Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение рынка труда, его состояние и перспективы развития, особенности функционирования в Республике Беларусь.
Задачи:
изучить современные модели рынка труда, определить возможность их использования в белорусской политике занятости;
раскрыть механизм и содержание процессов регулирования рынка труда в русле существующей научной традиции и логики научного знания определить условия оптимальной реализации человеческого потенциала на белорусском рынке труда;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 РЫНОК ТРУДА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ………………...6
Понятие, структура и механизм функционирования рынка труда……..6
Занятость населения: виды и формы……………………………………..9
1.3 Безработица: понятие, причины, формы, измерение………..………….12
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………17
2.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь…………………………………………………………………..17
2.2 Состояние рынка труда в Республике Беларусь…………………..……24
ГЛАВА 3 БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….……....32
3.1 Безработица явная и скрытая………………………………………………32
3.2 Создание рабочих мест в малых городах………………………………....35
3.3 Пути снижения безработицы…..………..………………………..……….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………
ГЛАВА 3
БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Безработица явная и скрытая
На рынке труда республики сохраняется управляемая ситуация, существенного ухудшения в плане регистрируемой безработицы не наблюдается.
Показатель напряженности на рынке труда варьирует от 1 безработного на 1 вакансию в Гомельской области до 0,2 безработных на 1 вакансию в г. Минске.
Таблица 3.2 – Показатель напряженности на рынке труда в Республике Беларусь
Примечание – Источник [19].
Полной статистики рабочих мест в Беларуси нет. Но возможности трудоустройства правомерно оценивать по параметрам безработицы и количеству свободных рабочих мест и вакансий, заявленных в службу занятости. Безработица официально была признана в стране в 1991 году, тогда же появились и первые безработные. Согласно закону «О занятости населения Республики Беларусь» к ним относятся трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые постоянно проживают на территории Республики Беларусь, не имеют работы, не занимаются предпринимательской деятельностью, не обучаются в дневных учебных заведениях или не проходят военной службы и зарегистрированы в государственной службе занятости.
При анализе
численности безработных в
В 2010 г. количество занятых в экономике не сократилось, а незначительно возросло – до 4,646 млн. человек против 4,580 млн. в сравнении с 2009 г. В органах по труду, занятости и социальной защите на 2010 г. зарегистрировано 35,2 тыс. безработных. При этом уровень безработицы на 2010 г. составил 0,7% от экономически активного населения (на 2009 г. –0,9%).
Такая динамика свидетельствует о приоритете национальной политики на рынке труда по сохранению занятости. Следует отметить, что службы занятости в кризисных условиях сработали как своеобразный фильтр, отслеживая ситуацию с безработными и нуждающимися в содействии в трудоустройстве, усилили акценты на заполнении имевшихся вакансий, обучении и переобучении безработных и скорейшем возвращении их на рабочие места.
В январе – июле 2011 г. в органы по труду, занятости и социальной защиты обратилось за содействием в трудоустройстве 180,8 тыс. человек (93,5 процента от уровня 2010 года), из которых 109,1 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных (88,4 процента от уровня 2010 года). С учетом 52,5 тыс. граждан, состоящих на учете на 1 января 2011 г., всего нуждалось в трудоустройстве 233,3 тыс. человек, из них 142,2 тыс. безработных[9, стр. 18-23], (См. приложение А).
Вместе
с тем отдельные индикаторы белорусского
рынка труда активно
Общее количество неотработанного времени в 2010 г. составило 1,4 млн. человеко-дней (годом ранее – 2,8 млн. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 7,5 тыс. человек (годом ранее – 22,2 тыс.чел.). В сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей /днем/, уменьшилась на 10,1% до 10,2 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на 2,7% до 7,6 тыс. человек.
За этими показателями – скрытая безработица, уровень которой можно определить только косвенными методами, при помощи экспертных оценок на основании данных официальной статистики. Если учесть тех, кто обратился за статусом безработного, но не получил его, а также тех, кто работал неполное рабочее время (в эквиваленте ежедневного невыхода на работу в среднем за полугодие с корректировкой на среднюю продолжительность безработицы, то можно предположить, что скрытая безработица на рынке труда Беларуси в 2010 г. находилась в пределах 4%. Подобная оценка не претендует на точное отражение ситуации с безработицей, однако позволяет прогнозировать ситуацию в сфере занятости в случае реструктуризации предприятий и при возможном высвобождении работников.
В структуре безработных увеличивалась доля граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда. Это, прежде всего, женщины (51,3% в общем объеме безработных) и молодежь в возрасте до 30 лет (37% о) – те социальные группы, которые наиболее уязвимы в кризисных ситуациях (См. приложение Б).
Отметим, что реализация мероприятий госпрограммы содействия занятости на 2010 г. в какой-то мере позволила стабилизировать ситуацию на рынке труда в малых, средних городах, поселках и регионах республики с устойчиво высоким уровнем безработицы[16, стр. 38-42].
Мировой
финансово-экономический кризис отразился
на показателях занятости не системными
изменениями, а точечными, ситуативными.
Адаптационными мерами при этом стали
приостановка найма, сокращение рабочего
времени, «замораживание» роста
зарплат. При благоприятной конъюнктуре
рынка эти изменения
Экономическая
ситуация на местах заставила нанимателей
обратить внимание на квалификацию и
эффективность своих
3.2 Создание рабочих мест в малых городах
Одной из главнейших задач Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь 7 июня 2007 г. №265 (далее – Государственная программа), является обеспечение занятости населения, проживающего в малых городах.
Поставленная
задача решается комплексно, через
реализацию мероприятий Государственной
программы, а также ежегодно разрабатываемой
Государственной программы
В Программу
включен 21 малый город с наиболее
сложной ситуацией на рынке труда.
По каждому малому городу реализуются
меры, разработанные с учетом специфики
территорий, максимально детализированные
и скоординированные с
Основным аспектом в обеспечении занятости населения является создание рабочих мест. Программой установлено задание по созданию 175,365 тыс. рабочих мест в целом по республике, в том числе 19,8 тыс. – в малых городах[6, стр. 12-17].
– За 2010 год в малых городах создано 14,7 тыс. рабочих мест, или 74,1% к заданию, в том числе 639 рабочих мест – нанимателями с выделением бюджетной ссуды из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.
Таблица 3.3 : Количество созданных рабочих мест по областям
Область |
Количество созданных рабочих мест | |
в тыс. |
в% | |
Брестская |
2,4 |
63 |
Витебская |
2,5 |
83,1 |
Гомельская |
1,8 |
62 |
Гродненская |
3,2 |
79,6 |
Могилевская |
2,5 |
70,3 |
Минская |
2,4 |
89,3 |
Примечание – Источник[18].
В 21 малом городе с устойчиво высоким уровнем безработицы, включенном в Программу, создано 2619 рабочих мест (70% к заданию), в том числе в Брестской области – 679 рабочих мест или 65,4% к заданию, Витебской – 241 или 65,1%, Гомельской – 411 или 60,3%, Гродненской -716 или 85,4%, Минской – 279 или 57,5%, Могилевской – 293 или 83,7%. Из общего количества рабочих мест 113 создано нанимателями с использованием бюджетных ссуд.
Осуществляется контроль за выполнением прогнозных показателей по численности занятых в экономике в малых городах.
По результатам за 2010 год численность занятых в экономике в малых городах выросла по сравнению с 2009 годом на 4,5 тыс. человек и составила 823,7 тыс. человек. Наблюдается рост численности занятых в Брестской области – на 0,3 тыс. человек; в Витебской – на 0,7 тыс. человек; в Гомельской – на 0,7 тыс. человек; в Минской области – на 1,9 тыс. человек, в Могилевской – на 1,7 тыс. человек. Снижение отмечается в Гродненской области – на 0,7 тыс. человек[17, стр. 54-59].
3.3 Пути снижения безработицы.
Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:
В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности, получение субсидии и ссуды соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости.
Многообразие типов
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства;
в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой
Сокращению структурной
безработицы более всего
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:
Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников [15, стр. 267-272].
Способами увеличения спроса являются:
Информация о работе Безработица и занятость в Республике Беларусь