Банковский кредит, его значение и роль в Республике Беларусь

Автор: l***************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности данной темы цель работы состоит в исследовании организации банковского кредитования в РБ, а также его особенностей и проблем.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
рассмотреть сущность и виды банковского кредита;
изучить проблемы и состояние развития банковского кредитования;
рассмотреть кредитование реального сектора экономики Республики Беларусь;
рассмотреть перспективы банковского кредитования в Республике Беларусь.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Теоретические аспекты банковского кредитования …………………..5

Сущность и роль банковского кредита в экономике …………………5

Проблемы и состояние развития банковского кредитования ……….10

Нормативно-правовая база системы банковского кредитования
в Республике Беларусь………………………………………………………13
Кредитование реального сектора экономики Республики Беларусь..18

Кредитные вложения в промышленность …………………………….18

Кредитные вложения в строительство ………………………………...22

Кредитные вложения в сельское хозяйство …………………………...27

Перспективы развития банковского кредитования в
Республике Беларусь………………………………………………………...32
Преимущества партнерских отношений банковской системы и
реального сектора экономики………………………………………………32
Тенденции развития банковского кредитования в Республике
Беларусь в 2011-1015 году………………………………………………….36
Заключение …………………………………………………………………..40
Список использованных источников …………………………

Работа содержит 1 файл

Екатерина Петрусевич - Курсовая.docx

— 244.23 Кб (Скачать)

     Рассматривая  кредитование следует отметить проявившиеся в последние месяцы 2008 г. признаки снижения качества активов банков. За ноябрь – декабрь 2008 г. объем проблемных активов вырос на 125 млрд. руб.

     Требуется пристальное внимание банков к этой проблеме, особенно учитывая происходившее в 2007 –2008 гг. снижение объема сформированных банками специальных резервов по отношению к активам, подверженным кредитному риску (с 1,5% на 1 января 2007 г. до 1,2% на 1 января 2008 г. и 1% на 1 января 2009 г.). Банки должны со всей ответственностью подходить к классификации активов для создания специальных резервов и формировать эти резервы в полном объеме [5, с.8 ].

     Большая работа в 2009 г. проведена по кредитованию реального сектора экономики. Требования банков к экономике на 1 января 2010 г. составили 66,4 трлн. руб. За истекший год они выросли на 19,3 трлн. руб., или на 40,9%, что соответствует прогнозному параметру, определенному Главой государства в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год по кредитованию экономики (Приложение Д). В условиях кризиса это достойный вклад банковской системы республики в социально-экономическое развитие страны [6, с. 5].

     Хотелось  бы обратить внимание, что в 2009 году динамика краткосрочных, долгосрочных и инвестиционных кредитов имела положительный характер. Задолженность по долгосрочным кредитам на начало 2010 г. достигла 44,8 трлн. руб. Прирост данного показателя за 2009 г. составил 13,2 трлн. руб., или 40,5% (т.е. рост в 1,4 раза). Доля долгосрочных кредитов в общей кредитной задолженности банков на 1 января 2010 г. составила 72% (Приложение Е).

     Значительное внимание в 2009 году уделялось кредитованию жилищного строительства. К началу 2010 г. задолженность физических лиц по всем жилищным кредитам достигла почти 10,3 трлн. руб. За 2009 г. данный показатель вырос в 1,53 раза, а за 2008–2009 гг. — в 2,36 раза. Ускоренное строительство жилья в условиях кризиса, прежде всего за счет льготного кредитования и для менее обеспеченных слоев населения, стало важным вкладом в экономику страны.

     В течение 2009 года работа по потребительскому кредитованию проводилась банками неудовлетворительно. Главная причина — высокие процентные ставки по кредитам, замедление темпов роста доходов населения относительно прошлых лет. На 1 января 2010 г. задолженность физических лиц по потребительским кредитам составила 5,56 трлн. руб., что на 3,4% меньше, чем на начало 2009 г. [6, с. 6].

     Кредитная политика банков в 2010 году была направлена на максимальное с учетом банковских рисков удовлетворение потребности юридических и физических лиц в кредитных ресурсах. Требования банков к экономике на 1 января 2011 г. составили почти 92,9 трлн. руб. (Приложение Ж). За отчетный год по номиналу они увеличились на 39,9%, что соответствует прогнозному параметру.

     По  итогам 2010 г. отношение требований банков к экономике в процентах к  ВВП составило 57%, превысив прогнозное значение на 6 процентных пунктов.

     Банки, как и ранее, весомо участвовали  в реализации крупных государственных  социально-экономических программ и мероприятий, осуществляемых по решениям Президента и Правительства Республики Беларусь. В 2010 г. на эти цели выдано кредитов в сумме 17,8 трлн. руб., что на 3,3 трлн. руб., или в 1,23 раза, больше, чем за предыдущий год.

     Приоритетом в нашей стране традиционно является жилищное строительство.

     Одним из направлений реализации данной стратегии  является расширение льготного кредитования банками жилищного строительства. За 2010 г. банки выдали льготных кредитов на цели жилищного строительства в сумме 6,76 трлн. руб., что на 2,2 трлн. руб., или в 1,48 раза, превышает объем выдачи за 2009 г. [7, с.7]

     Совокупная  задолженность населения по всем кредитам на цели жилищного строительства  и приобретения жилья к 1 января 2011 г. достигла 15,8 трлн. руб., что в 1,5 раза больше, чем на начало прошлого года.

     После некоторого спада (на 3,4%), имевшего место  в 2009 г., в отчетном году возобновился рост потребительского кредитования. На 1 января 2011 г. задолженность физических лиц по названным кредитам составила 6,72 трлн. руб., что на 20,8% больше, чем на начало 2010 г.

     Напряженное финансовое состояние значительной части субъектов хозяйствования существенно повышает основной банковский риск — кредитный. На 1 января 2011 г. совокупная проблемная задолженность банков, в  которую включены пролонгированная и просроченная задолженность на балансе, проблемная задолженность, вынесенная за баланс, просроченные и неполученные доходы, составила 1,82 трлн. руб. За год  данный показатель возрос на 440,0 млрд. руб., или на 32%. 

     1.3 Нормативно-правовая  база системы банковского  кредитования в  Республике Беларусь 

     В настоящее время кредитная деятельность в РБ регулируется огромным количеством  законов РБ, декретов, указов Президента, постановлений Правительства РБ, решений Национального банка  и иных подзаконных актов.

     Наиболее  полно изменения в системе  кредитования можно проследить на основе анализа содержания нормативных  правовых актов, в которых закреплены основные нормы, регулирующие сферу  банковского кредитования. В процессе анализа рассматривались законодательные  и нормативные документы, охватывающие период начиная с 1992 г. по настоящее  время.

     Существовавшую  на протяжении анализируемого периода  регламентацию условно можно  разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет особые черты. Последовательная смена определяемых Национальным банком Республики Беларусь норм, регулирующих кредитные взаимоотношения банков с клиентами, обусловливалась не только реформами экономики и  банковской системы в стране, но и изменениями белорусского законодательства. Значительное влияние на содержание современных нормативных требований Национального банка Республики Беларусь в сфере кредитования оказала их унификация с законодательством Российской Федерации.

     Этапы развития норм, регламентирующих систему  кредитования, представлены в таблице 1.2. 

     Таблица 1.2. – Основные этапы развития нормативно-правовой базы системы банковского кредитования в Республике Беларусь [2,  c.14] 

Этапы Временные границы  этапов Основные законодательные  и нормативные правовые документы  Национального банка Республики Беларусь, регламентирующие систему  банковского кредитования
Первый  Ноябрь 1992 г. —  апрель 1995 г. • Закон Республики Беларусь от 14.12.1990 “О банках и банковской  деятельности”;

• Временное  положение о банковском кредите  от 03.11.1992 № 114;

• Временное  положение о банковском кредите  от 30.12.1993 № 250

Второй Апрель 1995 г. — 

май 2000 г.

• Закон Республики Беларусь от 14.12.1990 “О банках и банковской деятельности”;

• Положение  о банковском кредите от 07.04.1995 № 519

Третий Май 2000 г. —

май 2001 г.

• Закон Республики Беларусь от 14.12.1990 “О банках и банковской деятельности”;

•Правила  предоставления кредитов банками Республики Беларусь от 18.05.2000 № 11.11

Четвертый Май 2001 г. —

июль 2004 г.

• Банковский кодекс Республики Беларусь в редакции от 25.10.2005;

• Правила  размещения банками Республики Беларусь денежных средств в форме кредита  от 24.05.2001 № 116

Пятый Июль 2004 г. — 

январь 2007 г.

• Банковский кодекс Республики Беларусь в редакции от 25.10.2005;

• Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме  кредита и их возврата от 30.12.2003 № 226

Шестой С января 2007 г.  по настоящее время • Банковский кодекс Республики Беларусь в редакции от 17.07.2006;

• Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме  кредита и их возврата от 30.12.2003 № 226 (с учетом редакции постановлений  Правления Национального банка  от 28.12.2006 № 223; от 26.12.2007 № 227)

 

     Законодательные и нормативные правовые документы, действующие на протяжении отдельных  этапов, содержали различное количество положений (норм), регулирующих отношения  банков с клиентами в процессе кредитования, и характеристика выделенных в таблице 1.2 этапов велась с позиции полноты отражения в документах норм, закрепляющих элементы системы банковского кредитования.

     Рассмотрим  данные этапы более подробно.

     Первый  этап характеризуется минимальным количеством регулирующих норм. Появляются регламентации, закрепляющие подходы, соответствующие условиям становления рыночной экономики. Так, при предоставлении кредитов предусматривается обязательное заключение кредитных договоров между субъектами отношений, конкретизируются условия, которые должны содержаться в данных договорах. Требуется осуществление предварительного анализа кредитоспособности клиента. Появляются положения, касающиеся использования в банковской практике различных форм обеспечения своевременного возврата кредита, то есть закрепляется норма, обязывающая банки иметь вторичные источники погашения задолженности по кредиту. Вместе с тем на данном этапе сохраняется и ряд норм, характерных для системы кредитования периода плановой экономики, например, необходимость оформления выданного кредита срочным обязательством, жесткий контроль за материальной обеспеченностью кредита, применение простых и специальных ссудных счетов.

     На  втором этапе происходило динамичное развитие нормативно-правовых требований по вопросам кредитования и усиление регламентации, о чем свидетельствуют многочисленные дополнения, вносимые в Положение о банковском кредите, действующее в этот период. Высокая подвижность нормативно-правового поля обусловлена происходящим реформированием

     системы кредитования и ее адаптацией к новым  экономическим условиям. Для данного  этапа характерно снятие ряда экономически неоправданных ограничений в  деятельности банков, например, административных ограничений при кредитовании субъектов  хозяйствования, занимающихся посреднической деятельностью. Усиление регламентации  проявлялось в конкретизации  отдельных норм, ранее обозначенных лишь в общих чертах, а также  более четком определении прав банков при осуществлении контроля.

     Третий  этап развития регламентации в системе кредитования клиентов банков не содержит революционных новшеств, но произошли изменения, заслуживающие внимания. В действующих на этом этапе Правилах предоставления кредитов банками Республики Беларусь от 18.05.2000 № 11.11 были обобщены все прежние дополнения и изменения, вносимые Национальным банком в Положение о банковском кредите. Терминологию нового документа и ряд нормативных требований привели в соответствие с нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь. В то же время продолжали существовать некоторые нормы, характерные для системы кредитования периода плановой экономики.

     На  четвертом этапе регламентация кредитной деятельности банков достигает максимальной детализации. Разработка и утверждение Национальным банком нового нормативного документа были обусловлены в основном необходимостью согласования некоторых норм в соответствии с принятым 25 октября 2005 г. Банковским кодексом Республики Беларусь.

     Пятый этап можно охарактеризовать как период начала либерализации нормативной правовой  базы по вопросам кредитных отношений банков с клиентами и унификации с законодательством Российской Федерации. Принятая постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 226 Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата кардинально изменила порядок и условия осуществления кредитования. Целью принятия Инструкции № 226 стало позитивное стремление постепенно устранить излишнюю «зарегулированность» действовавшего порядка кредитования, а также исключить нормы, дублирующие положения других действующих нормативных правовых актов, в частности, Банковского кодекса. Вместе с тем эта новая Инструкция не сразу вписалась в более или менее устоявшуюся законодательную базу, регулирующую валютные, налоговые и иные смежные правоотношения. Круг проблем, возникших в процессе практического применения нормативных требований Инструкции № 226, обусловил необходимость изменения содержания отдельных положений данного документа. Однако это не единственная причина перехода к новому этапу развития регламентации системы банковского кредитования.

     На  шестом этапе практически была завершена начатая ранее унификация с законодательством Российской Федерации. Принятие 17 июля 2006 г. новой редакции Банковского кодекса Республики Беларусь также потребовало приведения в соответствие с ним норм и терминологии Инструкции № 226. Все изменения и дополнения, обусловленные перечисленными выше причинами, нашли отражение в новых редакциях данной Инструкции.

     Таким образом, на протяжении последних пяти лет Национальным банком Республики Беларусь планомерно проводилась работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере кредитования, направленная на либерализацию и упрощение  порядка предоставления кредитов, отмену многочисленных ограничений и запретов, исключение норм, дублирующих другие нормативные и законодательные  акты. В результате был отменен  ряд рекомендаций Национального  банка, касающихся порядка кредитования по счету-контокорренту и консорциального  кредитования; определения уровня кредитоспособности кредитополучателей; проверок материального  обеспечения задолженности по кредитам; долгосрочного кредитования инвестиционных проектов.

Информация о работе Банковский кредит, его значение и роль в Республике Беларусь