Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:20, контрольная работа
Модель простой монополии построена исходя из допущения, что все единицы продукции, продаваемые на протяжении определенного периода времени, реализуются по одной и той же цене. Такая ценовая политика является абсолютно неизбежной в любой ситуации, когда возможна перепродажа продукции.
Введение…………………………………………………………………..3
Понятие «ценовая дискриминация»………………………………….4
Предпосылки возникновения ценовой дискриминации…………….5
Условия необходимые для проведения ценовой дискриминации…………………………………………………………5
Типы ценовой дискриминации………………………………………..7
Заключение………………………………………………………………11
Список литературы………………………………………………………12
Контрольная работа |
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЕЖДУНАРОДНАЯ
АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И
НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ /МУБиНТ/
Кафедра _____________________
по дисциплине : Теория отраслевых рынков
Тема:Ценовая дискриминация.
Выполнил: студент группы 134ФК-31_
(подпись студента)
Оценка________________________
Ярославль 2011
Содержание:
Введение……………………………………………
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Модель простой монополии построена исходя из допущения, что все единицы продукции, продаваемые на протяжении определенного периода времени, реализуются по одной и той же цене. Такая ценовая политика является абсолютно неизбежной в любой ситуации, когда возможна перепродажа продукции. Например, весьма маловероятно, чтобы книжный магазин, расположенный на территории университетского городка (типичная монополия), стал вдруг продавать учебники по экономике студентам старших курсов по одной цене, а всем остальным - с 25%-й скидкой. Если даже он и попытается так сделать, то какой-нибудь сметливый второкурсник вскоре начнет покупать эти книги для их последующей перепродажи старшекурсникам по сходной цене. Вскоре продажи книг в этом магазине по исходной цене упадут до нуля.
Однако не все фирмы вынуждены продавать все единицы продукции по одной цене. Есть фирмы, которые устанавливают разные цены для разных покупателей на один и тот же продукт. Если цены, установленные для разных покупателей, отражают не различия в издержках фирмы, связанных с индивидуальным подходом к обслуживанию этих покупателей, то фирма осуществляет ценовую дискриминацию.
Так,
театр, устанавливающий цену на билет
в 5 долларов для взрослых и 3 доллара
для детей, осуществляет ценовую
дискриминацию, поскольку издержки
театра одинаковы для всех посадочных
мест. Иначе обстоит дело, например,
на бензоколонке, где цена одного галлона
бензина на 4 цента ниже, если клиент
платит наличными, а не с помощью
кредитной карточки. Здесь просто
учитывается разница в
Термин "дискриминация" образован от латинского discriminatio, что означает различие, различение. Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. В общем виде речь может идти либо о практике какой-либо отдельной фирмы-продавца, либо о поведении отдельного покупателя, если он сам в состоянии назначить разные цены спроса для разных продавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на его условия. Обычно рассматривается вариант дискриминационного поведения продавца как наиболее часто встречающийся. Ценовые различия, возникающие на основе конкурентной борьбы разных фирм, предлагающих одну и ту же продукцию, относятся к другим особенностям функционирования рынка и не связаны с дискриминацией.
Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели.
Главная
причина, выравнивающая цены, - конкуренция.
Конкурируют между собой продавцы, предлагая
клиентам выгодные альтернативы. Конкурируют
между собой покупатели. Они ведут борьбу
не только за товар, но и за наиболее выгодные
условия его приобретения. Любые возможные
преимущества кого-либо из потребителей
вызывают стремление других занять место
более удачливых собратьев. Наконец, конкурируют
между собой покупатели и продавцы. Если
судьба каждого из них зависит от поведения
другого, то они вынуждены договариваться,
согласовывать свои интересы и возможности.
В результате сама жизнь заставляет вести
торговлю по примерно одинаковым ценам.
И
так, все то, что может подорвать
какое-либо направление конкурентных
отношений, а также расчленить единое
конкурентное пространство, создает
предпосылки для ценовой
Если
ценовая дискриминация
Кроме того, как мы знаем, если бы цена была больше, потребители не отказались бы от покупок совсем, а купили бы меньшее количество единиц товара. Значит, покупая больше при данной цене, они как бы недоплачивают за предыдущие единицы товара. Таковы общие правила рыночной игры.
И
еще. Географически и
Чтобы
реализовать названные
1. Наиболее очевидно, что продавец должен быть монополистом или, по крайней мере, обладать некоторой степенью монопольной власти, то есть некоторой способностью контролировать производство и ценообразование.[2, c.106]
2.
Продавец должен быть способен
выделять покупателей в
3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу. Если те, кто покупает на участке рынка с низкими ценами, могут легко перепродать на участке рынка с высокими ценами, Происходящее в результате снижение предложения увеличило бы цену на участке рынка с высокими ценами. Политика ценовой дискриминации, таким образом, была бы подорвана. Это, верно, означает, что отрасли услуг, например отрасль перевозок или юридические и медицинские услуги, особенно восприимчивы к ценовой дискриминации. [2, c.106]
Обсуждение проблемы условий дискриминации проводится обычно в контексте теории монополии, однако это - не единственная рыночная структура, в которой встречается такое явление. Любая фирма, способная назначить цену на свою продукцию, если она в состоянии разделить потенциальных покупателей в зависимости от эластичности предъявляемого ими спроса, а эти последние в принципе лишены возможности перепродавать свою продукцию, рано или поздно сталкиваются с искушением воспользоваться стратегией ценовой дискриминации.[1, c.106]
Издержки проведения в жизнь дискриминационной политики не должны превышать выгод от такой деятельности. Торговаться с каждым в отдельности, изучая его платежеспособность, контролировать персонал, получивший возможность лично назначать цены, - все это дело дорогое и не всегда оправданное.
4.Типы ценовой дискриминации.
В
зависимости от того, насколько полно
реализуется каждое из этих условий
и насколько удачно они сочетаются
между собой, можно говорить о
разных возможностях проведения дискриминационной
политики как постоянной линии поведения
фирмы. Наивысшая степень контроля
над рынком при благоприятном
стечении обстоятельств дает возможность
назначения индивидуальных цен на каждую
единицу товара для каждого покупателя
в соответствии с индивидуальными
кривыми спроса. Наиболее мягкая форма
дискриминации связана с
Совершенной ценовой дискриминацией (дискриминацией первой степени) называется продажа каждой единицы блага по ее цене спроса, то есть устанавливаются разные цены на каждую продаваемую единицу товара.[3] Каждый покупатель платит за дополнительную единицу товара свою цену, равную индивидуальной цене спроса.[5] Если продавцу это удается, то кривая отраслевого спроса становится для него кривой предельного дохода. В этом случае монополия продаст такой же объем продукции, какой был бы реализован в условиях совершенной конкуренции. При этом весь потребительский излишек достается продавцу в виде добавочной прибыли.
Осуществить ценовую дискриминацию первой степени на практике удается редко. Чаще по разным ценам монополист продает не каждую единицу продукции, а определенные ее партии. Так, теплоэлектроцентраль может учесть, что минимально необходимое количество электроэнергии и тепла потребители возьмут по очень высоким ценам, а если на последующие порции своей продукции она будет снижать цены, то общий объем выручки и, возможно, прибыль возрастут. В этом суть ценовой дискриминации по объему покупки (дискриминацией второй степени) Тот факт, что индивидуальная цена спроса с увеличением объема убывает, позволяет продавцу извлечь выгоду из установления разных цен для разных объемов покупки. Обычной является практика назначения скидок при покупки крупных партий товара.[3]
Ценовая дискриминация на сегментированных рынках (третьей степени) означает установление разных цен для разных категорий покупателей (сегментов рынка). Предполагается, что эти категории могут быть легко идентифицированы (наличие студенческого билета, пенсионного удостоверения и т. п.). На практике такой подход осуществить гораздо легче, и в целом он преобладает.
Модель
совершенной ценовой