Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 01:45, реферат
Одним из требований функционирования любого хозяйственного субъекта в условиях рыночных отношений являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами. Деятельность структурных единиц подчинена цели получения прибыли, поскольку организации несут полную материальную ответственность за результаты своей торгово-хозяйственной деятельности.
Введение
Глава 1.Теоретические основы сущности доходов торговой организации, механизм их формирования и использования в современных условиях действующего ценообразования.
1.1.Экономическая сущность и назначение доходов от реализации товаров торговой организацией, источники образования и основные направления использования.
1.2. Задачи и методика анализа доходов торговой организации.
Глава 2. Анализ доходов торговой деятельности на материалах Брагинского райпо за 2004-2006 гг.
2.1 Социально – экономическая характеристика района и объемов деятельности Брагинского райпо.
2.2. Анализ выполнения плана и динамики доходов торговой деятельности и факторы влияющие на них.
2.3. Анализ источников формирования доходов и их использования: от реализации, операционных и внереализационных.
Глава 3. Пути и резервы увеличения доходов в современных условиях.
Заключение.
Список литературы.
Из данных таблицы 2.2.5. видно, что исходя из фактической структуры розничного товарооборота и уровня дохода по плану, средний уровень доходов равен 18,48 (1847,9/100). Это значит, что изменение структуры розничного товарооборота явилось фактором снижения за анализируемый период доходов на 0,77% к обороту (18,48-19,25), или на 102,7 млн. руб. ((13335*0,77)/100).Следует заметить, что увеличился удельный вес социально-значимых товаров в общей сумме на 0,2%, что является положительным. Исходя из произведенного анализа следует отметить, что на изменение доходов от реализации оказали влияния такие факторы как изменение объема розничного товарооборота, изменение цен и изменение среднего уровня доходов.
2.3. Анализ источников формирования доходов: от реализации, операционных и внереализационных.
Определенный экономический интерес представляет собой анализ источников формирования и направлений использования доходов.
Основную долю (до 85-90%) в составе доходов от реализации занимают торговые надбавки, причём значительная их часть имеет предельный уровень(15-25%). На долю торговых скидок в составе доходов от реализации приходится всего лишь 5-10% их общей суммы. Торговые скидки устанавливаются на такие товары как сахар-песок, водка белая и табачные изделия, причём размер торговой скидки дифференцирован для товаров отечественного производства и импортных товаров.
Основным доходом для торговой организации является доход от реализации, представляющий собой сумму торговых надбавок и скидок, приходящихся на реализованные товары. Таким образом, по источникам образования различают доход, полученный от торговых надбавок и доход, полученный за счёт торговых скидок. Состав доходов торговой организации включает: доходы от реализации (от торговой деятельности, от общественного питания, от розничной и оптовой торговли), операционные доходы (доходы от операций с имуществом, от финансовых операций, прочие операционные доходы), внереализационные доходы (штрафы, пени, неустойки полученные, излишки имущества при инвентаризации и др.), возмещения из бюджета.
Исходные данные о доходах торговой организации содержатся в "Отчете о прибылях и убытках".
Источники, а также структура доходов Брагинского райпо за 2004-2006 гг. представлены в таблице 2.3.1. Более наглядно структура доходов Брагинского райпо за 2004-2006 гг.
Структура источников доходов Брагинского райпо представлена в таблице 2.3.1.
Таблица 2.3.1.Структура источников доходов Брагинского райпо за 2004-2006гг.
Источники | Годы | 2005 в % к 2004 | 2006 в % к | |||||||||
2004 | 2005 | 2006 | 2004 | 2005 | ||||||||
Сумма, млн. руб. | Уд. Вес, % | Уро- | Сумма, млн. руб. | Уд. Вес, % | Уро- | Сумма, млн. руб. | Уд. Вес, % | Уро- | ||||
вень к РТО, % | вень к РТО, % | вень к РТО, % | ||||||||||
Доходы от реализации | 1672 | 91,7 | 26 | 1896 | 94,9 | 23,3 | 2500 | 85,0 | 23,7 | 111,0 | 146,4 | 132,9 |
в т.ч. доходы от торговых надбавок | 1484,2 | 79,5 | 20,7 | 1685,5 | 88,9 | 20,8 | 2172,5 | 86,9 | 20,7 | 124,2 | 160,2 | 129,0 |
доходы от торговых скидок | 187,8 | 20,5 | 5,3 | 210,5 | 11,1 | 10,5 | 327,5 | 13,1 | 3,1 | 59,8 | 93,1 | 155,8 |
Доходы от участия в других организациях | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Доходы от операции с имуществом | 46 | 1,9 | 0,6 | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Доходы, полученные от продажи активов | 39 | 1,7 | 0,5 | 77 | 3,0 | 0,03 | 129 | 2,2 | 1,0 | 197,4 | 330,8 | 167,5 |
Прочие операционные доходы | 4 | 0,2 | 0,05 | 4 | 0,2 | 0,04 | 82 | 2,20 | 0,6 | 100 | 2050 | 2050,0 |
Внереализа-ционные доходы | 106 | 4,5 | 1,3 | 49 | 1,9 | 0,48 | 347 | 9,31 | 2,6 | 197,4 | 327,4 | 708,2 |
Розничный товарооборот | 8324 | - | - | 10296 | - | - | 13335 | - | - | 123,7 | 160 | 129,5 |
Всего доходов | 1867 | 100 | - | 2026 | 100 | - | 3058 | 100 | - | 107,3 | 158,0 | 147,2 |
Из данных таблицы видно, что значительными темпами возросли доходы от реализации (темп роста в 2006 году по сравнению с 2005 годом составил 132,9%, а по сравнению с 2004 – 146,4%). Анализируя структуру источников доходов Брагинского райпо 2004-2006 гг., можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в структуре доходов от реализации за данные годы составляют доходы от торговых надбавок, сумма которых увеличивается на протяжении всего периода. Также в 2004 году были получены доходы от операций с имуществом, которые составили 46 млн. рублей. Следует отметить, что в 2006 году по сравнению с 2004 годом и 2005 годом прочие операционные доходы возросли примерно в 20,5 раза, что является положительным. В 2004 году были получены доходы от продажи активов в размере 39 млн. руб., в 2005 году – 49 млн. руб., а в 2006 году – 129 млн. руб. что по сравнению с 2004 годом больше на 230,8 %, а с 2005 годом на 67,5%, что так же является положительным. Что касается внереализационных доходов, то на протяжении анализируемого периода внереализационные доходы то снижались, то увеличивались. В целом, в 2006 году по сравнению с 2004 годом темп роста доходов составил 158,0%, а по сравнению с 2005 годом 147,2%.
Распределение доходов производится согласно отчету «О прибылях и убытках» в определённой последовательности, также используется отчёт «О расходах на реализацию товаров».
Более наглядно схема распределения финансовых результатов торговой организации показана на рис. 2.3.1.
Рис. 2.3.1. Распределение доходов торговой организации
Доходы к распределению представляют собой разность между доходами (суммой реализованных торговых надбавок (скидок) и доходов от других видов деятельности) и расходами на реализацию товаров и услуг.
Полученная сумма увеличивается на доходы по операциям с тарой, излишки товарно-материальных ценностей и отчисления, полученных при отпуске товаров. При расчете доходов к распределению не учитываются внереализационные доходы, оставляемые в распоряжении предприятий (штрафы, пени, неустойки полученные и т.п.) и внереализационные расходы и потери, возмещаемые за счет доходов (штрафы, пени, неустойки уплаченные; потери товаро-материальных ценностей сверх норм убыли; потери по таре; убытки от списания дебиторской задолженности и долгов; проценты за банковский кредит, уплаченные по повышенным ставкам, и др.).
Оставшаяся часть распределяемых доходов (остаточные доходы) направляется на формирование фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, инновационного фонда, фонда подготовки кадров, фонда занятости населения.
Состав расходов Брагинского райпо представлен в таблице 2.3.2.
Таблица 2.3.2. Состав расходов Брагинского райпо за 2004-2006гг.
Показатели | 2004 год | 2005 год | 2006 год | Отклонение, (+;-) | |
2005 от 2004 | 2009 от 2005 | ||||
Всего доходов от реализации | 1659 | 1896 | 2500 | 238 | 767 |
Доходы на одного работника | 5,17 | 5,76 | 8,03 | 0,59 | 2,27 |
Расходы на реализацию | 1572 | 1918 | 2736 | 402 | 818 |
Прибыль (убыток) от реализации | 87 | -22 | -236 | -109 | -214 |
Внереализационные доходы | 106 | 49 | 347 | -57 | 298 |
Внереализационные расходы | 71 | 40 | 73 | -31 | 33 |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов | 35 | 9 | 274 | -26 | 265 |
Операционные доходы | 50 | 85 | 235 | 35 | 150 |
Операционные расходы | 55 | 43 | 234 | -12 | 191 |
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов | -17 | 38 | -23 | 55 | -61 |
Прибыль (убыток) за отчетный период | 203 | 68 | 72 | -135 | 4 |
Анализируя структуру расходов Брагинского райпо за 2004-2006 годы, можно сделать вывод, что на протяжении анализируемого периода расходы увеличивались. В 2004 году расходы на реализацию ниже доходов от реализации, что привело к получению прибыли в размете 87 млн. руб., а в 2005 году убыток –22 млн. руб. за счёт увеличения расходов на реализацию на 402 млн. руб., в 2006 году убыток составил -236 млн. руб. за счёт увеличения расходов на реализацию на 818 млн. руб.. Наблюдается положительная тенденция за 2004 – 2006 гг. по доходам на одного работника, что обусловлено снижением числа работников и увеличением товарооборота организации. В 2006 расходы на реализацию выше доходов от реализации, что привело к получению убытков в размете 236 млн. руб. за счёт увеличения переменных расходов, что отрицательно. За анализируемый период увеличились внереализационные доходы и внереализационные расходы. В 2006 году выявлен доход от внереализационных доходов и расходов в размере 265 млн. руб. Анализируя расходы по видам, следует отметить, что возросли операционные расходы за 2005 год сравнительно с 2004 годом на 35 млн. руб., в 2006 году сравнительно с 2005 годом на 150 млн. руб. Прибыль от операционных доходов и расходов за 2006 год составила -23 млн. руб., 2005 году 38 млн. руб., в 2004 году -17 млн. руб. В целом, прибыль отчетного периода выявлена в 2006 году в размере 72 млн. руб., что в сравнении с 2005 годом выше на 4 млн. руб., а в 2005 году в сравнении с 2004 годом ниже на 135 млн. руб.
Глава 3. Пути и резервы увеличения доходов в современных условиях.
Под резервами понимаются возможности повышения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта на основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта.
Учитывая, что наибольшее влияние на сумму доходов оказывают такие факторы, как объем реализации товаров, уровень цены закупки товаров и уровень цены реализации товаров, в разрезе этих основных факторов и осуществлялся поиск резервов повышения доходов от торговой деятельности Брагинского райпо, обеспечивающих достижение их плановых показателей.
Основными резервами повышения доходов за счет снижения уровня цен, закупки товаров в данном случае могут быть:
а) сокращение числа посредников при закупке товаров, не требующих длительного периода хранения и оптовой подсортировки. Наиболее низкий уровень цены может быть обеспечен при закупке товаров у непосредственных производителей;
б) использование всей системы ценовых скидок в процессе "уторговывания" партий закупаемых товаров, в первую очередь, скидок на количество или сумму закупаемых товаров, а также скидок постоянным партнерам;
в) закупка отдельных товаров за рубежом в периоды благоприятных соотношений курсов национальной и иностранных валют (снижении курсов иностранных валют);
г) осуществление товарообменных (бартерных) операций при благоприятном соотношении уровней цен на обмениваемые товары на различных региональных рынках;
д) закупка партий товаров на сезонных и предпраздничных их распродажах по существенно сниженным ценам. Это мероприятие может осуществляться в увязке с возможностями и стоимостью хранения таких товаров и лишь при гарантии последующей быстрой их реализации.
Основными резервами повышения доходов за счет увеличения объема реализации товаров для райпо могут быть:
а) осуществление эффективной маркетинговой политики;
б) диверсификация ассортимента путем включения в ассортиментный перечень взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров, позволяющих повысить комплексность покупок;
в) более широкое использование потребительского кредита при реализации дорогостоящих товаров;
г) интенсификация рекламной и информационной деятельности;
Основными резервами повышения доходов за счет увеличения уровня цен реализации товаров для Брагинского райпо могут быть:
а) эффективное осуществление разработанной ценовой политики на потребительском рынке; обеспечение своевременной ее корректировки в необходимых случаях;
б) использование благоприятной торговой конъюнктуры на отдельных этапах планового периода, особенно при реализации сезонных товаров;
в) повышение уровня торгового обслуживания с соответствующим повышением уровня цен на отдельные товары.
Ценовая политика является не только одной из главных составляющих системы управления доходами торговой организации, но и важнейшим механизмом, обеспечивающим многие приоритеты её экономического развития [12, с.4-16].
Следует отметить, что торговая деятельность имеет свою специфику, требующую учета при формировании ценовой политики: