Автор: * Maximova, 10 Сентября 2010 в 16:56, курсовая работа
Банковская система является одним из основных организаторов экономической жизни страны. От эффективности функционирования в значительной степени зависят успех в преодолении экономического кризиса, в снижении инфляции и финансовой стабильности. Главным элементом этой системы служит банк как финансовый институт, созданный для управления денежным потоком в стране.
Однако учреждения банков не получили собственных капиталов, сохранилась по существу централизованная система управления ресурсами контор и отделений. Они продолжали работать по централизованным инструкциям и не могли адаптировать свою деятельность к решению повседневно возникающих проблем рыночной экономики в различных регионах страны.
Сохранение централизованной банковской системы противоречило интересам союзных республик, независимость которых к этому периоду уже была декларирована. В этот же период усилилось противостояние союзного Правительства и руководства России. В принятом ВС РСФСР в июле 1990 г. постановлении «О государственном банке РСФСР и банках на территории республики» все банки со своими службами на территории РСФСР, за исключением союзных правлений Госбанка и спецбанков, объявлялись ее собственностью. Республиканские правления Промстройбанка СССР, Жилсоцбанка СССР и Агропромбанка СССР упразднялись, а их учреждения в автономных республиках, краях и областях превращались в самостоятельные коммерческие банки.
Многие учреждения специализированных банков стали самостоятельно реорганизовываться в коммерческие банки, объявлять себя не зависимыми от системы, которая ими ранее руководила. Начался массовый переход клиентуры из учреждений государственных специализированных банков в коммерческие. Зачастую этот переход осуществлялся путем юридического переоформления.
Таким образом, уже к концу 1990 г. была произведена административная ломка существовавшей общесоюзной централизованной банковской системы. Этот процесс проходил при отсутствии соответствующей правовой базы. Только 2 декабря 1990 г. ВС РСФСР принял Закон «О банках и банковской деятельности в РСФСР». В стране уже функционировали более 300 коммерческих банков. Российские законы закрепили начавшееся в стране создание новых банков, не зависимых от органов власти при решении вопросов банковской коммерческой деятельности. В России была ликвидирована государственная монополия в банковском деле. Правления специализированных банков упразднены. Их филиалы путем разгосударствления и акционирования преобразовались в коммерческие банки. Система коммерческих банков начала развиваться. К концу 1993 г. на территории России функционировали более 2 тыс. таких банков и тысячи их филиалов. В деятельности коммерческих банков уточнялись и совершенствовались их взаимоотношения с Центральным банком Российской Федерации. ( 'Годом формирования двухуровневой банковской системы можно счи-тать1990 г. Первый (верхний) уровень представлен Центральным банком Российской Федерации и его главными территориальными управлениями в областях и краях, а также национальными банками республик, входящих s Российскую Федерацию. Второй (нижний) уровень состоит из сети коммерческих банков и \их филиалов.
Взаимоотношения
между Центральным банком России
и коммерческими банками регулируются
законами Российской Федерации. В частности,
Государственная Дума приняла 12 апреля
1995 г. Федеральный закон "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)»,
который содержит принципиальные основы
этих взаимоотношений, а З февраля 1996 г.
— Закон «О банках и банковской деятельности».
Кризис, начавшийся в середине 1998 г., подвел черту под длительным этапом экстенсивного развития российской банковской системы, который сам по себе не был однородным.
Данный период характеризовался процессом создания огромного количества мелких банков (с 1.01.93 по 1.01.96гг. количество зарегистрированных кредитных организаций увеличилось с 1,7 тыс. до 2,6 тыс.). Это было обусловлено как низкими требованиями к стартовому капиталу банка при его создании, так и огромной привлекательностью банковского бизнеса, который очень быстро освоил возможности «делания денег» на инфляции и на постоянном падении курса рубля. Основными источниками доходов банковской системы стали: присвоение части эмиссионного дохода государства и перераспределение добавленной стоимости от реального сектора к банковскому посредством участия предприятий в уставном капитале банков, "бесплатного" использования банками средств на текущих и расчетных счетах. Ресурсы банковской системы формировались преимущественно за счет средств предприятий, доля которых в ее пассивах составляла в 1994г. 35%, а в 1995г. – 24%, что многократно превышало долю депозитов населения, обесценившихся в результате высокой инфляции
Этот период развития банковской системы закончился летом 1995г., когда усилия правительства и ЦБ по нормализации макроэкономической ситуации начали приносить свои плоды – инфляция быстро и устойчиво снижалась, курс рубля стал повышаться в абсолютном значении. Столь резкое изменение макроэкономической ситуации в первую очередь подорвало позиции тех банков, которые не захотели изменить свои взгляды на экономические реалии. Разразился банковский кризис, в ходе которого обанкротился целый ряд относительно крупных российских банков (например, "Мытищинский", Межрегионбанк, "Национальный кредит", "Глория-банк"). Основным его проявлением выступил краткосрочный кризис ликвидности в банковской системе, вызванный приостановлением работы московского межбанковского рынка. Благодаря быстрой реакции ЦБ, «подпитавшего» банковскую систему краткосрочными кредитами, и тому, что кризисные явления не породили паники среди населения и не отразились на крупнейших банках страны, кризис не превратился в угрозу банковской системе в целом. В это время в России окончательно сложилась группа банков-лидеров, которые смогли установить свой контроль над крупнейшими российскими предприятиями и создать многофилиальные сети по обслуживанию клиентов. Одновременно в поведении российских банков сформировались определенные стереотипы и модели, которые впоследствии сыграли существенную негативную роль. Главным из них следует признать недостаточное развитие непосредственно банковских услуг, в первую очередь кредитования реального сектора, и чрезмерную концентрацию интересов банков на финансовых рынках.
Главной характеристикой этого этапа развития банковской системы стал быстрый рост банковских инвестиций в государственные долговые обязательства: в 1996-1997гг. объем вложений банков в государственные бумаги увеличился более чем в три раза. Объемы и технология работы важнейшего рынка государственных обязательств – ГКО-ОФЗ – позволяли его участникам практически без затрат и в минимальный срок (дилеры получали деньги в день продажи бумаг) обращать свои бумаги в денежные средства, что делало ГКО-ОФЗ высоколиквидным инструментом. Предвыборная кампания 1996г. и постоянная потребность федерального бюджета в "живых" деньгах обусловили исключительно высокие уровни доходности государственных облигаций, не соответствующие основным макроэкономическим показателям (уровню инфляции и росту курса доллара). Российские банки стали активными покупателями не только рублевых, но и валютных облигаций российского правительства. Начиная со второй половины 1996 г. российские банки стали выступать активными заемщиками на внешних финансовых рынках. Особенно широкое распространение получили залоговые кредиты, которые обеспечивались пакетами ценных бумаг (как правило, российскими валютными облигациями или акциями подконтрольных предприятий). С одной стороны, к активным внешним заимствованиям банки подталкивали относительно низкие уровни процентных ставок по внешним займам, которые становились исключительно привлекательными в условиях практически гарантированной стабильности курса рубля. С другой стороны, объективное отсутствие существенных внутренних сбережений в российской экономике не позволяло банкам всерьез рассчитывать на развитие своего бизнеса без привлечения внешних ресурсов.
Поскольку российские банки являлись новыми партнерами для иностранных финансовых институтов, предоставляемые последними кредиты были, как правило, краткосрочными с возможностью пролонгирования. Таким образом, заемщик рассчитывал на благополучное развитие ситуации и на длительное пользование полученными ресурсами, кредитор же был уверен в том, что при неблагоприятном ходе событий срок действия кредита быстро истечет. Стабильность обменного курса позволила ведущим российским банкам превратить заимствования на мировых финансовых рынках в главный источник роста и компенсатор недостатка внутренних сбережений. Внешние заимствования привлекались как в форме кредитов иностранных финансовых организаций, так и путем выпуска собственных ценных бумаг, ставших важным источником средств. Таким образом, постепенно российская банковская система попала в очень сильную зависимость от внешнего мира и, следовательно, оказалась подвержена курсовому риску, который никто не хотел принимать в расчет при ведении повседневного бизнеса.
В середине 1997г. по мере снижения уровня доходности на рынке ГКО-ОЗФ наметился определенный перелом в инвестиционной политике банков, которые начали ограничивать свои вложения в государственные ценные бумаги и увеличивать кредитные вложения. Но с государственными бумагами продолжали работать практически все категории банков. В 1996 – первой половине 1997гг. доля вложений банков (за исключением Сбербанка РФ) в государственные ценные бумаги в совокупных активах постепенно увеличивалась (с 7,1% на 1.01.96 до 12,2% на 1.07.97). При этом доходность ГКО-ОФЗ была важным финансовым показателем для российских банков. На эту доходность ориентировались основные финансовые индикаторы других рынков (курсы акций, депозитные ставки и т.п.). Доля доходов от вложений в государственные ценные бумаги по итогам 1997г. составляла около 30%.
Если
в 1995-1996гг. рост государственных заимствований
финансировался преимущественно за счет
привлечения банковской системой средств
населения, то в 1997г. главным источником
финансирования новых заимствований бюджета
стали средства нерезидентов. Основным
внутренним источником роста банковской
системы стало увеличение депозитов населения,
доля которых в совокупных пассивах действующих
кредитных организаций увеличилась в
1996 – первой половине 1998гг. с 15 до 25% и превысила
долю средств предприятий. Предпосылкой
этого стали как стабилизация реальных
доходов населения, так и повышение склонности
населения к сбережениям в национальной
валюте по мере роста доверия к рублю в
условиях стабильности обменного курса.
В том, что российская банковская система
оказалась в состоянии кризиса, главную
роль сыграла структура банковской системы,
которая сложилась в России к 1998 г.
(Таблица 2).
Эпицентром
кризиса стали
Та6лица 2. Удельный вес крупнейших банков (на 1.01.98, в %).
Активы | Кредиты экономике | Вложения в госбумаги | Депозиты граждан | Собственные средства | |
Тридцать крупнейших банков | 60,9 | 69,9 | 80,2 | 87,4 | 42,1 |
Сбербанк | 23,6 | 15,0 | 62,4 | 73,9 | 11,1 |
Крупнейшие без Сбербанка | 37,2 | 55,0 | 17,7 | 13,5 | 31,0 |
Остальные банки | 39,1 | 30,1 | 19,8 | 12,6 | 57,9 |
Особая роль Сбербанка (почти 25% активов на 1.01.98) объясняется прежде всего тем, что именно в нем сосредоточено большинство вкладов населения (на 1.10.98-около 74% всех депозитов). Кроме того, Сбербанк является основным участником рынка внутреннего государственного долга.
В 1998г. российская банковская система столкнулась с жесткими реалиями мировой экономики. Все больше российских банков стали испытывать финансовые затруднения, для некоторых из них требования кредиторов становились невыполнимыми. На фоне финансового кризиса государства несостоятельность ряда крупнейших банков переросла в системный кризис всей банковской системы. Количество неплатежеспособных банков исчислялось десятками и сотнями. Стало очевидно, что период экстенсивного развития российской банковской системы заканчивается.
В конце 1997г. из-за мирового финансового кризиса российский финансовый рынок подвергся значительному давлению, прежде всего в силу действий нерезидентов, желавших вывести свои средства из вложений в российские рублевые активы. Банку России за счет резкого снижения своих валютных резервов удалось сдержать этот натиск (в ноябре 1997г. валютные резервы Банка России сократились на 1/3 – с 18,4 млрд. до 12,2 млрд. долл.). Однако события осени 1997г. заставили многих иностранных инвесторов усомниться в перспективах дальнейшей стабильности рубля и пересмотреть стратегию своих отношений с Россией.
В этой связи, начиная с конца 1997г., отношения российской экономики с внешним миром становятся все более напряженными. Российские предприятия и банки стали ощущать сильную зависимость от общего состояния российской экономики и оценки иностранными инвесторами состоятельности экономической политики российских властей. Падение мировых цен на сырьевые товары на рубеже 1997-1998гг. привело к уменьшению притока иностранной валюты в страну и ухудшению финансового положения экспортеров и банков, с ними связанных.
Смена российского правительства и неадекватная реакция властей на бюджетно-долговые проблемы привели к тому, что международные инвесторы стали разочаровываться в стабильности российской экономики. В результате сперва рост стоимости российских ценных бумаг приостановился, а затем начались их падение. Главным фактором, обусловливающим развитие ситуации на рынке российских долговых обязательств, было недоверие к государству как надежному заемщику. Вслед за государством негативное отношение внешних инвесторов сказывалось и на всей экономике – российские банки и предприятия начали сталкиваться с затруднениями при пролонгации полученных ранее кредитов, необходимостью все чаще вносить страховые платежи.