Безработица и занятость в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение рынка труда, его состояние и перспективы развития, особенности функционирования в Республике Беларусь.
Задачи:
изучить современные модели рынка труда, определить возможность их использования в белорусской политике занятости;
раскрыть механизм и содержание процессов регулирования рынка труда в русле существующей научной традиции и логики научного знания определить условия оптимальной реализации человеческого потенциала на белорусском рынке труда;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1 РЫНОК ТРУДА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ………………...6
Понятие, структура и механизм функционирования рынка труда……..6
Занятость населения: виды и формы……………………………………..9
1.3 Безработица: понятие, причины, формы, измерение………..………….12

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………17
2.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь…………………………………………………………………..17
2.2 Состояние рынка труда в Республике Беларусь…………………..……24

ГЛАВА 3 БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….……....32
3.1 Безработица явная и скрытая………………………………………………32
3.2 Создание рабочих мест в малых городах………………………………....35
3.3 Пути снижения безработицы…..………..………………………..……….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 347.89 Кб (Скачать)

В отличие  от метода прямого счета, ограничивающегося  данными о регистрации в службе занятости, есть балансовый метод. Он включает как использование возможностей статистики, так и социологических  методов обследования с учетом территориальных  особенностей, а также отраслевых и демографических [4, стр. 51-54].

Таким образом, можно сделать вывод, что  рынок труда можно рассматривать  как неотъемлемую часть рыночной экономики, представляющую собой систему  социально-экономических и трудовых отношений с согласованными интересами работодателей, наемных работников и государства по поводу купли-продажи  специфического товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Основные направления  государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь.

Рынок труда и сфера  занятости, отражая многие противоречия переходного периода, сегодня испытывают большое влияние специфики трудовых отношений, сформировавшихся в условиях КАС. Развитие трудовых отношений до начала переходного периода характеризуется некоторыми особенностями:

1) Гарантированная занятость  и отсутствие у занятых в  народном хозяйстве конкуренции  со стороны безработных приводило  к снижению производительности  и мотивации труда, потере стимулов  к повышению квалификации и  качества работы.

2) Государство, являясь  собственником подавляющей части  средств производства, было практически единственным работодателем и монопольно устанавливало цену труда,

Ставки заработной платы  определялись централизованно, в административном порядке.

3) Не предусматривалась  дифференциация ставок заработной  платы в зависимости от результатов,  вызванных процессом инвестирования  в человеческий капитал.

4) Высокий уровень монополизации  экономики в сочетании с отсутствием  рынка жилья, административными  ограничениями на переезд в другие города (институт прописки) и внеэкономическим закреплением работников на предприятии (очередь на жилье и т.п.) приводил к ограничению мобильности рабочей силы.

5) Социалистическая экономика  характеризуется деформированной  структурой занятости - в промышленности  и сельском хозяйстве занято  избыточное количество рабочей  силы. Этому способствует медленный  рост производительности труда и политика, направленная на приоритетное развитие тяжелой промышленности и сельского хозяйства.

6) Существующие механизмы  разрешения социальных конфликтов  были неэффективны. Профессиональные  союзы существовали, но входили  в структуру государства или  партийного аппарата и не представляли  интересы рабочих.

7) Крайне ограничены возможности  миграции за пределы страны. Как  известно, излишек рабочей силы  в одной стране может быть  продуктивно использован в другой  на рабочих местах, которые местное  население занимает неохотно.

8) В течение ряда лет  применялись массовые формы принудительного  труда.

9) Избыточный спрос на  рабочую силу со стороны государственных  предприятий и так называемый  дефицит рабочей силы, вопреки  экономическим законам, искусственно  создавался административными методами [2, стр. 85-89].

Неизбежным результатом  приватизации, структурных преобразований и сокращения численности работников, бывших государственных предприятий  стала безработица, которая буквально  за несколько лет превратилась в  одну из самых острых проблем в  странах с переходной экономикой. Численность зарегистрированных безработных в большинстве государств Центральной и Восточной Европы составляет 10-15%. Исключение составляют Чехия, Россия и Беларусь, в которых уровень безработицы остается относительно невысоким. Для нашей страны это связано, в первую очередь, с несовершенством статистического учета, а также низкими темпами проведения реформ и структурных преобразований, широким распространением практики придерживания рабочей силы государственными предприятиями.

Скрытая безработица, составляющая по некоторым оценкам до 20 % от общей  численности занятых оказывает негативное воздействие на многие стороны хозяйственной жизни: способствует сохранению низкого уровня заработной платы и нерациональной экономической структуры, сковывает инициативу работников и т.д.

Рынок труда представляет собой такую сферу рыночной экономики, где наиболее ярко прослеживаются ее недостатки, приводящие к дисбалансам  и необходимости государственного регулирования. Стихийный рынок  вытесняет из конкурентной борьбы за рабочие места социально незащищенные группы населения (молодежь, не имеющую  профессионального образования  и стажа работы, лиц с ограниченной трудоспособностью, женщин, вынужденных  значительную часть времени и  сил отдавать семье, пожилых людей). Целые отрасли и отдельные  профессии могут оказаться «нерыночными», т.е. не приносящими прибыли и  соответственно невостребованными  рыночной экономикой.

Цель регулирования рынка  труда в переходной экономике  заключается в содействии расширению спроса и поддержке эффективного предложения рабочей силы, с тем  чтобы: развить трудовые ресурсы  и приспособить их к структурным  изменениям для улучшения возможностей экономического роста; содействовать  социальному равенству путем  улучшения как способности к  занятости, так и возможности  для занятости в первую очередь  для социально незащищенных групп  населения; стимулировать занятость в период экономического спада [15, стр. 200-205].

Политика  на рынке труда предусматривает  стимулирование структурной перестройки  и ускорение процесса перераспределения  высвобождаемых работников, наиболее быстрое вовлечение безработных  в трудовую жизнь, предоставление работы каждому, кто желает работать и ищет работу.

Государство гарантирует безработным:

    • бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития;
    • выплату пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;
    • компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами по труду, занятости и социальной защите на работу (обучение) в другую местность;
    • бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу и направлении на обучение;
    • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
    • содействие в организации предпринимательской деятельности.

При создании механизмов реализации активной политики занятости и формирования рынка  труда наша республика учитывала  и использовала опыт других государств. В то же время, особенности формирования и использования трудовых ресурсов, особенности структуры занятости  населения предопределили особенности  государственного регулирования рынка  труда. Новые явления в сфере  занятости диктовали необходимость  совершенствования государственного регулирования рынка труда.

Регулирование занятости и безработицы осуществляется с помощью комплекса методов, к которым относятся законодательные, экономические, административные, идеологические, организационные.

Законодательное регулирование осуществляется путем  принятия государственных законодательных  актов, регулирующих процесс обучения и образования, трудоустройство  представителей отдельных групп  населения, направленных против дискриминации  некоторых из них, в частности  молодежи и женщин.

Экономические методы заключаются в проведении комплекса мер по стимулированию занятости на макроуровне за счет кредитования, субсидирования, льгот и дотаций работодателям, регулирования уровня подоходного налога, государственных закупок и других мер, осуществляемых на макроуровне.

К административным методам относятся: изменение границ пенсионного возраста, установление определенной продолжительности рабочей  недели, оплачиваемого отпуска, либерализация  или ограничение иммиграции и  эмиграции рабочей силы, регулирование  некоторых вопросов трудоустройства  отдельных категорий населения.

Идеологические  методы применяются для разъяснения  политики полной занятости, достижения оптимального сочетания интересов  работодателей и работников.

Суть  организационных методов заключается  в снижении или устранении различного рода барьеров, которые препятствуют территориальной, отраслевой, профессиональной и квалификационной мобильности  трудовых ресурсов. С этой целью  совершенствуется статистика занятости  и безработицы, развивается автоматизированная система изучения и регулирования  структуры спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда, повышается эффективность работы органов по труду, занятости и социальной защите в направлении содействия трудоустройству.

Проведение  эффективной политики на рынке труда  означает:

    • содействие оптимальной сбалансированности между наличием рабочих мест и количеством работающих;
    • создание условий для получения гражданами необходимых знаний и навыков для осуществления выбранной ими трудовой деятельности;
    • предоставление работы всем желающим;
    • удовлетворение потребностей экономики в рабочей силе;
    • обеспечение минимального дохода в случае временной нетрудоспособности.

Регулирующая  функция государства не ограничивается только содействием трудоустройству  незанятого населения, но охватывает и  сферу наемного труда, способствует развитию предпринимательской инициативы граждан и самозанятости [14].

Управление  занятостью заключается в целенаправленном предоставлении государственных гарантий безработным, сохранении и создании рабочих мест для лиц неконкурентоспособных  на рынке труда, а также работников, находящихся под угрозой увольнения. В первую очередь, это относится  к убыточным предприятиям, которые  могут быть признаны банкротами.

Специфика безработицы в республике потребовала  переориентации политики занятости  в сторону развития активных форм ее регулирования. С 2004 года обозначились позитивные тенденции в области  занятости, которые характеризовались  увеличением приема граждан на работу, уменьшением масштабов высвобождения  рабочей силы, увеличением спроса на рабочую силу.

Основной  задачей государства по регулированию  рынка труда является обеспечение  занятости населения путем создания возможностей достойного труда желающим работать, недопущения массовой безработицы  и поддержания безработицы на допустимом уровне. Решить эти проблемы позволят: повышение эффективности  производства; совершенствование налоговой  политики, поддерживающей малое предпринимательство  и инвестирование; развитие кредитования производства; санация потенциально прибыльных и ликвидация потенциально убыточных предприятий; привлечение  иностранных инвесторов, способных  создать хорошо оборудованные и  высокооплачиваемые рабочие места; совершенствование политики доходов. Эти важнейшие экономические преобразования определяют, в основном, положение в сфере занятости.

Особое  значение имеет вопрос взаимосвязанного регулирования рынка труда и  заработной платы. Политика в области  заработной платы влияет на текучесть  рабочей силы, перелив рабочей  силы из одних отраслей экономики  в другие и, таким образом, достижение определенной сбалансированности на рынке труда [16, стр. 47-51].

В современных  условиях для нормального развития рынка труда большое значение приобретает региональная политика. В целях повышения эффективности  использования трудовых ресурсов в  каждой области республики ежегодно разрабатываются мероприятия по содействию занятости населения, являющиеся составной часть Государственной  программы содействия занятости населения Республики Беларусь.

В рамках реализации  Декрета  Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. №18 "О дополнительных мерах по государственной  защите детей в неблагополучных  семьях", органы по труду, занятости  и социальной защите осуществляют трудоустройство  родителей, обязанных возмещать  расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Комитет  и управления по труду, занятости  и социальной защите работают в тесном контакте с подразделениями облисполкома, городскими и районными исполнительными  комитетами, органами внутренних дел, судами и предприятиями области [8,стр22].

Важным  направлением мер активной политики на рынке труда является профессиональное обучение граждан. В период поиска постоянной работы безработные и другие категории  населения имеют возможность  принять участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с  участием средств Фонда. По опыту 2009 года обеспечена временная занятость в оплачиваемых общественных работах преимущественно в сельском хозяйстве. На объектах социальной сферы силами граждан выполнялись работы по благоустройству территорий населенных пунктов и гражданских кладбищ, ремонту помещений учреждений образования, учреждений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Информация о работе Безработица и занятость в Республике Беларусь