Банковские системы

Автор: * Maximova, 10 Сентября 2010 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Банковская система является одним из основных организаторов экономической жизни страны. От эффективности функционирования в значительной степени зависят успех в преодолении экономического кризиса, в снижении инфляции и финансовой стабильности. Главным элементом этой системы служит банк как финансовый институт, созданный для управления денежным потоком в стране.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

     Промбанк — промышленный банк, на который возлагалось финансирование капитального строительства предприятий тяжелой, легкой, лесной и местной промышленности, транспорта и связи, а также системы материально-технического снабжения. Промбанк в 1933 г. имел сеть, включавшую 147 учреждений.

     Сельхозбанк — банк финансирования социалистического сельского хозяйства. Такое хозяйство формировалось в результате развернутой коллективизации, заключавшейся в принудительном объединении крестьян в коллективные хозяйства — колхозы. При этом крестьяне сдавали коллективным хозяйствам свои земельные наделы, скот, постройки и другое имущество. Земля изымалась из собственности крестьян и передавалась в собственность государства, которое в свою очередь передавало коллективным хозяйствам землю в бесплатное пользование.

     Органы  власти при поддержке беднейших  крестьян изымали имущество зажиточных крестьян (кулаков), включая их личные вещи, и распределяли его между бедными крестьянами.

     Цекомбанк — Центральный коммунальный банк должен был финансировать в порядке безвозвратных вложений и долгосрочных ссуд все жилищное, коммунальное и культурное строительство, а также комплексное строительство новых городов и поселков.

     Торгбанк  — торговому банку следовало направлять финансы на капитальное строительство государственной торговли и промысловой кооперации. В 1956 г. Торгбанк был ликвидирован, а его функции переданы Сельхозбанку и Цекомбанку.

     Таким образом, в специальных государственных банках должны были концентрироваться все предназначенные на капитальные вложения средства народного хозяйства как бюджетные, так и принадлежащие предприятиям и хозяйственным организациям.

     Финансирование  и кредитование капитальных вложений эти банки могли производить только на основе утвержденных для предприятий и хозяйственных организаций планов капитального строительства и планов финансирования. Правительство подчеркивало, что важнейшей функцией спецбанков является контроль за использованием отпущенных ими средств в соответствии с утвержденными планами и фактическим ходом строительства.

     В отличие от банков периода нэпа, осуществлявших в большей мере краткосрочное кредитование и выполнявших ряд других банковских операций (прием вкладов, инкассацию денег, расчеты между клиентами, товарно-комиссионные операции и пр.), задачи новых специальных банков заключались только в финансировании и кредитовании капитальных вложений. Это позволяло использовать их в качестве аппарата государственного контроля за капитальным строительством.

     Специализация банков по отдельным отраслям народного  хозяйства давала возможность учитывать особенности работы этих отраслей и более эффективно проводить контроль за расходованием по назначению плановых капитальных вложений. Специальные банки были подчинены Народному комиссариату финансов СССР.

     В соответствии с Указом Верховного Совета СССР от 7 апреля 1959 г. была проведена  новая реорганизация специальных  банков. Были ликвидированы Цекомбанк и Сельхозбанк, Промбанку переданы операции, выполнявшиеся ранее Цекомбанком. Промбанк был переименован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений — Стройбанк СССР, Госбанку были переданы функции Сельхозбанка.

     В середине 1972 г. Стройбанк имел сеть учреждений из 1202 контор, отделений и своих уполномоченных при Госбанке. Перед Стройбанком была поставлена задача добиваться усиления роли кредита и системы финансирования в повышении эффективности капитальных вложений, ибо в конце 60-х гг. стало заметно проявляться снижение эффективности общественного производства.

     Однако 70-е гг. характеризуются глубокими  расхождениями между декларативными заявлениями и реальными мероприятиями. Все реформы строились на том, что необходимо укреплять незыблемую основу социализма — государственную собственность. Внешняя политика была направлена на обеспечение военного превосходства над западными странами и оказание экономической помощи странам, которые ориентировались в своей политике на Советский Союз. Несоразмерно возможностям страна несла затраты на милитаризацию экономики, на развитие военно-промышленного комплекса.

     Во  всех областях, кроме военной, Советский  Союз все больше и больше отставал от развитых капиталистических стран. Во многих районах страны наблюдался острый недостаток продовольствия. В то же время экспорт сырьевых невосполняемых ресурсов, особенно нефти и газа, по демпинговым ценам давал некоторую возможность за счет импорта потребительских товаров поддерживать относительно удовлетворительное снабжение крупных промышленных центров.

     Банковская  система в то время являлась жестко централизованной, ибо Стройбанк СССР лишь по форме был независим от Госбанка СССР. Объемы кредитных вложений определялись только для сбалансирования планов развития с имеющимися бюджетными средствами.

     При этом реальные кредитные ресурсы  не имели практического значения, так , как в банковской системе  СССР отсутствовали антиинфляционные ограничите-/ ли, ибо любой кредит одновременно создавал остатки на счетах клиента. Это в рамках единого банка означало практически неограниченную депозитную эмиссию, т.е. эмиссию денег в их безналичной форме. Основное внимание уделялось тому, чтобы не допустить сверхплановой трансформации безналичных денег в наличные.

     Госбанк не только выполнял функции единого  кредитного центра страны, но и осуществлял операционно-кассовое обслуживание бюджета. Он аккумулировал все поступления в бюджет и выдавал ассигнования из бюджета. Взаимоотношения между предприятиями и бюджетом строились на запланированных отчислениях в бюджет и ассигнований из него. В случае отклонения от плана поступлений денег в бюджет Госбанк автоматически предоставлял кредит. В результате ежегодно возрастали темпы инфляции, размеры которой скрывались от населения.

     В начале 80-х гг. на фоне ухудшающейся экономической ситуации произошли первые изменения во внутренней политической обстановке. В 1985 г. руководство страны открыто признало, что советская экономическая система находится в состоянии кризиса и что необходима перестройка. Начались поиски путей проведения экономической реформы.

    1. Банковская  реформа 1987—1990 гг. Создание двухуровневой банковской системы

     В целях усиления роли банков в повышении  эффективности общественного производства путем укрепления связи кредитного механизма с конечным результатом работы отраслей народного хозяйства в 1987 г. было принято решение реорганизовать систему спецбанков с учетом особенностей сферы деятельности народнохозяйственных комплексов. В результате сформировалась  система  новых  банков,   включающая  Промстройбанк  СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Сбербанк СССР, Внешэкономбанк СССР.

     Промстройбанк СССР был призван осуществлять кредитно-расчетное обслуживание основной эксплуатационной деятельности, финансирование и кредитование капитальных вложений промышленности, строительной индустрии, транспорта, связи и системы материально-технического снабжения.

     Агропромбанк  СССР создавался для выполнения банковских операций предприятий, колхозов и других организаций, входящих в агропромышленный комплекс страны.

     Жилсоцбанк СССР должен был производить операции по кредитно-расчетному обслуживанию и финансированию жилищно-коммунального хозяйства, государственной и кооперативной торговли, бытового обслуживания, легкой и местной промышленности, а также сферы кооперативной и индивидуальной

     трудовой  деятельности.

     Таким образом, кредитно-расчетное обслуживание эксплуатационной деятельности и финансирование капитального строительства должны были происходить соответственно в одном из трех специализированных банков.

     Сбербанк  СССР — банк, созданный на базе сберегательных касс, был призван аккумулировать сбережения населения и организовать для него безналичные расчеты. Ему предлагалось принять на кредитно-расчетное обслуживание небольшие предприятия, а также организовать выдачу и погашение краткосрочных и долгосрочных ссуд гражданам в связи с их потребительскими нуждами. Сбербанку было поручено обслуживание внутреннего государственного долга. Система Сбербанка охватывала более 70 тыс. сберегательных касс.

     Внешэкономбанк  СССР нацелен на обеспечение организации и проведения расчетов по экспортно-импортным и неторговым операциям, кредитования объединений, предприятий и организаций, осуществляющих внешнеэкономические связи. На этот банк возлагался контроль за исполнением сводного валютного плана, рациональным и экономным использованием валютных ресурсов страны, проведением операций на международных валютных и кредитных рынках, а также операций, связанных с наличной валютой и валютными ценностями.

     Количество  филиалов специализированных банков достигло 5,5 тыс. без учета филиалов Сбербанка СССР.

     Изменились  функции Госбанка СССР, ибо кредитование и расчетно-кассовое обслуживание народного хозяйства он передал специализированным государственным банкам. Госбанку было предложено сконцентрировать свое внимание на решении, главным образом, следующих задач: 
 

     
  • всемерном укреплении денежного обращения  в стране, повышении устой 
    чивости и покупательной способности рубля, организации оборота наличных 
    денег;
  • внедрении наиболее прогрессивных форм кредитования и расчетов, спо 
    собствующих укреплению оборачиваемости оборотных средств и укреплению платежной дисциплины;
  • координации функций специализированных банков и контроле по всем основным направлениям их деятельности;
  • выполнении совместно с Внешэкономбанком операций по использованию 
    иностранной валюты в стране и др.

     Однако  реорганизация банковской системы  была проведена поспешно, без разработки определенной концепции и необходимой организационной подготовки.

     В процессе начатой в 1987 г. реформы  банковской системы ставилась задача перевести на самоокупаемость конторы и отделения государственных спецбанков, расширить их права при сохранении централизованной системы управления банками. Однако это оказалось невозможным прежде всего в связи с отсутствием четкого разграничения ресурсов, которыми они могли бы распоряжаться. Не было для этого и организационных предпосылок. Деятельность системы специализированных банков пришла в противоречие с нарождающимися рыночными отношениями. Этому в значительной степени способствовала меняющаяся ситуация в экономике, ибо Правительство провозгласило право предприятий самостоятельно решать все хозяйственные вопросы. Была вновь, как и в период нэпа, разрешена предпринимательская деятельность. Происходило массовое образование кооперативов, чаще всего путем выделения на самостоятельный баланс структурных подразделений крупных государственных заводов, фабрик и строительных организаций.

     Перестройка экономики сопровождалась ликвидацией  системы централизованного материально-технического снабжения. Это возродило обширную сеть посреднических и торговых организаций. Резко возросла потребность в банковских услугах. Экономика страны нуждалась в эффективном и оперативном кредитно-расчетном обслуживании. Централизованная система государственных специализированных банков эту задачу решить не смогла из-за консервативности и инертности.

     Как следствие проведенной реформы  низовые звенья банков были выведены из подчинения одного центра и рассредоточены по отраслевому признаку между вновь созданными учреждениями. Критериями при их распределении служил удельный вес клиентуры, которая переходила к тому или иному спецбанку.

     На  уровне банковских отделений не удалось  провести специализацию, ибо во многих районах каждый банк не мог открыть свой филиал ввиду незначительного количества относящегося к его профилю кредитно-расчетных операций. В результате низовые звенья одного спецбанка попали в зависимость от всех других спецбанков, что осложнило их работу: они оказались вынуждены подчиняться указаниям из нескольких центров, выполнять множество различных поручений, отчитываться перед каждым из центров. При этом штаты низовых звеньев в ряде случав сократились, а штаты вышестоящих звеньев, наоборот, увеличились.

     Несовершенство  новой системы проявилось не только в организационных недостатках. Произошло и качественное ухудшение финансово-кредитного механизма. Во-первых, увеличение числа участников привело к путанице и задержкам в межбанковских расчетах. Во-вторых, новая система унаследовала старый механизм управления совокупным денежным оборотом, а он при функционировании нескольких самостоятельных банков оказался несостоятельным. Между банками возникли отношения неэкономической конкуренции, подчас переходящей в антагонистические противоречия.

     Союзное же Правительство теряло «руль» управления народным хозяйством. Объясняется такая ситуация тем, что, провозгласив коренную экономическую реформу и сделав решительные шаги в ее осуществлении, оно стремилось сохранить основные принципы социалистической экономики. Был взят курс на построение «рыночного социализма» и планово управляемой экономики. Период с 1988 г., включая начало 1989 г., характеризуется изменениями в экономике и политике. Правительство СССР осуществило новую попытку сохранить централизованную систему банков, усовершенствовать ее, для чего 31 марта 1989 г. было принято постановление «О переводе государственных специализированных банков СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование». Здесь имелась в виду перестройка системы специализированных банков. Последние из контролеров деятельности предприятий должны были стать заинтересованными и надежными партнерами, обслуживающими клиентов. Филиалы государственных банков переводились на самоокупаемость; основным показателем их деятельности должна была стать прибыль.

Информация о работе Банковские системы