Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 16:53, реферат
Ценовая дискриминация является способом увеличения монопольной прибыли и общественного благосостояния, которое измеряется суммой выигрышей потребителя и производителя. Целью данной работы является рассмотрение методов ценовой дискриминации, которые фирмы используют на практике.
Введение
1. История понятия «ценовая дискриминация»
2. Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации
3. Типы ценовой дискриминации
3.1. Совершенная ценовая дискриминация
3.2. Ценовая дискриминация в зависимости от объема
3.3. Ценовая дискриминация по группам потребителей – разграничение рынков
4. Влияние ценовой дискриминации на экономическое благосостояние
4.1. Примеры ценовой диcкриминации 1-й степени
4.2. Примеры ценовой диcкриминации 2-й степени
4.2.1. Количественные скидки
4.2.2. Качественная диcкриминация
4.2.3. Временная дискриминация
4.3. Примеры ценовой диcкриминации 3-й степени
4.3.1. Географическая ценовая дискриминация
5. Тарифы на электричеcкую энергию и ценовая диcкриминация
6. Розничный рынок электроэнергии
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. История понятия «ценовая дискриминация»…………………………………4
2. Мотивы и условия
эффективности ценовой
3. Типы ценовой дискриминации…………
3.1. Совершенная ценовая
дискриминация ................
3.2. Ценовая дискриминация
в зависимости от объема …………..
3.3. Ценовая дискриминация
по группам потребителей –
разграничение рынков ………………………
4. Влияние ценовой дискриминации
на экономическое
4.1. Примеры ценовой диcкриминации 1-й степени…………..………………18
4.2. Примеры ценовой диcкриминации 2-й степени……………..……………20
4.2.1. Количественные скидки………………………
4.2.2. Качественная диcкриминация…………
4.2.3. Временная дискриминация…………………
4.3. Примеры ценовой диcкриминации 3-й степени…………………………..24
4.3.1. Географическая ценовая дискриминация……………………………….24
5. Тарифы на электричеcкую энергию и ценовая диcкриминация………...…25
6. Розничный рынок
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Термин "дискриминация" образован от лат. discriminatio и означает различие, различение. Под ценовой дискриминацией понимается практика установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. В общем виде речь идет либо о практике какой-либо отдельной фирмы-продавца, либо о поведении отдельного покупателя, если он сам может назначить разные цены спроса для разных продавцов, причем последние по тем определенным причинам соглашаются на его условия. Обычно рассматривается вариант дискриминационного поведения продавца, так как этот тип дискриминации встречается.
Смыслом дискриминационного поведения является использование всех возможностей для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это означает, что в зависимости от закупаемого количества товара дискриминации подвергается как один и тот же покупатель, так и разные покупатели.
Ценовая дискриминация является способом увеличения монопольной прибыли и общественного благосостояния, которое измеряется суммой выигрышей потребителя и производителя. Целью данной работы является рассмотрение методов ценовой дискриминации, которые фирмы используют на практике.
Для того чтобы достижения поставленной мною цели, необходимо:
изучить историю понятия «ценовая дискриминация»;
определить типы ценовой дискриминации.
1. История понятия «ценовая диcкриминация»
Первоначальное представление о ценовой дискриминации можно найти в работах Ж. Дюпюи и Д, Ларднера, а свою развитую форму оно нашло в трудах А. Пигу.
Ж. Дюпюи первым попытался выяснить смысл ценовой дискриминации.
Он дает такое определение ценовой дискриминации: «Один и тот же товар... продается по разным ценам разным покупателям, причем различия в ценах безотносительны к различиям в затратах».
Также Дюпюи частично определяет уcловия, необходимые для осуществления ценовой дискриминации. Он объясняет, что негоциант (который одновременно является и фабрикантом) может вести такую продажу только в том случае, если он защищен от конкуренции, т. е. является монополистом. Выполнение такого условия необходимо для того, чтобы продавец мог контролировать цену. Но этого недостаточно, так как непонятно, откуда берутся несколько цен на один и тот же товар, при затратах, которыми можно пренебречь или их.
По мнению Дюпюи, установление цен зависит не только от интересов продавца-монополиста, но и от того, как оценивают ту или иную вещь покупатели. В глазах разных покупателей одна и та же вещь имеет разную полезность, поэтому и цены, которые они готовы платить за нее, могут быть разными. И так как существуют разные группы покупателей — «богатые, зажиточные и бедняки», монополист, будет учитывать разную готовность платить за товар. Интуитивно Дюпюи натолкнулся на основу отделения одной группы от другой — различие эластичности спроса. Дюпюи утверждает, что монополист поступает так, чтобы «заставить каждого покупателя принести ему как можно больше прибыли». Здесь структура понятия ценовой дискриминации увязывается Дюпюи с понятием излишка потребителя: увеличение прибыли, с точки зрения покупателя, представляет собой изъятие в пользу монополиста большей или меньшей части излишка потребителя, который в противном случае принадлежал бы ему.
Почти одновременно с Дюпюи вопрос о ценовой дискриминации ставился еще экономистом Д. Ларднером. Свои анализ и выводы он изложил в работе «Экономика железных дорог: трактат о новом виде транспорта, управлении им, перспективах. И отношениях коммерческих, финансовых и социальных», которая вышла в свет в Лондоне в 1860 г. В этой работе рассматриваются экономические проблемы зарождающейся отрасли — железнодорожного транспорта.
Подход Ларднера несколько отличается от подхода Дюпюи. Ларднер анализировал ценовую дискриминацию с позиции теории фирмы. Он доказывал, что дискриминация может использоваться в качестве средства, с помощью которого фирма способна сделать свою прибыль максимальной. Проанализировав железнодорожные тарифы, он смог обобщить практику их дифференциации в зависимости от расстояния и характера перевозимых грузов. Эту дифференциацию он объяснил различиями эластичности спроса на услуги железнодорожного транспорта, во-первых, и перевозимых грузов, во-вторых. Реальный вклад Ларднера — это выявление им роли эластичности спроса в практике ценовой дискриминации.
Полвека спустя теория ценовой дискриминации получила дальнейшее развитие в работах английского экономиста А. Пигу, ученика и последователя А. Маршалла.
В работе «Экономическая теория благосостояния» Пигу дал более глубокий, нежели его предшественники (и современники), анализ ценовой дискриминации. Он выявил и постулировал общие условия ценовой дискриминации и выделили три вида (степени) ценовой дискриминации.
Согласно Пигу, общие условия, в полной мере благоприятствующие осуществлению ценовой дискриминации, складываются тогда, когда цена спроса на любую единицу товара не зависит от продажной цены любой другой единицы товара. А это возможно лишь в том случае, когда никакая единица товара не может заменить какую-либо другую единицу этого же товара. Предполагается, что: 1) никакую из единиц товара, проданную на одном рынке, нельзя передать на другой рынок и 2) никакую из единиц спроса, предъявленного на одном рынке, невозможно перевести на другой рынок. При этих допущениях на рынке возникнут условия, при которых дискриминация позволит монополисту извлечь наибольшие выгоды. По сути дела речь идет об условиях некой идеальной (совершенной) дискриминации.
Ценовая дискриминация в интерпретации А. Пигу в настоящее время вошла во все учебники экономики.
2. Мотивы и уcловия эффективности ценовой диcкриминации
Фирма, действующая в условиях
рынка совершенной конкуренции,
не обладает властью над ценой, она
вынуждена продавать весь объем
выпуска по той цене, которую предлагает
рынок. На рынке несовершенной
Мотив использования системы ценовой дискриминации состоит в стремлении фирмы, обладающей монопольной властью на рынке, максимизировать прибыль. Назначая для всех покупателей единую цену, продавец теряет потенциальную прибыль из-за того, что на рынке остаются покупатели, чья максимальная готовность платить превышает предельные издержки производства товара.
Поскольку фирма в условиях несовершенного рынка обладает рыночной властью, расширение объема продаж возможно только за счет снижения цены единицы товара. Функция спроса отдельной фирмы не является абсолютно эластичной. Дополнительная выручка, полученная при продаже дополнительной единицы товара, отражает два эффекта: рост обшей выручки от продажи еще одной единицы товара и уменьшение средней выручки на весь предыдущий объем выпуска.
где MR - предельная выручка фирмы;
Р - цена, назначаемая фирмой на товап;
Q - объем продаж фирмы;
- изменение пены товара в результате изменения объема выпуска.
Если бы фирме удалось уменьшить цену только одной дополнительной единицы выпуска, не сокращая цены других единиц, ее прибыль существенно возросла бы. Методы ценовой дискриминации призваны разграничить существующий выпуск и дополнительные продажи с целью получения дополнительной прибыли, которая в обычном случае достается потребителям как часть потребительского излишка.
Ценовую дискриминацию нелегко осуществить на практике. Для того чтобы ценовая дискриминация была эффективной - способствовала бы росту прибыли фирмы - должны выполняться следующие условия:
Наличие у фирмы рыночной
власти. Если фирма не обладает определенной
степенью влияния на рынок - рыночной
властью, то ее решения никоим образом
не могут повлиять на действия покупателей,
на рыночную цену и на получаемую ею
прибыль. Следовательно, возможность
воздействовать на спрос посредством
изменения объемов выпуска и
цен товара составляет первое необходимое
условие существования
Способность фирмы отделить одну группу потребителей от другой в соответствии с разной готовностью потребителей платить за товар. Однородность потребителей какой-либо фирмы означает одинаковую ценовую оценку ими полезности, получаемой от использования товара в потреблении. Такие потребители будут одинаковым образом реагировать на действия фирмы в отношении цен и объемов выпуска (а также качества товара). Назначение разных цен на один и тот же товар для подобных покупателей не приведет к изменению спроса - все потребители будут покупать товар по низким ценам, прибыль фирмы сократится, ценовая дискриминация окажется неэффективной. Поэтому прибыльная ценовая дискриминация требует наличия разных по ценовым оценкам товара покупателей, причем эта их разность должна быть легко определяема и контролируема.