Центральный банк и его функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:29, реферат

Описание работы

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по – разному: народные, государственные, эмиссионные, национальные, резервные, (Федеральная, резервная система в США), банк страны ( Англии, Японии, России и т.д.) и др.

Содержание

Центральный банк и его функции 2- 10
Формы и виды кредита 11-21
Виды банковских операций 22-35
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

Центральный банк и его функции.docx

— 70.91 Кб (Скачать)

 СОДЕРЖАНИЕ:

 Центральный банк  и его функции                                                                  2- 10

 Формы и виды кредита                                                                                     11-21

  Виды банковских  операций                                                                            22-35

  Список литературы                                                                                             36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Центральный банк и  его функции. 

Главным звеном банковской системы любого государства  является центральный банк страны. В различных государствах такие  банки называются по – разному: народные, государственные, эмиссионные, национальные, резервные,  (Федеральная, резервная система в США), банк страны ( Англии, Японии, России и т.д.)  и др.

Первые центральные  банки появились в 17 веке в условиях развитых капиталистических отношений, но наибольшее их распространение произошло  на рубеже 20 века.  Центральные банки  возникли на базе коммерческих банков, наделенных правом эмиссии банкнот. Несмотря на то, что первым банком, осуществившим эмиссию, был банк Стокгольма ( в 1650 году он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 году  банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя.

В последствие кроме эмиссии банкнот за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно- кредитной политики государства. Центральные банки созданы на основе коммерческих банков, затем были национализированы. В настоящее время их капитал полностью или частично принадлежит государству.

Создание  центрального эмиссионного банка было обусловлено процессом  концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.

Во всех развитых странах действуют законы, в которых закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача центрального банка законодательно закреплена в конституции. Обычно основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, выступает Закон о Центральном банке страны. Он устанавливает организационно-правовой статус центрального банка, процедуру назначения и выборов его руководящего состава, порядок взаимоотношений  с государством и национальной банковской системой. Наряду с законом о центральном банке взаимодействие между центральным банком и кредитными организациями регулируется законом о банковской деятельности, который определяет основные права и обязанности кредитных институтов

 по отношению к центральному банку. Центральный банк должен быть подотчетен, подконтролен государству, не зависим в своей деятельности. Под экономической независимостью обычно подразумевается возможность центрального банка использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты без существенных ограничений. Степень политической зависимости определяется уровнем самостоятельности в его отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики.

          Центральные банки экономически  развитых стран классифицируются  по степени их независимости  в решении вопросов денежно-кредитной  политики с учетом различных  объективных и субъективных факторов.    К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей. Среди объективных факторов оценки независимости центрального банка можно выделить пять важнейших:

-  участие  государства в капитале центрального  банка и распределении прибыли. Однако, даже если уставный капитал центрального банка напрямую не принадлежит государству, то существуют либо прямые законодательные оговорки, либо используются косвенные методы государственного контроля;

-   процедура   назначения (выбора) руководства банка. Данный фактор входит в сферу оценки политической независимости центральных банков от органов государственного управления. В большинстве стран руководство выбирается или назначается из предложенных правительством кандидатур. Также имеет значение оформление в законодательстве процедуры отзыва.  В большинстве стран такое невозможно до установленного срока за исключением Италии, Франции, России. 

-  степень отражения  в законодательстве целей и задач центрального банка. С одной стороны устанавливаются рамки свободы деятельности центрального банка, с другой определяются его законодательно установленные полномочия. Так, в Австрии, Дании, ФРГ, Швейцарии, Японии основные цели и сфера деятельности отражены в Конституции и подробно изложены в Законе о центральном банке;

-     права государства на вмешательство  в денежно-кредитную политику, т.е.  наличие установленного законодательством  права государственных органов  отклонять решения руководства  центрального банка. А со стороны  центрального банка – обязательства  координировать проводимые мероприятия  с общей стратегией государственного  регулирования; 

-    правила регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира, за исключением России, США и Великобритании, где распределение государственных займов осуществляется на открытом рынке.

Таким образом, все названные факторы независимости центрального банка свидетельствуют о месте, которое они занимают в денежно-кредитных системах промышленно-развитых стран, об их влиянии на экономические процессы при помощи предоставленного  им инструментария регулирования, а также о степени зависимости от правительства и от особой роли в денежно-кредитной системе страны.

       Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому основные цели их деятельности - укрепление денежного обращения, защиты и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы страны, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

       В связи с этим в настоящее  время центральные банки ведущих  промышленно-развитых стран выполняют  следующие основные функции:

- эмиссия банкнот;

- денежно-кредитная политика центрального банка;

- функция «банка банков»;

-  функция  « банка правительства»;

-   внешнеэкономическая  функция центрального банка.

      Традиционная функция банка - эмиссия банкнот является старейшей  и одной из самых важных  функций центрального банка. Она  претерпела значительные изменения  в последние годы. В условиях  золотого стандарта банкноты  центрального банка имели двоякое  обеспечение - коммерческими векселями  и золотом. Ныне эмиссия кредитных  денег осуществляется преимущественно  под правительственные облигации.  В связи с этим непосредственная  связь банкнот с товарным обращением  ослабла, а золотое обеспечение  отменено. В настоящее время центральный  банк обладает исключительным  правом на выпуск в обращение  наличных денег, который реализуется  в процессе кредитования коммерческих  банков, государственного бюджета,  покупки ценных бумаг в иностранной валюте.

        Денежно-кредитная политика центрального  банка, как составная часть  государственно-монополистического  регулирования экономики представляет  собой совокупность мероприятий,  направленных на изменение денежной  массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и  других показателей денежного  обращения и кредита (совокупного  денежного оборота). Совокупный денежный  оборот включает в себя наличную  денежную массу в обращении  и безналичные деньги на счетах  в банках. Регулирование совокупного  денежного оборота осуществляется  посредством различных мер, одной  из которых является применение  целевых ориентиров трансформации  денежной массы в обращении.  Целевые ориентиры - установление верхних и нижних пределов динамики денежной массы - по своей сути означают введение прямых ограничений на изменение объема денежной массы. Использование центральными банками различных стран целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования. Денежно-кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии - кредитная экспансия, либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов, сопровождаемых « перегревами» конъюнктуры -кредитная рестрикция.

         Главными инструментами денежно-кредитной  политики центрального банка  являются:

1.Установление минимальных резервных требований.

       Исходя из необходимости поддержания объема денежной массы в заданных параметрах, регулирования ликвидности банков и снижения уровня инфляции, центральные банки используют такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как изменение норм обязательных резервов коммерческих банков, находящихся на счетах в ЦБ в качестве обеспечения их обязательств по депозитам. Минимальные резервы - это вклады коммерческих банков в ЦБ, размер которых устанавливается законодательством в определенном процентном отношении к банковским обязательствам.  Центральный банк берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию.

        Другая и сегодня основная  функция подобного резервирования  заключается в том, что, изменяя  процент резерва, центральный  банк влияет на сумму свободных  денежных средств коммерческих  банков, которые те могут направить  в кредитные операции. В период бума для его « охлаждения» центральный банк повышает норму резерва, а в период кризиса - наоборот. Повышение нормы резерва на  1-2  процентных пункта – эффективное средство ограничение кредитной экспансии. Существует еще одна функция резервирования - регулирование коэффициента мультипликации банковских денег. Как правило, норма минимальных резервов дифференцируется. Например, в США в 1972-1976 гг. она варьировалась в зависимости от конъюнктуры, вида и величины вкладов от 1 до 17,5%. В ФРГ максимальная высшая граница резервного обязательства достигла 30 % для бессрочных вкладов, по которым сумма минимальных резервов уточняется практически ежедневно. Средняя же резервная ставка всех кредитных институтов ФРГ в августе 1984 г. равнялась 6 %.

        Итак, норма минимальных резервов может зависеть от вклада (срочный, до востребования), их величины) географического положения банка (в крупном или небольшом городе), институциональных различий ( вида кредитного учреждения). В настоящее время институциональные различия стираются.

         Регулирование минимальных резервных  требований имеет двоякое значение: С одной стороны, оно гарантирует  минимальный уровень ликвидности  коммерческих банков, с другой  стороны, используется как важный  инструмент денежно-кредитной политики центрального банка.

2. Регулирование  официальной учетной ставки центрального  банка.

        Учетная ставка используется  центральным банком в операциях  с коммерческими банками по  учету краткосрочных государственных  облигаций, коммерческих векселей  и других ценных бумаг, отвечающих  требованиям центрального банка.

        Официальная учетная ставка служит  ориентиром для рыночных ставок  по кредитам. Устанавливая уровень  официальной учетной ставки, центральный  банк определяет стоимость привлечения  кредитных ресурсов коммерческих  банков. Чем выше уровень официальной  учетной ставки, тем выше стоимость  кредитов рефинансирования центрального  банка, и наоборот.

       Изменение учетной ставки относится  к косвенным инструментам денежно-кредитного  регулирования. Если центральный  банк стремится уменьшить кредитные  возможности коммерческих банков, то он повышает официальную  учетную ставку что вызывает  удорожание кредитов рефинансирования; если же цель ЦБ - расширить доступ к кредитам коммерческих банков, то он снижает уровень ставки.

3.Операции  на открытом рынке.

   Операции  на открытом рынке, т.е. купля-продажа  центральным банком ценных бумаг      (преимущественно обязательств казначейства и государственных корпораций, а также облигаций промышленных компаний и банков, коммерческих векселей, учитываемых ЦБ), получили широкое распространение в послевоенный период, что соответствовало общей тенденции перехода центральных банков к косвенным формам регулирования.

    В период избыточной конъюнктуры   центральный банк предлагает  коммерческим банкам купить ценные  бумаги по выгодным для них  ставкам, чтобы сократить их  кредитные возможности. В период  кризиса, наоборот центральный  банк создает возможности рефинансирования  для коммерческих банков и ставит их в такие условия, когда им выгодно продавать ЦБ свои ценные бумаги. Таким образом, варьируя объем купли-продажи ценных бумаг и уровень цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков.

Информация о работе Центральный банк и его функции