Ценовая дискриминация

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:00, реферат

Описание работы

Целью моего реферата является раскрыть проблемы поставленные в трех темах моего реферата.
Для того чтобы достигнуть своей цели, я поставила перед собой несколько задач:
раскрыть понятие «ценовая дискриминация»;
изучить методы экономической теории;
изучить литературу по данным темам;
раскрыть понятие «рынок»

Работа содержит 1 файл

КР по ЭТ.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Введение

Экономическая теория есть совокупность разделов экономической науки, исследующая экономическую сферу жизни общества, абстрагируясь от конкретных условий экономической практики. То есть, экономическая теория изучает поведение различных экономических субъектов, их взаимодействие, его непосредственные и отдаленные результаты, а также связанные с этим взаимодействием системные эффекты, отбрасывая конкретику форм экономических отношений, превносимую в экономику спецификой экономического законодательства и традиций различных культур, государств и регионов.

Экономическая теория изучает, в первую очередь, принципы поведения людей, которые вступают в экономические отношения как потребители, как производители или как собственники факторов производства. Также изучаются базовые принципы, на которых основывается процесс принятия экономических решений этими людьми. На основании знания базовых принципов экономического поведения экономическая теория строит теорию рынков различных товаров, услуг и ресурсов; а также теорию ценообразования на этих рынках. Причем для построения теории рынков используется понятие конкуренции. Из теории поведения экономических субъектов и теории рынков созданы различные теории экономического равновесия, на основе которых в свою очередь экономическая теория строит теории экономической динамики (цикличности) и экономического роста. На основе этих теорий экономическая теория вырабатывает базовые принципы поведения государства в экономике и принципы регулирования экономики государством. Несколько отдельной выглядит проблематика общественного благосостояния и его повышения, также входящая в интересы экономической теории. [1]

Я считаю, что  данная дисциплина является актуальной, как и темы рассматриваемые в моем реферате: методы экономической теории, ценовая дискриминация и ее виды, рынок: сущность, структура, основные черты. Они является актуальными особенно для нашей профессии, поскольку этот предмет является для нас неким минимальным базисом, который позволит нам ясно представлять себе что такое экономика, рынок и т.д.

Целью моего  реферата является раскрыть проблемы поставленные в трех темах моего  реферата.

Для того чтобы  достигнуть своей цели, я поставила  перед собой несколько задач:

  • раскрыть понятие «ценовая дискриминация»;
  • изучить методы экономической теории;
  • изучить литературу по данным темам;
  • раскрыть понятие «рынок»

 

Глава 1. Методы экономической теории

Если предмет науки  характеризуется тем, что она  изучает, то метод — как это  исследуется.

Метод (методология) — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.

Основной метод исследования, используемый экономической теорией  — моделирование экономических  явлений и процессов.

Экономическая модель — это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.

Это привело к появлению  множества методов исследования экономической теории:

Метод научной абстракции

Отвлечение в процессе познания от внешних явлений, не экономических сторон, выделение более глубокой сущности предмета или экономического явления. [2]

«При исследовании экономических  форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. И то и другое должна заменить сила абстракции», – писал Маркс в Предисловии к первому изданию «Капитала».

Абстрактное – простое, отвлечённое  от второстепенного, случайного, привходящего с целью выявить главное, существенное, внутреннее. По мере продвижения исследования какого-либо экономического явления  или процесса уровень абстракции повышается: мысль исследователя движется от эмпирически конкретного к теоретически конкретному, воспроизводящему первое конкретное в логически «исправленной» форме. Генеральная линия исследования при этом такова: от видимости (бытия ) предмета – к сущности – а затем к действительности.

Пример: Маркс начинает исследование капитала с товара, показывает, как появляется «товар товаров» - деньги, а затем – «деньги денег» - капитал, а затем «капитал капиталов» - ссудный капитал или капитал-товар.. Товар, деньги, капитал - абстракции капитала на разных уровнях его исследования. Абстракции дедуцируются, т.е. выводятся последовательно следующая из предыдущей, конкретизируются, что выражает углубление мысли исследователя в изучаемый предмет. Т.о. создаётся система категорий. В ней категории расположены не в порядке исторического появления на свет того или иного экономического процесса или явления, когда они ещё только формируются, а в порядке, который характерен для развитого явления или процесса. [5]

Метод функционального анализа

Используется зависимость  функция-аргумент для проведения экономического анализа и выведения заключений

Метод графических изображений

Этот метод позволяет  оценить соотношение между различными экономическими показателями, их поведение под влиянием изучаемой экономической ситуации

 

Метод сравнительного анализа

Сопоставление частных и  обобщающих показателей с целью  выявления наилучшего результата

 

 

Метод Экономико-математического моделирования

Описание экономических  явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов

Индуктивный и дедуктивный методы

Индуктивный метод — выведение  положений, теорий и выводов из фактов — от фактов к теории. При использовании  дедуктивного метода экономисты опираются  на случайный наблюдения, логику и интуицию, на основе которых формируется предварительная гипотеза. Дедукция и индукции представляют собой взаимодополняющие методы исследования. [2]

Пример: Эти методы могут быть использованы при изучении цикличности экономических процессов. С 1825 г рыночная экономика подвержена кризисам, периодически повторяющимся через каждые 10-12 лет и формирующим соответствующий (среднесрочный) экономический цикл. Сценарий их одинаков: кризис, депрессия, оживление, подъём. На основе изучения отдельного цикла возможно предсказывать экономическую картинку других и наоборот. [5]

Метод позитивного и нормативного анализа

Позитивный метод исследует  фактическое состояние экономики; нормативный метод определяет конкретные условия и экономические аспекты, которые желательны, либо нежелательны в обществе

Практические  мероприятия

Проведение практических мероприятий с целью подтверждения  выдвинутой экономической гипотезы. [2]

 

 

Глава 2. Ценовая дискриминация и ее виды.

Фирма, обладающая монопольной  властью, может ее использовать для проведения особой ценовой политики, так называемой ценовой дискриминации.

В данном контексте понятие "дискриминация" является чисто  техническим термином (от лат. dicriminatio — различие) и не носит негативного  смысла.

Ценовой дискриминацией называется установление разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей. Важно подчеркнуть, что различия в ценах не отражают различия в издержках, связанных с оказанием покупателю транспортных или других услуг. Поэтому не всегда различие в ценах можно считать ценовой дискриминацией, а единая цена свидетельствует о ее отсутствии. Так, например, не является ценовой дискриминацией поставка одного и того же товара по разным ценам в разные регионы, в различные периоды времени (сезонность), разного качества и т.д. С другой стороны, поставка для всех разноудаленных покупателей одного и того же товара по единой цене может рассматриваться как ценовая дискриминация.

  • Для осуществления ценовой дискриминации монополистом необходимо, чтобы прямая эластичность спроса на товар по цене у разных покупателей была существенно различной;
  • чтобы эти покупатели были легко идентифицируемы;
  • чтобы была невозможна дальнейшая перепродажа товара покупателями.

Как показывает практика, наиболее благоприятные условия для осуществления ценовой дискриминации имеются на рынке услуг или на рынке материальных товаров, при условии, что разные рынки отделены друг от друга большими расстояниями или высокими тарифными барьерами.

Впервые понятие ценовой дискриминации в экономическую теорию ввел английский экономист Альфред Пигу (1920). Он же предложил различать три ее вида, или степени.

Ценовая дискриминация первой степени (или совершенная ценовая  дискриминация) имеет место, когда  каждая единица товара продается фирмой по цене спроса, т.е. по максимально возможной цене, которую готов заплатить покупатель. Иногда такую политику называют ценовой дискриминацией по доходам покупателя. Рассмотрим, как она влияет на прибыли фирмы.

Если монополист не проводит ценовой дискриминации, т.е. устанавливает единую цену Р*, то как видно из рис.1 , при объеме выпуска от 0 до Q*(при котором выполняется равенство МС=MR) дополнительная прибыль от реализации каждой дополнительной единицы (предельная прибыль, Мп) равняется разнице между предельным доходом и предельными издержками

Мп=MR — MC.

Производство любого количества сверх оптимального сократило бы экономическую прибыль монополиста, которая может быть подсчитана как  сумма прибылей от каждой реализованной  единицы, что на рисунке соответствует заштрихованной площади АСЕ. Потребительский излишек, т.е. разница между суммой, которую покупатель готов был заплатить, и рыночной ценой Р*, изображен верхним треугольником АР*М.

Если монополист проводит ценовую дискриминацию, то тогда все единицы товара продаются по их цене спроса, и следовательно, каждая дополнительно реализованная единица увеличивает совокупный доход на величину той цены, по которой она продается, т.е.

MR=P.

Это означает, что кривая спроса становится и кривой предельного дохода, как в модели совершенной конкуренции. Однако в отличие от конкурентного рынка, при котором существует единая цена, и значит MR=AR, для монополии, осуществляющей ценовую дискриминацию, цены разных единиц продукции различны, т.е. MR≠ AR.

Оптимальный объем производства монополиста, осуществляющего ценовую  дискриминацию, расширяется до точки  оптимума Q** совершенно конкурентного  рынка. В этих условиях совокупная прибыль  монополиста (площадь АЕ'С) включает в себя весь потребительский излишек.

Рис. 1. Совершенная ценовая  дискриминация

На практике совершенная  ценовая дискриминация почти  невозможна, поскольку для ее реализации монополист должен знать цены спроса всех возможных потребителей своей  продукции. Некоторое приближение  к ценовой дискриминации данного вида возможно при наличии небольшого числа покупателей, например, при индивидуальной предпринимательской деятельности (услуги врача, юриста, портного и т.д.), когда каждая единица товара производится по индивидуальному заказу.

Ценовая дискриминация второй степени предполагает назначение различных  цен в зависимости от объема покупки, так что связь между объемом  продаж и общими доходами монополиста  носит нелинейный характер (так называемое нелинейное ценообразование).

Предположим, что монополист устанавливает две цены: при объеме от 0 до Q* цена Р', при объеме от Q* до Q** цена Р''.

Если бы монополист устанавливал единую цену, например Р', то его совокупный доход равнялся бы произведению соответствующего объема и цены (TR=Р'Q*). При осуществлении нелинейного ценообразования доход увеличивается и становится равен площади фигуры 0Р'ABCQ**.

Рис. 2. Ценовая  дискриминация второй степени (нелинейное ценообразование)

Чем более дифференцирована цена продукции, тем в большей степени данная ценовая дискриминация приближается к совершенной.

В реальной жизни ценовая  дискриминация второй степени чаще всего принимает форму ценового дисконта (т.е. скидок). Например:

  • скидки на объем поставок (чем больше объем заказа или поставки, тем больше скидка к цене);
  • кумулятивные скидки (цена проездного единого билета на год, который предполагают ввести в московском метрополитене относительно ниже цены ежемесячного проездного);
  • ценовая дискриминация во времени (различные цены на утренние и вечерние сеансы в кино, различные наценки в ресторанах в дневное и вечернее время) и т.д.

Иногда данный тип дискриминации  называют самоотбором. Не имея реальной возможности определить цены спроса всех своих клиентов (как при совершенной ценовой дискриминации), продавец предлагает всем одинаковую структуру цен, предоставляя покупателю самому решать, какой объем и, следовательно, какие рыночные условия он выбирает.

Ценовая дискриминация третьей  степени осуществляется на основе сегментации рынка и выделения некоторого количества групп покупателей (сегментов рынка), каждой из которых продавец назначает свои цены.

Информация о работе Ценовая дискриминация