Аудит персонала

Автор: Евгения Лубнина, 26 Сентября 2010 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Специфический вид управленческой деятельности, объектом которой является коллектив работников персонал, получил название управления персоналом.
Эффективное управление персоналом позволяет предприятию быть нечто большим, чем суммой его отдельных компонентов - капитала и сотрудников.
Во многом повышение эффективности управления персоналом зависит от грамотной оценки их сегодняшнего состояния, подробного анализа тенденций и составления прогнозов на будущее.
Успешная деятельность любой организации, будь то государственное предприятие, учреждение или частная коммерчески фирма, не мыслима без анализа трудовых показателей, который позволяет более точно оценить технико-экономический потенциал; определить резервы более эффективного использования персонала предприятия, улучшения организации, условий труда и его оплаты; найти пути нормализации социально-трудовых отношений в коллективе и т.д.
Существует объективная необходимость в детальной разработке механизма проведения аудита персонала. Этот механизм должен отличаться комплексностью и взаимосвязанностью всех составляющих его элементов, строиться с учетом требований, предъявляемых рынком к деятельности предприятия в сфере труда. Подобная экспертиза позволит объективно оценить деятельность учреждения или предприятия в области организации трудового процесса и убедиться во взаимном соответствии этой деятельности и стратегии развития фирмы, регламентации трудовых отношений и законов, правил, инструкций и методик, их определяющих. По результатам аудиторской проверки могут быть определены направления для установления, изменения и совершенствования стандартов, определяющих организацию трудового процесса и формирование социально трудовых отношений в организации (например, правил внутреннего распорядка, должностных инструкций, квалификационных характеристик и т.д.).
Основная его цель оценка деятельности экономического субъекта в сфере труда и трудовых отношений, установление соответствия применяемых экономическим субъектом форм и методов организации трудовой деятельности и трудовых отношений законодательным и правовым актам, действующим в Российской Федерации, а также выработка на основании результатов проверок предложений по оптимизации организации трудовой деятельности и трудовых отношений, осуществляемых экономическим субъектом
Следует особо отметить, что в странах с рыночной экономикой придается огромное значение состоянию работающих, так как они являются важнейшим фактором, обеспечивающим прибыльность деятельности фирмы, и это уже давно подтверждено существованием на предприятиях специальных служб персонала, в функции которых включаются организация трудовой деятельности персонала предприятия во всех ее проявлениях, а также анализ эффективности этой деятельности .
Таким образом, аудит персонала занимает центральное место в управлении персоналом, что и объясняет актуальность выбранной темы курсовой работы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ В РАБОТЕ.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

     В инструкции о порядке проведения внутреннего кадрового аудита подробно описывается технология проведения внутреннего аудита, а в приложении к ней приводятся типовые образцы  рабочих и отчетных документов внутренних аудиторов.

     Структура службы внутреннего кадрового аудита во многом зависит от позиции руководства компании (или руководства HR-службы), т.е. от того, какие задачи оно ставит перед данным подразделением и насколько правильно понимает его роль в компании.

     Основные  направления работы службы внутреннего кадрового аудита заключаются в следующем:

     - проверка соответствия деятельности  сотрудников кадровой службы  требованиям действующего законодательства;

     - оценка полноты состава кадровой  документации;

     - оценка системы регистрации кадровой документации;

     - оценка системы хранения кадровой  документации;

     - оценка системы подготовки дел  к архивному хранению;

     - оценка программного обеспечения,  используемого для создания кадровой  документации;

     - аудит локальных нормативных  актов;

     - аудит трудовых договоров и гражданско-правовых договоров с работниками;

     - аудит договоров о материальной  ответственности;

     - аудит должностных инструкций;

     - аудит приказов по личному  составу;

     - аудит документации по охране  труда;

     - аудит порядка ведения трудовых  книжек;

     - иные направления, актуальные  для компании (например, аудит документации  по отдельным категориям сотрудников,  аудит документации по обучению  и аттестации сотрудников и  т.п.).

     По  всем вышеперечисленным направлениям службой внутреннего кадрового  аудита могут проводиться как плановые, так и внеплановые проверки. Плановые проверки организует руководитель службы согласно плану, утвержденному вышестоящим руководителем. План работы службы внутреннего кадрового аудита содержит перечень тем планируемых аудитов с указанием срока их проведения и разрабатывается на год. Внеплановые проверки проводятся в случае смены руководителя кадровой службы (или ее регионального филиала) по инициативе руководства компании или ее HR-директора, при поступлении сигнала о противоправных действиях сотрудников кадровой службы и/или нарушении ими внутренних правил, инструкций, положений.

     Организация внутренних аудиторских проверок происходит следующим образом:

     1. Руководитель службы внутреннего  кадрового аудита утверждает  программу аудита. В программе определяются объем аудита, период проверки, состав аудиторской группы, планируемые работы и аудиторские процедуры, которые будут проведены в процессе аудита.

     2. Руководством компании издается  приказ о проведении внутреннего  кадрового аудита с указанием темы будущей проверки (см. пример 1), который доводится до сведения руководителя кадровой службы (и руководителей ее региональных подразделений, если таковые имеют место). Руководство кадровой службы в течение указанного в приказе времени обязано подготовить и предоставить аудиторам всю необходимую кадровую документацию, а также иную информацию, которая необходима для проведения аудита.

     3. Аудиторская группа проводит  анализ содержания представленных  документов. Перед началом аудита  всем членам аудиторской группы выдаются специальные чек-листы с контрольными вопросами, по которым проводится проверка. А в случае необходимости они встречается с сотрудниками кадровой службы, получают от них необходимые разъяснения.

     Данную  информацию они фиксируют в рабочих документах, форма которых утверждается в инструкции о порядке проведения внутреннего кадрового аудита. Выявленные в результате аудита нарушения и несоответствия фиксируются в специальных протоколах несоответствий, в которых также записываются возможные мероприятия по коррекции и предупреждению подобных ситуаций в будущем. 

     Внешний аудит

     Приглашение внешних аудиторов (консультантов) всегда становится непростым решением для компании, поскольку требует  значительных финансовых средств (особенно если речь идет о кадровом аудите в крупной компании с разветвленной филиальной сетью). Кроме того, не всякая компания готова раскрыть свою документацию перед "людьми со стороны". В то же время, делая выбор в пользу внешнего кадрового аудита, руководство компании получает возможность значительно сэкономить время, получив одновременно дополнительный ресурс в виде знаний и опыта внешних консультантов.

     Для того чтобы внешние аудиторы могли  комплексно оценить состояние системы  кадрового документооборота, им необходимо:

     - провести диагностику состояния  кадровой службы (отдела, группы  в составе службы персонала,  отвечающей за ведение кадровой  документации) компании;

     - изучить процедуры документирования  трудовых отношений в компании, в том числе провести анализ  работы программного обеспечения, используемого для оформления кадровой документации;

     - проанализировать состав кадровой  документации и определить ее  соответствие требованиям действующего  законодательства;

     - провести анализ системы хранения  кадровой документации.

     Существенным  фактором успешности выполнения работ  по проведению внешнего кадрового аудита являются подготовка компании к взаимодействию с аудиторами и планирование предстоящих  мероприятий. Поэтому перед началом  аудита создается рабочая группа, состоящая из представителей компании, приглашенной для проведения аудита, и представителей компании-заказчика. Состав и количество приглашенных аудиторов во многом определяются сроками и объемом предстоящих работ. Однако очевидно, что наличие в аудиторской группе юристов и специалистов в области документационного обеспечения управления является обязательным условием. Крайне желательно также включение в состав аудиторской группы специалиста по информационной безопасности и специалиста в области HR.

     Поскольку итоговая результативность аудита в значительной мере зависит от правильной постановки работы и четко выстроенных процедур, членами рабочей группы формируется, а руководством заказчика утверждается программа аудита.

     В программе определяются период проверки, окончательный состав аудиторской группы, те планируемые работы и аудиторские процедуры, которые будут проведены в процессе аудита. Также указываются рабочие документы, используемые внешними аудиторами, и отчетные документы, которые будут представлены по его итогам заказчику. Пример возможной программы аудита приводится в приложении1. В зависимости от состава аудиторской группы определенные виды работ, указанные в программе, могут проводиться параллельно.

     Этапы проведения внешнего аудита:

  • Этап 1. Диагностика кадровой службы

     На  первом этапе аудиторами проводится сбор необходимых данных о работе кадровой службы компании, предварительно определяются возможные проблемные зоны и анализируются возможные  риски.

     Для получения необходимой информации аудиторы изучают положение о кадровой службе (если оно есть), должностные инструкции сотрудников, проводят с ними интервью. В ходе интервью также оценивается понимание сотрудниками своих обязанностей и сути выполняемой работы, их уровень знаний в области законодательства, регулирующего кадровый документооборот, определяется степень реакции кадровой службы на изменения действующего законодательства: вносятся ли изменения в практику оперативно или это происходит с опозданием. Дополнительными формальными критериями оценки являются показатели текучести в кадровой службе и периодичность обучения (повышения квалификации) ее сотрудников.

     Наконец, на этапе диагностики представителями  аудиторской группы уточняется состав документации, подлежащей проверке, и  определяется методика ее проведения. В процессе составления перечня проверяемой документации параллельно проводится анализ соответствия видов и разновидностей документов, существующих в компании, требованиям Общероссийского классификатора управленческой документации.

  • Этап 2. Анализ процедур документирования трудовых отношений

     Принятая  в организации процедура документирования трудовых отношений должна быть построена  таким образом, чтобы обеспечивать:

     - фиксацию в документах всей  необходимой информации;

     - соблюдение в процессе их создания  действующего законодательства РФ;

     - защиту созданных документов  от несанкционированного доступа  или уничтожения.

     По  этим основным критериям ее и следует  проверять.

     Начать  проверку целесообразно с определения  наличия в компании локального документа (инструкции, положения и т.п.), регламентирующего кадровый документооборот. Если такой документ имеется, то, проанализировав его содержание, аудитор, как правило, может сразу составить целостную картину организации и ведения кадрового документооборота в компании, увидеть "узкие места" и возможные проблемные зоны. Если же данный документ отсутствует, то процедуру создания кадровой документации приходится восстанавливать "по кусочкам", определяя этапы создания и исполнителей документов в процессе интервью с сотрудниками кадровой службы и иных подразделений компании, принимающих участие в их подготовке. Полученную информацию целесообразно зафиксировать в виде схемы.

     Четкое  понимание того, как именно в компании организован документооборот, позволяет  сразу увидеть состав оформляемой кадровой документации, то есть понять, действительно ли вся необходимая информация фиксируется в кадровых документах компании.

     Поскольку абсолютное большинство компаний в  настоящее время ведет кадровую документацию при помощи специализированных электронных систем кадрового документооборота, то анализ используемого программного обеспечения представляется необходимым элементом кадрового аудита.

  • Этап 3. Анализ состава кадровой документации и ее соответствия требованиям действующего законодательства

     Необходимым свойством документа является его юридическая сила, которая означает, что данный документ может служить подлинным доказательством заключенной в нем информации.

     Аудитор обязательно документирует данные о проверке каждого вида и разновидности  документов. Для этого он может использовать сводную таблицу, содержащую сведения обо всех проверенных документах, фрагмент которой приводится в приложении 2.

  • Этап 4. Анализ системы хранения кадровой документации

     Обеспечение сохранности документов в компании должно быть организовано таким образом, чтобы защищать создаваемые документы от несанкционированного доступа, утраты, повреждения или иных чрезвычайных ситуаций. Требование об обеспечении сохранности документов, образующихся в процессе деятельности компании, и их постоянном хранении в архиве содержится в действующем законодательстве. Если в кадровой службе не создана правильная система хранения кадровых документов, обеспечить их сохранность будет невозможно.

  • Этап 5. Подготовка отчета и рекомендаций заказчику

     Отчет по итогам аудита составляется руководителем аудиторской группы с помощью остальных членов группы, принимавших участие в аудите, сразу после окончания всех работ, указанных в программе проверки.

     Отчет представляется заказчику в форме  документа, описывающего состояние кадрового документооборота, его основные проблемные зоны. Структура отчета может быть различной, но результаты проведенного аудита должны содержать, по крайней мере:

     - общую оценку существующей в  компании системы кадрового документооборота;

     - подробный отчет о состоянии каждой из ее подсистем.

     Хороший аудитор не просто констатирует выявленные нарушения, но и предлагает способы  их устранения. Поэтому к отчету в виде отдельного документа должны быть приложены рекомендации по оптимизации  системы кадрового документооборота и улучшению ее работы.

     Отчет и рекомендации обсуждаются аудиторами и с работниками кадровой службы. Цель обсуждения заключается в том, чтобы убедиться, что содержание отчета сотрудникам понятно, а выработанные рекомендации по устранению существующих проблемных зон и корректирующие мероприятия, направленные на устранение причин выявленных несоответствий, могут быть ими проведены самостоятельно. При необходимости и согласии со стороны заказчика проводится обучение сотрудников по программе, составленной с учетом результатов прошедшего аудита. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Аудит персонала