Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение рынка труда, его состояние и перспективы развития, особенности функционирования в Республике Беларусь.
Задачи:
изучить современные модели рынка труда, определить возможность их использования в белорусской политике занятости;
раскрыть механизм и содержание процессов регулирования рынка труда в русле существующей научной традиции и логики научного знания определить условия оптимальной реализации человеческого потенциала на белорусском рынке труда;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 РЫНОК ТРУДА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ………………...6
Понятие, структура и механизм функционирования рынка труда……..6
Занятость населения: виды и формы……………………………………..9
1.3 Безработица: понятие, причины, формы, измерение………..………….12
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………17
2.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь…………………………………………………………………..17
2.2 Состояние рынка труда в Республике Беларусь…………………..……24
ГЛАВА 3 БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….……....32
3.1 Безработица явная и скрытая………………………………………………32
3.2 Создание рабочих мест в малых городах………………………………....35
3.3 Пути снижения безработицы…..………..………………………..……….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………
В отличие от метода прямого счета, ограничивающегося данными о регистрации в службе занятости, есть балансовый метод. Он включает как использование возможностей статистики, так и социологических методов обследования с учетом территориальных особенностей, а также отраслевых и демографических [4, стр. 51-54].
Таким
образом, можно сделать вывод, что
рынок труда можно
ГЛАВА 2
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь.
Рынок труда и сфера
занятости, отражая многие противоречия
переходного периода, сегодня испытывают
большое влияние специфики
1) Гарантированная занятость
и отсутствие у занятых в
народном хозяйстве
2) Государство, являясь
собственником подавляющей
Ставки заработной платы определялись централизованно, в административном порядке.
3) Не предусматривалась
дифференциация ставок
4) Высокий уровень монополизации
экономики в сочетании с
5) Социалистическая экономика
характеризуется
6) Существующие механизмы
разрешения социальных
7) Крайне ограничены возможности
миграции за пределы страны. Как
известно, излишек рабочей силы
в одной стране может быть
продуктивно использован в
8) В течение ряда лет
применялись массовые формы
9) Избыточный спрос на
рабочую силу со стороны
Неизбежным результатом приватизации, структурных преобразований и сокращения численности работников, бывших государственных предприятий стала безработица, которая буквально за несколько лет превратилась в одну из самых острых проблем в странах с переходной экономикой. Численность зарегистрированных безработных в большинстве государств Центральной и Восточной Европы составляет 10-15%. Исключение составляют Чехия, Россия и Беларусь, в которых уровень безработицы остается относительно невысоким. Для нашей страны это связано, в первую очередь, с несовершенством статистического учета, а также низкими темпами проведения реформ и структурных преобразований, широким распространением практики придерживания рабочей силы государственными предприятиями.
Скрытая безработица, составляющая по некоторым оценкам до 20 % от общей численности занятых оказывает негативное воздействие на многие стороны хозяйственной жизни: способствует сохранению низкого уровня заработной платы и нерациональной экономической структуры, сковывает инициативу работников и т.д.
Рынок труда представляет
собой такую сферу рыночной экономики,
где наиболее ярко прослеживаются ее
недостатки, приводящие к дисбалансам
и необходимости
Цель регулирования рынка труда в переходной экономике заключается в содействии расширению спроса и поддержке эффективного предложения рабочей силы, с тем чтобы: развить трудовые ресурсы и приспособить их к структурным изменениям для улучшения возможностей экономического роста; содействовать социальному равенству путем улучшения как способности к занятости, так и возможности для занятости в первую очередь для социально незащищенных групп населения; стимулировать занятость в период экономического спада [15, стр. 200-205].
Политика на рынке труда предусматривает стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников, наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь, предоставление работы каждому, кто желает работать и ищет работу.
Государство гарантирует безработным:
При создании
механизмов реализации активной политики
занятости и формирования рынка
труда наша республика учитывала
и использовала опыт других государств.
В то же время, особенности формирования
и использования трудовых ресурсов,
особенности структуры
Регулирование
занятости и безработицы
Законодательное
регулирование осуществляется путем
принятия государственных
Экономические методы заключаются в проведении комплекса мер по стимулированию занятости на макроуровне за счет кредитования, субсидирования, льгот и дотаций работодателям, регулирования уровня подоходного налога, государственных закупок и других мер, осуществляемых на макроуровне.
К административным методам относятся: изменение границ пенсионного возраста, установление определенной продолжительности рабочей недели, оплачиваемого отпуска, либерализация или ограничение иммиграции и эмиграции рабочей силы, регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения.
Идеологические методы применяются для разъяснения политики полной занятости, достижения оптимального сочетания интересов работодателей и работников.
Суть
организационных методов
Проведение эффективной политики на рынке труда означает:
Регулирующая функция государства не ограничивается только содействием трудоустройству незанятого населения, но охватывает и сферу наемного труда, способствует развитию предпринимательской инициативы граждан и самозанятости [14].
Управление
занятостью заключается в целенаправленном
предоставлении государственных гарантий
безработным, сохранении и создании
рабочих мест для лиц неконкурентоспособных
на рынке труда, а также работников,
находящихся под угрозой
Специфика
безработицы в республике потребовала
переориентации политики занятости
в сторону развития активных форм
ее регулирования. С 2004 года обозначились
позитивные тенденции в области
занятости, которые характеризовались
увеличением приема граждан на работу,
уменьшением масштабов
Основной
задачей государства по регулированию
рынка труда является обеспечение
занятости населения путем
Особое значение имеет вопрос взаимосвязанного регулирования рынка труда и заработной платы. Политика в области заработной платы влияет на текучесть рабочей силы, перелив рабочей силы из одних отраслей экономики в другие и, таким образом, достижение определенной сбалансированности на рынке труда [16, стр. 47-51].
В современных
условиях для нормального развития
рынка труда большое значение
приобретает региональная политика.
В целях повышения
В рамках
реализации Декрета Президента
Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. №18
"О дополнительных мерах по государственной
защите детей в неблагополучных
семьях", органы по труду, занятости
и социальной защите осуществляют трудоустройство
родителей, обязанных возмещать
расходы, затраченные государством
на содержание детей, находящихся на
государственном обеспечении. Комитет
и управления по труду, занятости
и социальной защите работают в тесном
контакте с подразделениями
Важным направлением мер активной политики на рынке труда является профессиональное обучение граждан. В период поиска постоянной работы безработные и другие категории населения имеют возможность принять участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с участием средств Фонда. По опыту 2009 года обеспечена временная занятость в оплачиваемых общественных работах преимущественно в сельском хозяйстве. На объектах социальной сферы силами граждан выполнялись работы по благоустройству территорий населенных пунктов и гражданских кладбищ, ремонту помещений учреждений образования, учреждений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Информация о работе Безработица и занятость в Республике Беларусь