Безработица и занятость в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение рынка труда, его состояние и перспективы развития, особенности функционирования в Республике Беларусь.
Задачи:
изучить современные модели рынка труда, определить возможность их использования в белорусской политике занятости;
раскрыть механизм и содержание процессов регулирования рынка труда в русле существующей научной традиции и логики научного знания определить условия оптимальной реализации человеческого потенциала на белорусском рынке труда;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1 РЫНОК ТРУДА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ………………...6
Понятие, структура и механизм функционирования рынка труда……..6
Занятость населения: виды и формы……………………………………..9
1.3 Безработица: понятие, причины, формы, измерение………..………….12

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………17
2.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь…………………………………………………………………..17
2.2 Состояние рынка труда в Республике Беларусь…………………..……24

ГЛАВА 3 БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….……....32
3.1 Безработица явная и скрытая………………………………………………32
3.2 Создание рабочих мест в малых городах………………………………....35
3.3 Пути снижения безработицы…..………..………………………..……….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 347.89 Кб (Скачать)

В целях  формирования мотивации к труду  осуществляется трудоустройство учащейся и студенческой молодежи на временных  рабочих местах в свободное от учебы время ежегодно из средств  Фонда социальной защиты предусматриваются  средства на организацию вторичной  занятости молодежи. Подростками  выполнялись работы по ремонту школьной мебели, благоустройству территории школ, ремонту книжного фонда, изготовлению сувениров, пошиву постельного белья  с безвозмездной передачей в  дома-интернаты.

Социальная  поддержка безработных осуществляется в соответствии с действующим  законодательством путем выплаты  пособия по безработице и материальной помощи в период активного поиска работы.

 

2.2 Состояние рынка  труда в Республике Беларусь

Среди важнейших проблем  развития рынка труда в Республике Беларусь следует назвать

1) определение масштаба  массовых увольнений и разработку  политики, призванной снизить их  негативное воздействие.

2) перемещение работников  из государственного сектора  в частный. Причем это происходит на фоне одновременного массового сокращения и создания рабочих мест в обоих секторах.

3) Несмотря на быстрый  рост, частному сектору до сих  пор принадлежала относительно  незаметная роль в поглощении  безработицы.

4) низкая степень информированности  безработных о вакансиях в  частном секторе и препятствия  для территориальной и профессиональной  мобильности труда.

5) Практически во всех  отраслях экономики преобладающим  является государственный сектор, доля которого в структуре  спроса на рабочую силу составляет 66 % рынка свободных рабочих мест  и вакансий.

6) Характерной особенностью  безработицы в странах с переходной  экономикой является ее застойный  характер, т.е. достаточно низкие  показатели поступления и выбытия  из состава безработных.

Одним из проявлений данной тенденции является увеличение средней  продолжительности нахождения без  работы и формирование крупной прослойки  хронически безработных - более 40 % от их общей численности.

7) Таким образом, продолжительность  безработицы в Республике Беларусь быстро увеличивается, что порождает порочный цикл: чем выше доля хронически безработных, тем ниже выбытие из состава безработных при данных уровнях безработицы и вакансий.

8) Относительно высокая  доля среди безработных лиц  квалифицированного труда и значительное  несоответствие с профессионально-квалификационной  точки зрения предложения рабочей  силы и спроса на нее.

10) Уровень безработицы  среди молодежи во всех странах  с переходной экономикой очень  высок. Иногда он в 3-4 раза  превышает уровень безработицы  в целом по стране.

11) Рынок труда в переходной  экономике носит открытый характер, т.е. большинство меняющих работу  лиц трудоустраивается самостоятельно.

12) Существующая система  трудоустройства не соответствует  современным требованиям к организации  рынка труда ни по содержанию  выполняемых функций, ни по  состоянию материально-информационной  базы и кадровой обеспеченности  государственных служб занятости.

13) Развитие рынка труда  в переходной экономике также  сдерживается низкой территориальной  мобильностью рабочей силы.

14) Рынок труда в переходной  экономике формируется в определенной  мере стихийно и характеризуется  наличием значительной по масштабам  неформальной занятости. К неформально занятым относятся лица, не зарегистрировавшие в соответствии с законодательством экономическую деятельность и не уплачивающие налоги.

15) Характерной особенностью  рынка труда в условиях переходной  экономики является искажение  такого важного фактора в формировании  его конъюнктуры, как цена рабочей  силы.

Заработная плата и  распределительные отношения сегодня  не выполняют роли регулятора пропорций занятости.

16) Проблема экономически  необоснованной цены труда, существующий  уровень которой не обеспечивает  нормального воспроизводства рабочей  силы, не создает заинтересованности  работника в труде, повышении  производительности и качества  работы, не стимулирует профессиональное  совершенствование.

Таблица 2.1 - Реализация активных мер политики занятости Республики Беларусь

Прим. – Источник [18].

 

Проанализировав данные таблицы, можно сказать, что государством осуществляются все возможные меры по снижению уровня безработицы (с 2,9% в 1995г. она снизилась до 0,7% в 2011 г.)

Как показывает мировой опыт, в условиях финансово-экономического кризиса одним из направлений  противодействия безработице является сокращение режимов рабочего времени, использование практики административных отпусков при усилении мер социальной поддержки вынужденно незанятых  работников. Такая политика проводится и Правительством Республики Беларусь с целью сохранения трудового потенциала и предотвращения массовой безработицы в стране. Вынужденная неполная занятость выступает как инструмент поддержания занятости населения, позволяет нанимателям в условиях кризиса сохранить свои трудовые коллективы. В этих целях принят Указ Главы государства от 26 июня 2009 г. № 333 «О дополнительных мерах социальной защиты населения» [12].

По последним данным можно  сделать вывод о том, что, увеличился спрос на рабочую силу. На 01.08.2011 в  органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 57,7 тыс. вакансий, что составило 104,3 процента к уровню 2010 года.

 

Рис. 2.1 Динамика спроса и  предложения рабочей силы в 2010-2011 годах

Примечание – Источник[19].

 

Наиболее реальной и действенной  формой материальной поддержки работников, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, является предоставление им возможности участия  в оплачиваемых общественных работах  с соответствующей оплатой труда.

В каждом регионе Республики создана база вакансий, которая ежедневно  обновляется. Она размещается на информационных табло и стендах  в управлениях (отделах) по труду, занятости  и социальной защите. В ней также  содержатся сведения о видах работ  для работников, находящихся в  вынужденных отпусках. Дополнительно  здесь указаны способы доставки работников к месту работы. С помощью  поисковой системы в автоматизированной информационной системе «Общереспубликанский банк вакансий» (раздел «Дополнительные  критерии») на сайте Министерства труда  и социальной защиты можно найти  временную, оплачиваемую общественную или сезонную работу. Этой информацией  могут воспользоваться как наниматели, отправляющие своих работников в  такие отпуска, так и сами работники.

За первое полугодие 2011 г. снизился средний период трудоустройства  безработных на 0,2 месяца и составил 1,5 месяца по сравнению с аналогичным  периодом 2010 года. В тоже время у  женщин он более длительный - 2 месяца (у мужчин – 1,2 месяца, молодежи – 1,3 месяца).

Таким образом, проведенный анализ состояния рынка труда в Республике Беларусь, показывает, что острой социальной напряженности нет, вместе с тем, существуют определенные проблемы, а  именно:

численность трудовых ресурсов сокращается;

темпы роста  занятости населения замедляются;

число создаваемых  новых рабочих мест уменьшается;

сохраняется превышение численности уволенных  работников над численностью принятых на работу;

усиливается приток извне трудовых мигрантов  и одновременно повышается внутриреспубликанская  мобильность населения, при этом преобладающим направлением миграции является переток населения из сельской местности в городскую;

высоким сохраняется уровень вынужденной неполной занятости, особенно в отраслях промышленности.

Реализация  мер Государственной программы содействия занятости населения способствует сохранению относительной стабильности на рынке труда в нашей стране, поддержанию безработицы на низком уровне, сохранению уровня занятости, развитию предпринимательства. Вместе с тем, под влиянием мирового финансово-экономического кризиса существенно увеличился риск роста социальной напряженности на рынке труда Республики Беларусь. Это требует, кроме уже зарекомендовавших себя положительно мер, новых подходов [13, стр. 55-58].

Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, гибкие формы занятости являются эффективным инструментом на рынке труда. В условиях снижения численности трудовых ресурсов широкое применение гибких форм занятости способствует вовлечению в занятость тех, кто вынужден сочетать с работой воспитание детей, учебу, уход за пожилыми или больными членами семьи, по возрасту и состоянию здоровья не может уже работать полный рабочий день, а также тех, кто, в силу недостаточной квалификации, отсутствия опыта работы, испытывает затруднения с трудоустройством. Одним гражданам гибкие формы занятости дают возможность иметь дополнительный доход, другим не потерять квалификацию, а кому-то – ее приобрести.

Применение  гибких форм занятости выгодно и  нанимателям, поскольку позволяет  им регулировать затраты на производство продукции, (работ, услуг), а значит и  более эффективно управлять рентабельностью  производства, когда из-за конъюнктурных  изменений на рынке товаров и  услуг возникает необходимость  то сокращать объемы производства, то увеличивать их.

Значительное  распространение в мировой практике получила такая гибкая форма занятости  как «заемный труд», суть которой  состоит в найме работников организациями с целью предоставления их труда третьим лицам, непосредственно использующим труд этих работников, беря его «в аренду».

Услуги  по предоставлению «заемного труда» осуществляются специальными организациями, которые занимаются поиском работы на временной основе и оказывают  услуги по предоставлению во временное  пользование рабочей силы, беря на себя также ответственность за обеспечение  социальной защиты передаваемых в «аренду» работников: повышение их квалификации или переподготовку, оплату больничных, отпусков, уплату за них страховых  взносов, предусмотренных законодательством  и т.п. Такие организации получили название агентств занятости, агентств заемного труда [1, стр. 27-32].

В современных  социально-экономических условиях в Республике Беларусь, когда взят курс на инновационное развитие экономики, проведение модернизации промышленного  производства, внедрение оборудования и технологий нового поколения, активное развитие сферы социальных услуг, целесообразным становится широкое применение «заемного  труда».

В экономике  любого государства по одним видам  экономической деятельности объемы реализации продукции (работ, услуг) объективно возрастают, по другим – снижаются, поскольку под влиянием спроса и  предложения, конкуренции, вследствие развития процессов глобализации и  международного разделения труда, цикличности  экономических кризисов, одни виды экономической деятельности активизируются, другие – угасают. А значит, появляются сектора экономики, как испытывающие потребность в дополнительной рабочей  силе, так и обременяемые ее избыточностью.

Функционирование  агентств заемного труда позволяет  при появлении в организациях избыточной рабочей силы «перенаправлять» ее через эти агентства туда, где  в ней есть потребность. Такие  агентства берут на себя обязанность  обеспечения пусть временной, но работой тех, кто самостоятельно найти ее себе не может, а такие  люди в любом обществе всегда есть.

В Общегосударственном  классификаторе видов экономической  деятельности Республики Беларусь, выделен  такой вид деятельности как «Обеспечение на подрядной основе предприятий наемной рабочей силой, преимущественно для выполнения временной работы, агентством, которое и выплачивает им вознаграждение за выполняемую работу» (секция К «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям», раздел 74 «Предоставление прочих видов услуг потребителям», подкласс «Наем рабочей силы и подбор персонала»).

Однако  создание таких агентств требует предварительного правового урегулирования практики применения заемного труда в Республике Беларусь, поскольку данная форма гибкой занятости базируется на трехсторонних трудовых отношениях, а в соответствии с нашим национальным законодательством они могут быть только двухсторонними. Отставание законодательства от потребностей экономики приводит сегодня к упущенной выгоде, экономическим потерям.

Функционирование  агентств заемного труда, несомненно, будет способствовать росту уровня занятости в Республике Беларусь, а также освободит многие организации, обремененные сегодня избыточной рабочей  силой, от несвойственной им функции  – обеспечения социальной стабильности в обществе. Это положительно скажется на финансово-экономическом положении  многих организаций и в целом  на экономике страны, а также на уровне и качестве жизни граждан Республики Беларусь [4, стр. 45-48].

Таким образом, последовательное повышение уровня и качества жизни граждан Беларуси является важнейшим направлением государственной политики. Обеспечивая высокий уровень занятости и динамичный рост доходов населения, развитие системы общедоступных социальных услуг, Республика Беларусь не на словах, а на деле подтверждает свою сущность как социальное государство.

Информация о работе Безработица и занятость в Республике Беларусь