Естественные монополии и их роль в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить концепцию развития и перспектив реформирования естественных монополий в России.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе ставились следующие задачи:
- изучить экономическую сущность естественных монополий и их роль в экономике России;
- проанализировать историю создания и функционирования крупнейших естественных монополий РФ: РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД»;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Естественные монополии и их роль в экономике России 5
1.1. Сущность и причины возникновения естественных монополий 5
1.2. Необходимость регулирования деятельности естественных монополий и механизм их реформирования 10
Глава 2. История возникновения и развития естественных монополий в России 18
2.1. Становление и реформирование РАО «ЕЭС России» 18
2.2. Развитие ОАО «Российские железные дороги» 22
2.3. История создания и развития ОАО «Газпром» 27
Глава 3. Tенденции и Перспективы реформирования естественных монополий в РФ 34
3.1. Промежуточные итоги реформирования естественных монополий в России 34
3.2. Перспективы реформирования естественных монополий в России 40
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Введение 3
Глава 1. Естественные монополии и их роль в экономике России 5
1.1. Сущность и причины возникновения естественных монополий 5
1.2. Необходимость регулирования деятельности естественных монополий и механизм их реформирования 10
Глава 2. История возникновения и развития естественных монополий в России 18
2.1. Становление и реформирование РАО «ЕЭС России» 18
2.2. Развитие ОАО «Российские железные дороги» 22
2.3. История создания и развития ОАО «Газпром» 27
Глава 3. Tенденции и Перспективы реформирования естественных монополий в РФ 34
3.1. Промежуточные итоги реформирования естественных монополий в России 34
3.2. Перспективы реформирования естественных монополий в России 40
Заключение 46
Список использованной литературы 49

Работа содержит 1 файл

Естественные монополии в России, курсовая.docx

— 282.37 Кб (Скачать)

Значение  деятельности естественных монополий  обусловлено их ключевым местом в  экономике страны. Их эффективное  функционирование является необходимым  условием эффективного функционирования экономики в целом, оптимальной  структуры издержек в смежных  отраслях и в итоге – благосостояния потребителей конечной продукции.

Однако, являясь  монополистами, они могут использовать свое положение в ущерб другим участникам хозяйственного оборота  и конечным потребителям. Поэтому  их деятельность подвергается регулированию  и контролю со стороны государства  во всех развитых странах мира.

    1. Необходимость регулирования деятельности естественных монополий и механизм их реформирования

Наличие естественной монополии создает определенную дилемму: общество может выиграть от производства продукции с более  низкими затратами, чему может способствовать наличие единственной фирмы в  отрасли, но в то же время эта фирма, пользуясь своим монопольным  положением, имеет возможность устанавливать  более высокие цены и изымать  часть излишка потребителей. Задача государственного регулирования естественной монополии состоит в стимулировании фирмы к производству большего объема продукции с меньшими затратами, при одновременном отказе (полном или частичном) от установления монопольных  цен.

В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (ред. от 19.07.2011 г.) видами деятельности, относящимися к сфере естественной монополии, в Российской Федерации являются: [33]

- транспортировка  нефти и нефтепродуктов по  магистральным трубопроводам;

- транспортировка  газа по трубопроводам;

- железнодорожные  перевозки;

- услуги  в транспортных терминалах, портах  и аэропортах;

- услуги  общедоступной электросвязи и  общедоступной почтовой связи;

- услуги  по передаче электрической энергии;

- услуги  по использованию инфраструктуры  внутренних водных путей;

- услуги  по оперативно-диспетчерскому управлению  в электроэнергетике;

- услуги  по передаче тепловой энергии;

- захоронение  радиоактивных отходов.

В Российской Федерации можно выделить три  крупнейших компании – естественные монополии: ОАО «Российские железные дороги» (ранее – Министерство путей сообщения), ОАО «Газпром», и группа компаний, образованных после реформирования РАО «ЕЭС России». РАО «ЕЭС России» после проведения реформирования прекратило свое существование и, юридически, выделенные из него компании больше не являются естественной монополией. Тем не менее, фактически данные предприятия по-прежнему контролируют 100% энергетических сетей страны и их регулирование соответствует регулированию деятельности естественных монополий.

Группа отраслей топливно-энергетического комплекса  характеризуется высокой капиталоемкостью, довольно длительными сроками окупаемости  инвестиций, продолжительным, непрерывным, многоступенчатым технологическим  циклом производства и реализации. Эти особенности обусловливают  барьеры выхода на рынок, связанные, прежде всего, с такими большими размерами  капиталовложений, которые могут  себе позволить только консолидированные  инвесторы с привлечением государственных (российских или зарубежных) и международных  финансовых источников. Другой особенностью, служащей препятствием для входа  новых субъектов на рынки ТЭК, является жесткое поведение уже  функционирующих на рынке вертикально  интегрированных структур, затрудняющих новым хозяйствующим субъектам  доступ к ресурсам и источникам сырья.

Группа отраслей транспортного комплекса характеризуется  более низким уровнем барьеров входа  на рынок, а, следовательно, большей  степенью развития конкурентной среды, поскольку возможно переключение спроса услуг с одного вида транспорта на другой. В транспортном комплексе  барьеры входа на рынок дифференцированы: они могут быть легко преодолимы, например, практически сложилась  конкурентная среда на рынке услуг  автотранспорта, либо их снятие полностью  нецелесообразно (услуги железнодорожного транспорта).

Государственная политика в отношении регулирования  деятельности субъектов естественных монополий должна включать два основных направления.

Первое из них состоит в совершенствовании  государственного ценового регулирования  продукции и услуг естественных монополий, которое основывается на следующих принципах:

- рационализация издержек производства и обращения;

- поэтапное уменьшение перекрестного субсидирования на основе выравнивания тарифов по регионам и контингентом потребителей (недискриминационное ценовое регулирование);

- сокращение ценового льготирования отдельных хозяйствующих субъектов и групп хозяйствующих субъектов;

- дальнейшая дифференциация цен (тарифов), в наибольшей степени отражающая различие издержек при реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) в определенные периоды (время суток, сезон) с целью обеспечения более равномерного спроса потребителей и загрузка производственных мощностей.

Второе направление  государственной политики состоит  в проведении реструктуризации субъектов  естественных монополий путем разделения естественно-монопольных и потенциально конкурентных сфер деятельности. Здесь  необходимо предусмотреть меры по усилению государственного контроля на основе обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, в том числе инвестиционной. Задача состоит в недопущении необоснованного  увеличения издержек, цен (тарифов) на продукцию и услуги, производимые (реализуемые) в режиме естественно-монопольного состояния рынка.

Как показывает опыт, существование естественной монополии  может привести к злоупотреблению  своим монопольным положением в  форме завышения издержек и получения  необоснованно высокой прибыли. Это нередко сводит на нет более  высокую техническую эффективность  и ставит в выигрышное положение  единственного производителя. При  этом такую экономическую ситуацию достаточно сложно проверить, поскольку  реальная эффективность деятельности единственного производителя известна только ему самому, поэтому к естественной монополии добавляется монополия информации.

Регулирование деятельности компаний и предприятий  непосредственно на рынках естественно-монопольных  отраслей может происходить в  соответствии с двумя различными моделями. В основе первой из них  лежит регулирование тарифов, в  основе другой – регулирование нормы  прибыли. Вообще, и в том, и в  другом случае регулируется как тариф, так и норма прибыли, но в первом случае прибыльность косвенно задается через соотношение величин тарифа и величины ожидаемых издержек, а  во втором – тариф устанавливается  на базе фиксированного в известном  смысле даже гарантированного уровня прибыльности.

Другая модель регулирования деятельности естественной монополии – регулирование через  ограничение нормы прибыли осуществляется на основе надбавки на издержки. При  такой системе все аспекты  деятельности компаний – тарифы, инвестиции, прибыльность подлежат детальному правовому  регулированию со стороны государственных  органов. Структура тарифа разрабатывается  так, чтобы избежать несправедливой дискриминации.

Деятельность  естественных монополий в России тесно коррелирована с государственными закупками, доля которых составляет более 40% расходной части бюджета. Если механизм закупочной деятельности в мировой практике достаточно совершенен, то в России цивилизованный механизм конкурсных закупок только формируется. В связи с отсутствием достаточного опыта, неурегулированностью нормативных  и организационных вопросов, реализация государственных закупок через  конкурсную систему пока не совершенна, что не позволяет добиться их максимальной эффективности. Также не внесена  ясность с государственным регулированием деятельности естественных монополий. В стране сегодня отсутствует  единая методологическая база по решению  проблемы контроля за деятельностью  естественных монополий.

Реформирование  инфраструктурных естественных монополий  на протяжении последних десятилетий  остается в центре внимания ученых, политиков и экономистов России. Целью реформирования является повышение  эффективности деятельности предприятий  естественных монополий, которое осуществляется путем: разделения видов деятельности предприятий естественных монополий  на монопольные и потенциально конкурентные; внедрения конкуренции в потенциально конкурентных сегментах; введение рыночного  ценообразования в тех случаях, когда это возможно. При этом каждый из участников рыночных отношений решает свои задачи в этом процессе:

Таблица 1.2.

Задачи реформирования естественных монополий с позиций  основных заинтересованных сторон

Заинтересованные стороны

Задачи

Государство

- за счет воздействия рыночных  сил повысить эффективность деятельности  естественных монополий;

- снять или уменьшить  нагрузку на государство, связанную  с развитием инфраструктуры, создав  условия для привлечения инвестиций  в отрасль;

- создать предпосылки  для снижения расходов экономики  на оплату товаров и услуг  монополистов;

- исключить регуляторные  риски;

- уменьшить совокупные  затраты общества на данный  вид инфраструктуры при обеспечении  доступа субъектов экономики  и граждан к услугам естественных  монополий;

- социально-экономическое  развитие общества.

Потребители

- снижение расходов при сохранении  максимальной доступности и надежности  услуги;

- повышение качества обслуживания;

- учет индивидуальных  особенностей потребителя и возможность  выбрать поставщика услуг;

- учет интересов социально  незащищенных групп потребителей, исходя из специфики продукции,  производимой естественными монополиями.

Предприятия естественных монополий

- снизить регуляторные риски и  зависимость от политической  конъюнктуры;

- добиться большей автономии  в инвестиционной и технической  политике;

- повысить степень самостоятельности  в формировании систем управления  бизнесом и политике развития  бизнеса, в частности, слияний  и поглощений, выхода на рынок  смежных товаров и услуг;

- получить возможность  выбора поставщика услуг;

- иметь стабильные институты  и правила игры.


Источник: [31, с. 6]

 

Учитывая, что  каждый из участников преследует свои цели в реформировании, можно предположить, что оценка результатов и последствий  будет зависеть от степени участия  каждой из заинтересованных сторон и  учета их интересов.

Начиная с 70-х  годов 20-го века, возникло и развивается  научное направление, в соответствии с которым регулирование цен  естественных монополий должно быть заменено конкуренцией там, где это  возможно. Оно и послужило теоретическим  основанием создания механизма реформирования естественных монополий. Для инфраструктурных монополий в промышленности и  на транспорте основным методом реформирования является разделение по видам деятельности с выделением естественно-монопольного и конкурентных сегментов. Механизм деятельности естественных монополий  с выделением монопольного сегмента представлен на рис. 3.

Рис. 2. Основные элементы и взаимосвязи механизма реформирования деятельности естественных монополий с выделением монопольного сегмента

Источник: [6, с. 7]

 

В таблице 1.3. показано, как должны быть реализованы в условиях выделения монопольного сегмента качественные показатели реформирования естественных монополий.

Таблица 1.3.

Условия обслуживания потребителей в случае совершенствования  механизма деятельности естественных монополий

Возможность получения услуги

Обязанность естественной монополии  оказать услуги потребителю, варьироваться  могут только сроки.

Надежность

Фактически единственное условие  лицензирования – сжатые сроки устранения аварии. Наличие необходимого ремонтного потенциала. Более либеральное отношение  к прямой инфраструктурной конкуренции.

Цена

Создание условий влияния на цену. Возможность работы на оптовом рынке, смены поставщика. Отказ от модели гарантирующего поставщика.

Сервис

Расширение сервисов (аутсортинг, энергоэффективность  и др.).


 

Данные, представленные на рис. 3 и в таблице 1.3. позволяют сделать вывод о том, что реформирование естественных монополий имеет смысл только в том случае, если позволяет в своей целевой модели перейти к концепции «рынка потребителя», поскольку остальные задачи могут быть решены и при регулировании, а транзакционные издержки, в случае реформирования, существенно возрастают.

Таким образом, естественные монополии представляют собой состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены другими товарами. Деятельность естественных монополий нуждается в регулировании, поскольку существует угроза сохранения власти естественного монополиста в потенциально конкурентных сегментах, а также угроза роста ценового давления на экономику со стороны естественных монополий вследствие их сохраняющейся неэффективности. Существуют две основные модели регулирования деятельности естественных монополий – модель регулирования тарифов и модель регулирования нормы прибыли. Реформирование естественных монополий является объективно необходимым процессом, но только в тех случаях, когда на рынке естественных монополий наблюдается злоупотребление монопольной властью, а результатом реформирования является улучшение обслуживания потребителей. Значительная роль естественных монополий в экономике России обуславливает необходимость изучения истории их становления и перспектив реформирования в будущем.

Информация о работе Естественные монополии и их роль в экономике России