Безработица и занятость в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение рынка труда, его состояние и перспективы развития, особенности функционирования в Республике Беларусь.
Задачи:
изучить современные модели рынка труда, определить возможность их использования в белорусской политике занятости;
раскрыть механизм и содержание процессов регулирования рынка труда в русле существующей научной традиции и логики научного знания определить условия оптимальной реализации человеческого потенциала на белорусском рынке труда;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1 РЫНОК ТРУДА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ………………...6
Понятие, структура и механизм функционирования рынка труда……..6
Занятость населения: виды и формы……………………………………..9
1.3 Безработица: понятие, причины, формы, измерение………..………….12

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………17
2.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь…………………………………………………………………..17
2.2 Состояние рынка труда в Республике Беларусь…………………..……24

ГЛАВА 3 БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….……....32
3.1 Безработица явная и скрытая………………………………………………32
3.2 Создание рабочих мест в малых городах………………………………....35
3.3 Пути снижения безработицы…..………..………………………..……….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 347.89 Кб (Скачать)

Некоторое облегчение может  принести, например, предоставление возможности  досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного  возрасти. В России, например, при  упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили  бы армию безработных. Досрочная  пенсия позволила предотвратить  такое развитие событий. Вместе с  тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для  роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

Реализация программ поддержки  молодых работников. Тяжелее всего  безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут  использоваться различные методы:

    • экономическое стимулирование молодежной занятости;
    • создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи
    • создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще  долго, но важно понимать, что все  эти программы не могут полностью  ликвидировать или существенно  сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается  лишь при общем улучшении экономической  ситуации в стране.

Что же должно предпринимать  государство, чтобы проблема безработицы  не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий  характер и включать комплекс мер  государственного регулирования, предотвращающих  рост безработицы.

Вот наиболее важные меры такого рода:

  • Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
  • Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.
  • Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
  • Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
  • Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
  • Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
  • Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда [12, стр. 65-78].

Таким образом, для смягчения негативных последствий  перехода страны к рыночной экономике  социально ориентированного типа ключевое значение имеет государственное  регулирование рынка труда.

Учитывая  опыт развитых стран, следует отметить, что для преодоления негативных последствий безработицы требуются  усиление мер государственного регулирования  рынка труда, проведение активной политики занятости, позволяющей включить временно не занятое население в трудовую деятельность. Поэтому государственное  регулирование рынка труда должно быть направлено в первую очередь  на создание и сохранение рабочих  мест, подготовку и переподготовку рабочей силы. При этом социальная защита населения от безработицы  должна стимулировать безработных  на поиск работы и трудоустройства.

 

 

 

 

Заключение

При решении вопросов регулирования  рынка труда важно учитывать  специфические черты белорусской  модели рынка труда. Это более  высокая степень коллективизма  как традиционного способа взаимной поддержки работающих, разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики, неравномерность  перехода к рынку в отдельных  регионах, городах, сельской местности.

Забота государства о  достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как  важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим  аспектом государственного регулирования  рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

В период радикальных преобразований, связанных с разгосударствлением, приватизацией, конверсией, демонополизацией, проведением рыночных реформ в экономике, происходит ломка традиционных структур занятости. Переход к новой экономической  системе требует крупномасштабных перемещений работников, высвобождаемых из распадающихся структур. Для значительных контингентов рабочих и служащих массовых профессий, вытесняемых свертыванием или технологизацией производства, недостаточно одного только изыскания новых рабочих мест. Необходима переподготовка специалистов узкого профиля, частичных работников, высвобождающихся при ликвидации устаревших хозяйственных и управленческих структур, модернизации традиционных секторов экономики на частнопредпринимательской основе.

Не все они находят  себе новое место работы, но общество рассматривает многих из них как  потенциальный и мобильный резерв труда. Он будет использован при  дальнейшем расширении и совершенствовании  производства и услуг, когда общество выработает материально подтвержденные, в том числе и в денежной форме, потребности, а экономика будет готова создать новые эффективные рабочие места. Поддерживать полную занятость всех, кого высвобождают высокие технологии и рыночные формы хозяйствования, кто не может эффективно работать на приватизированных предприятиях становится все труднее [12].

Создание новых рабочих  мест требует крупных капиталовложений, а спрос на дополнительных работников определяется эффективностью использования  рабочей силы на производстве.

Человек, потерявший работу и готовый к ней приступить вновь, безусловно, имеет право на содействие в трудоустройстве и  переквалификации, ему должна быть предоставлена необходимая материальная помощь. Это аксиома рынка труда.

Рынок труда является фундаментом  рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму  должны иметь нормальную продолжительность  рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь.

Законы рынка труда  действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них человек, может добиться в жизни того, на что он действительно  способен, не полагаясь особо на государство. Если законы рынка труда  действуют в полной мере и трудовое законодательство отвечает их требованиям, а экономика дает материальное обеспечение  рабочей силе в виде разнообразных  рынков товаров и услуг, общество идет по пути к процветанию.

Даже содержание нетрудоспособных и безработных не представляется ему в тягость: эффективное хозяйство, основанное на свободном и заинтересованном труде позволяет содержать освобожденных от труда, предоставлять им необходимую поддержку. Для общества экономически выгоднее и нравственно честнее поступать, таким образом, чем прилаживать к делу без надобности каждого ради всеобщей занятости. Не желающий или не способный работать по объективным причинам не должен мешать трудящимся, что естественно вытекает из законов рынка труда.

Однако достижение этой простой  истины дается чрезвычайно трудно. В общественном сознании безработица  воспринимается как беда, ужасное  несчастье, которое приносит в дом  рынок труда. И, тем не менее, безработица - не оборотная сторона свободы  труда, и ее определяют более глубокие обоснования, чем рыночные отношения  купли-продажи рабочей силы.

Переход от одной экономической  системы к другой - от трудозатратной, основанной на всеобщем уравнительно-принудительном труде, к экономике высокоэффективного свободного труда - неизбежно приводит к появлениям массовой безработицы.

Бороться с безработицей - это все равно, что бороться с  прогрессивными преобразованиями в  экономике, с политическими и  социальными свободами личности. Безработица - результат состояния  экономики и общества, в котором  мы живем, она не причина социальных бедствий и конфликтов, а их результат.

Как общественное явление  безработица заслуживает самого пристального внимания. Безработицей начинает заниматься наука, ее начинают серьезно изучать[16, стр. 67-70].

Рынок труда, занятость и  безработица являются важными экономическими явлениями их необходимо изучать  хотя бы для того чтобы не вернулась  система поголовной занятости, включая  ее самые отвратительные и бесчеловечные  формы, когда человека действительно  лишали свободы и элементарного  человеческого быта ради безусловной  занятости рабочих мест на лесоповалах, в рудниках, на стройках индустриальных гигантов и т.д.

Рыночной экономике соответствует  рынок труда, где уже создаются  правовые основы для раскрепощения  человека труда от зависимости и  подчинения тоталитарным структурам. Но это только начало пути к свободе  труда.

Проводя курс на эффективную  занятость, необходимо обеспечить простор  для трудовой мобильности высвобождаемых работников к лучшим условиям занятости, создать их заинтересованность в  переквалификации, исходя из потребностей рынка труда, и предоставлять  достаточные гарантии только тем  трудящимся, которые по объективным  причинам не могут быть использованы на производстве, включая оказание им трудовой и материальной помощи в случае вынужденной безработицы. Предоставляемые гарантии должны стимулировать активный поиск работы. Развитие сферы и форм занятости происходит вне государственного производства, по законам рынка труда.

В этих условиях неизбежно  возникает новая ситуация, когда  предприятия будут вынуждены  соревноваться за привлечение лучших работников. Но вместе с тем необходима общественная помощь тем, кто оказался слабее в этой конкуренции. Эти люди могут рассчитывать на поддержку  государства через систему социальных гарантий [12].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников:

 

1.  Ананьев, А.В. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике / А.В. Ананьев // Вопросы экономики. – 1995 № 5. –82с.

 

2.  Базылева, М.Н., Бондарь А.В. Рынок труда: генезис и особенности / М.Н. Базылева, А.В. Бондарь // Вестник БГЭУ. – 2001. - № 1. –94с.

 

3.  Бушмарин, И.В. Рынок труда в современной экономике/ И.В. Бушмарин // Общество и экономика. № 1., 1999. – 325с.

 

4.  Ванкевич, Е.В., Коробова, Е.Н. Профилирование безработных граждан как эффективный инструмент предупреждения длительной безработицы в Беларуси/ Е.В. Ванкевич, Е.Н. Коробова // Бел.эк.журнал. – 2007. - № 1. –72с.

 

5.  Грузинов, В.П. Экономика предприятия и предпринимательство / В.П. Грузинов – М.: Софист, 1994. – 501с.

 

6.   Грушник, П. Легче предупредить, чем лечить // Белоруская думка.- 2011.- №2. –65с.

 

7.  Закон РБ 1991 г. № 828-ХП «О занятости населения РБ» // Ведомости Верх.Совета Бел.ССР, 1991. - № 19. С.273.

 

8.  Закон РБ от 15 июня 2006 г. № 125-3 (с изм.от 29.12.2006) «О занятости населения РБ» // Национальный реестр правовых актов РБ, 2006. - № 94, 2\1222.

 

9.  Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь за 2011г. // Экономический бюллетень НИЭИ М-ва экономики Республики Беларусь. – 2011. -№6. – 67с.

 

10. Макроэкономика : учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А, Воробьев, Л.Н.  Новикова[и др]. – Минск : БГЭУ, 2007. – 415с.

 

11.   Макроэкономика: Учеб. пособие / М.И, Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – М.: Новое знание,2002. – 462с.

 

12. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. 2011 – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/new_url_024690364

 

13.  Пачинина, Л.И. Оценка относительной важности целей развития рынка труда крупного города / Л.И. Пачина // Экономика управления. – 2006, № 3. –85с.

14.  Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.

 

15.  Слезингер, Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие / Г.Э. Слэзингер – М., 2000. – 451с.

 

16. Шевченко, С.В. Рынок труда в Республике Беларусь: динамика развития и основные тенденции// Проблемы управления. – 2011. №3.- 101с.

 

17. Шкель, А.Г. Государсво гарантирует работу // Экономика. Финансы. Управление. – 2011.- №1.- 95с.

 

18. http://mintrud.gov.by/ru/activity/populbusy/realizacija

 

19.  http://mintrud.gov.by/activity/sostojanie/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Безработица и занятость в Республике Беларусь