Банковский кредит, его значение и роль в Республике Беларусь

Автор: l***************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности данной темы цель работы состоит в исследовании организации банковского кредитования в РБ, а также его особенностей и проблем.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
рассмотреть сущность и виды банковского кредита;
изучить проблемы и состояние развития банковского кредитования;
рассмотреть кредитование реального сектора экономики Республики Беларусь;
рассмотреть перспективы банковского кредитования в Республике Беларусь.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Теоретические аспекты банковского кредитования …………………..5

Сущность и роль банковского кредита в экономике …………………5

Проблемы и состояние развития банковского кредитования ……….10

Нормативно-правовая база системы банковского кредитования
в Республике Беларусь………………………………………………………13
Кредитование реального сектора экономики Республики Беларусь..18

Кредитные вложения в промышленность …………………………….18

Кредитные вложения в строительство ………………………………...22

Кредитные вложения в сельское хозяйство …………………………...27

Перспективы развития банковского кредитования в
Республике Беларусь………………………………………………………...32
Преимущества партнерских отношений банковской системы и
реального сектора экономики………………………………………………32
Тенденции развития банковского кредитования в Республике
Беларусь в 2011-1015 году………………………………………………….36
Заключение …………………………………………………………………..40
Список использованных источников …………………………

Работа содержит 1 файл

Екатерина Петрусевич - Курсовая.docx

— 244.23 Кб (Скачать)

     Предпосылками для развития системы взаимодействия предприятий и банков являются наличие у предприятий острого недостатка собственных средств, необходимых для дальнейшего функционирования, с одной стороны, и невозможность дальнейшего функционирования банковского сектора без преодоления оторванности от производственной сферы - с другой.

     При построении системы взаимодействия банка с клиентами - юридическими лицами банк, а именно он будет инициатором  формирования и главным связующим  звеном в работе системы, руководствуется следующими принципами:

     1. Принцип партнерства. Партнерские отношения обладают определенными свойствами. Им присуще: добровольность, взаимозаинтересованность, коммерческий характер взаимодействия банка с предприятием. ,

     2. Принцип длительности взаимодействия банка с каждым из его клиентов. Данный принцип вытекает из особенности банковского продукта как реализуемого товара, т.е. услуги, оказываемой на протяжении определенного времени или даже бессрочно, поэтому банк, заключая соглашение с клиентом, предполагает взаимодействие на максимально длительный срок.

     3. Принцип комплексного  обслуживания. Банк  заинтересован оказать  клиенту весь (или  максимально возможный)  комплекс банковских  услуг, в которых  тот нуждается.

     Подъем  предприятий производственной сферы, их развитие собственными силами практически  невозможно без привлечения  дополнительных источников финансирования. Партнерская  форма финансовых взаимоотношений  возникает при  участии банка  в разработке плановых финансовых документов предприятия и  заключении договора о его комплексном  банковском обслуживании. В зависимости  от срока, на который  планируется сотрудничество, можно говорить о  стратегических и  тактических клиентах.

     Наиболее  подходящим и заинтересованным партнером  в разработке финансового плана для предприятия считается коммерческий банк, клиентом которого оно является. Перечень положительных эффектов тесного сотрудничества хозяйствующего субъекта с коммерчески банком приводится в таблице. 

     Таблица 3.1 – Результат сотрудничества хозяйствующего субъекта и коммерческого банка 

Для предприятия      Для банка
повышение дохода структурированная  ресурсная база банка
повышение дохода за счет ускорения оборачиваемости денежных средств (оборачиваемости дебиторской задолженности, снижения затрат по кредиторской задолженности) увеличение  процентных доходов за счет оптимизированной структуры финансовых потоков, комиссия      
регулирование налоговой базы (налоговое планирование) заданная структура  привлеченных средств
финансовый  инжиниринг потенциал повышения эффективности использования  финансовых ресурсов
фондирование  оборотных средств       диверсификация  рисков: процентного, ликвидности, кредитного
оптимизация оборотного капитала и денежных потоков       привлечение и  удержание денежных потоков предприятия  а счет использования большего количества финансовых продуктов
имидж предприятия в среде потребителей продукции имидж банка  в клиентской среде
 

     Приведенные аргументы свидетельствуют о  том, что коммерческий банк является наиболее подходящим субъектом для  разработки альтернативного варианта развития предприятия. В силу того, что банковский финансовый аналитик обладает собственными информационными  источниками и методами прогнозирования  рыночных тенденций, и глубже знает  возможности банка по решению  различных финансовых проблем, то он может предложить оптимальный вариант  решения финансовых проблем предприятия [31, с. 89].

     Кроме того, установление партнерских финансовых отношений выгодно банку и потому, что дает ему некоторые инструменты для решения следующих задач его финансового менеджмента:

  1. структурирования привлеченных денежных средств по срокам, объемам я стоимости;
  2. повышения качества текущей и срочной ликвидности банка;
  3. регулирования процентного риска за счет гибкой ценовой политики и диверсификации сроков и объемов привлечения денежных средств клиентов;
  4. расширения ресурсной базы и соответственно возможностей проведения активных операций, обеспеченных структурированными ресурсами;
  5. регулирования организационной, финансовой, коммерческой и функциональной устойчивости
  6. расширения клиентской базы и занятия новых рыночных ниш;

     7)приобретения имиджа «клиентоориентированного» и технологичного» банка, предлагающего предприятиям банковские продукты, обеспечивающие решение их индивидуальных проблем;

     8)  увеличения срочных денежных  средств в ресурсной базе банка,  по сравнению со средствами  на счетах до востребования;

     9)обеспечения сбалансированности между прибыльностью и ликвидностью банка.

     Национальным банком Республики Беларусь в 2010 году был проведен мониторинг 2 107 предприятий реального сектора экономики Республики Беларусь. По результатам проведенного мониторинга наибольшая часть предприятий (45 процентов) в 2010 г. пользовалась услугами только одного банка (в 2009 г.-53 %), 51,6% (44,2 %) – услугами двух и более банков. При этом в качестве потенциальных партнеров для сотрудничества предприятия видят, прежде всего, структурные подразделения и филиалы белорусских банков (69,1 % респондентов) [32].

     При выборе банка предприятия в наибольшей степени руководствуются наличием опыта сотрудничества с банком, уверенностью в финансовом состоянии банка, удобным  его расположением, постоянной возможностью кредитования, а также уровнем квалификации персонала банка. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. более всего возросла значимость таких факторов, как применение банком компьютерных технологий, наличие опыта сотрудничества с банком, изменение банком условий оказания услуг и уровень квалификации персонала банка. В наименьшей степени на выбор респондентами банка влияли рекомендации партнеров, а также требования органов государственной власти и вышестоящей организации.

     Среди предприятий наиболее популярны  следующие виды банковских услуг: кассовое обслуживание, платежные поручения, зачисление заработной платы работников на вкладные и карт-счета, платежные требования, чеки, использование кредитных линий, операции с иностранной валютой, услуга удаленного доступа, пластиковые карточки. Наиболее существенно в 2010 г. относительно 2009 г. выросло использование услуг технологий удаленного доступа, зачисление заработной платы работников на вкладные и карт-счета, использование информационно-аналитических услуг. При этом следует отметить снижающуюся популярность инкассации, большинства расчетного обслуживания (за исключением аккредитивов в национальной и иностранной валюте), услуг по операциям с иностранной валютой. Одновременно растет востребованность всех видов кредитования, особенно посредством кредитной линии.

     В 2010 г. наиболее значимыми факторами, влиявшими на использование предприятиями  услуг банков, были: деятельность предприятия (86,9 % опрошенных), уверенность в банке (83,1 %), ставки по кредитам банка (82,8 %), а  также уровень тарифов (81,8 %). Более  слабое влияние оказали льготы банка  предприятию (65,5 процента предприятий), изменения в налогообложении (61,8 %), ставки по депозитам (59,3 %), а также наличие других источников средству предприятия (57,7 % респондентов).

     Подавляющее большинство респондентов удовлетворено  как качеством услуг (95,6 %), так  и уровнем обслуживания (96 %) банков (в 2009 г. удельный вес таких ответов  составлял 97 и 96,8 % соответственно). При этом высокий уровень обслуживания отметили 50,8 % предприятий (в 2009 г. – 46 %), высокое качество услуг – 48,6 % (44,7 %).

     В 2011 г. предприятия ожидают роста  потребности во всех услугах, за исключением  размещения свободных денежных средств. Наиболее значимо возрастет потребность предприятий в краткосрочных и долгосрочных кредитах, финансировании деятельности на внутреннем рынке, купле- продаже валюты, финансировании деятельности на внешнем рынке, а также в инкассации. Рост потребности в обслуживании совокупного долга, получении наличных рублевых средств, приобретении наличной иностранной валюты, а также в покупке - продаже ценных бумаг будет менее значительным [32].

     Стабильность  клиентской базы банка и его способность  привлекать новых перспективных  клиентов являются определяющими факторами развития банка в долгосрочной перспективе. Практика показывает, что наиболее успешно развивается бизнес тех банков, которые сумели создать систему комплексного и льготного обслуживания ведущих клиентов с ориентацией на общую доходность, которую приносят их операции. Это позволяет гибко подходить к работе с клиентами, в частности, устанавливать индивидуальные тарифы по услугам банка.

     Важным  направлением клиентской политики банка является реализация принципа «создание клиента», в том числе при работе с крупными предприятиями. Очевидно, банк заинтересован в повышении устойчивости рыночных позиций ведущих клиентов, увеличении спроса на их продукцию, то есть, заинтересован во всех аспектах их деятельности, которые способны привести к росту выручки, а соответственно и увеличить обороты, проводимые по счетам в банке. В силу этого банк может выступать с инициативой в части расширения операций клиента, модернизации производства. Особенно это касается ситуаций, когда банк наблюдает повышение активности конкурентов его клиента.

     В целях повышения эффективности  инвестиционного обслуживания клиентуры  немаловажную роль играет также существующая в банке структура взаимодействия подразделений и разделение зон  ответственности. Зачастую происходит так, что «продуктовые» подразделения, занимающиеся активными операциями, не имеют возможности расширить операции и повысить качество своих портфелей из-за отсутствия заявок от крупных клиентов. В то же время, подразделения, ответственные за привлечение клиентуры, не могут заинтересовать потенциальных клиентов работой с банком, так как у них не налажено взаимодействие и обмен информацией с «продуктовыми» подразделениями.

     Актуальным  вопросом клиентской политики балка  является разработка стратегии комплексного развития отношений с корпоративными клиентами, при реализации, которой  интересы банка в наибольшей степени  соответствовали бы интересам клиента. Это особенно важно в долгосрочной перспективе, учитывая снижение значимости краткосрочных операций банков и  обострение конкуренции на финансовом рынке. Поэтому приоритетом развития банковской системы является кредитование реального сектора экономики. Вопрос лишь в том, каким образом, допуская банки на рынок инвестиций, сохранить стабильность и высокую надежность банковской системы.

     На  основе вышеизложенного можно сделать  вывод, что партнерская форма  отношений позволяет более эффективно решать многие задачи финансового менеджмента, как предприятия, так и банка. Это создает объективные предпосылки  для ее успешного развития на рынке  банковских услуг. 

     3.2 Тенденции развития банковского кредитования в Республике Беларусь в 2011-1015 году 

     Согласно  Стратегии развития банковского  сектора экономики Республики Беларусь на 2011–2015 годы ожидается, что требования банков к экономике за 2011–2015 гг. увеличатся в 2,7 раза и на конец 2015 г. составят не менее 70% к ВВП. В случае интенсификации экономических и финансовых преобразований требования могут увеличиться в 3,7 раза (до 90% к ВВП) (рисунок 3.1). Увеличение требований банков к экономике в среднем в 3 раза означает, что банки должны будут продолжать наращивать объемы кредитования [33, с.10]. 

       

     Рисунок 3.1 – Требования банков к экономике к ВВП к 2015 г. [33, с.10] 

     Объем кредитования белорусской экономики  в 2011 году должен вырасти на 24-25%.

     Банкам  следует более активно работать с малым и средним бизнесом, оказывать максимальную кредитную  поддержку его становлению и  дальнейшему развитию [34].

     Государственная программа поддержки малого предпринимательства  в Республике Беларусь на  2010–2012 годы утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. №1721. В соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. №255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» программа разработана на три года, предусматривает новые виды государственной поддержки малому предпринимательству: предоставление льготных кредитов банками за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) банков; гарантий по данным кредитам Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей и др.

     С учетом прогнозируемого на 2011 год  уровня инфляции на уровне 7,5-8,5%, к концу  года ставка рефинансирования может  составить 8-10% годовых, процентные ставки по новым кредитам нефинансовому  сектору в белорусских рублях  11-13% годовых, по новым срочным депозитам  в рублях  9-11% годовых.

     Таким образом процентная политика будет  ориентирована на обеспечение стабильного  функционирования финансовой системы  путем поддержания процентных ставок на положительном уровне в реальном выражении, обеспечивающем сохранность  и привлекательность вкладов  в национальной валюте и доступность  банковского кредита [34].

     Банковскую  систему страны ожидает сохранение ряда позитивных трендов. Среди них  в первую очередь рост привлекаемых во вклады средств населения и  увеличение интереса к банковскому  кредитованию.

     Несмотря  на расширение финансового посредничества за счет операций с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, важное место в активных операциях  банков будет занимать кредитование.

     Наряду  с существующими направлениями  кредитной поддержки экспортно-ориентированных  производств и инвестиционного  кредитования в качестве приоритетных следует рассматривать финансирование проектов, направленных на изменение  технологических основ производства, выпуск инновационной продукции, научно-исследовательские  и конструкторско-технологические  разработки, а также кредитование малого и среднего бизнеса. Банковское кредитование населения должно быть синхронизировано со сберегательным процессом. Развитие жилищного кредитования и  диверсификация его форм на основе ипотеки должны сопровождаться внедрением строительных сбережений.

Информация о работе Банковский кредит, его значение и роль в Республике Беларусь