Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:50, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение демографической ситуации в Республике Башкортостан и ее влияние на воспроизводство ресурсов труда в регионе через анализ таких показателей как рождаемость, половозрастная структура, смертность, миграция.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
рассмотреть ресурсы для труда и их воспроизводство;
раскрыть миграционные процессы как способ воспроизводства ресурсов для труда;
- изучить основные показатели анализа демографической ситуации;
- проанализировать демографическую ситуацию в республике Башкортостан;
- разработать рекомендации по улучшению демографической ситуации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО РЕСУРСОВ
ДЛЯ ТРУДА………………………………………………………………………………….7
1.1. Ресурсы для труда и их воспроизводство …………………..…………...……...7
1.2. Миграционные процессы как способ воспроизводства
ресурсов для труда……………………………………………………………………….24
1.3 Основные показатели анализа демографической ситуации…………………..36
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН………………………………………………………………………….44
2.1. Анализ демографических показателей влияющих на воспроизводство ресурсов для труда…………………………………………………………….…………44
2.2. Анализ влияния миграции на воспроизводство ресурсов для труда………..56
2.3. Половозрастная структура населения…………………………………………….59
2.4. Прогнозная оценка и последствия численности и структуры населения………61
Глава 3. РЕКОМЕНДАЦИТИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ………………………………………………………………………….………64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..….78
Список использованной литературы……………………………………………………82
Приложение
Кроме того, в прогнозном периоде ожидается миграционный отток населения, причем наметится тенденция к его росту до 1,0-1,3 тыс. человек в год.
Ожидаемая
численность постоянного
Таблица 6
Прогноз изменения численности населения
Тысяч человек | В % ко всему населению | |||||
2006г. | 2011г. | 2016г. | 2006г. | 2011г. | 2016г. | |
Численность населения, всего | 3596,9 | 3455,9 | 3304,1 | 100 | 100 | 100 |
из них мужчин | 1691,9 | 1617,1 | 1537,2 | 47,0 | 46,8 | 46,5 |
женщин | 1905,0 | 1838,8 | 1766,9 | 53,0 | 53,2 | 53,5 |
Таким
образом, в прогнозный период будет продолжаться
процесс старения населения.
В возрастной структуре населения увеличится
доля лиц старше трудоспособного возраста
и сократится доля лиц в трудоспособном
возрасте, а также детей и подростков моложе
16 лет. Коэффициент демографической нагрузки
(число нетрудоспособных на 1000 лиц трудоспособного
возраста) в 2006 г. составит 510, в 2011 г. - 547,
в 2016 г. - 631.
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
Демографические процессы не могут оставаться без внимания государства, так как они затрагивают очень важные сферы жизни людей и развития общества. С целью воздействия на процессы воспроизводства населения и на изменение в нужном направлении или сохранение их параметров государство проводит определенную демографическую политику, которая является частью социально-экономической политики. В случае необходимости роста численности населения, как это имеет место в России, государство воздействует на процессы воспроизводства населения через стимулирование определенного демографического поведения людей, связанного с планированием семьи, временем появления первого ребенка, выбором желательного числа детей, интервалом их рождения.
Демографическая политика России в современных условиях должна быть направлена не только на стимулирование рождаемости, но и на сохранение семьи, повышение материального благосостояния людей, снижение заболеваемости и смертности. Однако меры, принимаемые по воздействию на процессы воспроизводства населения, не дают быстрых результатов. Демографическое поведение людей весьма консервативно, изменить его довольно трудно. Как правило, результаты демографической политики проявляются через многие годы и даже десятилетия. Поэтому стимулирование тех или иных процессов воспроизводства должно отвечать долгосрочным интересам развития экономики.
Правовой основой, регулирующей нормы семейных отношений, служит Семейный кодекс Российской Федерации, утвержденный 29 декабря 1995г. Он направлен на защиту интересов семьи, материнства, отцовства и детства. Из документа, определяющих демографическую политику государства, следует назвать президентскую программу «Дети России», включающую Федеральные целевые программы: «Планирование семьи», «Дети-инвалиды», «Дети Чернибыля», «Дети Севера», «Одаренные дети» и другие (утверждены Указом Президента России от 18 августа 1994г.). Приняты «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» (национальный план действий в интересах детей) (утверждены Указом Президента России от 14 сентября 1995г.).
С 1993г. при Президенте Российской Федерации действует Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии. Рядом постановлений Правительства Российской Федерации предусмотрена адресная поддержка семей с малолетними детьми, льготы по приобретению медикаментов и другие меры.
Также нужно сделать конкретные шаги в направлении социальной политики.
1. В области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни населения:
- укрепление состояния здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, курения, алкоголизма и наркомании, развития физической культуры, отдыха и оздоровления;
- сохранение
репродуктивного здоровья
- улучшение состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь за счет профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, а также раннему выявлению болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;
- сохранение
здоровья пожилых людей, для
которых наиболее важны
В проведении профилактической работы необходимо скоординировать действия органов исполнительной власти всех уровней с общественными, благотворительными и религиозными организациями, а также предусмотреть активное участие самого населения.
Необходимо возродить систему массового санитарно-гигиенического просвещения и обучения граждан.
Важнейшей задачей является внедрение в практику жизнесохранительного поведения, формирование здорового образа жизни у всех категорий населения. В этой связи необходимо активизировать работу по организации и проведению пропагандистской работы, в том числе через средства массовой информации, направленной на пропаганду здорового образа жизни, что предполагает развитие учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков и молодежи). Следует обеспечить поддержку благотворительных акций и инициатив, ставящих своей целью укрепление здоровья населения. Эти индивидуальные инициативы и благотворительные акции могут стать важным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения. Необходимо разработать механизмы поддержки подобных инициатив.
Особое внимание должно быть уделено снижению потребления алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма, при этом сочетание мер из области фискальной политики, административных ограничений, информационных воздействий способно привести к желаемому эффекту. Система мер должна включать жесткий контроль качества алкогольной продукции и политику цен, стимулирующую переход к потреблению менее вредных типов алкогольных напитков. Ценовая политика должна, с одной стороны, не допустить переориентацию населения на самодельные или нелегальные алкогольные изделия, но, в тоже время, ограничивать потребление алкоголя.
В этих целях также необходимо введение правил, запрещающих продажу алкоголя лицам, находящимся в состоянии сильного опьянения и несовершеннолетним, запрет на продажу крепких алкогольных напитков в местах массового скопления населения.
Следует усилить контроль за рекламой, имея в виду, что молодежь не должна быть задействована в рекламных роликах спиртных и слабоалкогольных напитков.
В рамках мероприятий по улучшению психического здоровья населения необходимо принятие мер по предотвращению и профилактике самоубийств, которые могут включать создание новых и поддержку существующих телефонов доверия, совершенствование методов работы врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов, социальных работников.
В области охраны и укрепления здоровья граждан будет усилено внимание органов государственной власти Российской Федерации к совершенствованию организации и развитию государственной и негосударственной форм оказания медицинской помощи населению, реализация федеральных программ.
Требует решения проблема обеспечения доступности медицинской помощи больным с тяжелыми заболеваниями, нуждающимся в обследовании и лечении с применением дорогостоящих технологий, в первую очередь в федеральных медицинских учреждениях.
Необходимо
обеспечить дальнейшее развитие и укрепление
консультационно-
Органами здравоохранения и социальной защиты населения должны реализовываться комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи населению, вакцинопрофилактике, борьбе с ВИЧ-инфекцией, туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем.
Необходимо
усилить государственную
В
целях снижения осложнений и смертности
от злокачественных
Особое внимание должно быть обращено на профилактику и лечение бесплодия, в связи с чем, планируется разработать соответствующие программы, направленные на обеспечение ранней диагностики и лечения нарушений репродуктивного здоровья.
С целью профилактики патологии беременности и родов, сохранения здоровья новорожденных должны быть внедрены паспорта здоровья семьи, предусмотрены возможности повышения качества питания беременных, оздоровления их в санаторно-курортных учреждениях.
Важным направлением является разработка и внедрение прогрессивных организационных и перинатальных технологий, способствующих повышению качества медицинской помощи беременным и новорожденным, развитие перинатальных центров; разработка и внедрение в практику эффективных медицинских технологий диагностики, лечения и реабилитации нарушений репродуктивной функции; разработка и внедрение стандартов по охране репродуктивного здоровья; проведение мероприятий по профилактике нежелательной беременности, абортов и инфекций, передаваемых половым путем.
Особое внимание должно уделяться охране репродуктивного здоровья подростков, созданию и развитию новых подходов к гигиеническому и нравственному их воспитанию.
В
связи с широким
В целях предотвращения риска нарушения репродуктивного здоровья работающих, должен быть осуществлен комплекс мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест для выявления и устранения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье работников, проведения сертификационных работ по охране труда. Необходимо предусмотреть в законодательстве ответственность работодателей и других официальных лиц за сокрытие информации о риске для здоровья работающих во вредных и тяжелых условиях.
Кроме того, органами государственной власти должна быть разработана система принципов экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охране труда, предусматривающая развитие страхования от производственного травматизма.
Обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями требует дальнейшего развития реабилитационной индустрии, направленной на создание возможностей максимального использования потенциала инвалидов.
С целью проведения медико-социальной реабилитации категорий населения, которые в силу жизненных обстоятельств попали в сложные условия существования, необходимо предусмотреть развитие новых форм медико-социального обслуживания граждан из числа освободившихся из мест лишения свободы, а также бездомных, направленных в учреждения социального обслуживания из приемников-распределителей органов внутренних дел. Следует предусмотреть развитие сети Домов ночного пребывания, в которых оказывается социально-психологическая, юридическая помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, не имеющим места жительства и работы.