Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:12, доклад
Бюджетная классификация, доходы и расходы,
сбалансированность бюджетов
Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней используется бюджетная классификация Российской Федерации.
Функциональная классификация бюджетных средств отражает направление средств основного централизованного денежного фонда на выполнение конкретных функций государства, это предполагает бюджетное финансирование затрат на:
•государственное управление и местное самоуправление;
•судебную власть;
•международную деятельность;
•национальную оборону;
•правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;
•фундаментальные исследования и содействие НТП;
•промышленность, энергетику и строительство;
•сельское хозяйство и рыболовство;
•охрану окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;
•транспорт, связь и информатику;
•развитие рыночной инфраструктуры;
•жилищно-коммунальное хозяйство;
•предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
•образование;
•культуру, искусство и кинематографию;
•средства массовой информации;
•здравоохранение и физическую культуру;
•социальную политику;
•обслуживание государственного долга;
•пополнение государственных запасов и резервов;
•финансовую помощь бюджетам других уровней;
•утилизацию и ликвидацию вооружений, включая выполнение международных договоров;
•мобилизационную подготовку экономики;
•исследование и использование космического пространства;
•военную реформу;
•дорожное хозяйство;
•прочие расходы.
С точки зрения предметной
направленности, расходная часть
бюджета подразделяется на следующие
группы: финансирование отраслей народного
хозяйства, финансирование социально
- культурных мероприятий, финансирование
науки, финансирование обороны, содержание
правоохранительных органов и органов
государственной власти, расходы
на внешнеэкономическую
2) Экономическая
сущность государственных
Государственные расходы -- это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства - экономической, социальной, управленческой, военной (обороной) и др. Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны. Государство выполняет свои функции либо непосредственно через систему органов управления, либо через принадлежащие ему предприятия (объединения), организации, учреждения.
Государственные расходы
состоят из прямых расходов государства,
осуществляемых через систему бюджетных
и внебюджетных фондов, и расходов
государственных предприятий, организаций,
учреждений. И те, и другие расходы
производятся в целях расширения
производства (путем финансирования
капитальных вложений и оборотных
средств), образования общественных
фондов социального назначения и
удовлетворения других потребностей государства.
Поскольку в различных системах
хозяйствования (рыночной и административно-командной)
и даже на разных этапах развития экономики
роль государства, его функции и
сфера деятельности меняются, то соответственно
этому преобразовываются
По мере перехода к рынку
и развития многообразных форм собственности
экономическая функция
Использование экономических,
в том числе финансовых методов,
позволили государству
Специфическим видом государственных
расходов в условиях рыночной экономики
являются затраты на инвестиции в
действующие или вновь
Государственные расходы в области экономики имеют важное народнохозяйственное значение: они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей экономики. Активную роль государственные расходы играют в осуществлении инвестиционной политики, проведении природоохранных мероприятий, распространении экологически чистых технологий.
Постепенно растут государственные
расходы, обусловленные выполнением
социальной функции государства. Необходимость
обеспечения основных социальных прав
трудящихся, потребность в государственном
регулировании социальных процессов
вызывает рост соответствующих
Расходы государства, обусловленные его социальной деятельностью, имеют огромное значение. Формируемые с их помощью фонды социального назначения влияют на рост реальных доходов населения, повышают материальный и культурный уровень жизни народа. За счет социальных расходов государства финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, переквалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице и т.д.
Важную экономическую и социальную роль играют государственные расходы, осуществляемые непосредственно государственными предприятиями, объединениями, организациями. Расходы государственных предприятий охватывают два вида затрат:
* во-первых, связанных с
хозяйственной деятельностью
* во-вторых, обусловленных
социальными запросами
Первый вид затрат необходим для обеспечения расширенного воспроизводства основных и оборотных фондов, эффективного их использования, получения высокого финансового результата. Успешное решение данной задачи позволяет повышать эффективность хозяйствования, увеличивать финансовые возможности государства. Второй вид затрат способствует росту уровня удовлетворения социальных запросов трудящихся.
Выполняя разнообразные
функции, государство несет расходы
не только по финансированию экономики
и социально-культурных мероприятий,
но и на содержание управленческих
структур. Расходы, связанные с выполнением
государственным аппаратом
В последнее время существенные изменения претерпевают военные расходы, обусловленные выполнением оборонной функции государства. В силу происходящей во всем мире разрядки напряженности военная функция постепенно будет играть все более подчиненную роль. И как следствие этого в экономике страны будут набирать силу процессы конверсии оборонных отраслей, снижаться государственные расходы на содержание оборонных объектов, сокращаться бюджетные ассигнования на содержание вооруженных сил.
Объектом государственных расходов выступают мобилизованные в распоряжение государства и его предприятий доходы, что свидетельствует о тесной количественной взаимосвязи понятий “государственные доходы” и “государственные расходы”.
Совокупность конкретных
видов государственных
* целевое направление средств;
* безвозвратность расходования государственных ресурсов;
* соблюдение режима экономии.
Целевое направление средств означает, что государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах. Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой - заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т. д.
Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нyждaютcя в обязательном их возмещении. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается, например, от использования кредитных средств. Однако следование принципу безвозвратности не означает, что можно быть безразличным к конечному итогу использования государственных финансовых ресурсов. Порядок и условия их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода, а в конечном итоге приводить к общему увеличению государственных финансовых ресурсов.
Достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных расходов отвечает такой принцип их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление [3, 287].
Финансирование
* самофинансирования;
* бюджетного финансирования;
* кредитного обеспечения.
Самофинансирование
Бюджетное финансирование применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение.
Кредитное обеспечение применяется,
с одной стороны, государственными
предприятиями, получающими банковские
ссуды для покрытия своих текущих
и инвестиционных затрат, а с другой
стороны, государственными структурами
разного уровня управления, прибегающими
к заимствованию денежных средств
на финансовом рынке в форме государственного
кредита. Рациональное соотношение
между названными формами финансового
обеспечения государственных