Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 01:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение антимонопольного регулирования и антимонопольного законодательства в Республике Беларусь.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
• Раскрыть сущность монополии, определить её основные черты, опреде-лить условия максимизации прибыли для монополиста, а также издержки, которые влечёт за собой монополия;
• С помощью сравнительного анализа выявить различия между моделями монополии и совершенной конкуренции;
• Изучить основные методы регулирования монополии, которыми руководствуется государство;
• Проанализировать антимонопольную политику стран с развитой рыночной экономикой;
• Изучить основные направления антимонопольной политики в Республике Беларусь;
• Обобщить данные об антимонопольном законодательстве Республики Беларусь;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы монополии……………………………………………….6
1.1 Понятие, сущность и основные черты монополии…………………………...6
1.2 Принятие монополией решения об объёме выпуска и цене товара, доход мо-нополии……………………………………………………………………………...10
1.3 Максимизация прибыли………………………………………………………..13
1.4 Последствия монополизма…………………………………………………….15
2 Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование (опыт зарубежных стран)………………………………………………………………….18
2.1 Государственная политика в отношении монополий………………………..18
2.2 Зарубежное антимонопольное законодательство…………………………….22
3 Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь……………………………………………………………….25
3.1 Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь……..25
3.2 Основные результаты работы за 2011 год в области антимонопольного ре-гулирования…………………………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………………...30
Приложение А Оценка уровня монополизации товарных рынков ……………..31

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 218.05 Кб (Скачать)

Современная технология в  некоторых отраслях такова, что эффективное  малозатратное производство может быть достигнуто, только если производители являются чрезвычайно крупными как в абсолютном выражении, та и относительно доли рынка. Там, где эффект масштаба производства очень значителен, кривая средних издержек фирмы будет понижаться на протяжении большого отрезка в сторону горизонтальной оси объёма производства. При данном рыночном спросе достижение низких затрат на единицу продукции и, следовательно, низкой цены единицы продукции для потребителей зависит от существования небольшого числа фирм или, в крайнем случае, только одной фирмы [6, с. 533].

Для анализа данной ситуации следует рассмотреть рисунок 1 (эффект масштаба: пример естественной монополии).


 

 

 

 

 

 

 

      Рисунок 1 – Эффект масштаба: пример естественной монополии

                                      Примечание – Источник: [6, с. 534].

На этом графике представлен  эффект масштаба, то есть снижающиеся  средние совокупные издержки, во всем диапазоне производства. В результате любой конкретный объем продукции может быть произведён с наименьшими издержками, когда имеется только единственный производитель – монополия. Можно заметить, что монополия могла бы произвести 200 единиц продукции при издержках 10 дол. на единицу и, следовательно, совокупных издержках 2 тыс. дол. Если бы в отрасли было две фирмы и каждая из них производила бы100 единиц продукции, издержки в расчете на одну единицу составили бы 15 дол., а совокупные издержки возросли бы до 3 тыс. дол. Ещё более острая конкурентная ситуация с четырьмя фирмами, где каждая производила бы по 50 единиц продукции, способствовала бы резкому увеличению издержек на единицу продукции и совокупных издержек до 20 дол. и 4 тыс. дол. соответственно. Из данного примера следует вывод, что для того, чтобы производить любой объём продукции с минимальными общими издержками , используя наименьшее количество ресурсов, отрасль должна быть чистой монополией.

Если чистая монополия  существует изначально, то нетрудно заметить, почему эффект масштаба функционирует  в качестве барьера, защищающего  эту фирму от конкуренции. Вновь  создающиеся фирмы, старающиеся  попасть в эту отрасль в  качестве мелких производителей, будут  иметь очень мало шансов на выживание  и развитие, так как они не смогут производить с такой же экономией издержек, как монополист, и поэтому не смогут добиться необходимой прибыли.

Существует и другой вариант  – «начать, уже достигнув внушительного  размера», то есть войти в отрасль  уже крупномасштабным производителем. Однако новому предприятию очень трудно найти денежные средства для приобретения большого объёма капитально оборудования, необходимого для обеспечения эффекта масштаба во всём диапазоне производства. Финансовые барьеры для этого варианта в большинстве случаев настолько велики, что кладут запрет на этот вариант.

Яркий пример естественной монополии – водоснабжение населённых пунктов. Чтобы обеспечить водой  жителей города, фирма должна построить  водопроводную сеть, охватывающую все  его здания. Если бы в предложении  данной услуги конкурировали две  или более фирмы, каждая из них  должна была бы понести постоянные издержки на строительство своего водопровода. Средние совокупные издержки на водоснабжение  минимальны в том случае, когда  весь рынок обслуживается единственной фирмой  [10, с. 320].

При рассмотрении барьеров для вхождения в отрасль следует  обратить внимание на 2 важных момента:

  1. Относительная редкость. Барьеры для вхождения в отрасль не являются абсолютно непреодолимыми, поскольку чистая монополия встречается относительно редко. При этом научно-исследовательская деятельность и научно-технический прогресс могут усилить рыночную позицию фирмы, они также могут подорвать её монопольную власть. С течением времени создание новых технологий может уничтожить существующие позиции монополии. Развитие курьерской доставки писем, внедрение факсов и электронной почты подорвали монопольную власть почтовой службы. Аналогичным образом преимущества обладателей патентов можно обойти с помощью разработки новых, отличных от существующих продуктов, являющихся, тем не менее, их заменителями. Кроме того, могут быть найдены новые  источники стратегического сырья. Можно также сказать, что монополия с одной фирмой в отрасли может функционировать сверх отпущенного ей времени только при поддержке правительства, например монополия почтовой службы на доставку специальной почты.
  2. Приемлемость. Ранее было предположено, что монополии могут быть приемлемы или неприемлемы с точки зрения экономической эффективности. В некоторых случаях может возникнуть ситуация, когда рыночный спрос и особенности технологии обусловят необходимость существования монополии, что обеспечит эффективное производство с низкими издержками. Однако выводу относительно происхождения монополии (собственность на сырьё, патенты, лицензирование и нечестная конкуренция) указывают на нежелательность монополии [6, с. 536].

 

1.2. Принятие монополией  решения об объёме выпуска  и цене товара, доход монополии

 

Анализ процесса принятия монополией решения об объем производства продукции и установлении цены – это отправная точка в изучении вопроса о желательности монополии и политике правительства на монопольных рынках.

Монополия и конкуренция

Коренное различие между  монополией и конкурентной фирмой заключается в способности монополии определять цену продукции. Масштабы конкурентной фирмы в сравнении с размерами рынка, на котором она функционирует, незначительны, следовательно, она принимает цену на продукцию как данную, определяемую сложившимися на рынке условиями. Напротив, поскольку монополия – единственный поставщик рынка, она имеет возможность изменять цену на продукцию, варьируя объем предложения. Наглядно это ситуация представлена на рисунке 2а и 2б [10, с. 321].

 

 

 

 

 


 

 


 

 

     а) кривая спроса на товар                                б) кривая спроса на товар

     конкурентной  фирмы                                       монополиста 

Рисунок 2 – Кривые спроса на товар конкурентной фирмы  и монополиста

Примечание – Источник: [10, с. 321].

 

Конкурентная фирма по данной цене может продать столько  продукции, сколько она пожелает. Так как продукция фирмы конкурирует  с множеством совершенных заменителей (каковыми являются товары остальных фирм), кривая спроса для каждого производителя абсолютно эластична (рисунок 2а)

Так как монополия –  единственный поставщик на рынке, кривая спроса на предлагаемый товар –  это кривая спроса всего рынка, имеющая  отрицательный наклон вследствие обычных причин (рисунок 2б). Если монополист поднимет цену на предлагаемый товар, покупатели сократят закупки. С другой стороны, уменьшая количество реализуемой продукции, монополист тем самым поднимает цену.

Ограничение на возможности  монополиста реализовать власть над рынком в форме извлечения дополнительной прибыли накладывает кривая рыночного спроса. Иначе, монополист желал бы назначить высокую цену  и продать максимально возможный объём продукции. Однако рыночная кривая спроса делает невозможным подобное развитие событий, так как предлагает все возможные для фирмы – монополиста комбинации цены  и объёма выпуска. Регулирование монополистом объёма выпуска относительно цены позволяет ему оказаться в любой выбранной точке рыночной кривой спроса, но никак не вне её.

Очень важным является вопрос о том, какую же точку  на кривой спроса предпочтёт монополист. Следует  предположить, что целью монополиста  является максимизация прибыли. Так как прибыль равна разности её валового дохода и совокупных издержек, следующая задача, которая стоит перед автором - это изучение дохода монополиста [1].

Доход монополии

Рассмотрим пример:

Существует единственный поставщик какого-либо товара. В  таблице 1 представлена зависимость  дохода монополиста от количества поставленного  товара.

 

Таблица 1 – Валовой средний и предельный доходы монополии

Количество товара, шт.

(Q)

Цена, в $

(Р)

Валовой доход, в $

(TR = P×Q)

Средний доход, в $

(AR = TR/Q)

Предельный доход, в $

(MR = dTR/dQ)

0

11

0

-

-

1

10

10

10

10

2

9

18

9

8

3

8

24

8

6

4

7

28

7

4

5

6

30

6

2

6

5

30

5

0

7

4

28

4

-2

8

3

24

3

-4


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [10, с. 322].

 

В первых двух колонках расписан спрос на рынке монополиста. Представив имеющиеся данные в графической форме, получится типичная кривая спроса с отрицательным наклоном. В третьей колонке таблицы представлен валовой доход монополиста, равный произведению объёма продукции и цены. В четвёртой колонке – его средний доход, то есть доход, получаемый от продажи единицы продукции. Средний доход исчисляется как отношение валового дохода к объему продаж. Средний доход всегда равен цене товара. В последней колонке – предельный доход фирмы-монополиста – доход, получаемый от продажи дополнительной единицы продукции. Он исчисляется как изменение валового дохода при возрастании объёма выпуск на единицу. Также в таблице 1 представлен результат, который важен для понимания  поведения монополии: предельный доход монополиста всегда меньше цены его товара. Например, если фирма увеличит  поставку товара с 3 до 4 единиц, её валовой доход возрастёт только на $4, даже если она сумеет реализовать каждую единицу по $7. Для монополии предельный доход меньше цены, потому что кривая спроса на её продукцию имеет отрицательный наклон. Чтобы увеличить объём продаж, монополия должна снизать цену на свой товар, следовательно, чтобы продать четвёртую единицу товара, монополист должен довольствоваться меньшим доходом от первых  трёх единиц проданного товара.

Предельный доход  монополии значительно отличается от предельного дохода конкурентной фирмы. Когда монополия увеличивает производство на единицу, она вынуждена снизить цену на каждую единицу выпущенной ею ранее продукции, что ведёт к уменьшению дохода от продукции, которую она уже выпустила в продажу. В результате  предельный доход монополии ниже цены её продукции. Увеличивая объём продаж, монополия  сталкивается с двумя эффектами, влияющими на её валовой доход:

  • Эффект объёма: продаётся больший объём выпущенной продукции, то есть Q
  • Эффект цены: Цена падает, то есть P уменьшается [10, с. 323].

На рисунке 3 изображены кривые спроса, предельного дохода и валового дохода монополиста.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Спрос, предельный доход и валовой доход фирмы в условиях несовершенно конкурентного рынка

Примечание – Источник: [6, с. 539].

 

Так как фирма должна снизить  цену, чтобы увеличить  продажи, кривая её предельного дохода (MR) в условиях несовершенной конкуренции лежит ниже её понижающейся кривой спроса (D)/ Валовой доход (TR) увеличивается снижающимся темпом, достигает максимум и потом затем уменьшается. Существует особенная обратная связь  между MR и TR. При движении вниз по эластичному отрезку  кривой спроса TR возрастает и, следовательно, MR равен нулю. И при движении вниз по неэластичному отрезку кривой спроса TR снижается так, что MR становится отрицательным. Монополист или другой продавец, действующий в условиях несовершенной конкуренции, никогда не захочет понижать цену на неэластичном участке спроса, потому что этим он одновременно будет сокращать валовой доход и увеличивать издержки производства, таким образом, понижая прибыль.

1.3.Максимизация  прибыли

На рис.4 изображена кривая спроса, кривая предельного дохода и кривая издержек для фирмы-монополии. Кривые содержат информацию, необходимую для определения объёма выпуска, максимизирующего прибыль монополиста.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Рисунок 4 – Максимизация прибыли монополией

                                       Примечание – Источник: [10, с. 325].

 

Предположим, что объём  выпуска фирмы низок и равен  Q1. При таком объёме производства предельный доход превышает предельные издержки. Если фирма увеличит объём выпуска на единицу, дополнительный доход превысит дополнительные издержки и прибыль, которая равна разности валового дохода  и совокупных издержек, возрастёт. Таким образом, пока предельный доход превышает предельные издержки, фирма может увеличивать прибыль, наращивая объём выпуска.

Аналогичные рассуждения  применимы и к высоким объёмам  выпуска равным Q2. В этом случае предельные издержки превышают предельный доход. Если фирма сократит выпуск на единицу, то предотвращённые издержки превысит упущенный доход. Следовательно, если предельные издержки выше предельного дохода, фирма может увеличить прибыль, снизив объём выпуска.

В конечном итоге, фирма уравновешивает объём выпуска таким образом, что он достигает величины Qmax, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Этот анализ устанавливает общее правило максимизации прибыли: при объёме выпуска, максимизирующем прибыль, предельный доход совпадает с предельными издержками. Таким образом, объём выпуска, максимизирующий прибыль монополиста, определяется точкой  пересечения кривой предельного дохода и кривой предельных издержек. На рисунке 4 это точка А.

Кривая спроса  показывает цену, по которой покупатели желали бы купить предлагаемый объём продукции. Поэтому после того, как монополия определяет объём выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам, она использует кривую спроса для нахождения цены, соответствующей этому объёму. На рисунке 4 монопольная цена находится в точке В и отвечает условию P > MR=MC [10, с. 324].

Монопольная прибыль равна разности  валового дохода и совокупных издержек:

Прибыль = TR – ТС

Перепишем это равенство, разделив и умножив правую часть  на Q:

Прибыль = (TR/Q – TC/Q)×Q

TR/Q – это средний доход, равный цене Р, а TC/Q –это средние совокупные издержки ATC. Следовательно,

Прибыль = (Р – АТС)×  Q

Такое выражение прибыли  фирмы позволяет измерить прибыль  на графике монополии. Новый график представлен на рисунке 5 монопольная прибыль

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой