Ценовая дискриминация

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить явление ценовой дискриминации в экономике.
Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
изучить историю понятия «ценовая дискриминация»;
определить виды ценовой дискриминации;
рассмотреть практический пример ценовой дискриминации.
Объектом данной работы является ценовая дискриминация, предметом - эффективное использование ценовой дискриминации на практике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Ценовая дискриминация как экономическая категория………….6
1.1. Понятие ценовой дискриминации………………………………….....6
1.2. История возникновения термина ценовая дискриминация…….…..13
Глава 2. Виды ценовой дискриминации……………………………….…..16
2.1. Анализ видов ценовой дискриминации………………………….…16
2.2. Влияние ценовой дискриминации на экономическое благосостояние………………………………………………………………...……27
Глава 3. Особенности определения цены и объёма производства при чистой монополии…..……………………………………………………………...29
3.1. Максимизация прибыли монополией…………………………..…..…29
3.2. Спрос на продукт монополиста и монопольное предложение………30
3.3. Ценовая дискриминация на рынке чистой монополии……………….31
Заключение…………………………………………………………….…..…36
Список литературы……………………………………………………..……38

Работа содержит 1 файл

Ценовая дискриминация2.doc

— 322.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Ценовая дискриминация как экономическая категория………….6

1.1.           Понятие ценовой дискриминации………………………………….....6

1.2.           История возникновения термина ценовая дискриминация…….…..13

Глава 2. Виды ценовой дискриминации……………………………….…..16

2.1.     Анализ видов ценовой дискриминации………………………….…16

2.2.              Влияние ценовой дискриминации на экономическое благосостояние………………………………………………………………...……27

Глава 3. Особенности определения цены и объёма производства при чистой монополии…..……………………………………………………………...29

3.1. Максимизация прибыли монополией…………………………..…..…29

3.2. Спрос на продукт монополиста и монопольное предложение………30

3.3. Ценовая дискриминация на рынке чистой монополии……………….31

Заключение…………………………………………………………….…..…36

Список литературы……………………………………………………..……38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Термин «дискриминация» образован от латинского discriminatio, что означает различие, различение. Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. В общем виде речь может идти либо о практике какой-либо отдельной фирмы-продавца, либо о поведении отдельного покупателя, если он сам в состоянии назначить разные цены спроса для разных продавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на его условия. Обычно рассматривается вариант дискриминационного поведения продавца, так как это наиболее часто встречающийся тип дискриминации.

Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели. Сама постановка вопроса о ценовой дискриминации предполагает достаточно высокую степень развития рыночных отношений. Разовые, случайные сделки между сменяющими друг друга покупателями и продавцами всегда совершались по разным ценам. Лишь со временем возникают условия для формирования того, что можно назвать единой ценой товарного рынка.

Основная теоретическая база для описания различных отраслевых структур, в том числе и процессов, связанных с ценовой дискриминацией внутри этих структур, развивалась в двух направлениях: неоклассической и неоинституциональной теории промышленных организаций. В рамках первого направления основы исследования данной проблемы заложили работы А. Пигу, Дж. Робинсон, Г. Стиглера, Ж. Тироля; в рамках второго направления - работы Р. Коуза, О. Уильямсона, Р. Познера.

Значительный вклад в исследование вопросов в рамках данной проблемы на уровне отраслевых и межотраслевых исследований, а также создания теоретических и методологических основ для изучения и разработки принципов определения эффективности проведения ценовой дискриминации внесли В. Ои, В. Адаме и Дж. Йеллен, А. Спенс, Р. Шмалензи, Л. Флипс, С. Вилсон, X. Вэриан, С. Лэйсон, М. Шварц, П. Бертолетти, М. Армстронг, М. Гринат, X. Ота, М. Кац и многие другие.

Пространственный аспект ценовой дискриминации проанализирован в работах М. Гринат, X. Ота, М. Бэкменна, В. Холахана, X. Сингера и др.

В отечественной экономической науке существуют исследования, посвященные вопросам ценовой дискриминации с упором на специфику российской экономики в условиях переходного периода. Среди них следует выделить исследования С. Авдашевой, О. Воронцовой, Н. Розановой, Н. Ворожейкиной, В. Герасименко, С. Коковина; О. Дюсуше, А. Козырина, Р. Шепенко, В. Липсица, С. Гуриева, Д. Квасова, О. Мамедова, В. Тарасевича, Г. Тактарова, В. Третьяка, Ф. Хусаинова.

Однако, несмотря на большое количество исследований, проведенных как иностранными, так и отечественными учеными, вопрос о влиянии ценовой дискриминации на благосостояние продолжает оставаться открытым. Это касается как основных теоретических положений, так и практических рекомендаций по решению проблем, связанных с вмешательством государства в процессы проведения ценовой дискриминации современными компаниями. Особое значение данная проблема приобретает в России. Переход к рынку, конкуренция со стороны как отечественных, так и зарубежных компаний стимулирует проводить разнообразную ценовую политику, важным элементом которой выступает ценовая дискриминация.

Цель работы: изучить явление ценовой дискриминации в экономике.

Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

изучить историю понятия «ценовая дискриминация»;

определить виды ценовой дискриминации;

рассмотреть практический пример ценовой дискриминации.

Объектом данной работы является ценовая дискриминация, предметом - эффективное использование ценовой дискриминации на практике.

Тема ценовой дискриминации действительно интересна и актуальна в настоящий момент. Дело в том, несмотря на негативные черты, ценовая дискриминация имеет ряд неоспоримых преимуществ. Если рассматривать функционирование экономики страны, можно заключить, что одними из ключевых ее звеньев являются уровень развития производительных сил и товарно-денежных отношений. В нашей стране эти два показателя находятся на достаточно низком уровне, поэтому необходимо развивать товарно-денежные отношения в целях создания стимула для развития производства. Ценовая дискриминация же, благодаря гибкой ценовой политике, является хорошим инструментом вовлечения в этот процесс тех слоев населения, которые по каким-то причинам (в основном из-за низкого уровня доходов) воздерживаются от совершения покупок, откладывая деньги «на завтра».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Ценовая дискриминация как экономическая категория

1.1.           Детерминанты эффективности ценовой дискриминации

 

Ценовая дискриминация – продажа по разным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним производителем (с одинаковыми затратами), разным покупателям.
Ценовая дискриминация - монополистическая конкуренция, при которой в один и тот же момент один и тот же продукт продается разным покупателям по разным ценам, причем разница в ценах не оправдана различиями в издержках производства этого продукта. Обязательными условиями ценовой дискриминации являются:
- отсутствие у покупателей возможности перепродажи продукта;
- наличие у продавца возможности градации покупателей в зависимости от их эластичности спроса на покупаемый товар[1].

Сделанный в определении акцент на отсутствие связи ценовых различий с затратами не случаен. Цены реальных сделок обычно отличаются друг от друга из-за несовпадения условий доставки, страховки, упаковки, кредита, дополнительного сервиса, комплектации, а также по причине обеспечения изготовителем особых качественных характеристик изделия в соответствии с индивидуальными запросами потребителей. В тех случаях, когда покупатель оплачивает особенности индивидуальной сделки, требующие соответствующих затрат, ценовые различия, не являются дискриминационными. И наоборот, оплачивая то, что не требует дополнительных расходов, покупатель подвергается ценовой дискриминации[2].

Речь идет, таким образом, об особом методе ценообразования фирмы продавца. Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель (например, в зависимости от закупаемого количества товара), так и разные покупатели.

Акцент на отсутствие связи ценовых различий с затратами сделан не случайно. Цены реальных сделок обычно отличаются друг от друг из-за несовпадения условий доставки, страховки, упаковки, кредита, дополнительного сервиса, комплектации или индивидуального изготовления (качества). В тех случаях, когда покупатель оплачивает особенности индивидуальных сделок, требующих соответствующих затрат, ценовые различия не являются дискриминационными. И наоборот, оплачивая то, что не требует дополнительных расходов (или требует, но не в той степени, в какой дифференцируются цены), говорят, что покупатель подвергается ценовой дискриминации.

Необходимо отметить, что ценовая дискриминация не означает нарушения законов рыночного обмена, и потому было бы неверно думать, что она характерна только для молодых, развивающихся рынков, например для российского рынка. Уже сама постановка вопроса о ценовой дискриминации предполагает достаточно высокую степень развития рыночных отношений. Разовые, случайные сделки, действительно, всегда совершались по разным ценам. Чем более развита рыночная экономика и степень ее конкуренции, тем ближе к единым, усредненным уровням цен.

Однако в рамках конкурентного рыночного пространства существуют разделяющие его факторы, служащие основой ценовой дискриминации. Поэтому можно сказать, что ценовая дискриминация возникает на основе реальных противоречий рыночного механизма. На рынке все участники разные. Но за общей зависимостью от спроса скрывается совокупность разных индивидуальных ценностных оценок потребителей при разных бюджетных возможностях. Это значит, что при единой рыночной цене всегда есть покупатели, готовые заплатить больше за то же количество товара.

Ценовая дискриминация базируется на одном из следующих факторов:

                  особенности потребителей (цены оптовые и розничные, цены для многодетных семей, пенсионеров и молодежи);

                  время покупки (сезонные, ночные цены и т.п.);

                  специфика упаковки (цены без упаковки, с обычной и подарочной упаковкой);

                  место покупки (цены для различных географических рынков и их сегментов при условии, что основная масса потребителей не в состоянии перемещаться из одного сегмента в другой).

Для установления наличия ценовой дискриминации со стороны доминирующей на рынке фирмы используются также и косвенные доказательства. К ним относят:

                  рост себестоимости более быстрыми темпами, чем увеличение индекса инфляции по отрасли (региону);

                  опережающий рост материальных затрат по сравнению с ростом индекса оптовых цен в промышленности;

                  опережающий рост прибыли в структуре цены по сравнению с темпами роста прибыли по отрасли;

                  значительное превышение уровня заработной платы над среднеотраслевым и (или) среднерегиональным уровнем;

                  повышение рентабельности продукции над среднеотраслевыми показателями рентабельности и т.п.

Ценовую дискриминацию нелегко осуществить на практике. Для того чтобы ценовая дискриминация была эффективной и способствовала росту прибыли фирмы, должны выполняться определенные условия.

Условия эффективной ценовой дискриминации - условия, при которых ценовая дискриминация способствует росту прибыли фирмы. К ним относятся:

                  наличие у фирмы рыночной власти. Очевидно, что продавец должен быть монополистом или, по крайней мере, обладать некоторой степенью монопольной власти, то есть некоторой способностью контролировать цены на свою продукцию. Главное, чтобы конкуренты не могли продавать товар дешевле там, где фирма намерена продать его дороже. Власть над ценами связана также с количеством противостоящих продавцу покупателей. Если покупателей мало, так что уход любого из них с рынка заметен для продавца, возможности ценового диктата ограничены. Следовательно, возможность воздействовать на спрос посредством изменения объемов выпуска и цен товара составляет первое необходимое условие существования эффективной ценовой дискриминации.

                  способность фирмы исключить перепродажу товара со стороны потребителей (так называемый арбитраж), покупающих его по низкой цене, потребителям, покупающим его по высокой цене – это необходимое условие осуществления ценовой дискриминации. Когда фирма разделяет рынок путем ценовой дискриминации на сектора с разной ценовой эластичностью спроса и, следовательно, назначает цены разного уровня, у потребителей с низкой ценовой эластичностью возникает соблазн арбитража - купив товар по относительно низкой цене, перепродать его тем потребителям, которые готовы платить за него высокую цену. В таком случае дополнительная прибыль от ценовой дискриминации достается не фирме, а потребителям, осуществляющим арбитраж. Поэтому наиболее широкое распространение она получила в сфере услуг, например отрасль перевозок или юридические и медицинские услуги, особенно восприимчивы к ценовой дискриминации.

                  способность фирмы отделить одну группу потребителей от другой в соответствии с разной готовностью потребителей платить за товар. Продавец должен быть способен выделять покупателей в отдельные классы, в которых каждая группа имеет разную готовность или способность платить за продукт. Это выделение покупателей обычно основывается на различной эластичности спроса, что впоследствии прояснят примеры.

В зависимости от того, насколько полно реализуется каждое из этих условий и насколько удачно они сочетаются между собой, можно говорить о разных возможностях проведения дискриминационной политики как постоянной линии поведения фирмы. Наивысшая степень контроля над рынком при благоприятном стечении обстоятельств дает возможность назначения индивидуальных цен на каждую единицу товара для каждого покупателя в соответствии с индивидуальными кривыми спроса. Наиболее мягкая форма дискриминации связана с назначением разных цен для разных групп покупателей.

Информация о работе Ценовая дискриминация