Автор: * Maximova, 10 Сентября 2010 в 16:56, курсовая работа
Банковская система является одним из основных организаторов экономической жизни страны. От эффективности функционирования в значительной степени зависят успех в преодолении экономического кризиса, в снижении инфляции и финансовой стабильности. Главным элементом этой системы служит банк как финансовый институт, созданный для управления денежным потоком в стране.
Падение цен на государственные ценные бумаги (рублевые и валютные) привело к существенным потерям для российской банковской системы. Исходя из того, что с начала 1998г. цены на рынке ГКО-ОФЗ к 1.08.98 в среднем упали на 17%, а цены на валютные облигации – на 30%, потери российских банков от обесценения данных бумаг к этому времени можно оценить примерно в 30 млрд.руб. Для одного из крупнейших российских банков – СБС-Агро – имевшего чрезмерно высокую долю вложений в российские валютные облигации, это стали причиной фактического банкротства. Кроме того, 1997 год оказался последним годом, принесшим банкам существенную прибыль (18,9 млрд. руб., что составляет 2,5% всех активов). Первое полугодие 1998г. банковская система закончила почти без прибыли (1,3 млрд. руб.). Структура доходов и расходов банков в 1998г. также претерпела определенные изменения, связанные с событиями на финансовых рынках. Наиболее значимым из них стало резкое увеличение расходов по операциям с государственными ценными бумагами (прежде всего за счет отрицательной переоценки портфеля ГКО-ОФЗ), доля которых в расходах банков возросла с 5% (в 1997г.) до 13,6% (за первое полугодие 1998г.).
Таким
образом, невыполнение своих обязательств
перед клиентами многими
Причинами этого были обесценение принадлежащих банкам российских валютных бумаг, приостановление и затем прекращение получения внешнего финансирования, нарастание убытков и «плохих долгов» предприятий-заемщиков, являвшихся членами финансово-промышленных групп, возглавляемых этими банками и т.п.
Системный кризис, охвативший российскую банковскую систему с середины 1998г., включает целый комплекс кризисных процессов: падение ликвидности банков, сокращение ресурсной базы банковской системы, кризис внешней задолженности, потерю собственного капитала и т.д. Рассмотрим некоторые из составляющих более подробно.
Во второй половине июля – сентябре 1998г. основными проявлениями банковского кризиса в России стали значительно увеличившийся объем платежей, принятых от клиентов, но не проведенных банками, и сокращение объема расчетов (обороты упали почти вдвое по сравнению со средним уровнем).
Таблица 3. Характеристика ликвидности банковской системы (в %).
1.01.97 | 1.07.97 | 1.01.98 | 1.07.98 | 1.09.98 | 1.10.98 | 1.12.98 | |
Отношение к активам | |||||||
ликвидных активов | 6,1 | 3,7 | 5,3 | 4,9 | 5,3 | 6,8 | 7,1 |
расширенных ликвидных активов | 31,2 | 2,7 | 28,6 | 25,9 | 21,1 | 14,9 | 15,1 |
Отношение к привлеченным средствам | |||||||
ликвидных активов | 7,3 | 4,6 | 6,7 | 6,2 | 6,5 | 8,1 | 8,2 |
расширенных ликвидных активов | 40,1 | 40,4 | 36,6 | 32,7 | 26,1 | 17,5 | 17,5 |
Отношения к депозитам населения | |||||||
ликвидных активов | 30,8 | 18,5 | 28,4 | 19,4 | 22,0 | 34,2 | 44,7 |
расширенных ликвидных активов | 158,2 | 162,7 | 154,4 | 102,4 | 88,1 | 74,2 | 95,2 |
«Замораживание» операций с ГКО-ОФЗ негативно повлияло на состояние банковской ликвидности (Таблица 3). Однако проблемы с ликвидностью в ряде крупных банков начались задолго до 17 августа. В июле 1998г. ИНКОМбанк, а в начале августа 1998г. СБС-Агро фактически оказались неплатежеспособными и обратились за помощью в Банк России. У ТОКОбанка и "Империала" к этому времени уже были отозваны лицензии.
Одно
из наиболее традиционных проявлений
банковского кризиса –
В 1998г. отмечалось устойчивое снижение остатков средств на счетах предприятий; к середине года рублевые средства сократились на 7%, валютные – на 6% по сравнению с его началом. С июля 1998г. стало наблюдаться некоторое снижение объемов вкладов населения: за этот месяц депозиты физических лиц в рублях и в иностранной валюте сократились на 1,1%, причем это произошло за счет рублевых депозитов (они уменьшились на 5 млрд. руб., или на 3,1%, в то время как валютные депозиты увеличились на 450 млн. долл., или на 6,7%). Однако уже в августе отток вкладов принял массовый характер.
Наиболее сильно объемы банковских депозитов снизились в конце августа – начале сентября 1998г. В итоге в III квартале они сократились на 32 млрд. руб. (20,5%). Уменьшение валютных депозитов было более интенсивным и продолжительным. С начала августа и до конца года их объем сократился более чем вдвое. Причем на Сбербанк приходится около половины изъятых вкладов, таким образом, банковская система (без учета Сбербанка) потеряла примерно 46% рублевых вкладов населения и 54% валютных. Другими словами, в ходе банковского кризиса в наибольшей степени пострадали банки, имевшие значительные объемы средств населения: ИНКОМ-банк, СБС-Агро, Автобанк и некоторые другие. В этих условиях единственным фактором, способным помочь банку, выступала адекватность его предшествующей стратегии в части оценки ликвидности и рискованности своих активов. Усугубило ситуацию отсутствие в России такого распространенного в мире механизма, как система страхования депозитов. Поскольку государство не могло (да и не должно было) взять па себя возмещение потерянных вкладов, отсутствие страхового фонда означало реальную опасность для вкладчиков потерять все.
Чистая задолженность, российской банковской системы перед нерезидентами по кредитам на 1.08.98 составляла примерно 8 млрд. долл. По оценкам экспертов, сделанным в середине 1998г., с точки зрения сохранения стабильности банковской системы «допустимый» уровень девальвации рубля не превышал 20-25%. В этой связи более чем двукратная его девальвация создала для банков тяжелейшие проблемы, обусловленные резким увеличением стоимости обслуживания внешней задолженности. Они усугублялись невозможностью для российских банков, начиная с середины лета, привлечь какое-либо внешнее финансирование или пролонгировать основную часть ранее полученных кредитов, срок погашения которых наступал во второй половине 1998г. Проблема кредитной задолженности российских банков дополнилась проблемой задолженности перед нерезидентами по срочным операциям. Исходя из курса рубля 15 руб. за 1 долл. эта задолженность со сроками погашения до конца 1998г. оценивалась в 5-6 млрд. долл.
В такой ситуации российские банки оказались неспособными исполнять все свои обязательства перед нерезидентами. Условием же многих кредитных соглашений являлась оговорка о возможности востребования досрочного возврата кредита в случае неисполнения обязательств по аналогичным соглашениям другим российским банком. Первый случай неисполнения российским банком своих внешних обязательств имел место в мае (ТОКОбанк), но надежды нерезидентов на решение этой проблемы в ходе ликвидационных процедур удержали их от досрочного востребования кредитов, предоставленных другим банкам. 14 августа свои обязательства перед нерезидентами не исполнил банк "Империал". 17 августа наступал срок погашения кредита банком МЕНАТЕП, в вероятность чего практически никто не верил. В этой ситуации представляется абсолютно оправданным решение Банка России о введении 90-дневного моратория на осуществление ряда платежей капитального характера российскими резидентами (возврат финансовых кредитов, исполнение срочных контрактов, уплата страховых платежей). Основной целью объявления моратория была организация коллективных переговоров между российскими предприятиями и банками с их внешними кредиторами о реструктуризации внешней задолженности.
Глубокий банковский кризис в России привел к значительным макроэкономическим потерям, изменил распределение финансовых ресурсов между экономическими субъектами и отраслями хозяйства, способствовал формированию новых правил игры. Общественные издержки от банковского кризиса нелегко отделить от потерь, связанных с финансовым кризисом в целом, ростом цен и девальвацией рубля. Очевидно, что и в ускорении инфляции (из-за чего рублевые вклады населения обесценились на 43% – более 2% ВВП), и в кризисе платежной системы (который внес определенный вклад в увеличение масштабов спада производства) определимую роль сыграли проблемы банковской системы. В то же время можно попытаться оценить непосредственные макроэкономические потери общества от банковского кризиса. Они составляют около 3,5% ВВП и включают: сокращение национальных сбережений за счет утраты капитала банковской системы – 2,5% ВВП; обесценение вкладов населения и предприятий из-за неплатежеспособности банков и задержек платежей в условиях ускорения инфляции – 0,7% ВВП; потери предприятий от кризиса расчетов – 0,2% ВВП; потери бюджетной системы в результате инфляционного обесценения налоговых платежей, «застрявших» в неплатежеспособных банках - 0,1% ВПП.
В то же время, часть потерь российской банковской системы является оборотной стороной выигрыша бюджета, переложившего на банки и население издержки по решению проблем бюджетно-долгового кризиса и резко сократившего расходы по обслуживанию государственного долга благодаря «замораживанию» и реструктуризации ГКО-ОФЗ и дефолту по облигациям, выпущенным в рамках реструктуризации советского долга перед Лондонским клубом.
Современная
банковская система России представляет
собой систему переходного
Банковская система России выступает как рыночная модель и является двухуровневой. Она представлена Центральным Банком Российской Федерации (Банк России), осуществляющего эмиссию денег, основная задача которого состоит в проведении научно обоснованной денежной политики1, обеспечении стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков и множеством коммерческих банков являющихся объективно необходимыми социально-экономическими элементами общей системы субъектов хозяйствования в рыночной экономике, задача которых — обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.).
Банковская система называется «нервной системой» экономики страны. Выступая важнейшим структурным инструментом ускорения экономического роста, инвестиций и конкурентоспособности российской экономики. Еще в 2002 г. в послании президента В.В. Путина Федеральному собранию говорилось, что “важнейшим условием динамичного экономического развития является эффективная банковская система”2.
Особым блоком банковской системы служит банковское законодательство, которое призвано регулировать банковскую деятельность. В настоящее время в России действуют два закона, прямо относящиеся к работе банков. Это Федеральные законы «О Центральном банке РФ» (1995 г.) и «О банках и банковской деятельности» (1996 г.). Согласно Федеральному закону Банк России признаётся независимым; федеральные органы не имеют права вмешиваться в его деятельность. Нормативные акты Центрального банка, принимаемые в пределах его функций, обязательны для исполнения федерельными и региональными органами власти. Помимо этого в систему банковского законодательства обычно также входят законы, регулирующие различные аспекты банковской деятельности, в том числе кредитное дело, систему электронных платежей, банковскую тайну, банкротство банков и др.