Ценообразования предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Нас со всех сторон окружают цены. За жилье мы вносим квартплату, за учебу - плату за обучение, врачу выплачиваем вознаграждение. Для того, чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы приемлемы покупателям, иначе их невозможно будет удачно продать на рынке. Поэтому организация должна выбрать правильную ценовую политику.

Цель моей курсовой работы - рассмотреть политику ценообразования предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Цена - инструмент экономики 4
1.1. Виды цен 4
1.2. Функции цены 6
1.3. Ценообразование на различных рынках 9
2. Ценовая политика 12
2.1. Задачи и политика ценообразования предприятия 12
Изучение рынка 13
2.2. Влияние ценовой политики на деятельность предприятия 14
2.3. Разработка ценовой стратегии 15
2.4. Виды стратегий ценообразования на предприятии 17
Заключение 20
Практическая часть 22
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

цена1.doc

— 392.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Санкт-Петербургский государственный  инженерно-экономический университет» 

Филиал  Санкт-Петербургского государственного

инженерно-экономического университета  в  г. Апатиты 
 
 
 
 
 
 

          Кафедра: Экономика и менеджмент 

          Дисциплина: Экономика предприятия 

          Руководитель: Цай Е.Л. 
           
           
           
           

КУРСОВАЯ   РАБОТА 

Вариант № 7 
 
 
 
 
 
 
 

Студент: Юрченко Станислав Олегович 

Группа: 51/561                                Форма обучения: очная 

Специальность: Финансы и Кредит 

№ зачетной книжки: АП0090/06 
 
 
 
 
 

Апатиты

2007

Содержание:

  Введение

      Цена  была и остается важнейшим критерием  принятия потребительских решений. Нас со всех сторон окружают цены. За жилье мы вносим квартплату, за учебу - плату за обучение, врачу выплачиваем вознаграждение. Для того, чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы приемлемы покупателям, иначе их невозможно будет удачно продать на рынке. Поэтому организация должна выбрать правильную ценовую политику.

     Цель  моей курсовой работы - рассмотреть политику ценообразования предприятия. 
 
 
 

 

1. Цена - инструмент экономики

     Цена - сильная экономическая категория. Она может активно участвовать  в решении многих экономических, социальных, политических задач, поэтому  и государство, и различные субъекты рынка учитывают и используют все качества цены в своих действиях. Роль цены, её место на микро- и макроуровнях проявляется через функции.

    1. Виды  цен
 

      На  цены накладывает отпечаток вид  торговли товарами и услугами, посредством  которого реализуются товары, масштабы торговых операций и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся на розничные,  оптовые, закупочные и тарифы.

      Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления населению и в меньшей мере - предприятиям, организациям, предпринимателям.

      Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой  компенсируются издержки обращения в розничной торговле, и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

      Каждый  из последующих видов цен включает в качестве составной части предыдущий вид. Так, отпускная цена оптового предприятия включает отпускную цену предприятия-изготовителя, а розничная цена — отпускную цену оптового предприятия.

      Цена  любого товара, услуги состоит из ряда обособленных элементов (рис.1).

      Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.

      Обычно  по оптовым ценам предприятия-производители  реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым посредникам. Чаще всего  необходимость в оптовой продаже  возникает, когда производство продукции локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сфера потребления имеет обширный радиус.

 

      

Себестоимость Прибыль Косвенные налоги (или дотация) Торговая наценка
оптовая розничная

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.1.Состав розничной цены по элементам

      Закупочные цены - это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в определенной степени продолжают быть распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у ее производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов. Однако в принципе термин «закупочные цены» может трактоваться гораздо более широко, применительно ко всем видам государственных закупок.

      Определенной  спецификой обладают цены на услуги, представляющие, виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом ее потребления. Специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование цен на услуги, именуемых тарифами (расценками). При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением.

      Договорные  цены - это цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, в котором оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровень (не выше или не ниже) либо их связь с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, скажем, инфляции, возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

      Свободные рыночные цены, как ясно из их названия, освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен объеме предложения товаров на рынке. Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удается избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную, с одной стороны, ценности для потребителей дополнительной единицы приобретаемого блага и, с другой стороны, издержкам производства и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца.

      Переход от фиксированных государственных  цен к свободным, рыночным ценам  называют либерализацией цен.

      Цена  есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов  спроса и предложения и денежного  обращения. При попытках в приказном порядке установить так называемые «правильные», «хорошие», «нужные», «справедливые» цены, нарушая объективные экономические законы, хозяйственная ситуация отреагирует на подобные действия углублением дефицита, инфляцией, спекуляцией, социальной несправедливостью, принудительным распределением.

      Таким образом, в системе цен каждая отдельная цена и каждая группа цен  находиться во взаимосвязи со всеми  другими ценами. Это обусловлено  единым процессом формирования затрат на производство, взаимосвязью всех элементов рыночного механизма хозяйствования и всех субъектов, действующих на рынке [1, стр. 50] .

1.2. Функции цены

      Измерительная функция. Цена обслуживает оборот по реализации товаров и тем самым - экономические интересы всех относительно самостоятельных участников товарного оборота: производителя-посредника-покупателя-посредника-покупателя. В этом качестве она выступает как количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.

      Благодаря цене удаётся измерить, определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар. Зная цены различных товаров, услуг и количество продаваемых и покупаемых

        товаров, можно определить величину  денежной  функции, платежа за  товары и услуги. Зная цену рабочей силы, труда, можно определить размер зарплаты на предприятии, отрасли и т.д.

      Цена  также выступает как инструмент расчета таких качественных показателей, как производительность труда, рентабельность изделий и производства, фондоотдача и т.п.

      Поскольку цена является носителем информации, она выступает как важный инструмент анализа, прогнозирования, планирования всех показателей в денежном выражении  и занимает ключевое место в системе  хозяйственного механизма управления, как предприятия, региона, так и национальной экономики в целом.

      Регулирующая  функция. Цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Причем на рынках неограниченной конкуренции цена равновесия устанавливается в результате стихийного взаимодействия сил предложения и спроса.

      На  рынках с разной степенью монополизации, как на стороне предложения, так  и на стороне спроса производителя  и потребители могут оказывать непосредственное влияние на формирование и движение цены. Так, производительный монополист, в случае затоваривания может не снижать цену, а пойти на изменение предложения товара, сохранив прежнюю цену.

      В случае дефицита  товара он может не увеличивать предложение, а повышать цену. В итоге цена теряет своё качество как результат действия стихийных сил спроса и предложения. Её уровень в значительной (а иногда в решающей) степени определяется элементами регулирования, проводимого либо производителем с монопольной властью, либо монополистом-потребителем, либо государством.

      В условиях рыночной экономики каждый производственный ресурс имеет свою цену, которая, как и товарная цена, регулирует изменение спроса и предложения  указанного ресурса. Действующие уровни цен на производственные ресурсы делают возможным выбор таких ресурсов, при которых определённый объём производства достигается при минимуме издержек. Тем самым цены производственных ресурсов, ориентируя предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономию на дорогих, в той же мере, как и товарные цены, воздействуют на более эффективное распределение производственных ресурсов в масштабе общества, то есть выполняет здесь регулирующую роль.

      Стимулирующая функция. Рыночное ценообразование создаёт возможности для выбора варианта при принятии хозяйственных решений, что способствует повышению эффективности производства. Так, есть вариант сочетания различных факторов производства для создания той или иной продукции (например, между капиталоёмкими процессами, требующими значительных затрат, но затем дающими большую экономию в издержках производства, или более трудоёмким процессом, требующим меньше капиталовложений, но зато с большей величиной издержек). К этому добавляется выбор рынков, производимой продукции, инвестора, кредитора и т.д.

      Таким образом, стимулирующее воздействие  цены заключается в том, что её уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию  ресурсов.

      Цена  входит в состав экономического механизма стимулирующего воздействия на производство через следующие ориентиры: повышенную ( пониженную) рентабельность, надбавки (скидки) к цене, применение различных видов цен (свободные, регулируемые, расчётные и т.д.).

Информация о работе Ценообразования предприятия