Сетевая, распределительная, а также диспетчерская  деятельность осталась под контролем  государства. Тарифы на неё устанавливаются  Федеральной службой по тарифам. Согласно плану генерирующая и сбытовая деятельность была открыта для частных  компаний, в течение 2005—2011 годов  подлежала дерегуляции и переходу в режим свободной конкуренции  на основе биржевой торговли через  ОАО «Администратор Торговой Системы».

Генерирующие  компании, за исключением ОАО «РусГидро» и ФГУП «Росэнергоатом» (преобразовано  в ОАО «Концерн Энергоатом»), были приватизированы в течение 2006—2008 года.

Изолированные АО-энерго реформируются по отдельному плану, временно не предусматривающему разделение по видам деятельности.

В течение 2007 года почти половина электростанций и 22 сбытовые компании страны перешли  в частные руки. Поступления от приватизации в ходе дополнительных эмиссий акций составили около $25 млрд.[29]

В соответствии с планом реорганизации РАО «ЕЭС России» было ликвидировано 1 июля 2008 года. 31 мая 2008 года состоялось последнее  собрание акционеров единой энергетической компании России. С 1 июля 2008 года РАО  ЕЭС распалась на 23 независимые  компании, лишь 2 из них — государственные.

К 1 января 2011 года завершился важнейший этап реформы: с этой даты все потребители электроэнергии в России (кроме населения, которое  перейдёт на новую схему с 2014 года) покупают её по свободным ценам. Оптовый  рынок электроэнергии состоит из двух компонент: рынка электроэнергии и рынка мощности. На начало 2011 года свыше 90 % электроэнергии реализуется  на рынке на сутки вперед, а цена на мощность определяется на основании  конкурентного отбора мощности на год  вперед. Вместе с тем, фактически, вследствие того, что, кроме энергии для населения, еще и цены на электроэнергию, выработанную на АЭС и ГЭС, продолжают регулироваться государством, свободный рынок в  данной сфере отсутствует. За счёт этого, а также определённых правил, регулирующих рынок мощности, доля электроэнергии, цена которой определяется свободным  рынком, оценивается лишь в 40 %. [23, c. 67]

Оценивая  результаты энергетической реформы, необходимо отметить, что он вызвала существенный рост цен на электроэнергию (вопреки  обещаниям обратного). Кроме того, в настоящее время вновь происходит консолидация отрасли в руках  крупных игроков, в частности, государственных  «Газпрома», «Интер РАО ЕЭС» и др.

Дезинтеграция отрасли в результате реформы привела к повышенной аварийности. В последние 10 лет в российской электроэнергетике произошла череда аварий, в том числе авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Тот факт, что в настоящее время основной целью вновь образованных компаний является получение прибыли, а не обеспечение надёжного энергоснабжения потребителей, ставит под угрозу всю энергетическую систему страны.

Таким образом, реформирование РАО «ЕЭС России»  привело к частичной либерализации  цен на рынке электроэнергии, повышению  тарифов на электроэнергию для предприятий  и, в перспективе, для населения. При всем при этом, основные цели реформы – установление конкурентной среды и привлечения частного инвестиционного капитала в отрасль  – не были достигнуты. Предприятия, образованные в результате реформирования РАО ЕЭС, контролируются единой, принадлежащей  государству, а их акции были частично выкуплены другими государственными монополиями (ОАО «Газпром» и  пр.).

2.2. Развитие ОАО «Российские железные  дороги»

ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») — одна из крупнейших в мире транспортных компаний, владелец инфраструктуры, значительной части подвижного состава и важнейший оператор российской сети железных дорог. Образовано на базе Министерства путей сообщения России.

ОАО «РЖД»  является естественной монополией в  железнодорожном транспорте, что  обусловлено более высокой экономической  эффективностью монопольной ситуации в данной отрасли.

Тарифы на услуги ОАО «РЖД» устанавливаются  государством и индексируются каждый год в зависимости от изменения  коэффициента инфляции, ставки рефинансирования и других макроэкономических показателей  Министерством экономического развития и торговли.

18 мая 2001 года Правительством Российской  Федерации была утверждена Программа  структурной реформы на железнодорожном  транспорте.

Цели реформы  железнодорожного транспорта, определенные программой: [19]

- Повышение  устойчивости работы железнодорожного  транспорта, его доступности, безопасности  и качества предоставляемых им  услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития.

- Формирование  единой гармоничной транспортной  системы страны.

- Снижение  совокупных народно-хозяйственных  затрат на перевозки грузов  железнодорожным транспортом.

- Удовлетворение  растущего спроса на услуги  железнодорожного транспорта.

На первом этапе реформы произошло разделение на железнодорожном транспорте функций  государственного регулирования и  хозяйственного управления, было создано ОАО "Российские железные дороги". В 2001 – 2003 гг. были разработаны проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте. 

В течение 2004-2005 гг. советом директоров ОАО "РЖД" приняты решения о создании 27 дочерних обществ, в том числе  по сферам деятельности:

- производство  и капитальный ремонт путевой  техники;

- производство  средств железнодорожной автоматики  и телемеханики;

- капитальное  строительство и проектно-изыскательские  работы;

- ремонт  грузовых вагонов;

- научно-исследовательские  и проектно-изыскательские работы;

- контейнерные  грузовые перевозки;

- перевозки  грузов изотермическим подвижным  составом;

- пригородные  пассажирские перевозки.

Обеспечена  возможность роста конкуренции  в грузовых перевозках. Принято Постановление  Правительства Российской Федерации, обеспечивающие недискриминационный  доступ к инфраструктуре железнодорожного транспорта, а также введен в действие универсальный прейскурант 10-01. Наиболее привлекательные с точки зрения тарифов грузы перешли в конкурентный сектор: их доставка осуществлялась независимыми от ОАО "РЖД" компаниями-операторами подвижного состава. На 2005 год 1/3 всего вагонного парка страны принадлежала частным компаниям-операторам, которые перевозили порядка 1/4 всех грузов, а в секторе перевозок нефти (одном из наиболее доходных видов деятельности) соответствующий показатель превысил 50%. [19]

На третьем  этапе реформы (2006 – 2010 гг.) была создана  Федеральная пассажирская компания, осуществляющая дальние пассажирские перевозки в России и в сообщении  с зарубежными странами. Практически  завершена работа по созданию на полигоне железных дорог пригородных пассажирских компаний, в том числе с участием субъектов Российской Федерации (по состоянию на 2010 г. создано 22 компании).

Проведена масштабная работа по созданию дочерних обществ  в сферах пассажирских перевозок, оперирования грузовыми вагонами, ремонта подвижного состава, промышленного производства, изготовления материалов верхнего строения пути, санаторно-курортного обслуживания (начиная с 2004 г. по состоянию на 2010 г создано 75 дочерних обществ).

Осуществлены  мероприятия по продаже акций  дочерних обществ ОАО "РЖД", в  том числе: 15% и далее 30% (в рамках публичного размещения) акций ОАО "Трансконтейнер", 50%-1 акция ОАО "Росжелдорпроект", 50%-2 акции ОАО "Элтеза". Утвержден  план продажи акций 54 дочерних обществ  на период 2010-2012 гг., в результате чего будут привлечены дополнительные инвестиции в отрасль в размере более 156 млрд рублей. [19]

В результате реформ удалось в основном удовлетворить  растущий спрос на услуги, предоставляемые  железнодорожным транспортом.

В период с 2001 по 2010 год грузооборот на железнодорожном  транспорте вырос на 40,3%, повысив  свою долю в структуре грузооборота транспортной системы страны на 4,1%. [19]

За годы динамичного  роста экономики страны в период 2003-2008 гг. обеспечен прирост пассажирооборота на 11,6%. [19] Несмотря на произошедший спад объемов пассажирских перевозок в кризисном 2009 г. и низкие темпы восстановления спроса на пассажирские перевозки в посткризисный период, доля железнодорожного транспорта в общем пассажирообороте транспортной системы страны в 2010 г. практически не уменьшилась по сравнению с 2003 г., составив 34%.

Информация о работе Естественные монополии и их роль в экономике России