Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:12, доклад
Бюджетная классификация, доходы и расходы,
сбалансированность бюджетов
Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней используется бюджетная классификация Российской Федерации.
Бюджетная классификация, доходы и расходы,
сбалансированность бюджетов
Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней используется бюджетная классификация Российской Федерации.
Бюджетная классификация - это законодательно устанавливаемая по однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а также источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджетов, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней..
Эти данные дают представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре.
Бюджетная классификация
обязательна для всех учреждений
и организаций и строится в
соответствие с требованиями, определенными
бюджетным законодательством
В настоящее время ранее используемая классификация (была утверждена Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» и Законом РФ от 8 августа 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О бюджетной классификации РФ» № 127-ФЗ.) претерпевает изменения. Таким образом, по данным комментария И.Диковой, консультанта Департамента бюджетной политики Минфина России видно, что в целях обеспечения проведения единой бюджетной политики в 2005 г., во исполнение Федерального закона от 23.12.04 г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» и в соответствии со ст.11 Федерального закона от 15.08.96 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации»Минфином России 10 декабря 2004 г. был утвержден приказ №114н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», который введен в действие с 1 января 2005 г.
На основании Федерального закона от 23.12.04 г. № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» и Бюджетный кодекс Российской Федерации» с 2005г. вводится новая бюджетная классификация.
Постоянные перемены в
бюджетной классификации
Внесение изменений в
бюджетную классификацию
Новая бюджетная классификация, с одной стороны, соответствует законодательству по разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и новой структуре органов федеральной исполнительной власти, с другой стороны, упорядочивает процесс формирования доходов и расходов федерального бюджета и дает участникам бюджетного процесса больше полномочий с позиции распоряжения бюджетными средствами.
Реформирование бюджетной классификации тесно связано с проводимыми в настоящее время реформами в бюджетной сфере: изменением системы предоставления социальных льгот, продолжающихся преобразований в налоговой сфере, реструктуризацией бюджетного сектора.
Бюджетная классификация включает:
· классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
· функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
· экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
· классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
· классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
· классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга;
· классификацию видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации;
· ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Утвержденная бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы.
С целью соблюдения единых
принципов формирования и исполнения
бюджетов всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации приказом
от 10.12.04 г. № 114н утвержден единый
20-значный код для
Функциональная классификация
•01 Государственное управление;
•06 Наука;
•14 Образование и т.д.
Разделы состоят из подразделов, конкретизирующих направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области и образующих второй ее уровень. Например, подразделы в разделе 14 «Образование»:
-01 Дошкольное образование (1401);
-04 Среднее профессиональное образование (1404);
-05 Переподготовка и повышение квалификации (1405);
-06 Высшее профессиональное образование (1406) и т.д.
Экономическая классификация расходов бюджетов РФ — это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.
Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета – это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.
Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ группируют долговые обязательства Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.
Государственный внешний долг подразделяется на кредиты, полученные от правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, международных финансовых организаций.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам расходов.
Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Доходы бюджета
Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.
Доходы бюджета
-по источникам образования
они делятся на налоги с
юридических лиц, налоги с
-по уровню бюджетной
системы, за которыми
-по конкретным объектам обложения - взимаемые с имущества или дохода;
-по методам взимания - на налоговые и неналоговые доходы;
-по видам налогов -
на акцизы, НДС, налог на прибыль
предприятий и организаций,
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений
К налоговым доходам, формирующим основную часть (около 84 %) бюджетного фонда государства, относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц.
Главные налоги закреплены за федеральным бюджетом, к ним относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы с физических лиц и др.
К неналоговым доходам относятся:
-доходы от использования
имущества, находящегося в
-доходы от платных
услуг, оказываемых бюджетными
учреждениями, находящимися в ведении
соответственно федеральных
-средства, полученные в
результате применения мер
К безвозмездным перечислениям относятся:
а)доходы в виде финансовой помощи, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, в форме дотаций, субвенций и субсидий.
Дотации - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.
Субвенции - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия.
Субсидия ~ бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
б)доходы в виде перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
Традиционно распределение
доходов между звеньями бюджетной
системы осуществлялось посредством
закрепления собственных
Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К собственным доходам бюджетов относятся:
• налоговые доходы, законодательно закрепленные за соответствующими бюджетами;
• неналоговые доходы, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
• безвозмездные перечисления.
При этом финансовая помощь
не относится к собственным
Регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений ( в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам доходов.
Расходы бюджета
Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.
Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально - экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно -территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п.
Существует несколько
признаков классификации
В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства, т.е.экономическая классификация бюджета. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные средства.
Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи и другие платежи.
Капитальные расходы бюджетов представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов.
Капитальные расходы бюджетов
- часть расходов бюджетов, обеспечивающая
инновационную и инвестиционную
деятельность, включающая статьи расходов,
предназначенные для инвестиций
в действующие или вновь