Безработица и занятость в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение рынка труда, его состояние и перспективы развития, особенности функционирования в Республике Беларусь.
Задачи:
изучить современные модели рынка труда, определить возможность их использования в белорусской политике занятости;
раскрыть механизм и содержание процессов регулирования рынка труда в русле существующей научной традиции и логики научного знания определить условия оптимальной реализации человеческого потенциала на белорусском рынке труда;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1 РЫНОК ТРУДА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ………………...6
Понятие, структура и механизм функционирования рынка труда……..6
Занятость населения: виды и формы……………………………………..9
1.3 Безработица: понятие, причины, формы, измерение………..………….12

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………17
2.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь…………………………………………………………………..17
2.2 Состояние рынка труда в Республике Беларусь…………………..……24

ГЛАВА 3 БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….……....32
3.1 Безработица явная и скрытая………………………………………………32
3.2 Создание рабочих мест в малых городах………………………………....35
3.3 Пути снижения безработицы…..………..………………………..……….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 347.89 Кб (Скачать)

 

 

 

ГЛАВА 3

БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1 Безработица явная и скрытая

На рынке  труда республики сохраняется управляемая  ситуация, существенного ухудшения  в плане регистрируемой безработицы  не наблюдается.

Показатель  напряженности на рынке труда варьирует от 1 безработного на 1 вакансию в Гомельской области до 0,2 безработных на 1 вакансию в г. Минске.

Таблица 3.2 –  Показатель напряженности на рынке  труда в Республике Беларусь

 Примечание – Источник [19].

 

Полной статистики рабочих мест в Беларуси нет. Но возможности трудоустройства  правомерно оценивать по параметрам безработицы и количеству свободных  рабочих мест и вакансий, заявленных в службу занятости. Безработица  официально была признана в стране в 1991 году, тогда же появились и  первые безработные. Согласно закону «О занятости населения Республики Беларусь» к ним относятся  трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые постоянно проживают  на территории Республики Беларусь, не имеют работы, не занимаются предпринимательской  деятельностью, не обучаются в дневных  учебных заведениях или не проходят военной службы и зарегистрированы в государственной службе занятости.

При анализе  численности безработных в Беларуси следует учитывать три потока: численность обратившихся в службу занятости граждан, количество зарегистрированных в качестве безработных в течение  года и численность состоящих  на учете на конец отчетного периода. За 1991–2010 годы параметры этих потоков возросли, но в разной степени.

В 2010 г. количество занятых в экономике не сократилось, а незначительно возросло – до 4,646 млн. человек против 4,580 млн. в сравнении с 2009 г. В органах по труду, занятости и социальной защите на 2010 г. зарегистрировано 35,2 тыс. безработных. При этом уровень безработицы на 2010 г. составил 0,7% от экономически активного населения (на 2009 г. –0,9%).

Такая динамика свидетельствует о приоритете национальной политики на рынке труда  по сохранению занятости. Следует отметить, что службы занятости в кризисных  условиях сработали как своеобразный фильтр, отслеживая ситуацию с безработными и нуждающимися в содействии в  трудоустройстве, усилили акценты  на заполнении имевшихся вакансий, обучении и переобучении безработных  и скорейшем возвращении их на рабочие места.

В январе – июле 2011 г. в органы по труду, занятости  и социальной защиты обратилось за содействием в трудоустройстве 180,8 тыс. человек (93,5 процента от уровня 2010 года), из которых 109,1 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных (88,4 процента от уровня 2010 года). С учетом 52,5 тыс. граждан, состоящих на учете на 1 января 2011 г., всего нуждалось в  трудоустройстве 233,3 тыс. человек, из них 142,2 тыс. безработных[9, стр. 18-23], (См. приложение А).

Вместе  с тем отдельные индикаторы белорусского рынка труда активно реагировали  на вызовы мирового кризиса. Это, прежде всего, касается политики сокращения продолжительности  рабочего времени и предоставления «административных» отпусков. В 2010 г. 141,3 тыс. работников предприятий, или 4,1% среднемесячной численности трудились в режиме вынужденной неполной занятости, тогда как в прошлом году –7,3%.

Общее количество неотработанного времени  в 2010 г. составило 1,4 млн. человеко-дней (годом ранее – 2,8 млн. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 7,5 тыс. человек (годом ранее – 22,2 тыс.чел.). В сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей /днем/, уменьшилась на 10,1% до 10,2 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на 2,7% до 7,6 тыс. человек.

За  этими показателями – скрытая  безработица, уровень которой можно  определить только косвенными методами, при помощи экспертных оценок на основании  данных официальной статистики. Если учесть тех, кто обратился за статусом безработного, но не получил его, а также тех, кто работал неполное рабочее время (в эквиваленте ежедневного невыхода на работу в среднем за полугодие с корректировкой на среднюю продолжительность безработицы, то можно предположить, что скрытая безработица на рынке труда Беларуси в 2010 г. находилась в пределах 4%. Подобная оценка не претендует на точное отражение ситуации с безработицей, однако позволяет прогнозировать ситуацию в сфере занятости в случае реструктуризации предприятий и при возможном высвобождении работников.

В структуре  безработных увеличивалась доля граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда. Это, прежде всего, женщины (51,3% в общем объеме безработных) и молодежь в возрасте до 30 лет (37% о) – те социальные группы, которые наиболее уязвимы в кризисных ситуациях (См. приложение Б).

Отметим, что реализация мероприятий госпрограммы содействия занятости на 2010 г. в какой-то мере позволила стабилизировать ситуацию на рынке труда в малых, средних городах, поселках и регионах республики с устойчиво высоким уровнем безработицы[16, стр. 38-42].

Мировой финансово-экономический кризис отразился  на показателях занятости не системными изменениями, а точечными, ситуативными. Адаптационными мерами при этом стали  приостановка найма, сокращение рабочего времени, «замораживание» роста  зарплат. При благоприятной конъюнктуре  рынка эти изменения возвращаются в исходное значение достаточно быстро. Кроме того, вероятно, что постепенно устранится дисбаланс между темпами  роста зарплаты и темпами роста  производительности труда.

Экономическая ситуация на местах заставила нанимателей  обратить внимание на квалификацию и  эффективность своих работников, дать им не формальную, а реальную оценку. Для этого в настоящее время у руководителей предприятий появился важный инструмент – постановление Министерства труда и социальной защиты от 23.03.2009 №40, которым внесены изменения в Инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки, вступающее в силу с 1.09.2009 г. На основании этого документа появляется возможность для квалифицированных и ценных работников разработать программы мотивации, а зарплату «малоэффективных» придержать [7, стр. 25].

 

3.2 Создание рабочих мест в малых городах

Одной из главнейших задач Государственной  комплексной программы развития регионов, малых и средних городских  поселений на 2007–2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь 7 июня 2007 г. №265 (далее – Государственная программа), является обеспечение занятости населения, проживающего в малых городах.

Поставленная  задача решается комплексно, через  реализацию мероприятий Государственной  программы, а также ежегодно разрабатываемой  Государственной программы содействия занятости населения. Так, в «Плане мероприятий на 2009 год по выполнению Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009–2010 годы», утвержденными постановлением Совета Министров Республики №1509, которым внесены изменения в постановления от 30 октября 2008 года №1640 и от 25 января 2010 года №87 (далее – Программа), приоритетное внимание в которой уделено обеспечению занятости населения в малых и средних городских поселениях с уровнем безработицы, превышающем этот показатель в среднем по области и по республике.

В Программу  включен 21 малый город с наиболее сложной ситуацией на рынке труда. По каждому малому городу реализуются  меры, разработанные с учетом специфики  территорий, максимально детализированные и скоординированные с основными  показателями Государственной программы, и направленные на обеспечение занятости  населения и снижение уровня безработицы.

Основным  аспектом в обеспечении занятости  населения является создание рабочих  мест. Программой установлено задание  по созданию 175,365 тыс. рабочих мест в  целом по республике, в том числе 19,8 тыс. – в малых городах[6, стр. 12-17].

– За 2010 год в малых городах создано 14,7 тыс. рабочих мест, или 74,1% к заданию, в том числе 639 рабочих мест – нанимателями с выделением бюджетной ссуды из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.

Таблица 3.3 : Количество созданных рабочих мест по областям

Область

Количество  созданных рабочих мест

 

в тыс.

в%

Брестская

2,4

63

Витебская

2,5

83,1

Гомельская

1,8

62

Гродненская

3,2

79,6

Могилевская

2,5

70,3

Минская

2,4

89,3


Примечание – Источник[18].

 

В 21 малом  городе с устойчиво высоким уровнем  безработицы, включенном в Программу, создано 2619 рабочих мест (70% к заданию), в том числе в Брестской  области – 679 рабочих мест или 65,4% к заданию, Витебской – 241 или 65,1%, Гомельской – 411 или 60,3%, Гродненской -716 или 85,4%, Минской – 279 или 57,5%, Могилевской  – 293 или 83,7%. Из общего количества рабочих  мест 113 создано нанимателями с использованием бюджетных ссуд.

Осуществляется  контроль за выполнением прогнозных показателей по численности занятых в экономике в малых городах.

По  результатам за 2010 год численность  занятых в экономике в малых  городах выросла по сравнению  с 2009 годом на 4,5 тыс. человек и  составила 823,7 тыс. человек. Наблюдается рост численности занятых в Брестской области – на 0,3 тыс. человек; в Витебской – на 0,7 тыс. человек; в Гомельской – на 0,7 тыс. человек; в Минской области – на 1,9 тыс. человек, в Могилевской – на 1,7 тыс. человек. Снижение отмечается в Гродненской области – на 0,7 тыс. человек[17, стр. 54-59].

 

3.3 Пути снижения безработицы.

Последствия безработицы  негативны для развития экономики  любой страны и непосредственно  для самого человека. Поэтому разрабатываются  следующие законодательные и  экономические меры по ограничению  безработицы:

  • политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;
  • стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;

 

  • расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;
  • разрешение трудовой эмиграции;
  • активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.
  • В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативная база по содействию безработным в организации предпринимательской деятельности.
  • Постановлением Министерства труда РБ от 22 июня 1998 года № 57 внесены изменения и дополнения в Положение «О содействии государственной службы занятости безработным в организации самостоятельной занятости».

В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное  дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской  деятельности, получение субсидии и  ссуды соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме  этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации  в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости.

Многообразие типов безработицы  делает задачу ее сокращения чрезвычайно  сложной. Поскольку единого способа  борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные  методы.

Уровень фрикционной безработицы  может быть снижен за счет:

улучшения информационного обеспечения  рынка труда. Во всех странах эту  функцию выполняют организации  по трудоустройству (биржи труда). Они  собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

устранения факторов, снижающих  мобильность рабочей силы. Для  этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого  рынка жилья;

б) увеличение масштабов  жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного  пункта в другой

Сокращению структурной  безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы  должны привести к тому, чтобы рабочая  сила наилучшим образам соответствовала  имеющимся рабочим местам. Эта  задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих  местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных  учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих  старших возрастов, чья профессия  оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для  решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для  роста спроса на товары. Так как  спрос на рынке труда – производный  и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость  возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки  предъявят больший спрос и  для его удовлетворения надо будет  нанять дополнительных работников [15, стр. 267-272].

Способами увеличения спроса являются:

    • стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;
    • поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентноспособности продукции;
    • Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Информация о работе Безработица и занятость в Республике Беларусь