Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 01:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение антимонопольного регулирования и антимонопольного законодательства в Республике Беларусь.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
• Раскрыть сущность монополии, определить её основные черты, опреде-лить условия максимизации прибыли для монополиста, а также издержки, которые влечёт за собой монополия;
• С помощью сравнительного анализа выявить различия между моделями монополии и совершенной конкуренции;
• Изучить основные методы регулирования монополии, которыми руководствуется государство;
• Проанализировать антимонопольную политику стран с развитой рыночной экономикой;
• Изучить основные направления антимонопольной политики в Республике Беларусь;
• Обобщить данные об антимонопольном законодательстве Республики Беларусь;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы монополии……………………………………………….6
1.1 Понятие, сущность и основные черты монополии…………………………...6
1.2 Принятие монополией решения об объёме выпуска и цене товара, доход мо-нополии……………………………………………………………………………...10
1.3 Максимизация прибыли………………………………………………………..13
1.4 Последствия монополизма…………………………………………………….15
2 Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование (опыт зарубежных стран)………………………………………………………………….18
2.1 Государственная политика в отношении монополий………………………..18
2.2 Зарубежное антимонопольное законодательство…………………………….22
3 Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь……………………………………………………………….25
3.1 Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь……..25
3.2 Основные результаты работы за 2011 год в области антимонопольного ре-гулирования…………………………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………………...30
Приложение А Оценка уровня монополизации товарных рынков ……………..31

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 218.05 Кб (Скачать)

В связи с утратой доминирующего  положения исключены из Реестра:

  • на республиканском уровне -12 хозяйствующих субъектов;
  • на местном уровне - 30 хозяйствующих субъектов.

В целях предупреждения возникновения  и предотвращения усиления доминирующего положения на товарных рынках постоянно осуществлялся государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе:

  • на республиканском уровне -  выдано 20 заключений о согласии на создание холдингов, ассоциаций, при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства; 9 - на реорганизацию хозяйствующих субъектов в форме присоединения;  7 - на реорганизацию  юридических лиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества; 65 - на совершение сделок по приобретению акций (долей) уставных фондов юридических лиц;
  • на местном уровне - рассмотрено  73 проекта создания, реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений. По результатам рассмотрения ходатайств согласовано: 56 реорганизаций в форме присоединений хозяйствующих субъектов, преобразование 3 хозяйствующих субъектов в ООО; создание 1 ассоциации, 4 холдингов. Рассмотрено 147 ходатайства о согласовании сделок по приобретению акций (долей) в уставных фондах хозяйствующих субъектов [2].

С изменением уровня монополизации  в 2011 году по сравнению с 2010 годом  можно ознакомиться в приложении А (таблица А.1 и А.2)

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив предложенную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности и перевести ее в неценовую.

В настоящее время отношение  к монополиям двойственно:

  • С одной стороны, негативное, т.к. они, ограничивая производство и повышая цены, ограничивают жизненный уровень;
  • С другой стороны, положительное, т.к. продукция производится  по сравнительно невысоким ценам, масштабы производства крупные, за счёт чего снижаются издержки производства. Также крупные фирмы имеют средства для внедрения новых технологий.

Опыт стран с переходной экономикой показывает необходимость  демонополизации экономики в Республике Беларусь, изменения характера управления предприятиями и формирования конкурентных отношений путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего бизнеса, соответствующей протекционистской политики, наличия рынка земли и недвижимости, устойчивых денежной и финансовой систем.

Анализ экономической  ситуации в Республике, практики демонополизации позволяет сделать вывод о том, что в ходе реформирования национальной экономики было бы целесообразно отдать приоритет не антимонопольной, а конкурентной политике.

Роль государства как  регулирующего органа, сдерживающего  монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

    1. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика В 2-х томах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2004.
    2. Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ - Дата доступа: 05.11.2011
    3. Долан  Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика/Пер. с англ. В.Лукашевича и др.; Под общ. Ред. Б. Лисовика и В.Лукашевича. С.-Пб., 1994. – 448с.
    4. Качалин В.В. Система антимонопольной защиты общества в США. – М.: Наука, 1997. – 271с.
    5. Константинов С.А. Антимонопольное законодательство и регулирование: Лекция. – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2004. – 20с.
    6. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд. – М.:ИНФРА – М, 2001. – XXXIV, 974c.
    7. Микроэкономика: учеб. пособие // И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 389 с.
    8. Монополизм и антимонопольная политика/Барышева А.В., Сухотин Ю.В., Богачёв В.Н. и др. – М.: Наука, 1994. – 240с.
    9. Пиндайк Роберт С., Рубинфельд Даниел Л. Микроэкономика: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 808с.
    10. Принципы экономикс. 2-е изд./Н.Г.Мэнкью. – Спб.: Питер, 2003. – 624с.: ил.
    11. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М.ИНФРА-М, 2000. – XVI, 696с.
    12. 50 лекций по микроэкономике – Режим доступа: http://www.economicus.ru/ - Дата доступа: 26.10.2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Оценка уровня монополизации товарных рынков 

 

Таблица А.1 – Уровень монополизации товарных рынков в 2010 году

Уровень

Изучено товарных рынков

Включены в Реестр

Исключены из Реестра

Республиканский уровень

23

6

2

Местный уровень

96

66

22


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2].

 

Таблица А.2 – Уровень монополизации товарных рынков в 2011 году

Уровень

Изучено товарных рынков

Включены в Реестр

Исключены из Реестра

Республиканский уровень

63

19

12

Местный уровень

130

68

30


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2].                                                                

 

                                                               

 


Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой