Автор: * Maximova, 10 Сентября 2010 в 16:56, курсовая работа
Банковская система является одним из основных организаторов экономической жизни страны. От эффективности функционирования в значительной степени зависят успех в преодолении экономического кризиса, в снижении инфляции и финансовой стабильности. Главным элементом этой системы служит банк как финансовый институт, созданный для управления денежным потоком в стране.
Председатель Центрального банка РФ назначается Думой по представлению Президента РФ сроком на 4 года; одно и то же лицо не может занимать этот пост более чем три срока подряд.
Уставной капитал Банка России фиксирован; 50% прибыли от операций вносится в федеральный бюджет; его учреждения освобождены от уплаты налогов.
Банковская система не может существовать без банковского рынка. На нем концентрируются банковские ресурсы, а также осуществляется торговля банковским продуктом. В условиях экономического кризиса и инфляции аккумулировать крупные ресурсы для значительных инвестиций не представляется возможным. В 1996 г. более 40% российских предприятий являлись убыточными, остатки их денежных средств на счетах, аккумулируемых банками, а также на счетах граждан были незначительны. Все это сдерживает развитие банковской системы. На рынке банковского продукта торговля кредитами, короткими деньгами (особенно после кризиса межбанковских кредитов в августе 1995 г.) не занимала пока видного удельного веса. Развитие новых видов услуг, связанных с кредитными карточками, электронными платежами, сдерживается недостаточно мощной технической базой российских банков.
Деятельность Центрального банка РФ отражается в его балансе. Мы обнаруживаем, что кредитование коммерческих банков в 2000 г. сократилось при заметном оживлении операций на открытом рынке (гособлигаций); в пассиве обозначился некоторый рост средств на счетах кредитных организаций.
Независимость, автономность Центрального банка от правительства и бюджета не может быть абсолютной. Она ограничена целевыми ориентирами, в рамках которых центральный банк может свободно и самостоятельно выбирать инструменты воздействия, что особенно важно в области антиинфляционной политики.
Контрагентами Центрального банка РФ являются коммерческие банки — акционерные и кооперативные. Банк России предоставляет им кредиты, процентная ставка или ставка рефинансирования по которым достаточно подвижна. Так, в течение 2000 г. она имела тенденцию к снижению и упала с 40 до 26% годовых. Однако дальнейшему понижению ставки Банка России, казалось бы, весьма полезному для экономического оживления, противостоит рост цен, т.е. удорожание факторов производства.
Важной особенностью российских коммерческих банков стало участие в их акционерном капитале государства и использование части депозитных средств на покупку государственных ценных бумаг. Значителен вес государства в акционерном капитале Российского банка реконструкции и развития, Внешэкономбанка, Сберегательного банка. В конце 2000 г. государственное участие просматривалось в 49 КБ.
В
структуре заемщиков
Заметно повышается концентрация банковского капитала. Наряду с сокращением численности кредитных учреждений увеличивается удельный вес крупных банков (Таблица 4). Особенно заметны эти преобразования, так как это происходит и в других странах после финансовых кризисов.
Таблица 4. Группировка действующих кредитных организаций по величине зарегистрированного уставного капитала (на начало года)
1998г. | 1999г. | 2000г. | |
Число
действующих кредитных |
1687 | 1476 | 1349 |
В том числе по величине уставного капитала: | |||
До 500 тыс. руб. | 188 | 90 | 49 |
От 500 тыс. до 2 млн. руб. | 284 | 173 | 116 |
От 2 до 5 млн. руб. | 327 | 219 | 160 |
От 5 до 10 млн. руб. | 345 | 335 | 270 |
От 10 до 20 млн. руб. | 255 | 245 | 213 |
От 20 до 40 млн. руб. | 156 | 213 | 246 |
От 40 млн. руб. и выше | 132 | 201 | 295 |
Сберегательный банк России работает на коммерческих началах, сосредоточивает 73% депозитов и 62% всех вложений в государственные ценные бумаги.
Подведём итоги общей характеристики современной банковской системы России и отметим вероятные перспективы ( Таблица 5).
Таблица 5. Динамика основных показателей российской банковской системы в 1997-1999гг. (в % к ВВП).
Показатели | 01.01.97 | 01.01.98 | 01.01.99 |
Всего активов | 28,6 | 29,5 | 38,0 |
Кредиты экономике | 8,0 | 9,4 | 11,0 |
Собственные средства | 7,0 | 6,4 | 5,5 |
Кредиты правительству | 2,5 | 5,7 | 3,7 |
Привлечённые депозиты | 12,0 | 13,5 | 16,5 |
Российская банковская система традиционно отличалась недостаточным развитием основных банковских функций – трансформации сбережений в инвестиции и перераспределения ресурсов между секторами экономики, что проявляется в низкой доле кредитов в активах, особенно долгосрочных. К тому же интенсивное развитие рынка государственных ценных бумаг привело к естественному снижению доли кредитов, предоставляемых реальному сектору и населению.
Необходимо совершенствовать систему межрегиональных и межбанковских расчетов, в частности распространить информационно-расчетную модель СВИФТ, в которой сегодня участвуют 240 российских банков, хотя ее использование сопряжено с риском, требует наблюдения со стороны Банка России.
Следует облегчить доступ к кредитам Банка России для региональных коммерческих банков. Пока он ограничен в основном банками Москвы и Петербурга. Для этого с технической точки зрения недостает телекоммуникационной и информационной связи, которая позволила бы превратить сотрудничество в автоматическую и постоянно действующую систему, а также упростила бы проведение платежей. Кредиты ЦБ следует шире обеспечивать такими активами, как залог векселей платежеспособных и устойчивых предприятий, закладные ценные бумаги, поручительства.
В некоторых регионах России по аналогии с развивающимися странами возникали так называемые "карманные" банки местных предприятий-учредителей. Они нестабильны в финансовом отношении, страдают от нехватки профессионально подготовленных кадров, совершают ошибочные действия, увлекаясь, например, перекачкой долгосрочных ресурсов в спекулятивные сделки или посредничеством в "долларизации" кредитов, полученных предприятиями.
Как видим, пока финансовый рынок России находится в процессе формирования.
Положение Центрального банка (ЦБ) как
главного регулятора российской банковской
системы сложное. С одной стороны,
закон предоставляет ему
ЦБ обладает необычайной
Банк России не имеет целью своей деятельности получение прибыли3!
Правовой статус ЦБ прописан в 75 статье Конституции Российской Федерации. В которой установлен особый конституционно-правовой статус ЦБ РФ, определено его исключительное право на осуществление эмиссии (часть 1): «денежная единица в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком Российской Федерации. Введение и эмиссия в Российской Федерации не допускается»4 и в качестве основной функции – «защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти»5(часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия ЦБ РФ определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
Центральный банк – это6:
Центральный банк России был создан в 1991 г. и действует в соответствии с Законом о Центральном банке. ЦБ выполняют ряд важных функций, среди которых следует выделить:
Драматические события 2004 г. вынудили ЦБ совместно с правительством вернуться к реформе кредитного сектора. Были приняты важные нормативные акты, цель которых – заставить коммерческие банки (КБ) финпромгрупп работать на российскую экономику, а не на частные интересы, не допускать новых кризисов и массового разорения вкладчиков. Но в отличии от других стран , в России не применяется уголовное или административное наказание менеджеров и владельцев банка за намеренное банкротство, уклонение от ликвидации, официальная дисквалификация банкиров. Поэтому продолжается практика, когда управленцы, доведшие до банкротства не один КБ, спокойно переходят в другой, заблаговременно переведя туда все активы и деньги клиентов.
1
июля правительство
Госдума приняла закон о полной компенсации за счет средств ЦБ частных вкладов до 100 тыс. руб. во всех банках, обанкротившихся после 27 декабря 2003 года. При этом отбор в систему страхования ускорился. Одновременно, для пресечения недобросовестной конкуренции между кредитными организациями, их обязали раскрывать всю информацию о процентных ставках по вкладам и задолженности по ним. ЦБ право снижать проценты по рублевым депозитам в комбанкам не ниже ¾ ставки рефинансирования, а по валютным – не ниже ЛИБОРа. Тем самым, сводились на нет уловки КБ, которые, начав тонуть, спешно повышали проценты по вкладам, чтобы привлечь дополнительные ресурсы, зная наперед, что деньги не вернут.