Автор: l***************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 22:01, курсовая работа
Исходя из актуальности данной темы цель работы состоит в исследовании организации банковского кредитования в РБ, а также его особенностей и проблем.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
рассмотреть сущность и виды банковского кредита;
изучить проблемы и состояние развития банковского кредитования;
рассмотреть кредитование реального сектора экономики Республики Беларусь;
рассмотреть перспективы банковского кредитования в Республике Беларусь.
Введение ………………………………………………………………………3
Теоретические аспекты банковского кредитования …………………..5
Сущность и роль банковского кредита в экономике …………………5
Проблемы и состояние развития банковского кредитования ……….10
Нормативно-правовая база системы банковского кредитования
в Республике Беларусь………………………………………………………13
Кредитование реального сектора экономики Республики Беларусь..18
Кредитные вложения в промышленность …………………………….18
Кредитные вложения в строительство ………………………………...22
Кредитные вложения в сельское хозяйство …………………………...27
Перспективы развития банковского кредитования в
Республике Беларусь………………………………………………………...32
Преимущества партнерских отношений банковской системы и
реального сектора экономики………………………………………………32
Тенденции развития банковского кредитования в Республике
Беларусь в 2011-1015 году………………………………………………….36
Заключение …………………………………………………………………..40
Список использованных источников …………………………
Предпосылками для развития системы взаимодействия предприятий и банков являются наличие у предприятий острого недостатка собственных средств, необходимых для дальнейшего функционирования, с одной стороны, и невозможность дальнейшего функционирования банковского сектора без преодоления оторванности от производственной сферы - с другой.
При построении системы взаимодействия банка с клиентами - юридическими лицами банк, а именно он будет инициатором формирования и главным связующим звеном в работе системы, руководствуется следующими принципами:
1. Принцип партнерства. Партнерские отношения обладают определенными свойствами. Им присуще: добровольность, взаимозаинтересованность, коммерческий характер взаимодействия банка с предприятием. ,
2. Принцип длительности взаимодействия банка с каждым из его клиентов. Данный принцип вытекает из особенности банковского продукта как реализуемого товара, т.е. услуги, оказываемой на протяжении определенного времени или даже бессрочно, поэтому банк, заключая соглашение с клиентом, предполагает взаимодействие на максимально длительный срок.
3. Принцип комплексного обслуживания. Банк заинтересован оказать клиенту весь (или максимально возможный) комплекс банковских услуг, в которых тот нуждается.
Подъем предприятий производственной сферы, их развитие собственными силами практически невозможно без привлечения дополнительных источников финансирования. Партнерская форма финансовых взаимоотношений возникает при участии банка в разработке плановых финансовых документов предприятия и заключении договора о его комплексном банковском обслуживании. В зависимости от срока, на который планируется сотрудничество, можно говорить о стратегических и тактических клиентах.
Наиболее
подходящим и заинтересованным партнером
в разработке финансового
плана для предприятия
считается коммерческий
банк, клиентом которого
оно является. Перечень
положительных эффектов
тесного сотрудничества
хозяйствующего субъекта с коммерчески
банком приводится в таблице.
Таблица
3.1 – Результат сотрудничества хозяйствующего
субъекта и коммерческого банка
Для предприятия | Для банка |
повышение дохода | структурированная ресурсная база банка |
повышение дохода за счет ускорения оборачиваемости денежных средств (оборачиваемости дебиторской задолженности, снижения затрат по кредиторской задолженности) | увеличение процентных доходов за счет оптимизированной структуры финансовых потоков, комиссия |
регулирование налоговой базы (налоговое планирование) | заданная структура привлеченных средств |
финансовый инжиниринг | потенциал повышения эффективности использования финансовых ресурсов |
фондирование оборотных средств | диверсификация рисков: процентного, ликвидности, кредитного |
оптимизация оборотного капитала и денежных потоков | привлечение и удержание денежных потоков предприятия а счет использования большего количества финансовых продуктов |
имидж
предприятия в среде |
имидж банка в клиентской среде |
Приведенные аргументы свидетельствуют о том, что коммерческий банк является наиболее подходящим субъектом для разработки альтернативного варианта развития предприятия. В силу того, что банковский финансовый аналитик обладает собственными информационными источниками и методами прогнозирования рыночных тенденций, и глубже знает возможности банка по решению различных финансовых проблем, то он может предложить оптимальный вариант решения финансовых проблем предприятия [31, с. 89].
Кроме того, установление партнерских финансовых отношений выгодно банку и потому, что дает ему некоторые инструменты для решения следующих задач его финансового менеджмента:
7)приобретения имиджа «клиентоориентированного» и технологичного» банка, предлагающего предприятиям банковские продукты, обеспечивающие решение их индивидуальных проблем;
8)
увеличения срочных денежных
средств в ресурсной базе
9)обеспечения сбалансированности между прибыльностью и ликвидностью банка.
Национальным банком Республики Беларусь в 2010 году был проведен мониторинг 2 107 предприятий реального сектора экономики Республики Беларусь. По результатам проведенного мониторинга наибольшая часть предприятий (45 процентов) в 2010 г. пользовалась услугами только одного банка (в 2009 г.-53 %), 51,6% (44,2 %) – услугами двух и более банков. При этом в качестве потенциальных партнеров для сотрудничества предприятия видят, прежде всего, структурные подразделения и филиалы белорусских банков (69,1 % респондентов) [32].
При
выборе банка предприятия в наибольшей
степени руководствуются
Среди предприятий наиболее популярны следующие виды банковских услуг: кассовое обслуживание, платежные поручения, зачисление заработной платы работников на вкладные и карт-счета, платежные требования, чеки, использование кредитных линий, операции с иностранной валютой, услуга удаленного доступа, пластиковые карточки. Наиболее существенно в 2010 г. относительно 2009 г. выросло использование услуг технологий удаленного доступа, зачисление заработной платы работников на вкладные и карт-счета, использование информационно-аналитических услуг. При этом следует отметить снижающуюся популярность инкассации, большинства расчетного обслуживания (за исключением аккредитивов в национальной и иностранной валюте), услуг по операциям с иностранной валютой. Одновременно растет востребованность всех видов кредитования, особенно посредством кредитной линии.
В 2010 г. наиболее значимыми факторами, влиявшими на использование предприятиями услуг банков, были: деятельность предприятия (86,9 % опрошенных), уверенность в банке (83,1 %), ставки по кредитам банка (82,8 %), а также уровень тарифов (81,8 %). Более слабое влияние оказали льготы банка предприятию (65,5 процента предприятий), изменения в налогообложении (61,8 %), ставки по депозитам (59,3 %), а также наличие других источников средству предприятия (57,7 % респондентов).
Подавляющее большинство респондентов удовлетворено как качеством услуг (95,6 %), так и уровнем обслуживания (96 %) банков (в 2009 г. удельный вес таких ответов составлял 97 и 96,8 % соответственно). При этом высокий уровень обслуживания отметили 50,8 % предприятий (в 2009 г. – 46 %), высокое качество услуг – 48,6 % (44,7 %).
В 2011 г. предприятия ожидают роста потребности во всех услугах, за исключением размещения свободных денежных средств. Наиболее значимо возрастет потребность предприятий в краткосрочных и долгосрочных кредитах, финансировании деятельности на внутреннем рынке, купле- продаже валюты, финансировании деятельности на внешнем рынке, а также в инкассации. Рост потребности в обслуживании совокупного долга, получении наличных рублевых средств, приобретении наличной иностранной валюты, а также в покупке - продаже ценных бумаг будет менее значительным [32].
Стабильность клиентской базы банка и его способность привлекать новых перспективных клиентов являются определяющими факторами развития банка в долгосрочной перспективе. Практика показывает, что наиболее успешно развивается бизнес тех банков, которые сумели создать систему комплексного и льготного обслуживания ведущих клиентов с ориентацией на общую доходность, которую приносят их операции. Это позволяет гибко подходить к работе с клиентами, в частности, устанавливать индивидуальные тарифы по услугам банка.
Важным направлением клиентской политики банка является реализация принципа «создание клиента», в том числе при работе с крупными предприятиями. Очевидно, банк заинтересован в повышении устойчивости рыночных позиций ведущих клиентов, увеличении спроса на их продукцию, то есть, заинтересован во всех аспектах их деятельности, которые способны привести к росту выручки, а соответственно и увеличить обороты, проводимые по счетам в банке. В силу этого банк может выступать с инициативой в части расширения операций клиента, модернизации производства. Особенно это касается ситуаций, когда банк наблюдает повышение активности конкурентов его клиента.
В
целях повышения эффективности
инвестиционного обслуживания клиентуры
немаловажную роль играет также существующая
в банке структура
происходит так, что «продуктовые» подразделения,
занимающиеся активными операциями, не
имеют возможности расширить операции
и повысить качество своих портфелей из-за
отсутствия заявок от крупных клиентов.
В то же время, подразделения, ответственные
за привлечение клиентуры, не могут заинтересовать
потенциальных клиентов работой с банком,
так как у них не налажено взаимодействие
и обмен информацией с «продуктовыми»
подразделениями.
Актуальным вопросом клиентской политики балка является разработка стратегии комплексного развития отношений с корпоративными клиентами, при реализации, которой интересы банка в наибольшей степени соответствовали бы интересам клиента. Это особенно важно в долгосрочной перспективе, учитывая снижение значимости краткосрочных операций банков и обострение конкуренции на финансовом рынке. Поэтому приоритетом развития банковской системы является кредитование реального сектора экономики. Вопрос лишь в том, каким образом, допуская банки на рынок инвестиций, сохранить стабильность и высокую надежность банковской системы.
На
основе вышеизложенного можно сделать
вывод, что партнерская форма
отношений позволяет более
3.2
Тенденции развития
банковского кредитования
в Республике Беларусь
в 2011-1015 году
Согласно
Стратегии развития банковского
сектора экономики Республики Беларусь
на 2011–2015 годы ожидается, что требования
банков к экономике за 2011–2015 гг. увеличатся
в 2,7 раза и на конец 2015 г. составят не менее
70% к ВВП. В случае интенсификации экономических
и финансовых преобразований требования
могут увеличиться в 3,7 раза (до 90% к ВВП)
(рисунок 3.1). Увеличение требований банков
к экономике в среднем в 3 раза означает,
что банки должны будут продолжать наращивать
объемы кредитования [33, с.10].
Рисунок
3.1 – Требования банков к экономике к ВВП
к 2015 г. [33, с.10]
Объем кредитования белорусской экономики в 2011 году должен вырасти на 24-25%.
Банкам следует более активно работать с малым и средним бизнесом, оказывать максимальную кредитную поддержку его становлению и дальнейшему развитию [34].
Государственная программа поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010–2012 годы утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. №1721. В соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. №255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» программа разработана на три года, предусматривает новые виды государственной поддержки малому предпринимательству: предоставление льготных кредитов банками за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) банков; гарантий по данным кредитам Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей и др.
С учетом прогнозируемого на 2011 год уровня инфляции на уровне 7,5-8,5%, к концу года ставка рефинансирования может составить 8-10% годовых, процентные ставки по новым кредитам нефинансовому сектору в белорусских рублях 11-13% годовых, по новым срочным депозитам в рублях 9-11% годовых.
Таким образом процентная политика будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок на положительном уровне в реальном выражении, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте и доступность банковского кредита [34].
Банковскую систему страны ожидает сохранение ряда позитивных трендов. Среди них в первую очередь рост привлекаемых во вклады средств населения и увеличение интереса к банковскому кредитованию.
Несмотря
на расширение финансового посредничества
за счет операций с ценными бумагами
и другими финансовыми
Наряду
с существующими направлениями
кредитной поддержки экспортно-
Информация о работе Банковский кредит, его значение и роль в Республике Беларусь