Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:58, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить концепцию развития и перспектив реформирования естественных монополий в России.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе ставились следующие задачи:
- изучить экономическую сущность естественных монополий и их роль в экономике России;
- проанализировать историю создания и функционирования крупнейших естественных монополий РФ: РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД»;
Введение 3
Глава 1. Естественные монополии и их роль в экономике России 5
1.1. Сущность и причины возникновения естественных монополий 5
1.2. Необходимость регулирования деятельности естественных монополий и механизм их реформирования 10
Глава 2. История возникновения и развития естественных монополий в России 18
2.1. Становление и реформирование РАО «ЕЭС России» 18
2.2. Развитие ОАО «Российские железные дороги» 22
2.3. История создания и развития ОАО «Газпром» 27
Глава 3. Tенденции и Перспективы реформирования естественных монополий в РФ 34
3.1. Промежуточные итоги реформирования естественных монополий в России 34
3.2. Перспективы реформирования естественных монополий в России 40
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Введение 3
Глава 1. Естественные монополии и их роль в экономике России 5
1.1. Сущность и причины возникновения естественных монополий 5
1.2. Необходимость регулирования деятельности естественных монополий и механизм их реформирования 10
Глава 2. История возникновения и развития естественных монополий в России 18
2.1. Становление и реформирование РАО «ЕЭС России» 18
2.2. Развитие ОАО «Российские железные дороги» 22
2.3. История создания и развития ОАО «Газпром» 27
Глава 3. Tенденции и Перспективы реформирования естественных монополий в РФ 34
3.1. Промежуточные итоги реформирования естественных монополий в России 34
3.2. Перспективы реформирования естественных монополий в России 40
Заключение 46
Список использованной литературы 49
РАО «ЕЭС России» на сегодняшний день фактически прекратило свое существование. Тем не менее, на протяжении длительного периода времени РАО «ЕЭС России» играло значительную роль в экономике Российской Федерации, в настоящее время процесс его реформирования находится в стадии завершения, и изучение этого процесса является необходимым для понимания деятельности естественных монополий в стране.
Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации "ЕЭС России" было создано в 1992 году в соответствии с указами Президента Российской Федерации Бориса Ельцина от 15 августа 1992 года № 923 и от 5 ноября 1992 года № 1334. В уставной капитал Компании было передано имущество и акции тепловых электростанций и ГЭС, магистральные линии электропередачи, система диспетчерского управления, пакеты акций региональных энергетических компаний и отраслевых научно-проектных и строительных организаций.
Таким образом, холдинг РАО "ЕЭС России" владел до 2008 г. 72% установленной мощности всех электростанций России и 96% протяженности всех линий электропередачи. В течение 15 лет энергокомпании холдинга РАО "ЕЭС России" обеспечивали не менее 70% выработки электроэнергии и треть производства тепла в стране. В 2007 году энергокомпании Холдинга произвели 706,0 млрд кВт.ч. электроэнергии. [29]
С момента создания Компании основные активы холдинга РАО "ЕЭС России" были объединены в региональные вертикально интегрированные энергокомпании. 72 АО-энерго и АО-электростанции осуществляли производство, передачу по сетям и сбыт электроэнергии и тепла практически во всех субъектах Российской Федерации.
До 2000 года уровень оплаты услуг компании со стороны потребителей оставался крайней низким – не более 85%, из них менее 20% - "живыми" деньгами, а остальное – векселя, зачеты, бартер. [29] Регулирование деятельности естественных монополий в отношении РАО «ЕЭС России» осуществлялось путем установления государством твердых тарифов на электроэнергию. На начало 1998 года задолженность потребителей превышала 100 миллиардов рублей, что, в свою очередь, привело к стремительному росту кредиторской задолженности предприятий холдинга РАО "ЕЭС России". Отсутствие финансирования осложняло текущую деятельность энергокомпаний - не хватало топлива, задерживались зарплаты персоналу, было заморожено строительство практически всех новых энергообъектов, сокращены объемы ремонтов.
В 1998 году Председателем Правления РАО "ЕЭС России" был назначен Анатолий Чубайс. Путем лоббирования интересов предприятия, тарифы на электроэнергию были существенно повышены, что привело к финансовому оздоровлению компании. К 2000 году Компании удалось достичь 100%-ного уровня оплаты электроэнергии и тепла со стороны потребителей, урегулировать свою задолженность перед бюджетами и бизнес-партнерами. [29] Была устранена угроза банкротств ряда региональных энергокомпаний Холдинга, погашены долги по заработной плате, остановлен отток квалифицированных кадров.
В то же время,
единственным источником финансирования
инвестиционной деятельности Компании
оставались тарифы, находившиеся под
госрегулированием. Их уровень лишал
энергетиков возможности
Наметившийся с 2000 года экономический рост в России повлек за собой и рост энергопотребления. Спрос на электроэнергию в России ежегодно увеличивался на 2-4%. В период с 2000 по 2007 год он вырос на 15,7% - с 851,2 до 985,2 млрд кВтч. [29] Стало очевидно, что отрасль нуждается в масштабных инвестициях, в том числе, частных. Для притока частных инвестиций необходимо было провести реформу всего электроэнергетического сектора. С 2005 года началось комплексное реформирование компании.
В ходе реформы региональные АО-энерго были в основном разделены на энергокомпании по видам деятельности на генерирующие, распределительные, сбытовые и сервисные. Со временем они были объединены в рамках межрегиональных компаний – ОГК, ТГК, МРСК, а энергосбытовые компании стали самостоятельно работать в каждом регионе. Созданы две главные инфраструктурные организации - Федеральная сетевая компания, объединяющая магистральные электросети, ЕНЭС и Системный оператор, осуществляющий диспетчерское управление ЕЭС России.
В процессе
реформы РАО «ЕЭС» была ликвидирована
вертикальная интеграция генерирующей
и сетевой деятельности. Сетевая,
распределительная, а также диспетчерская
деятельность осталась под контролем
государства. Тарифы на неё устанавливаются
Федеральной службой по тарифам.
Согласно плану генерирующая и сбытовая
деятельность была открыта для частных
компаний, в течение 2005—2011 годов
подлежала дерегуляции и
Генерирующие компании, за исключением ОАО «РусГидро» и ФГУП «Росэнергоатом» (преобразовано в ОАО «Концерн Энергоатом»), были приватизированы в течение 2006—2008 года.
Изолированные АО-энерго реформируются по отдельному плану, временно не предусматривающему разделение по видам деятельности.
В течение 2007 года почти половина электростанций и 22 сбытовые компании страны перешли в частные руки. Поступления от приватизации в ходе дополнительных эмиссий акций составили около $25 млрд.[29]
В соответствии с планом реорганизации РАО «ЕЭС России» было ликвидировано 1 июля 2008 года. 31 мая 2008 года состоялось последнее собрание акционеров единой энергетической компании России. С 1 июля 2008 года РАО ЕЭС распалась на 23 независимые компании, лишь 2 из них — государственные.
К 1 января 2011 года завершился важнейший этап реформы: с этой даты все потребители электроэнергии в России (кроме населения, которое перейдёт на новую схему с 2014 года) покупают её по свободным ценам. Оптовый рынок электроэнергии состоит из двух компонент: рынка электроэнергии и рынка мощности. На начало 2011 года свыше 90 % электроэнергии реализуется на рынке на сутки вперед, а цена на мощность определяется на основании конкурентного отбора мощности на год вперед. Вместе с тем, фактически, вследствие того, что, кроме энергии для населения, еще и цены на электроэнергию, выработанную на АЭС и ГЭС, продолжают регулироваться государством, свободный рынок в данной сфере отсутствует. За счёт этого, а также определённых правил, регулирующих рынок мощности, доля электроэнергии, цена которой определяется свободным рынком, оценивается лишь в 40 %. [23, c. 67]
Оценивая
результаты энергетической реформы, необходимо
отметить, что он вызвала существенный
рост цен на электроэнергию (вопреки
обещаниям обратного). Кроме того,
в настоящее время вновь
Дезинтеграция отрасли в результате реформы привела к повышенной аварийности. В последние 10 лет в российской электроэнергетике произошла череда аварий, в том числе авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Тот факт, что в настоящее время основной целью вновь образованных компаний является получение прибыли, а не обеспечение надёжного энергоснабжения потребителей, ставит под угрозу всю энергетическую систему страны.
Таким образом,
реформирование РАО «ЕЭС России»
привело к частичной
ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») — одна из крупнейших в мире транспортных компаний, владелец инфраструктуры, значительной части подвижного состава и важнейший оператор российской сети железных дорог. Образовано на базе Министерства путей сообщения России.
ОАО «РЖД»
является естественной монополией в
железнодорожном транспорте, что
обусловлено более высокой
Тарифы на услуги ОАО «РЖД» устанавливаются государством и индексируются каждый год в зависимости от изменения коэффициента инфляции, ставки рефинансирования и других макроэкономических показателей Министерством экономического развития и торговли.
18 мая 2001
года Правительством
Цели реформы железнодорожного транспорта, определенные программой: [19]
- Повышение
устойчивости работы
- Формирование
единой гармоничной
- Снижение
совокупных народно-
- Удовлетворение растущего спроса на услуги железнодорожного транспорта.
На первом
этапе реформы произошло
В течение 2004-2005 гг. советом директоров ОАО "РЖД" приняты решения о создании 27 дочерних обществ, в том числе по сферам деятельности:
- производство и капитальный ремонт путевой техники;
- производство
средств железнодорожной
- капитальное
строительство и проектно-
- ремонт грузовых вагонов;
- научно-исследовательские
и проектно-изыскательские
- контейнерные грузовые перевозки;
- перевозки
грузов изотермическим
- пригородные пассажирские перевозки.
Обеспечена
возможность роста конкуренции
в грузовых перевозках. Принято Постановление
Правительства Российской Федерации,
обеспечивающие недискриминационный
доступ к инфраструктуре железнодорожного
транспорта, а также введен в действие
универсальный прейскурант 10-01. Наиболее
привлекательные с точки зрения
тарифов грузы перешли в
На третьем этапе реформы (2006 – 2010 гг.) была создана Федеральная пассажирская компания, осуществляющая дальние пассажирские перевозки в России и в сообщении с зарубежными странами. Практически завершена работа по созданию на полигоне железных дорог пригородных пассажирских компаний, в том числе с участием субъектов Российской Федерации (по состоянию на 2010 г. создано 22 компании).
Проведена масштабная работа по созданию дочерних обществ в сферах пассажирских перевозок, оперирования грузовыми вагонами, ремонта подвижного состава, промышленного производства, изготовления материалов верхнего строения пути, санаторно-курортного обслуживания (начиная с 2004 г. по состоянию на 2010 г создано 75 дочерних обществ).
Осуществлены мероприятия по продаже акций дочерних обществ ОАО "РЖД", в том числе: 15% и далее 30% (в рамках публичного размещения) акций ОАО "Трансконтейнер", 50%-1 акция ОАО "Росжелдорпроект", 50%-2 акции ОАО "Элтеза". Утвержден план продажи акций 54 дочерних обществ на период 2010-2012 гг., в результате чего будут привлечены дополнительные инвестиции в отрасль в размере более 156 млрд рублей. [19]
В результате реформ удалось в основном удовлетворить растущий спрос на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом.
В период с 2001 по 2010 год грузооборот на железнодорожном транспорте вырос на 40,3%, повысив свою долю в структуре грузооборота транспортной системы страны на 4,1%. [19]
За годы динамичного
роста экономики страны в период
2003-2008 гг. обеспечен прирост
Информация о работе Естественные монополии и их роль в экономике России