Аудит затрат и выхода продукции промышленных производств

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе я рассмотрю аудит затрат и выхода продукции промышленных производств.

В процессе деятельности предприятие решает следующие задачи:

- изучает современное состояние учета затрат и методы исчисления

себестоимости продукции;

- рассматривает организацию первичного и сводного учета затрат и выхода

продукции на конкретном предприятии;

- выявляет недостатки в учете затрат на производство и исчислении

себестоимости продукции;

- разрабатывает предложения по совершенствованию учета затрат, способствующие снижению себестоимости продукции переработки.

Работа содержит 1 файл

аудит затрат и выхода продукции.doc

— 731.00 Кб (Скачать)

          Целью ознакомления с учетной политикой при планировании аудита является изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота, закрепленных в принятой организацией учетной политике. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.

        Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики являются:

  • приказ об учетной политике проверяемой организации;
  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • правила документооборота и технологии обработки учетной информации;
  • утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;
  • пояснительная записка, которая раскрывает: сведения, относящиеся к учетной политике организации; избранные при формировании учетной политике отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета; изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным; дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию.

       Изучив и проанализировав предоставленную информационную базу, важно определить, не является ли оно формальным отношение администрации клиента к формированию и исполнению учетной политики. Наличие приказа об учетной политике и других распорядительных документов, связанных с ней, вовремя изданных и правильно оформленных, не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления организацией. Оценку аудитором подхода администрации к вопросам учетной политики необходимо принимать во внимание при общей оценке состояния внутреннего контроля, поскольку сама по себе учетная политика является элементом внутреннего контроля.

       Цель аудита учетной политики – составить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности организации (экономического субъекта) исходя из требований, выполнение которых согласно ПБУ 1/08 должна обеспечивать учетная политика организации, а также исходя из следующих допущений:

  • имущественной обособленности организации;
  • последовательности применения учетной политики
  • временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

При проведении проверки необходимо установить:

  • наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;
  • соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;
  • последовательность применения учетной политики;
  • наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;
  • полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;
  • соблюдение учетной политики.

     Аудитор должен проверить, соблюдается ли установленный  ПБУ 1/08 порядка принятия учетной  политики:

  1. Издан ли приказ (распоряжение) руководителя организации по учетной политике (п.8 ПБУ 1/08). Следует помнить, что вновь созданное предприятие должно оформить избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации);
  2. Утверждены ли рабочий план счетов, формы используемых нетиповых первичных документов, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества, порядок контроля хозяйственных операций и др. (п.4 ПБУ 1/08).
  3. Издавался ли приказ о дополнениях, вносимых в учетную политику;
  4. Издавался ли приказ об изменении учетной политики.

Изменения в учетной политике могут иметь  место в случаях:

    • существенного изменения условий деятельности (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности);
    • изменений российского законодательства или системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России;
    • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.

         Изменения в учетной политике должны быть обоснованы, а последствия изменений, не связанные с изменением законодательства Российской Федерации, оценены в стоимостном выражении.

        Анализируя содержание приказа по учетной политике, аудитор выясняет:

  • все ли положения приказа являются элементами учетной политики;
  • все ли аспекты (организационно-технический, методологический, налоговый) учетной политики нашли в ней отражение.

         С этой целью аудитор может провести тестирование. Аудитор может провести тестирование предоставленного приказа об учетной политике, предложив руководителю проверяемой организации заполнить анкету. Пример тестирований учетной политики ООО ЛПК «Лобва» приведен в приложении 4. 

    Тестирование помогает аудитору выявить, какие из аспектов учётной политики отражены не в полной мере. Наиболее часто в приказе (распоряжении) не находят отражения вопросы:

I.  Организационно-технические: правила и график документооборота; внутренняя отчётность (состав, формы, периодичность, сроки составления и представления, пользователей); система внутреннего контроля (служба внутреннего аудита, специалист, лично руководитель); положение о бухгалтерии и должностные инструкции на работников бухгалтерии; порядок проведения инвентаризаций.

II.   Методологические: способы контроля отклонений фактического расхода материалов от норм; порядок списания общехозяйственных и коммерческих расходов; способы распределения косвенных расходов; оценка незавершённого производства.

III.   Налоговые: порядок организации раздельного учёта затрат; порядок организации раздельного учета объектов социальной сферы.

         Для оценки полноты и правильности положений учётной политики аудитор должен убедиться, что в распорядительных документах по учётной политике содержится информация, обосновывающая:

  • выбор организацией способов бухгалтерского учёта: вариантность которых предусмотрена нормативными документами по бухгалтерскому учёту и отчётности; описание которых отсутствует в нормативных актах; вариантность которых вытекает из противоречивости и несовершенства законодательства;
  • особенности применения способов учёта исходя из специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности и иных условий.

Если  организация самостоятельно разрабатывает  те или иные способы учёта, то аудитор  должен проверить соответствуют  ли они допущениям и требованиям, установленным нормативными документами  по бухгалтерскому учёту.

       Несоответствие положений приказа об учётной политике действующим нормативным актам можно выявить при тестировании. Одной из причин таких несоответствий является несвоевременность внесения корректировок в связи с изменениями в нормативных актах.

        Согласно п.9 ПБУ 1/08 «Учетная политика организации» способы ведения бухгалтерского учета, выбранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего распорядительного документа, и распространяются на все структурные подразделения организации независимо от места их расположения.

       На требование последовательного применения выбранной учетной политики аудитору необходимо обратить особое внимание при наличии у организации обособленных структурных подразделений, самостоятельно реализующих продукцию и имеющих отдельный баланс и расчетный счет.

      Практика аудиторских проверок показывает, что принятая в организации учетная политика не всегда последовательно применяется в течение отчетного года или не выдерживается всеми обособленными структурными подразделениями.

     Информация об учетной политике, как неотъемлемая составляющая пояснений к бухгалтерской отчетности, является одним из объектов аудиторской проверки.

     В процессе аудита учетной политики ООО ЛПК «Лобва» установлено несоответствие выбранной учетной политики характеру и условиям  деятельности организации. Необходимо внести изменения в части единой учетной политики по затратам промышленного производства и выходу продукции.

     Так же в процессе аудита были оценены используемые способы ведения бухгалтерского учета с точки зрения рациональности и экономичности построенного на их основе учетного процесса.

     Во  время проведения аудита учетной  политики подтверждена достоверность  отчетности и соответствие реальному положению дел в организации. Таким образом, установлено, что бухгалтерская отчетность надежна не только в числовых данных, но и в пояснениях к ним, т.е. в информации, раскрывающей учетную политику, на основе которой сформирована отчетность.  
 

2.6 Индивидуальные  ситуации 

Ситуация 1:

     Учетной политикой предприятия предусмотрено списание материалов в производство по средней фактической себестоимости. В бухгалтерском учете в сентябре 2010г. были списаны материалы по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО). В результате себестоимость продукции занижена на 5000 руб., а остаток материалов по состоянию на 1 октября 2010г. завышен на 5000р. 

     Решение: 

     П.58 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и другие материальные ресурсы отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости.

     Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из фактически произведенных  затрат на их приобретение и изготовление.

     Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить одним из следующих методов оценки запасов:

     по  себестоимости единицы запасов;

     по  средней себестоимости;

     по  себестоимости первых по времени  приобретений (ФИФО);

     абзац исключен с 1 января 2008 года. - Приказ Минфина  РФ от 26.03.2007 N 26н.

     Готовая продукция отражается в бухгалтерском  балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с  использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции либо по прямым статьям затрат.

     Способы ведения бухгалтерского учета, избранные  организацией при формировании учетной  политики, применяются с первого  января года, следующего за годом утверждения  соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения (ПБУ 1/08). Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. 

Информация о работе Аудит затрат и выхода продукции промышленных производств