Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 01:45, реферат
Одним из требований функционирования любого хозяйственного субъекта в условиях рыночных отношений являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами. Деятельность структурных единиц подчинена цели получения прибыли, поскольку организации несут полную материальную ответственность за результаты своей торгово-хозяйственной деятельности.
Введение
Глава 1.Теоретические основы сущности доходов торговой организации, механизм их формирования и использования в современных условиях действующего ценообразования.
1.1.Экономическая сущность и назначение доходов от реализации товаров торговой организацией, источники образования и основные направления использования.
1.2. Задачи и методика анализа доходов торговой организации.
Глава 2. Анализ доходов торговой деятельности на материалах Брагинского райпо за 2004-2006 гг.
2.1 Социально – экономическая характеристика района и объемов деятельности Брагинского райпо.
2.2. Анализ выполнения плана и динамики доходов торговой деятельности и факторы влияющие на них.
2.3. Анализ источников формирования доходов и их использования: от реализации, операционных и внереализационных.
Глава 3. Пути и резервы увеличения доходов в современных условиях.
Заключение.
Список литературы.
Показатели динамики доходов во многом зависят от деятельности торговых организаций. К таким факторам можно отнести изменение структуры товарооборота, звенности товародвижения, поставку правовой и коммерческой работу, полноту получения торговых надбавок и скидок и др. Доходность торговли изменяется и под влиянием экологических условий, не зависящих от работы кооперативных организаций. К ним следует отнести изменение размера торговых надбавок и скидок, порядка и размера их формирования, размера возмещения отдельных расходов и т.д.
В развитии доходов торговых организаций наблюдается снижение следующих показателей:
уровня доходов торговых организаций потребительской кооперации;
уровня торговых надбавок, ведущих к росту убыточности торговой деятельности;
удельного веса торговли в доходах потребительской кооперации.[м, с.382-384]
1.2. Задачи и методика анализа доходов торговой организации.
В условиях рыночной конкуренции анализу доходов торговой организации уделяется большое внимание, так как роль этого показателя в реализации принципов хозяйственного расчета достаточна велика.
Основной целью анализа доходов торговой организации является оценка состояния их доходности и выявление резервов роста. В ходе анализа доходов ставятся и решаются следующие задачи:
оценка выполнения плана и динамика доходов торговых организаций;
оценка структуры торговых организаций, динамика структуры и источников образования доходов от торговой деятельности;
количественная оценка факторов, влияющих на сумму и уровень доходов торговых организаций;
оценка порядка и структуры распределения доходов торговых организаций;
оценка доходов от операционной и внереализационной деятельности;
расчет упущенных возможностей и резервов роста доходов от торговой деятельности и других доходов;
разработка мероприятий по повышению доходности торговых организаций.
Экономический анализ доходов торговых организаций включает следующие основные этапы:
определение степени выполнения плана доходности, а также оценка его достаточности;
выявление динамики доходов, в том числе по источникам образования;
расчет количественного влияния различных факторов на изменение суммы и уровня доходов;
разработка мероприятий по срокам и конкретным видам по повышению доходности торговых организаций.
Информационной базой для проведения анализа доходов являются:
плановая документация по всем показателям хозяйственной деятельности организаций;
статистическая отчетность организаций;
бухгалтерский баланс и приложения к нему, объяснительная записка к балансу. Для организаций потребительской кооперации информация о доходах от реализации по торговле, а также размерах налогов и неналоговых отчислений в бюджет и возмещений из бюджета содержится в форме №3 к бухгалтерскому балансу «Отчет о расходах на реализацию товаров» (строка 110);
акты ревизий и документальных проверок.
Методика анализа доходности торговых организаций предполагает расчет следующих аналитических показателей:
процента выполнения плана доходов по абсолютной сумме доходов;
темпов изменения суммы и уровня доходов;
абсолютного отклонения фактической суммы доходов от плана и предшествующего года;
размера изменения уровня доходов:
где - размер уровня доходов торговой организации, %; УД1 и УД0 - уровня доходов от реализации товаров за отчетный и предшествующий или плановый период, %;
темпа изменения уровня доходов:
где - темп изменения уровня доходов, %, показывает, с какой скоростью увеличивается или снижается уровень доходов торговой организации;
относительной суммы изменения доходов:
,
где - относительная сумма изменения доходов, р.; - розничный товарооборот отчетного периода, р. [м, с.398-400]
Для выявления конкретных причин происходящих изменений и резервов роста доходности торговых организаций необходимо произвести расчет факторов, повлиявших на изменение доходности.
На сумму и уровень доходности торговых организаций влияют факторы как внутреннего, так и внешнего характера. Основными из них являются следующие: цены на товары и услуги; физический объем товарооборота; структура товарооборота; состав товарооборота; уровень доходов торговой организации; звенность товародвижения; доля фасованных товаров; размер уценки, переоценки и товарных потерь.
Сумма первого и второго факторов отражает влияние на доходы торговых организаций объема розничного товарооборота.
Влияние цен на товары и услуги рассчитывается по следующей формуле:
,
где - изменение дохода за счет изменения цен, р.; - товарооборот отчетного года в действующих ценах, р.; - товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах, р.; - уровень доходов торговли предшествующего года или планового периода, %.
Влияние физического объема товарооборота вычисляется по формуле:
где - изменение дохода за счет изменения физического объема товарооборота, р.
Влияние структуры товарооборота определяется путем расчета следующих показателей:
структуры товарооборота по товарным группам в отчетном и предшествующих годах (плановом периоде);
уровня доходов по товарным группам в отчетном и предшествующем годах (плановом периоде);
процентных чисел по каждой товарной группе как произведения отчетной структуры товарооборота на уровень дохода за предшествующий год (плановый период);
общего процентного числа как суммы процентных чисел по группам товаров;
влияние изменения структуры товарооборота на уровень доходов по формуле:
где - изменение уровня дохода за счет изменения структуры товарооборота, %;
влияние изменения структуры товарооборота на сумму дохода от торговой деятельности по следующей формуле:
Механизм влияния данного фактора состоит в том, что различные товарные группы имеют разную доходность реализации. Продовольственные товары (в основном социально значимые) имеют предельные размеры торговых надбавок, а следовательно, и более низкую доходность реализации.
Непродовольственные товары реализуются с более высокими торговыми надбавками, и увеличение их удельного веса в товарообороте приводит к росту доходности торговых организаций.[м, с.404-405]
Влияние состава товарооборота на сумму доходов от реализации рассчитывается аналогичным образом, только процентные числа определяются как произведение произведения процентного состава товарооборота отчетного года на уровень доходов от реализации за предшествующий год или плановый период.
Влияние уровня доходов от реализации на его сумму рассчитывается по следующей формуле:
,
Влияние звенности товародвижения на изменение доходов от реализации определяется путем последовательного расчета следующих показателей:
структуры поступления товаров в разрезе поставщиков (опт, транзит, производство) за отчетный и предшествующий годы (плановый период);
процентных чисел по отчетному и предшествующему году (плановому периоду) как произведение структуры поступления предшествующего года на уровни торговых надбавок предшествующего года (планового периода) и структуры отчетного года на уровни торговых надбавок предшествующего года или планового периода;
общих процентных чисел как суммы процентных чисел по предшествующему (плановому периоду) и отчетному году;
влияние звенности на уровень доходов от реализации по формуле:
,
где - изменение уровня доходов от реализации за счет изменения звенности товародвижения, %; - процентное число отчетного года; - процентное число предшествующего года (планового периода);
влияние изменения звенности товародвижения на сумму дохода от реализации по формуле:
,
где - изменение суммы доходов от реализации за счет изменения звенности товародвижения.
Предварительно размеры торговых надбавок необходимо пересчитать в их уровни к товарообороту.
Влияние уценки, переоценки и товарных потерь определяется прямым счетом на основании актов уценки, переоценки, списания потерь. Сумма уценки, потерь и переоценки снижает общую сумму доходов от реализации. В заключение факторного анализа подводятся его итоги, т.е. группируются факторы, которые повлияли на увеличение или уменьшение доходов от реализации, которые затем используются для расчета резервов роста доходности торговых организаций.[м, с.406-407]
Глава 2. Анализ доходов торговой деятельности на материалах Брагинского райпо за 2004-2006 гг.
2.1 Социально – экономическая характеристика района и объемов деятельности Брагинского райпо.
Брагинский район расположен в границах Полесской низменности в южной части Гомельской области. Датой образования считается 1 сентября 1924 года. Брагинский район граничит с Хойникским и Лоевским районами Гомельской области, а также с Черниговской областью Украины. Площадь территории района составляет 1953,4 км2, из них 643 км 2 находится в зоне отчуждения в связи с аварией на ЧАЭС. Численность населения Брагинского района на 1 января 2007 года составила 16502 человека.
На территории района находится два городских посёлка – Брагин и Комарин, в которых проживает 5871 человек, что составляет 35,6% всего населения, 10631 человек (64,4%) проживает в сельской местности.
На 1 января 2007 года в районе имелось 134 сельских населённых пункта. Из них в 56 не проживает ни одного человека, в 23-х населённых пунктах проживает население численностью до 50 человек.
В Брагинском районе имеется 12 средних, 2 базовые, 4 начальные школы, 2 музыкальные школы, 2 дома творчества, 14 дошкольных учреждений, картинная галерея, 26 массовых библиотек, 23 клубных учреждения, 2 больницы, 16 фельдшерских пунктов.
Через территорию района проходит железная дорога сообщением Чернигов – Оуруч.
Выдаётся районная газета «Маяк Полесья», работает районное радио.
Территория района равнинная, 37% её занято лесом. Брагинский район специализируется на растениеводстве и животноводстве.
После аварии на ЧАЭС Брагинский район оказался в зоне жестокого радиационного контроля, в связи с чем был создан крупнейший в Республике Беларусь Полесский радиационно-экологический заповедник, в котором работает 756 человек.
Ведущее место в торговом обслуживании населения Брагинского района занимает Брагинское районное потребительское общество. Райпо является добровольным объединением граждан, проживающих в г.п. Брагин и Брагинском районе, создано 29 июля 1992 года, входит в состав Гомельского ОПС системы Белкоопсоюза [Приложение 1]. Брагинское райпо является самостоятельным хозяйствующим субъектом. В своей деятельности руководствуется действующим законодательством Республики Беларусь: Конституцией РБ, Гражданским кодексом, Законом РБ «О торговле» от 28 июля 2004 года №231/3, а также Уставом, зарегистрированным 30.03.2004 года Брагинским райисполкомом [Приложение 1].
Брагинское райпо является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, свой расчётный счёт №3015200350010 и спецссудный счёт №2520200350069 в Брагинском отделении ОАО «Белагропромбанк».
В состав райпо входит ЧУП «Брагинский Промпродторг», включающий в себя 5 магазинов и 11 отделов, который действует на принципах хозяйственного расчёта, нехозрасчётные участки: Брагинская розница и Комаринская розница, общепит, «Коопзаготпром», объединяющий отросли заготовки и производства, отросли транспорт и строительство.
В системе райпо имеется 69 объектов розничной торговли, 2 автомагазина, 23 организации общественного питания, в том числе ресторан «Берёзка» в г.п. Брагин на 107 посадочных мест и 2 кафе на 126 посадочных мест, 1 бар на 20 посадочных мест, 2 кондитерских цеха, распределительный склад, нехозрасчётный транспортный участок с 30 единицами транспорта, стройучасток, овоще- и фруктохранилище, склад вторичного сырья.
Брагинское райпо – многоотраслевая организация, которая занимается торгово-закупочной деятельностью, заготовками сельхозпродуктов и вторичного сырья, транспортными перевозками. На все виды работ имеются лицензии. В частности специальное разрешение (лицензия №32030/1039019) на право осуществления розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, от 28 июня 2002 года, с дополнениями от 28 марта 2004 года № 149, выданное Брагинским райисполкомом.