Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение рынка труда, его состояние и перспективы развития, особенности функционирования в Республике Беларусь.
Задачи:
изучить современные модели рынка труда, определить возможность их использования в белорусской политике занятости;
раскрыть механизм и содержание процессов регулирования рынка труда в русле существующей научной традиции и логики научного знания определить условия оптимальной реализации человеческого потенциала на белорусском рынке труда;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 РЫНОК ТРУДА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ………………...6
Понятие, структура и механизм функционирования рынка труда……..6
Занятость населения: виды и формы……………………………………..9
1.3 Безработица: понятие, причины, формы, измерение………..………….12
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………17
2.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь…………………………………………………………………..17
2.2 Состояние рынка труда в Республике Беларусь…………………..……24
ГЛАВА 3 БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….……....32
3.1 Безработица явная и скрытая………………………………………………32
3.2 Создание рабочих мест в малых городах………………………………....35
3.3 Пути снижения безработицы…..………..………………………..……….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………
Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.
Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.
Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
Список программ сокращения
безработицы можно продолжать еще
долго, но важно понимать, что все
эти программы не могут полностью
ликвидировать или существенно
сократить циклическую
Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.
Вот наиболее важные меры такого рода:
Таким образом, для смягчения негативных последствий перехода страны к рыночной экономике социально ориентированного типа ключевое значение имеет государственное регулирование рынка труда.
Учитывая
опыт развитых стран, следует отметить,
что для преодоления негативных
последствий безработицы
Заключение
При решении вопросов регулирования
рынка труда важно учитывать
специфические черты
Забота государства о
достижении в стране наиболее полной
и эффективной занятости как
важной социальной гарантии для экономически
активного населения является важнейшим
аспектом государственного регулирования
рынка труда, механизм формирования
которого будет постоянно
В период радикальных преобразований,
связанных с
Не все они находят
себе новое место работы, но общество
рассматривает многих из них как
потенциальный и мобильный
Создание новых рабочих
мест требует крупных
Человек, потерявший работу
и готовый к ней приступить
вновь, безусловно, имеет право на
содействие в трудоустройстве и
переквалификации, ему должна быть
предоставлена необходимая
Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь.
Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них человек, может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство. Если законы рынка труда действуют в полной мере и трудовое законодательство отвечает их требованиям, а экономика дает материальное обеспечение рабочей силе в виде разнообразных рынков товаров и услуг, общество идет по пути к процветанию.
Даже содержание нетрудоспособных и безработных не представляется ему в тягость: эффективное хозяйство, основанное на свободном и заинтересованном труде позволяет содержать освобожденных от труда, предоставлять им необходимую поддержку. Для общества экономически выгоднее и нравственно честнее поступать, таким образом, чем прилаживать к делу без надобности каждого ради всеобщей занятости. Не желающий или не способный работать по объективным причинам не должен мешать трудящимся, что естественно вытекает из законов рынка труда.
Однако достижение этой простой истины дается чрезвычайно трудно. В общественном сознании безработица воспринимается как беда, ужасное несчастье, которое приносит в дом рынок труда. И, тем не менее, безработица - не оборотная сторона свободы труда, и ее определяют более глубокие обоснования, чем рыночные отношения купли-продажи рабочей силы.
Переход от одной экономической системы к другой - от трудозатратной, основанной на всеобщем уравнительно-принудительном труде, к экономике высокоэффективного свободного труда - неизбежно приводит к появлениям массовой безработицы.
Бороться с безработицей
- это все равно, что бороться с
прогрессивными преобразованиями в
экономике, с политическими и
социальными свободами
Как общественное явление безработица заслуживает самого пристального внимания. Безработицей начинает заниматься наука, ее начинают серьезно изучать[16, стр. 67-70].
Рынок труда, занятость и безработица являются важными экономическими явлениями их необходимо изучать хотя бы для того чтобы не вернулась система поголовной занятости, включая ее самые отвратительные и бесчеловечные формы, когда человека действительно лишали свободы и элементарного человеческого быта ради безусловной занятости рабочих мест на лесоповалах, в рудниках, на стройках индустриальных гигантов и т.д.
Рыночной экономике
Проводя курс на эффективную занятость, необходимо обеспечить простор для трудовой мобильности высвобождаемых работников к лучшим условиям занятости, создать их заинтересованность в переквалификации, исходя из потребностей рынка труда, и предоставлять достаточные гарантии только тем трудящимся, которые по объективным причинам не могут быть использованы на производстве, включая оказание им трудовой и материальной помощи в случае вынужденной безработицы. Предоставляемые гарантии должны стимулировать активный поиск работы. Развитие сферы и форм занятости происходит вне государственного производства, по законам рынка труда.
В этих условиях неизбежно возникает новая ситуация, когда предприятия будут вынуждены соревноваться за привлечение лучших работников. Но вместе с тем необходима общественная помощь тем, кто оказался слабее в этой конкуренции. Эти люди могут рассчитывать на поддержку государства через систему социальных гарантий [12].
Список использованных источников:
1. Ананьев, А.В. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике / А.В. Ананьев // Вопросы экономики. – 1995 № 5. –82с.
2. Базылева, М.Н., Бондарь А.В. Рынок труда: генезис и особенности / М.Н. Базылева, А.В. Бондарь // Вестник БГЭУ. – 2001. - № 1. –94с.
3. Бушмарин, И.В. Рынок труда в современной экономике/ И.В. Бушмарин // Общество и экономика. № 1., 1999. – 325с.
4. Ванкевич, Е.В., Коробова, Е.Н. Профилирование безработных граждан как эффективный инструмент предупреждения длительной безработицы в Беларуси/ Е.В. Ванкевич, Е.Н. Коробова // Бел.эк.журнал. – 2007. - № 1. –72с.
5. Грузинов, В.П. Экономика предприятия и предпринимательство / В.П. Грузинов – М.: Софист, 1994. – 501с.
6. Грушник, П. Легче предупредить, чем лечить // Белоруская думка.- 2011.- №2. –65с.
7. Закон РБ 1991 г. № 828-ХП «О занятости населения РБ» // Ведомости Верх.Совета Бел.ССР, 1991. - № 19. С.273.
8. Закон РБ от 15 июня 2006 г. № 125-3 (с изм.от 29.12.2006) «О занятости населения РБ» // Национальный реестр правовых актов РБ, 2006. - № 94, 2\1222.
9. Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь за 2011г. // Экономический бюллетень НИЭИ М-ва экономики Республики Беларусь. – 2011. -№6. – 67с.
10. Макроэкономика : учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А, Воробьев, Л.Н. Новикова[и др]. – Минск : БГЭУ, 2007. – 415с.
11. Макроэкономика: Учеб. пособие / М.И, Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – М.: Новое знание,2002. – 462с.
12. Министерство труда и социальной защиты
Республики Беларусь [Электронный ресурс].
2011 – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/
13. Пачинина, Л.И. Оценка относительной важности целей развития рынка труда крупного города / Л.И. Пачина // Экономика управления. – 2006, № 3. –85с.
14. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.
15. Слезингер, Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие / Г.Э. Слэзингер – М., 2000. – 451с.
16. Шевченко, С.В. Рынок труда в Республике Беларусь: динамика развития и основные тенденции// Проблемы управления. – 2011. №3.- 101с.
17. Шкель, А.Г. Государсво гарантирует работу // Экономика. Финансы. Управление. – 2011.- №1.- 95с.
18. http://mintrud.gov.by/ru/
19. http://mintrud.gov.by/
Приложение
Приложение А
Приложение Б
Информация о работе Безработица и занятость в Республике Беларусь