Безработица и ее типы. Проблемы безработицы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить природу возникновения безработицы, обозначить ее основные виды и формы, проследить динамику и особенности ее развития в России. Для решения поставленных задач в данной курсовой работе изучены вопросы, связанные с характеристикой рынка труда в России; дан анализ динамики численности населения; выявлены методы измерения безработицы; охарактеризованы основные существующие виды и формы безработицы. Для полного и детального рассмотрения вышеперечисленных вопросов мною были просмотрены изучены периодические издания, такие как «Российский экономический журнал», «Человек и труд», «Вопросы экономики», «Социологические исследования», «Вестник общественного мнения», «Общество и экономика»; учебные пособия по экономической теории и макроэкономике; научные работы: Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», Кемпбелла Р. Макконелла, Стенли Л. Брю «Экономикс: Принципы, проблемы и политика», М. Фридмана «Капитализм и свобода», С.Фишера,Р. Дорнбуша, Р. Шмалезина «Экономика»; статистические данные, взятые из статистических сборников, таких как «Регионы России. Социально-экономические показатели», «Россия в цифрах», «Труд и занятость в России», «Социальное положение и уровень жизни населения России».

Содержание

Введение 3

Глава 1. Классическая и кейнсианская теории занятости 5

Глава 2. Классические формы безработицы. Определение

уровня безработицы. Последствия безработицы 16

Глава 3. Методы борьбы с безработицей 27

Глава 4. Проблемы безработицы в России 36

Заключение 45

Список использованной литературы 47

Работа содержит 1 файл

куровик по эт.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

     Глава 3. Методы борьбы с  безработицей 

     Макроэкономика  так же, как и финансовые рынки, обладает рефлективностью. В макроэкономике существует множество различных и часто противоречащих друг другу теорий. Как известно, изучая политические события и теоретические предпочтения первых лиц государств, можно прогнозировать использование возможных методов экономического регулирования. Но ни одна теория не дает  однозначного ответа на то, как те или иные методы государственного регулирования повлияют на экономику и к каким результатам приведут. Применяя то или иное слабое корректирующее воздействие на экономику, они некоторое время выжидают и смотрят на результат. Если коррекция повлияла в нужном направлении, то ее можно повторить, если нет — надо искать другие способы коррекции.

     В России на протяжении с 1950-90гг  существовали две модели государственного регулирования:

а) 1950-80гг. кейнсианская;

б) 1980-90гг. неолиберальная.

     Кейнсианская модель (Дж. М. Кейнс) государственного регулирования характеризуется следующими чертами:

  1. энерго- и ресурсозатратная экономика;
  2. принцип эффективного спроса;
  3. рост огосударствевания экономики;
  4. госрегулирование и планирование;
  5. рост налогообложения в интересах увеличения государственного спроса;
  6. дефицитное финансирование и усиление инфляции (расходы меньше, чем доходы);
  7. расширение социальных программ.

Отрицательные последствия данной модели: 

  1. падение стимулов к труду и предпринимательству;
  2. инфляция;
  3. спад производства из-за роста налогов.

     Нелиберальная модель (М. Фридман- представитель монетаристской школы) государственного регулирования характеризуется следующими чертами:

  1. внедрение энерго- и ресурсосберегающей экономики;
  2. принцип эффективного предложения;
  3. частичная приватизация госсобственности;
  4. свертывание планирования и ограничение госрегулирования;
  5. снижение налогов с населения и предпринимателей, для того чтобы развивалась экономика предложения;
  6. уменьшение бюджетного дефицита;
  7. сокращение социальных проблем.

     В своей курсовой работе хотелось бы кратко описать эти модели  государственного регулирования. Согласно классической теории, рыночная система обеспечивает полное использование ресурсов, а все диспропорции устраняются на основе автоматического саморегулирования рынка. Идолом этой теории является ничем неограниченный свободный конкурентный рынок, на котором спрос и предложение сами приводят к оптимальному равновесному состоянию. Еще одним из основных положений классического подхода является то, что предложение определяет и создает спрос. Это положение вызывает сомнение, так как спрос — не менее активная сторона процесса и, в свою очередь, способен порождать предложение.

     Также одним из постулатов классической теории является утверждение о том, что  если деньги могут приносить процент, то разумные люди не будут держать  их в ликвидной форме, а деньги, отданные под процент, выступают  источником инвестиций. Равновесие между сбережениями и инвестициями обеспечивается на рынке установлением равновесной ставки процента.

     Вывод из данных положений классической теории следующий: недопустимость вмешательства  государства в рыночное саморегулирование. Поэтому классический подход отрицательно относится к государственному регулированию экономики. Но государство, кроме экономических функций, выполняет и военные функции, и функции социальной защиты, поэтому полная и абсолютная, ничем неограниченная свобода рынка в реальности невозможна. Экономический кризис 30-х годов покачнул основы классического подхода и показал его несовершенство, после чего была осознана регулирующая роль государства.

     Этот  подход опирается на обратные утверждения  — спрос определяет предложение, а цены и заработная плата меняются слабо, особенно в краткосрочном периоде. Действительно, если совокупный спрос  недостаточен, то и объем производства не будет равен потенциально возможному уровню при полной занятости, поэтому, стимулируя спрос, можно воздействовать на предложение. А из-за негибкости цен экономика долгое время может пребывать в состоянии депрессии с высоким уровнем безработицы. Вывести экономику из такого состояния можно только с помощью государственного регулирования ее. Кейнсианство придаст большое значение государственному регулированию по осторожному стимулированию экономики с помощью денежно-кредитной политики.

     Кейнс доказал невозможность самоисцеления экономического спада и рассматривал государственное регулирование как способ выхода из критических состояний. Кейнс говорит, что периоды депрессии и кризисов государство обязано проводить активную финансовую и денежно-кредитную политику: расширять государственные расходы, стимулировать инвестиции частного сектора через снижение налогов, низкую ставку процента, при фиксированном уровне совокупного предложения увеличение количества денег в обращении приводит к увеличению совокупного спроса, что ведет к росту совокупного предложения31.

     Кейнсианский  подход получил наибольшее распространение  и пользовался успехом в послевоенный период. Кризис кейнсианского подхода произошел в 70-е годы при очередном экономическом спаде.32

     Монетаристская  теория, ярким представителем которой является М. Фридман, считает, что рыночная экономика — внутренне устойчивая система, а все негативные моменты в экономике рассматриваются как результат некомпетентного государственного вмешательства. Эти положения являются обновленным вариантом классической теории. Монетаризм утверждает, что масса денег в обращении более сильно влияет на общий валовой национальный продукт (ВНП), чем инвестиции. В отличие от классического подхода, монетаризм считает, что это влияние осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно.33

       По мнению М. Фридмана наибольшее развитие этот монетаризм получил при проведении экономических преобразований Р.Рейганом и М.Тэтчер в середине и конце 70-х годов.34 Сейчас монетарная политика рассматривается как наиболее приемлемый способ государственного регулирования для цивилизованной и демократической страны. Действительно, с помощью денежно-кредитной политики  воздействие на экономику более мягко, чем с помощью других методов. Таким образом, монетаризм попытался соединить в себе как признание оптимизирующей функции свободного рынка, так и необходимость государственного регулирования экономики.

      За последние два десятка лет кейнсианской теории был брошен вызов альтернативными макроэкономическими концепциями, в частности монетаризмом. Так, кейнсианскую концепцию занятости стабилизационной политики, доминировавшую после второй мировой войны в макроэкономических воззрениях большинства экономистов всех стран с рыночной индустриальной экономикой, разработала группа, состояния из пяти бедующих нобелевских лауреатов - Поля Самуэльсона, Франко Модильяни, Роберта Соло, Джеймса Тобина и Лоуренса Клеива. Рекомендации кейнсианской теории принимали в Соединенных Штатах администрации и демократов, и республиканцев.

     Иных  взглядов придерживался лауреат  Нобелевской премии по экономике 1976 г., Милтон Фридмэн, ставший интеллектуальным лидером монетаристской школы35. Он положил начало эмпирическим и теоретическим исследованиям, показывающим, что деньги играют гораздо более важную роль в определении уровня экономической активности и цен, чем предполагала кейнсианская теория.

       Кейнсианцы основываются на том, что капитализм, и в особенности система свободного рынка, страдает врожденными пороками, среду которых наиболее важным является кейнсианское утверждение, что капитализм лишен механизма, обеспечивающего экономическую стабильность. Государство, с точки зрения кейнсианцев, может и должно играть определенную активную роль в стабилизации экономики; дискретная фискальная политика и кредитно-денежная политика необходимы для смягчения резких экономических подъемов и спадов, которые в противном случае будут сопровождать развитие капитализма. Посредством этих действий, несоответствие между планируемыми инвестициями и сбережениями действительно существует, и вызывают колебания деловой активности, выражающиеся в периодической инфляции и (или) безработице, могут быть сведены к минимуму. Многие рынки не являются конкурентными, что так же ведет к негибкости в плане понижения цен и ставок заработной платы. Следовательно, колебания совокупных расходов воздействуют в первую очередь на уровень производства и занятости, а не на цены.

      Подход монетаристов состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Рассуждения основываются на том, что обеспечиваемая рыночной конкуренцией гибкость цен и ставок заработной платы ведет к тому, что колебания совокупных расходов воздействуют на цены продукции и ресурсов, а не на уровень производства и занятости. Следовательно, рыночная система, неподверженная государственному вмешательству в функционирование экономики, отличается значительной макроэкономической стабильностью. Проблема о том, что закон о минимальной ставке заработной платы, законодательная деятельность в интересах профсоюзов, поддержание цен на сельскохозяйственную продукцию, законодательство о монополиях в интересах бизнеса и другие мероприятия государства поощряют и усиливают негибкость в плане понижения цен и заработной платы. Свободный рынок сам по себе способен обеспечить значительную макроэкономическую стабильность, но государственное вмешательство вопреки своим благим намерениям подрывает эту способность. Государственный сектор должен быть как можно меньше.

         Таким образом, взгляды кейнсианцев и монетаристов на частный и государственный секторы почти диаметрально противоположны. С точки зрения кейнсианцев, нестабильность частных инвестиций обусловливает нестабильность экономики, а государство играет положительную роль, применяя соответствующее стабилизационное средство. Монетаристы же напротив считают, что государство оказывает вредное влияние на экономику, оно создает негибкость, которая ослабляет способность рыночной системы обеспечивать значительную стабильность; оно проводит фискальные и кредитно-денежные мероприятия, которые, хотя и имеют благую цель, вызывают ту самую не стабильность, для борьбы с которой они предназначены.

 
     
 

  При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой.

     Государственными  мерами борьбы с безработицей в Российской Федерации в переходный период, по мнению Белокришевой О. С. являются:

     1)из  средств фонда занятости в  начале переходного периода выплачивалась  заработная плата работникам  простаивающих предприятий;

     2)создание  федеральной государственной службы занятости с региональными центрами занятости (департаментами федеральной государственной службы занятости);

     3)поощрение  государственными субсидиями частичной  (неполной) занятости;

     4)разделение  рабочих мест — 1 рабочее место  предоставляется 2 рабочим с разделением заработка;

     5)досрочный  выход на пенсию — широко  использовался в госаппарате  в начале переходного периода;

     6)расширение  программ переподготовки безработных

     7)социальная  помощь безработным — пособие, путевки детям, подарки к новому учебному году и др.36

     В середине 2001 г. экономически активное население (ЭАН) в России составляло 71 млн. (50% населения), занято в экономике 65,1 млн. чел., безработные, по методике Международной организации труда, составляют 6,6 млн. (9,3% ЭАН), официально зарегистрированные безработные 1 млн. (1,4% ЭАН).37

     Появление такого социального феномена, как  безработица, воздействует на распределение  доходов в сторону углубления дифференциации. Этому способствует также развитие предпринимательской активности населения, поскольку не более 0% трудоспособных обладает предпринимательскими способностями. Об углублении неравенства свидетельствует динамика кривой Макса Лоренца. Кривая Лоренца показывает, какую долю в суммарном доходе имеет то или иное чисто семей с определенным уровнем доходов.

     В данной главе необходимо рассмотреть  такое понятие как коэффициент  Джини. Степень вогнутости кривой Лоренца для современного периода России постоянно углублялась (до 1998 г.). Для определения динамики неравенства используется коэффициент Джини, который рассчитывается как отношение площади фигуры, ограниченной кривой Лоренца, к площади треугольника ОЕР. Он показывает изменения в дифференциации населения по доходам. Доход физических лиц используется на оплату налогов, текущее потребление и личные сбережения. 
 
 
 

Рис. 1. Кривая Лоренца 

     Как известно Россия, проводившая на первом этапе «шоковых реформ» политику невмешательства в рыночное распределения  доходов, что привело к тому, что  после первых пяти лет трансформации, коэффициент Джини, показывающий неравенство в распределении доходов удвоился (для сравнения в Венгрии за этот же период изменение  коэффициент Джини было минимальным и составило 2%).38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 4. Особенности причин и форм и форм безработицы  в России 

     Согласно действующему Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработные граждане имеют право на бесплатную профориентацию, профподготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; выплату пособий по безработице, стипендий в период переподготовки; компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу или направлении на обучение;  бесплатное медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение; оплату временной нетрудоспособности; на участие в оплачиваемых общественных работах. Причины для обращения в службы занятости (СЗ) могут быть разными: от желания получить статус безработного, направление на переподготовку или консультацию, до простого любопытства по поводу имеющихся вакансий. Поэтому расхождение между числом граждан, обратившихся в органы службы занятости, и числом граждан, получившим статус безработных естественен. Этот разрыв 1993г. составил 40%, а к 1997г. сократился до 10%. Подобную динамику сотрудники СЗ объясняют тем, что в эти 10% попадают те, кто обратился просто за консультацией, либо те, у кого еще не закончился десятидневный срок с момента первичной регистрации до получения статуса безработного.

     Особенностью  российского рынка труда, по мнению Т. Четвертениной, является устойчивое (на протяжении многих лет) преобладание уволившихся «по собственному желанию» и одновременное сокращение доли высвобожденных работников, характерное для российского рынка труда в целом.39

     В данной главе курсовой работы необходимо затронуть вопрос, касающийся работников, практикующих нерегулярную занятость. На основе данных опроса, проводимого в три этапа в  двух сибирских городах, Н. В. Черниной можно выделить некоторые характеристики работников, практикующих нерегулярную занятость в переходный период.

Информация о работе Безработица и ее типы. Проблемы безработицы в России