Демографическая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:50, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение демографической ситуации в Республике Башкортостан и ее влияние на воспроизводство ресурсов труда в регионе через анализ таких показателей как рождаемость, половозрастная структура, смертность, миграция.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
рассмотреть ресурсы для труда и их воспроизводство;
раскрыть миграционные процессы как способ воспроизводства ресурсов для труда;
- изучить основные показатели анализа демографической ситуации;
- проанализировать демографическую ситуацию в республике Башкортостан;
- разработать рекомендации по улучшению демографической ситуации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО РЕСУРСОВ
ДЛЯ ТРУДА………………………………………………………………………………….7
1.1. Ресурсы для труда и их воспроизводство …………………..…………...……...7
1.2. Миграционные процессы как способ воспроизводства
ресурсов для труда……………………………………………………………………….24
1.3 Основные показатели анализа демографической ситуации…………………..36
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН………………………………………………………………………….44
2.1. Анализ демографических показателей влияющих на воспроизводство ресурсов для труда…………………………………………………………….…………44
2.2. Анализ влияния миграции на воспроизводство ресурсов для труда………..56
2.3. Половозрастная структура населения…………………………………………….59
2.4. Прогнозная оценка и последствия численности и структуры населения………61
Глава 3. РЕКОМЕНДАЦИТИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ………………………………………………………………………….………64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..….78
Список использованной литературы……………………………………………………82
Приложение

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 544.50 Кб (Скачать)

    Активные  меры должны быть приняты по развитию и совершенствованию реабилитационной помощи, развитию санаторно-курортных  организаций и оздоровительных учреждений системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования.

    Для улучшения качества и доступности  медицинской помощи сельскому населению существенное значение имеет укрепление материально-технической базы лечебно-диагностических комплексов, работающих в сельской местности. Одной из первоочередных задач для органов здравоохранения субъектов Российской Федерации является дальнейшее развитие передвижных форм лечебно-диагностической и консультативной помощи.

    Учитывая  особенности охраны здоровья коренных малочисленных народов Севера, особое внимание должно быть уделено улучшению организации медицинской помощи в северных территориях.

    2. В области стимулирования рождаемости  и укрепления семьи:

- ориентация  системы общественных и личностных  ценностей на семью, состоящую из родителей с несколькими детьми, путем усиления приоритетности интересов данных семей при формировании и реализации социальной политики;

- создание  условий для жизнедеятельности  семьи, дающих возможность рождения, содержания и воспитания нескольких детей, и направленных на обеспечение постепенного перехода от малодетной (1-2 ребенка) к среднедетной (3-4 ребенка) семье, в первую очередь, путем повышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семей;

- обеспечение  работникам, имеющим детей, благоприятных  условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

  • повышение воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации путем формирования у детей, подростков и молодежи ориентации на полную семью и рождение двух и более детей;

- формирование общественного мнения в направлении необходимости укрепления семьи с двумя и более детьми, в первую очередь молодой семьи;

- разработка  и реализация стратегии деинституализации  детей-сирот, детей-инвалидов, развитие форм их семейного обустройства.

    Необходимо проведение комплексной работы, направленной на улучшение качества жизни населения, стабилизацию, а в дальнейшем повышение рождаемости, укрепление потенциала семей, поддержку молодых семей.

    Важным  направлением повышения материального  благосостояния, качества и уровня жизни семей является работа по пересмотру расчета потребительской корзины женщины в трудоспособном возрасте и потребительской корзины беременной женщины. Для беременных женщин необходимо предусмотреть дополнительные расходы на увеличение калорийности, витаминизацию питания, затраты на дополнительное медицинское обслуживание, непродовольственные товары, транспортные расходы.

    Обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и улучшения материального  положения семей, уменьшения бедности и увеличения помощи малоимущим семьям, предполагает разработку и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровня безработицы, в том числе скрытой.

    Необходимо  разработать комплекс минимальных  социальных стандартов (гарантий), обеспечивающих всему населению понятную, доступную и реально обеспеченную систему гарантий, реализуемых при рождении и воспитании детей.

    Для обеспечения благоприятных условий  сочетания занятости в общественном производстве с выполнением семейных обязанностей, необходимо дальнейшее развитие в законодательных актах, регламентирующих трудовые отношения, поощрение родительства и установление системы гарантий для работников с семейными обязанностями с одновременным усилением государственного контроля за соблюдением интересов работающих членов семьи, обеспечение доступности для всех семей, имеющих детей, услуг детских дошкольных учреждений и летних оздоровительных лагерей.

    Необходимо  разработать механизмы материального  стимулирования семей к рождению детей, предусматривающие создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности семьи с несколькими детьми. Среди них - дальнейшее совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, повышение его адресности и значимости для семьи. Следует увеличить размеры единовременного пособия при рождении ребенка в зависимости от очередности рождения, размеры ежемесячного пособия на детей одиноких матерей, военнослужащих срочной службы и родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов, увеличить размеры пенсий на детей-сирот и детей-инвалидов.

    В области стимулирования семьи к  рождению детей необходимо использовать возможности налоговой политики в отношении физических лиц, для чего предусмотреть налоговые вычеты для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и количества детей.

    Необходимо  принять действенные меры по поддержке  молодых семей. В кратчайшие сроки  разработать региональные аспекты  обеспечения молодых семей достойными жилищными условиями в случае рождения ребенка, предусмотреть выделение безвозмездных субсидий и кредитование молодых семей с понижающейся кредитной ставкой в зависимости от числа детей в семье.

    Для поддержки молодых семей и  их ориентации на рождение детей необходимо обеспечить дальнейшее развитие центров и клубов молодой семьи, центров планирования семьи и репродукции, а также социальных служб для молодежи, осуществляющих работу в направлении воспитания ответственного родительства и сохранения репродуктивного здоровья. Требует укрепления система учреждений социального обслуживания семьи и детей, в рамках которых семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказывается поддержка и социальный патронаж. Необходимо развивать учреждения, специализирующиеся на работе с детьми и подростками, занимающиеся их социализацией, семейным обустройством.

  3. В  области миграции и расселения:

- привлечение  иммигрантов, в первую очередь  граждан государств - участников СНГ, на основе проведения селективной миграционной политики;

- создание  условий для сокращения эмиграционного оттока, ведущего к сокращению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала населения Российской Федерации;

- обеспечение  легализации миграции в Российскую  Федерацию путем применения соответствующих правовых, организационных, финансовых и пр. механизмов;

- создание  системы эффективной защиты законодательно  закрепленных прав вынужденных мигрантов на территории Российской Федерации.

    Требуют дальнейшей разработки и совершенствования  нормативно-правовые акты, прежде всего регулирующие миграционные процессы, в части обеспечения контроля за въездом, выездом и пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан и натурализации мигрантов. Также необходима корректировка положений действующей нормативно-правовой базы, регулирующей положение вынужденных мигрантов в Российской Федерации.

    Необходимо  разработать подходы к регулированию  иммиграционных потоков, создать действенный механизм миграционного замещения естественной убыли населения Российской Федерации.

    В рамках Федеральной миграционной программы необходимо предусмотреть финансирование комплекса мер, направленных на стимулирование иммиграции в Российскую Федерацию, интеграцию мигрантов (жилищное обустройство, решение проблем трудоустройства), проведение селективной миграционной политики, развитие единой системы иммиграционного контроля и т.п.

    Следует разработать механизмы привлечения  в Российскую Федерацию иммигрантов, находящихся в репродуктивном возрасте, имеющих высокий квалификационный уровень в профессиях, представляющих приоритетный интерес для социально-экономического развития России. При этом необходима выработка системы приоритетной поддержки в России высококвалифицированных специалистов ведущих отраслей, а также более полное использование потенциала учебной иммиграции для восполнения потерь, вызванных оттоком молодых специалистов в развитые страны.

    Важнейшей задачей является проведение активной региональной экономической политики, направленной на сохранение численности населения в важных в геополитическом отношении регионах Российской Федерации, что позволит расширить привлечения рабочей силы из других районов страны на временной, ротационной основе.

    Необходимо  разработать подходы к обеспечению  возможностей стимулирования возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, ранее выехавших за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в первую очередь - высококвалифицированных специалистов и предпринимателей, включая представление им условий безопасности, жилья, места работы и пр.

    В части регулирования внутренней миграции, должны быть разработаны  меры, направленные на повышение территориальной мобильности рабочей силы, а также механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития особо кризисных регионов и районов Крайнего Севера.

    Политика  привлечения дополнительной рабочей  силы потребует разработки действенных экономических стимулов для переселенцев, включая регионально-дифференцированные меры, направленные на перераспределение иммиграционных потоков в регионы, испытывающие наиболее острую нехватку населения и трудовых ресурсов.

    Особое  внимание должно быть уделено разрабатке мер селективной иммиграционной политики (по отдельным странам, профессиям, квалификационным признакам), определению пропорции привлечения мигрантов на временной и постоянной основе.

    В области  национальной и экономической  безопасности

    Общее сокращение численности населения, снижение его плотности до параметров почти в три раза меньше среднемировых создадут опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире, возможность дополнительных притязаний на территорию Российской Федерации.

Уменьшение  численности молодежи, вступающей в  трудоспособный возраст, вызовет опасность обострения проблемы комплектования вооруженных сил, правоохранительных органов и иных силовых структур, что представляет собой угрозу сохранения оборонного потенциала страны, охраны государственных границ и проведения других мер, связанных с национальной безопасностью. По сравнению с 2000 годом численность мужского населения в возрасте 17-19 лет сократится к 2016 году с 3,46 млн. человек до 1,99 млн. человек.

    Сокращение  численности детей и подростков приведет к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал Российской Федерации, уменьшению объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведениях, разрушению системы подготовки кадров, что может создать угрозу усиления внешней технологической зависимости России. Уже сегодня численность принимаемых в высшие учебные заведения практически совпадает с численностью выпускников общеобразовательных учреждений.

    Реальная  экономическая угроза связана с  уменьшением численности населения рабочих возрастов и соответственно с сокращением экономического потенциала страны. В условиях ожидаемого экономического роста, сокращение численности экономически активного населения (по оценке Минэкономразвития России на 3,2 млн. человек за 2006-2010 годы) вызовет дефицит рабочей силы, который может покрываться за счет нерегулируемой иммиграции из стран Среднего Востока, Китая, Вьетнама.

    В связи с постарением населения  возникнет опасность дефицита рабочей  силы, увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население, повысится нагрузка на систему здравоохранения, обострятся проблемы с выплатами пенсий и социальных пособий.

    Общее сокращение численности населения, сопровождающееся сокращением численности отдельных этнических групп, особенно коренных малочисленных народов, может привести к их полному исчезновению.

    Характер  миграционных процессов (внутренних миграций и иммиграции) окажет отрицательное влияние на систему расселения населения Российской Федерации: будет происходить замещение иммигрантами постоянных жителей ряда регионов страны (северные и приграничные территории), что не отвечает экономическим и геополитическим интересам страны. В ряде территорий (юг страны) чрезмерная концентрация вынужденных мигрантов вызовет дополнительные экономические и социальные трудности.

Информация о работе Демографическая политика