Банковские системы

Автор: * Maximova, 10 Сентября 2010 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Банковская система является одним из основных организаторов экономической жизни страны. От эффективности функционирования в значительной степени зависят успех в преодолении экономического кризиса, в снижении инфляции и финансовой стабильности. Главным элементом этой системы служит банк как финансовый институт, созданный для управления денежным потоком в стране.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

     Аппарат Госбанка игнорировал все указания Советского правительства о выдаче денег, что послужило поводом для репрессии. Были арестованы руководители Банка. Под угрозой оружия 29 ноября большевики забрали ключи от денежных кладовых. На другой день без оформления соответствующих документов из касс Госбанка на нужды Советского правительства было изъято и доставлено в Смольный 20 млн руб. Захватив Госбанк России 7 ноября, большевики провели первую банковскую операцию только 30 ноября, т.е. овладели Банком по существу через три недели после того, как свершилась Октябрьская революция.

     Овладев Госбанком, большевики приступили ко второму  этапу захвата банковской системы — национализации коммерческих банков.

     28 декабря 1917 г. здания банков были заняты вооруженными отрядами. В каждый банк был назначен комиссар, без разрешения которого банки не имели права проводить какие-либо операции. После этого был принят декрет о национализации банков. Вскоре Государственный банк был переименован в Народный банк. Все петроградские коммерческие банки реорганизованы в 4 отделения Народного банка, начавшие функционировать в первой декаде февраля 1918 г.

     Национализация  коммерческих банков в других местах России и передача их активов и пассивов Народному банку завершились в сентябре 1918 г.

     В декабре 1917 г. Народный банк проводил только кредитные операции, связанные с финансированием военных нужд, а также с обеспечением продовольствием и топливом крупных городов. Банк прекратил операции с ценными бумагами, ибо Советское правительство аннулировало все внутренние и внешние государственные займы, признало недействительными все акции и другие ценные бумаги.

     В 1918 г. началась гражданская война. Были приняты законы, которые коренным образом изменили экономический и социальный строй России. Этот год принято считать годом начала военного коммунизма.

     В 1919 г. прекратилось кредитование промышленности, и все доходы предприятий при сохраняющихся еще денежных отношениях должны были передаваться казне.

     Идеологи  коммунистической партии и руководство  России успешно проводили линию на ликвидацию товарно-денежных отношений. Они считали, что вновь создаваемое социалистическое общество должно жить и развиваться без использования денег. Было принято решение о ликвидации банковской системы. Декретом Совета народных комиссаров от 19 января 1920 г. Народный / банк был упразднен, а его активы и пассивы переданы Наркомфину, за которым' сохранялось право эмиссии. Таким образом, 8 России не осталось ни одного кредитного учреждения. В отчете за 1920 г. Наркомфин оправдывался, почему еще не удалось полностью отказаться от денег.

     Одновременно  как следствие политики на свертывание  товарно-денежных отношений проводилась политика, направленная на ликвидацию денег. Предполагалось, что неограниченная эмиссия должна в короткий срок привести их к такой степени обесценивания, что они сами по себе отомрут.

     В период «военного коммунизма» промышленность пришла в упадок.

     В стране обращались триллионы различных  денежных знаков. С июля 1921 г. по январь 1922 г. Наркомат финансов выпустил на 14 трлн т.н. совзнаков.

     Обесценение денег приняло такие масштабы, что трудно стало вести счет деньгам, так как приходилось пользоваться цифрами, совершенно неприменимыми в повседневном обиходе.

     В октябре 1921 г. был вновь учрежден Государственный банк РСФСР (с июля 1923 г. — Государственный банк СССР). В положении о нем указано, что Государственный банк РСФСР учреждается с целью способствовать кредитом и, прочими банковскими операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных на установление правильного денежного обращения.

     Правительство поручило Госбанку провести денежную реформу, в соответствии с которой было возможно в течение некоторого периода обращение двух параллельных валют — твердой и подверженной обесцениванию. При этом вторая должна была постепенно изыматься из оборота.

     В октябре 1922 г. Госбанк выпустил в  обращение банковские билеты — червонцы — золотые монеты, которые чеканились еще в XVIII в. Один червонец приравнивался по золотому содержанию к царской десятирублевой золотой монете, содержавшей 7,7423 г чистого золота. Госбанк имел такую возможность, ибо в его распоряжение поступила большая часть золотого запаса России — около 900 т золота.

     Эмиссия червонцев производилась при  условии, что они были обеспечены на 25% золотом, устойчивой иностранной валютой и на 75% краткосрочными векселями, легко реализуемыми товарами, траттами. Эмиссия производилась путем предоставления ссуд под легко реализуемые товары: ссуды должны были возвращаться червонцами. Одновременно декларировался свободный обмен червонцев на золото. Были отчеканены соответствующие золотые монеты. Однако обмен практически не производился, ибо Госбанк проводил валютную интервенцию на черном рынке, поддерживая более высокий курс червонца.

     В течение 1922—1924 гг. Госбанк провел три  денежных реформы. В 1922 г. был выпущен  в обращение рубль, обмениваемый на 10 000 ранее эмитированных денежных знаков; в 1923 г. — новый рубль, обмениваемый на 100 руб. образца 1922 г. В январе 1924 г. выпущены казначейские билеты достоинством в 1, 3 и 5 руб. Десять рублей приравнивались к одному червонцу. Новый рубль в течение трех месяцев обменивался на 50 000 руб. образца 1923 г. Таким образом за два года Госбанк уменьшил денежную массу в 50 трлн раз.

     Новые деньги способствовали развитию товарно-денежных отношений и возрастанию роли Госбанка в экономике страны.

     Значительно расширилась сеть учреждений Госбанка. Так, в начале 1922 г. он имел всего 21 филиал, а в 1929 г. уже функционировали 589 учреждений Госбанка.

     Когда в 1921 г. вновь создавали Госбанк, предполагалось, что его сеть обеспечит кредитно-расчетное обслуживание всей экономики. Свободное же предпринимательство и динамичное развитие страны объективно требовали создания новых кредитных учреждений.

     В 1922—1925 гг. были образованы следующие  банки, обслуживающие отдельные отрасли хозяйства: Всероссийский банк потребительской кооперации, реорганизованный в 1923 г. во Всероссийский кооперативный банк; Всеукраинский кооперативный банк; Российский торгово-промышленный банк (Промбанк), Дальневосточный, Северокавказский, Среднеазиатский и Юго-Восточный коммерческие банки; Банк по электрификации (Электробанк); 45 коммунальных банков во главе с Цекомбанком; система сельскохозяйственного кредита в составе Центрального сельскохозяйственного банка; 6 республиканских банков сельскохозяйственного кредита, 71 общество сельскохозяйственного кредита, свыше 9 тыс. сельскохозяйственных кредитных товариществ и обществ взаимного кредита.

     Большинство из перечисленных банков были учреждены  как акционерные коммерческие банки.

     12 декабря 1922 г. на шведский капитал  был образован Российский коммерческий банк (Роскомбанк). Капитал банка составил 10 млн руб. (5,2 млн долл. США в ценах того периода). Это был первый банк, созданный в России с помощью иностранного капитала. Его основная задача заключалась в содействии торгово-промышленным предприятиям в развитии внешней торговли. В 1924 г. акции банка были выкуплены Наркомвнешторгом и Госбанком, он стал называться Внешторгбанк.

     В сентябре 1929 г. был утвержден устав  обществ взаимного кредита (ОВК). Щ 1922—1926 гг. происходило интенсивное развитие ОВК — их количество увеличилось до 300, расширялся состав клиентуры за счет различных торговцев и кустарей-ремесленников. В конце 1926 г. началось снижение деятельности ОВК. Это связано с тем, что в 1926-1928 гг. в стране набирала силу потребительская кооперация, начавшая обслуживать широкого потребителя в городе и деревне. Большинство товаров, поступавших на внутренний рынок, стало реализовываться через потребкооперацию, которая с конца 1926 г. постепенно заменила частного розничного торговца. Тем самым был нанесен сильный удар по обществам взаимного кредита. Кроме того, крепла кустарно-промысловая кооперация, привлекавшая все больше ремесленников-одиночек, тем более что снабжение сырьем тех из них, кто состоял в кооперации, было более благоприятным. Это послужило причиной прекращения притока кустарей и ремесленников-одиночек в члены ОВК.

     В 1927—1928 гг. в РСФСР и других союзных  республиках был поднят вопрос о  выходе рабочих и служащих из числа  членов ОВК, потому что членство в  этой организации «нарушало классовый принцип», ибо их участие в обществах якобы создавало блок между определенной прослойкой рабочих и служащих, с одной стороны, и частным капиталом — с другой. К концу 20-х гг. основная часть ОВК прекратила свою деятельность.

     В первый год новой экономической политики были воссозданы системы сельскохозяйственного кредита, сберегательных касс и ломбарды.

     В июне 1927 г. руководство страны приняло  постановление «О принципах построения кредитной системы», вызванное тем, что в работе банков (особенно специализированных) наблюдался параллелизм. В погоне за клиентурой эти банки выходили за установленные им рамки отдельных отраслей хозяйства, стремясь стать универсальными. Множественность банков, осуществляющих краткосрочное кредитование, порождала нездоровую конкуренцию между ними. В соответствии с этим постановлением были разграничены функции банков и усилена роль Госбанка как органа краткосрочного кредитования, а отраслевых банков — как органов долгосрочного кредита.

     Переход страны от политики военного коммунизма к новой экономической политике был с неодобрением встречен большой группой коммунистов, в том числе и находившихся в Правительстве страны. Они считали, что разрешение на функционирование частного капитала, развитие частной торговли, укрепление денежного обращения и развитие коммерческого расчета являются отходом от принципиальных основ социалистического общества и ведут к реставрации капитализма в России. В 1924 г. умер В. Ленин, и к противоречиям по проблеме новой экономической политики прибавились противоречия, связанные с борьбой ближайших его соратников за лидерство в партии и в руководстве страной.

     Актуальное  значение в этот период приобретает  поиск внутренних источников для индустриализации страны и значительного повышения товарности сельского хозяйства. По ориентировочным подсчетам для этой цели необходимо было изыскать на ближайшее десятилетие 16—17 млрд руб. золотом (более 150 млрд долл. США в современных ценах).

     Во  второй половине 20-х гг. руководство  политикой и экономикой России перешло к противникам нэпа. Появились противоречия между тоталитарно-репрессивным режимом и свободой частного предпринимательства. Банки стремились к независимой экономической деятельности, Правительство же намеревалось превратить их в инструменты централизованного управления экономикой. Так не могло долго продолжаться, и в конце 1930 г. нэп был ликвидирован, а банковская система претерпела глубокие изменения в результате проведения кредитной реформы.

    1. Кредитная реформа 1930—1932 гг . и  создание системы  специализированных банков

     Сложившаяся в период нэпа кредитная система, состоявшая из многих банков и банковских учреждений, и система коммерческого кредитования не могли должным образом решить задачу концентрации денежных ресурсов и их направления по строго целевому назначению. Многие банки осуществляли кредитование, руководствуясь прежде всего коммерческими соображениями, не считаясь с политикой Правительства. Поэтому Правительство решило реформировать банковскую систему.

     Основной  задачей кредитной реформы являлось сосредоточение в руках государства всех денежных ресурсов, с тем чтобы использовать их на цели индустриализации в промышленности и коллективизации в сельском хозяйстве.

     Реформа была проведена в 4 этапа.

     Первый  этап заключался в том, что государственным и кооперативным организациям запрещалось отпускать товары и оказывать услуги друг другу в кредит. Коммерческий кредит был заменен прямым банковским кредитованием. В результате усилилась роль Госбанка как проводника и контролера экономической политики Правительства.

     На  втором этапе установлен новый порядок межхозяйственных расчетов: счета поставщиков стали оплачиваться лишь при наличии согласия покупателя (акцепт) или его поручения (аккредитива).

     На  третьем этапе внесены изменения в систему кредитования. Кредит Госбанка стал целевым, срочным, возвратным, обеспеченным товарно-материальными ценностями, а кредитование заемщиков должно было производиться в соответствии с выполнением ими планов. Госбанку предоставлялось право в отношении неаккуратных плательщиков, нарушающих свои обязательства перед банком, применять после предварительного предупреждения меры кредитного воздействия: ограничивать или полностью прекращать выдачу ссуд, а в необходимых случаях производить в принудительном порядке продажу товарно-материальных ценностей для погашения полученных ссуд.

     Госбанк должен был обеспечить действенный  контроль за ходом выполнения планов производства и обращения товаров, за выполнением финансовых планов и планов накоплений.

     Завершающим, четвертым этапом стало изменение структуры банковской системы страны путем усиления роли Госбанка как единого банка краткосрочного кредитования процессов производства, распределения и обращения, формирования сети специализированных банков долгосрочного кредитования и финансирования капитальных вложений — Промбанка, Сельхозбанка, Цекомбанка и Торгбанка.

Информация о работе Банковские системы