Бюджетная классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:12, доклад

Описание работы

Бюджетная классификация, доходы и расходы,
сбалансированность бюджетов
Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней используется бюджетная классификация Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Бюджетная классификация.docx

— 31.76 Кб (Скачать)
  1. Бюджетная классификация

Бюджетная классификация, доходы и расходы,

сбалансированность бюджетов

Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней  используется бюджетная классификация  Российской Федерации.

Бюджетная классификация - это законодательно устанавливаемая по однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а также источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджетов, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней..

Эти данные дают представление  о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре.

Бюджетная классификация  обязательна для всех учреждений и организаций и строится в  соответствие с требованиями, определенными  бюджетным законодательством РФ.

В настоящее время ранее  используемая классификация (была утверждена Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации  РФ» и Законом РФ от 8 августа 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О бюджетной классификации  РФ» № 127-ФЗ.) претерпевает изменения. Таким образом, по данным комментария  И.Диковой, консультанта Департамента бюджетной политики Минфина России видно, что в целях обеспечения проведения единой бюджетной политики в 2005 г., во исполнение Федерального закона от 23.12.04 г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» и в соответствии со ст.11 Федерального закона от 15.08.96 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации»Минфином России 10 декабря 2004 г. был утвержден приказ №114н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», который введен в действие с 1 января 2005 г.

На основании Федерального закона от 23.12.04 г. № 174-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон «О бюджетной  классификации Российской Федерации» и Бюджетный кодекс Российской Федерации» с 2005г. вводится новая бюджетная классификация.

Постоянные перемены в  бюджетной классификации привели  к тому, что бюджетные показатели разных лет не вполне сопоставимы.

Внесение изменений в  бюджетную классификацию вызвано  необходимостью приведения ее структуры  и содержания в соответствие с  целями и задачами реформы бюджетного процесса в Российской Федерации, а  также приближения ее к требованиям  международных стандартов финансовой отчетности.

Новая бюджетная классификация, с одной стороны, соответствует  законодательству по разграничению  полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления и новой структуре органов  федеральной исполнительной власти, с другой стороны, упорядочивает  процесс формирования доходов и  расходов федерального бюджета и  дает участникам бюджетного процесса больше полномочий с позиции распоряжения бюджетными средствами.

Реформирование бюджетной  классификации тесно связано  с проводимыми в настоящее  время реформами в бюджетной  сфере: изменением системы предоставления социальных льгот, продолжающихся преобразований в налоговой сфере, реструктуризацией  бюджетного сектора.

Бюджетная классификация  включает:

·          классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

·          функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

·          экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

·          классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

·          классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

·          классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга;

·          классификацию видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации;

·          ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.       

 Утвержденная бюджетная  классификация является единой  и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы.

С целью соблюдения единых принципов формирования и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации приказом от 10.12.04 г. № 114н утвержден единый 20-значный код для классификации  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации. Три первых знака 20-значного кода являются кодами администраторов бюджетных  средств, соответствующих перечню  главных распорядителей средств  соответствующего бюджета. Вторая часть представляет собой собственно функциональную структуру (разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды, группы, подгруппы, элементы, программы) соответствующей бюджетной классификации. Три последних знака 20-значного кода являются классификацией операций сектора государственного управления, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.04 г. № 249. Одной из основных составляющих частей бюджетной классификации является классификация доходов бюджетов РФ - это группировка доходов бюджетов всех уровней, которая основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ - это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающих направление средств на выполнение основных функций государства. Первый уровень названной классификации - разделы.Например:

•01 Государственное управление;

•06 Наука;

•14 Образование и т.д.

Разделы состоят из подразделов, конкретизирующих направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области и образующих второй ее уровень. Например, подразделы в разделе 14 «Образование»:

-01 Дошкольное образование  (1401);

-04 Среднее профессиональное  образование (1404);

-05 Переподготовка и повышение  квалификации (1405);

-06 Высшее профессиональное  образование (1406) и т.д.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ — это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета – это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.

Классификация видов государственных  внутренних долгов РФ и субъектов  РФ группируют долговые обязательства Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Государственный внешний  долг подразделяется на кредиты, полученные от правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и  фирм, международных финансовых организаций.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам расходов.

Расходы федерального бюджета  по главным распорядителям средств  федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и  видам расходов функциональной классификации  расходов бюджетов РФ, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам  расходов экономической классификации  расходов бюджетов РФ утверждаются федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год.

Доходы бюджета

Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.

Доходы бюджета классифицируются в зависимости от разных признаков:

-по источникам образования  они делятся на налоги с  юридических лиц, налоги с населения,  займы, поступления от реализации  государственной собственности;

-по уровню бюджетной  системы, за которыми закрепляются  доходы, они подразделяются на собственные и регулирующие;

-по конкретным объектам  обложения - взимаемые с имущества  или дохода;

-по методам взимания - на налоговые и неналоговые  доходы;

-по видам налогов - на акцизы, НДС, налог на прибыль  предприятий и организаций, налог  на доходы с физических лиц  и другие.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений

К налоговым доходам, формирующим основную часть (около 84 %) бюджетного фонда государства, относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц.

Главные налоги закреплены за федеральным бюджетом, к ним  относятся налог на прибыль, налог  на добавленную стоимость, акцизы, налог  на доходы с физических лиц и др.

К неналоговым доходам  относятся:

-доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

-доходы от платных  услуг, оказываемых бюджетными  учреждениями, находящимися в ведении  соответственно федеральных органов  исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов  РФ, органов местного самоуправления;

-средства, полученные в  результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности, в том числе,  штрафы, конфискации, а также средства, полученные в возмещение вреда,  причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным  образованиям, и иные суммы принудительного  изъятия, доходы в виде финансовой  помощи и бюджетных ссуд, полученных  от бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ, иные неналоговые  доходы.

К безвозмездным перечислениям  относятся:

а)доходы в виде финансовой помощи, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, в форме дотаций, субвенций и субсидий.

Дотации - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.

Субвенции - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия.

Субсидия ~ бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

б)доходы в виде перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Традиционно распределение  доходов между звеньями бюджетной  системы осуществлялось посредством  закрепления собственных доходов  и использования регулирующих доходов.

Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К собственным доходам бюджетов относятся:

• налоговые доходы, законодательно закрепленные за соответствующими бюджетами;

• неналоговые   доходы,    за   исключением   доходов    от   использования   имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

• безвозмездные перечисления.

При этом финансовая помощь не относится к собственным доходам  соответствующего бюджета.

Регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений ( в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам доходов.

Расходы бюджета

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено  целым рядом факторов: природой и  функциями государства, уровнем  социально - экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с  народным хозяйством, административно  -территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п.

Существует несколько  признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь расходы  бюджета подразделяются по их влиянию  на процесс расширенного воспроизводства, т.е.экономическая классификация бюджета. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные средства.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи и другие платежи.

Капитальные расходы бюджетов представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые  юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве кредитов на инвестиционные цели юридическим  лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным  воспроизводством, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета.

Информация о работе Бюджетная классификация