Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 01:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение антимонопольного регулирования и антимонопольного законодательства в Республике Беларусь.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
• Раскрыть сущность монополии, определить её основные черты, опреде-лить условия максимизации прибыли для монополиста, а также издержки, которые влечёт за собой монополия;
• С помощью сравнительного анализа выявить различия между моделями монополии и совершенной конкуренции;
• Изучить основные методы регулирования монополии, которыми руководствуется государство;
• Проанализировать антимонопольную политику стран с развитой рыночной экономикой;
• Изучить основные направления антимонопольной политики в Республике Беларусь;
• Обобщить данные об антимонопольном законодательстве Республики Беларусь;
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы монополии……………………………………………….6
1.1 Понятие, сущность и основные черты монополии…………………………...6
1.2 Принятие монополией решения об объёме выпуска и цене товара, доход мо-нополии……………………………………………………………………………...10
1.3 Максимизация прибыли………………………………………………………..13
1.4 Последствия монополизма…………………………………………………….15
2 Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование (опыт зарубежных стран)………………………………………………………………….18
2.1 Государственная политика в отношении монополий………………………..18
2.2 Зарубежное антимонопольное законодательство…………………………….22
3 Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь……………………………………………………………….25
3.1 Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь……..25
3.2 Основные результаты работы за 2011 год в области антимонопольного ре-гулирования…………………………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………………...30
Приложение А Оценка уровня монополизации товарных рынков ……………..31
2.2. Зарубежное антимонопольное законодательство
Необходимость в антимонопольном законодательстве появилась еще в конце XIX в. В этот период усилился процесс концентрации производства, проявляющийся в сосредоточении на все более крупных предприятиях значительных объемов выпуска продукции, капитала и рабочей силы. Так, в 1909 г. в США крупнейших предприятий с объёмом производства в 1 млн. долларов и выше насчитывалось 1,1 % от их общего числа, на них было занято 30,5 % всех рабочих, которые производили 43,8 % всей промышленной продукции страны.
Классическим примером борьбы с монополиями является антитрестовское законодательство США, которое сформировалось еще в конце XIX века и существует ныне в наиболее завершенном виде. В этой стране накоплен большой опыт регулирования монополий с помощью нормативно-правовых актов.
Основными антитрестовскими законами, действующими в США на федеральном уровне, являются: законы Шермана, Клейтона.
Впервые антимонопольные
законы были приняты в Канаде (1889 г.)
и в США (1890 г.). Сегодня американское антимонопольное
законодательство считается одним из
наиболее хорошо разработанных и прошедших
достаточную проверку временем. В США
основными законами, регулирующими
монополистическую деятельность и монополизированные
рынки, являются законы Шермана и Клейтона,
Антимонопольный закон Шермана
1890 г. составляет ядро антитрестовской
политики в экономической жизни США. Согласно
ему вне закона объявляется "всякий
контракт и всякое объединение в форме
треста, либо в иной форме, а также
тайное соглашение, направленное на ограничение
торговли и коммерческой деятельности. .." В
этом законе также указывается, что "каждое
лицо монополизировавшее, либо пытающееся
монополизировать... какую-либо отрасль
торговой операции... будет считаться правонарушителем".
В поправке Клейтона
к этому закону от 1914 г. нарушение его
статей квалифицируется
как "тяжкое преступление", карающе
Поправка Селлера—Кефовера (
С точки зрения американского законодательства, компания может быть признана монополистом и в отношении ее могут быть начаты судебные действия, если ею контролируются более 6 % рынка и имеются факты, свидетельствующие об использовании нечестных методов конкурентной борьбы.
В антитрестовском
Достаточно жестко американское
законодательство относится к слияниям
компаний. Так горизонтальные слияния
— слияния двух конкурентов,
например, автомобилестроительных «Форд»
Исключения существуют только в том случае, если одна из компаний находится на грани банкротства.
Вертикальные слияния - это слияния фирм, специализирующихся на разных стадиях производительного процесса в одной отрасли. Такие слияния также не допускаются, если каждая фирма обладает 10 или более процентами соответствующего рынка. Считается, что вертикальные слияния сокращают возможности конкуренции между компаниями-продавцами сырья. Американское антимонопольное законодательство по существу разрешает конгломератные слияния компаний, технологически не связанных между собой. Например, телефонной и страховой компаний, так как монополизация рынка одного из товаров в данном случае не происходит.
В США предусматриваются
достаточно жесткие санкции за
нарушение антимонопольного законодательс
Однако в действительности
случаи ужесточения по отношению
к компаниям-монополистам применяются
не так часто. К примеру, за всю историю
американского антимонопольного законодательства
расформировано было около 30
компаний. Наиболее громкими делами было
расформирование в 1911 г. нефтеперерабатывающего и
табачного трестов и разделение в 1982 г.
компании «АТТ». Судебные дела
в отношении компаний-монополистов длятся
годами, так как такие процессы — дело
сложное, требуют огромных затрат и привлечение
массы средств. Так, дело «Юнайтед стейтс машинери
В ряде случаев
при наличии дополнительных обстоятельств д
В европейских странах
антимонопольное
В отличие от американского
антимонопольного законодательства, ставящего
своей целью, как правило, следование
букве закона, для европейских стран решающим в
антимонопольной политике государства
является принцип "здравого смысла".
Главной целью антимонопольной политики
большинства стран Европы является улучшение
качества продукции за счет широкого развития
конкуренции. В Англии, например основными
органами, осуществляющими
3.Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь
3.1. Государственная
антимонопольная политика в
Нормы конкурентного права Республики Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном Кодексе Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.
Основу антимонопольного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы:
Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.
В результате процессов реформирования
собственности, демонополизации экономики
в республике сформировались товарные
рынки с конкурентной структурой. Вместе
с тем некоторые товарные рынки по своей
природе остаются монополизированными.
В этой связи необходимо определение статуса
и роли рыночных монополий в процессе
мониторинга товарных рынков, а также
соответствующих методов государственного
антимонопольного регулирования и контроля
за их деятельностью и поведением на товарных
рынках.
Регулирование деятельности субъектов
естественных монополий будет осуществляться
путем постепенного уменьшения числа
товарных рынков, на которых признается
наличие естественной монополии, стимулирования
конкуренции, поддержки предпринимательства,
устранения препятствий к вхождению на
рынок новых производителей.
В тех сферах, в которых по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.
Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.
Настоящий этап развития экономики по новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйствующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем, чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке.
Важным и актуальным направлением
регулирования отношений на конкурентных
рынках является предупреждение и пресечение
недобросовестной конкуренции. Необходимость
развития данного вида деятельности антимонопольного
органа обусловлена прежде всего построением
в республике социально ориентированной
рыночной экономики, в рамках которой
одно из важных мест принадлежит формированию
цивилизованной конкурентной среды. Целью
государственной политики в этом направлении
является выработка цивилизованных и
справедливых методов ведения бизнеса,
добросовестного продвижения на рынок
товаров и услуг.
Исходя из изменившихся экономических
условий, основным направлением антимонопольной
политики должно стать дальнейшее сужение
сферы прямого государственного регулирования
цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов
на основе дифференцированного подхода
к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей
и постепенного перехода от ценового регулирования
к системе антимонопольного регулирования
и контроля.
Одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность [2].
3.2.Основные результаты работы за 2011 год в области антимонопольного регулирования
В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики, облисполкомами, Минским горисполкомом в 2011 году продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления.
Оценка уровня монополизации товарных рынков осуществлялась посредством изучения товарных рынков. В отчетном периоде изучено:
По результатам изучения товарных рынков установлено доминирующее положение ряда хозяйствующих субъектов. В Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее – Реестр), включены: